Ссылки для упрощенного доступа

Михаил Амосов


Ведущий Петербургского часа программы "Liberty Live" Виктор Резунков: Политический Петербург в эти дни стал похож на потревоженный муравейник. В городе стартует предвыборная кампания. О выборах президентских, парламентских и губернаторских мы и поговорим сегодня с депутатом Законодательного собрания, лидером петербургской организации партии "Яблоко" Михаилом Амосовым. Михаил Иванович, прежде, чем поговорить о выборах, я хотел бы спросить вас по поводу обсуждения единого кандидата от демократических сил в президенты. Сегодня состоится встреча, как бы заседание политсоветов СПС и "Яблока", на котором будет обсуждаться этот вопрос, вот я бы хотел у вас спросить, что вы думаете по этому вопросу?

Михаил Амосов: Моя точка зрения, что вообще эта тема совершенно неактуальна, несвоевременная. С чего, собственно говоря, возникла такая инициатива? До окончания срока нынешнего президента еще два года. Как говорится, еще работать и работать. И думаю, сейчас проводить оценку того, что сделано и что не сделано Путиным, достаточно преждевременно, а тем более - договариваться, кто будет кандидатом против Путина. Это совершенно не способствует решению тех проблем. которые стоят перед страной и в решении которых должны участвовать правые силы в широком смысле слова и демократическая партия "Яблоко", к которой я принадлежу, и СПС, и в решении которых должен участвовать и президент. Мне кажется, что возможности для какого-то влияния на курс президента со стороны правых сил, со стороны партии "Яблоко" не исчерпаны, и это предложение, как мне представляется, только вредит возможному влиянию, совершенно несвоевременно поляризует ситуацию в политическом пространстве. Так что я, честно говоря, хотел бы, чтобы эта тема была закрыта, как можно скорее и на достаточно длительный срок.

Виктор Резунков: Все-таки, я хотел бы ее продолжить, дело в том, что я не вижу, например, оппозиционности на правом фланге президенту, действующей власти. Я понимаю, одно дело - позиция СПС, а вот "Яблока" - по каким вопросам вы не согласны, например, с политикой Владимира Путина?

Михаил Амосов: На последнем заседании федерального совета "Яблока" мы как раз обсуждали, сверяли, что называется, свои позиции, и общее мнение примерное такое: что для нас важен тот сдвиг, который произошел во внешнеполитическом курсе президента после 11 сентября, эта ориентация на сближение с Западом стала для всех очевидна. Это очень важно и, более того, я, например, считаю, что это не может не сказываться на внутренней политике. Потому что это процессы связанные - внешняя и внутренняя политика. Так или иначе, входя в мировое сообщество, стремясь в ВТО, сближаясь с Европой, устанавливая новые какие-то механизмы взаимоотношений с НАТО, мы, как страна, должны соответствовать определенным стандартам в области экономики, в области права, в области прав человека, свободы средств массовой информации и так далее. И уже переходя к этому можно сказать, где общее и где какие-то расхождения, где проблемные области во внутренней политике.

Ситуация такая. Пожалуй, если говорить об экономике, много точек соприкосновения, в конце концов, линия на понижение налогов, та, которая проводилась в последнее время Путиным и правительством, линия, которую много лет назад предлагало "Яблоко". Мы рады, что, наконец, нам удалось достучаться до исполнительной власти, здесь и я скажу так, что вот, может, это не вполне то, что мы хотели бы, но тенденция верная. То же самое касается многих экономических моментов, хотя тенденция верная, но можно было бы делать многие вещи и решительнее, и лучше. Но есть проблемные области. Прежде всего, это касается средств массовой информации, и я считаю, что в нашей стране не существует на самом деле той подлинной свободы слова, которая должна бы быть. На крупнейших средствах массовой информации, я имею в виду, прежде всего телеканалы - они контролируются практически все государством, там есть просто запретные темы, и они не обсуждаются. Например, тема военной реформы, казалось бы, обсуждается в прессе, но, на самом деле, точка зрения, которой я придерживаюсь и которой, кстати, придерживаются очень многие офицеры нашей армии, с которыми я сталкиваюсь как депутат - точка зрения о том, что мы должны отказаться от полумер, от паллиативов, что надо решительно встать на путь создания профессиональной армии, что та система набора в армию, которую пытаются сейчас сохранить с помощью закона об альтернативной гражданской службе, точнее об альтернативном рабстве - это все совершенно неприемлемо, не будет работать, это будет небоеспособная армия, которая просто будет пожирать ресурсы нашего государства. Эта тема всерьез средствами массовой информации не обсуждается, и точка зрения, которую я излагаю, не звучит на основных российских телеканалах, не случайно, я думаю. Вот в этой сфере у нас есть проблемы.

У нас есть проблемы связанные, скажем так, со шпиономанией. Это очень проблемная область. Вообще, тема того, что делают наши спецслужбы, насколько они вмешиваются в какие-то процессы в обществе, эта тема тоже не обсуждается, а она должна была бы обсуждаться, потому что здесь не все в порядке. Достаточно вспомнить роль, которую сыграли спецслужбы в свое время при организации первой чеченской войны, это просто провокационная роль была, на мой взгляд, и в общем-то никто за это не ответил, всем, видимо, сказали спасибо за эту провокационную роль. Есть темы, которые разделяют, я полагаю, демократическую партию "Яблоко" и, скажем, администрацию президента, многих там. А, в конечном итоге, речь идет о том, готовы ли мы как государство выпустить общество из-под контроля? Готовы ли мы сделать наоборот, чтобы государство контролировалось обществом? Об этом идет речь. Мы считаем, что первично общество, и оно должно быть достаточно свободно по отношению к этому государству, и государство должно служить этому обществу. Но мы знаем, что многовековая практика российской жизни противоположна. Государство жестко контролирует общественные процессы, организует многие из них, а это не соответствует современному миру, и страны, где так построены отношения, не могут, в конечном итоге, развиваться так успешно, как страны, где свобода общества и свобода человека на первом месте.

Виктор Резунков: Михаил Иванович, давайте теперь поговорим о выборах в Законодательное собрание Петербурга. Во-первых, хотелось бы все-таки определиться с датой. Есть мнение, что это будет в декабре, есть мнение, что даже в феврале, когда же они состоятся?

Михаил Амосов: Я полагаю, что, исходя из принятых изменений в Устав города, эта дата должна быть 8 декабря. Законодательное собрание должно быть избрано до того, как прекратит работу нынешнее, это очень важно, чтобы ни одного дня не оставался город без законодательного органа. То есть, я утверждаю, что дата будет 8 декабря.

Виктор Резунков: То есть, по идее выборы пройдут по старой схеме, а не по новому закону о выборах, который сейчас принят?

Михаил Амосов: Нет, почему многие положения вот этого закона будут действовать. Не будут, к сожалению, действовать те положения, которые вступят в середине 2003-го года. Эти положения связаны с окончательным формированием в России системы, опирающейся на политические партии. Я напомню, что к этому моменту пройдут оформление политические партии, и только они дальше смогут участвовать активно в выборах, и с середины 2003-го года во всех российских парламентах, во всех регионах будет введена система, когда не менее половины депутатов избирается по партийным спискам, как сейчас в Государственной Думе. Но, к сожалению, на петербургский парламент следующего созыва это правило еще не распространяется.

Виктор Резунков: Михаил Иванович, 4 июля в Санкт-Петербурге лидер СПС Ирина Хакамада заявила о намерении создать антигубернаторскую коалицию с СПС, "Яблоком" и "Единой Россией", как вы оцениваете эту идею?

Михаил Амосов: Я сделаю маленькую ремарку. Когда мы говорим о каких-то идеях, давайте смотреть каждый раз о том, насколько это последовательно. Мне кажется, последние заявления лидеров СПС просто полны противоречий. Что я имею в виду. Смотрите, Немцов предлагает "Яблоку" и СПС заняться поисками кандидата в президенты. Но позвольте, члены СПС работают в администрации нынешнего президента. Тогда господин Кириенко должен, наверное, перестать быть представителем президента в Поволжском округе, Чубайс должен уйти из РАО ЕЭС, по сути, государственной компании, которая подчиняется президенту. Будьте последовательны, господа. Есть, некая странность в этой истории. И вот в предложении Ирины Хакамады создать антигубернаторский блок с участием "Единой России" тоже есть такая странность. Я сразу хочу сказать, что по нашей совместной работе с СПС в Законодательным собранием Петербурга, вот здесь все нормально, действительно мы занимаем в питерском Законодательном собрании, так же как и СПС, позицию независимую по отношению к губернатору, частенько голосуем против его предложений, можно сказать, что мы партия оппозиционная в петербургском Законодательном собрании. И, кстати, в Законодательном собрании нет устойчивого большинства ни у тех, кто поддерживает губернатора, ни у тех, кто его критикует, вот такое равновесие сил, и, может, кстати это хорошо.

И, возвращаясь к предложению Хакамады: все замечательно, "Яблоко" и СПС готово к сотрудничеству, мы провели уже большой тур консультаций по вопросу о том, чтобы наши кандидаты не сталкивались, чтобы мы не мешали друг другу на выборах, у нас есть общее, есть различие, но главное - что нас объединяет избиратель. Мы знаем, он просто требует, чтобы перед ним не стоял этот выбор, "Яблоко" или СПС, и мы это можем сделать вместе с СПС, но с "Единой Россией" ситуация очень сложная. Какая может быть антигубернаторская позиция у "Единой России", если сам губернатор Яковлев - член "Единой России" и входит в руководящие органы этой партии на федеральном уровне. Здесь что-то не так. Я не исключаю каких-то договоренностей с Россией по частным вопросам, но говорить о том, что это антигубернаторский блок это уже слишком. Мне кажется, что прежде всего надо, чтобы "Единая Россия" разобралась во внутренних своих взаимоотношениях, может быть, кстати, поэтому и господин Солонин так драматично оценивает ситуацию перед выборами в Санкт-Петербурге.

Виктор Резунков: Но вы с ним не согласны?

Михаил Амосов: Это нормальная ситуация перед всякими выборами. Конечно, все готовятся. Конечно, выборы будут очень жаркими тяжелыми. Я согласен, что действительно петербургские выборы в чем-то задают определенный тон, дают определенный старт даже федеральным выборам, потому что через год после наших выборов проходят выборы в Государственную Думу. По опыту прошлых лет я знаю, что наши выборы будут освещать и мировые средства информации, в 1998-м году у меня даже австралийское телевидение брало интервью, такой удивительный случай, когда региональные выборы по Петербургу привлекают такое внимание. Выборы действительно важные, конечно, будет очень серьезная борьба, но, возвращаясь к предложению Хакамады, я думаю тоже, что оно недостаточно продуманно, скажем так.

Виктор Резунков: Вообще внимание из Москвы вы ощущаете какое-то, из каких-то политических московских кругов, и если да, то откуда?

Михаил Амосов: Да. Конечно, я могу вам сказать, что может основной проблемой организации выборов в нашей стране является то, что выборами активно занимаются не только политические партии, а они для этого созданы, не только те, кто хочет участвовать, но и административные структуры. Это и администрация губернатора, администрация города, это и полпредство, так или иначе, в это будет втянуто. Честно говоря, мне это не нравится. Я считаю, что пока у нас будет участвовать в выборах так называемый административный ресурс, до тех пор мы можем сказать, что выборы не вполне свободные, потому что вообще в цивилизованном плане на выборах не должен использоваться административный ресурс.

Виктор Резунков: Михаил Иванович, но в свете этого противостояния между губернатором и полпредом можно ожидать, что административный ресурс на предстоящих выборах будет достаточно внушительным?

Михаил Амосов: Боюсь, что да.

Виктор Резунков: Как, вообще не говорят, никакие уже суммы не называют, сколько стоит кресло депутата в Законодательном собрании?

Михаил Амосов: Вы знаете, это ведь вещь такая, зависит очень от того, кто делает эту оценку, от того, кто баллотируется, поэтому здесь какой-то такой стандартной величины не существует.

Виктор Резунков: Я вспоминаю, на прошлых парламентских выборах в Петербурге назывались определенные суммы и говорили, что существуют целые фирмы, которые чуть ли не под ключ сдают кресло.

Михаил Амосов: Обычно цифры называются все-таки завышенные. Как раз завышают их в прессе вот эти самые люди, которые на этом деле зарабатывают, имиджмейкеры, политтехнологи и так далее, им выгодно, чтобы существовало такое мнение, что выборы - это супердорого. Это дорого, конечно, всегда, но те цифры, которые называют, думаю, в большинстве случаев преувеличены.

Виктор Резунков: Если говорить о партиях и движениях - как, по вашему мнению, между какими партиями и движениями развернется основная борьба. Я понимаю, делать прогнозы - занятие неблагодарное, но, тем не менее, если представить себе, что может произойти на этом политическом поле?

Михаил Амосов: Во-первых, я думаю, что действительно будет сформирован более отчетливый, чем в прошлые годы, список, который будет ориентироваться на губернатора. Может, он не будет оформлен как какое-то общественно-политическое движение, но я даже этого не исключаю. Ну и все федеральные партии, я имею в виду и "Яблоко", и СПС, мы постараемся не мешать друг другу в конкретных округах, но, видимо, будут две раздельные кампании, "Единая Россия", то есть, все партии будут участвовать в этом. Большое количество людей как бы независимых будет участвовать. Но здесь всегда надо помнить, что это люди связаны с кем-то, с какими-то группами, с какими-то, может, лоббистскими структурами, может быть, какими-то экономическими структурами, а может и с криминальными, такое тоже бывает, и просто не заявляют об этих связях. Поэтому я придерживаюсь той точки зрения, что независимых депутатов, может, кроме депутата Щелканова, просто не бывает, но Александр Александрович - это такое уникальное явление, он был председателем горсовета в начале 90-х, и он может поэтому позволить себе такую независимость. Про остальных я могу сказать, что обязательно люди связаны, либо с партиями, что правильно, потому что это публичные структуры, либо с какими-то теневыми структурами.

XS
SM
MD
LG