Ссылки для упрощенного доступа

Евгений Козлов


Ведущий Петербургского часа программы "Liberty Live" Виктор Резунков: Саммит государств Большой Восьмерки, стартовавший в канадским местечке Кананаскис, стал объектом пристального внимания не только политиков и спецслужб, но и антиглобалистов. В Петербурге антиглобалисты тоже активно себя проявляют, и особенно это было заметно во время прошедшей недавно встречи Владимира Путина с Джорджем Бушем-младшим. Кто они такие, антиглобалисты, что они хотят, почему они выбрали такие варварские методы борьбы? Обо всем этом и многом другом мы поговорим сегодня с нашим гостем, сопредседателем Комитета единых действий в защиту социальных прав граждан Евгением Козловым.

Евгений Александрович, попрошу вас рассказать о вашей организации. Насколько я понимаю, это именно та организация, о которой говорят как об организации антиглобалистов?

Евгений Козлов: Да вы правы. Наша организация, хотя это скорее не организация, а центр сотрудничества нескольких организаций, более двух десятков, возникла более двух лет назад. Нас объединила вначале борьба против правительственного варианта Трудового кодекса, поскольку он ущемлял права и профсоюзов, и рабочих, работников, и вот несколько профсоюзов, в том числе такого крупного предприятия, как Ленинградский металлический завод, Комбинат цветной печати, которые сотрудничали и ранее в борьбе на Выборгском целлюлозно-бумажном комбинате, создали такой центр. Это было после очередного нашего пикета у Законодательного собрания. Депутат Андреев помог нам тогда, и мы собрались в египетском кабинете и учредили наше это общество. И на базе нашего комитета в январе этого года создано движение "Нет капиталистической глобализации".

Виктор Резунков: Какие основные цели преследует ваша организация?

Евгений Козлов: Цели выражены в самом названии. Это солидарность, поддержка предприятиям, вот сюжет о "Красном треугольнике" - мы им тоже предлагали, председателю профкома, провести пикет у городской администрации, вот такие пикеты мы проводили и по поводу событий на ряде других предприятий, это защита общественного транспорта, мы принимали активное участие в противодействии ликвидации 6-го Трампарка, недавно проводили большой пикет, там приняло участие много жителей Васильевского острова, против снятия трамвайных путей. Это также вопросы просто правовой пропаганды среди жителей. Мы проводим ряд встреч с населением по нашим районам города, это активное участие вот в деятельности того, что называют антиглобалистским движением.

Виктор Резунков: Я смотрю, основной формой вашей борьбы являются такие акции, как пикеты, как митинги, что, нет возможности договориться с властями каким-то путем переговоров?

Евгений Козлов: Мы ведем переписку и с депутатами, и с Государственной Думой, мы участвуем в парламентских слушаниях, кстати, по Трудовому кодексу, пишем губернатору, и я думаю, сегодня не секрет, звучало и в вашем эфире, что чаще всего мы получаем, как и профком комбината "Красный треугольник", только отписки. Поэтому о диалоге в прямом, настоящем смысле говорить не приходиться.

Виктор Резунков: Вы поддерживаете контакты с европейскими коллегами?

Евгений Козлов: Да. Конечно, вот, в частности, у нас были хорошие контакты с движением, всемирным уже можно сказать, движением "Атак", именно эта организация пригласила 6 членов нашего комитета, которые участвовали в Генуэзском социальном форуме в июле прошлого года. Кроме того, мы тесно связаны с международным союзом трудящихся народов Европы. Я на прошлой неделе был в Женеве на конференции профсоюзных активистов Европы, Азии, Латинской Америки, которая шла параллельно 90-й конференции Международной организации труда.

Виктор Резунков: Что обсуждалось на вашей конференции?

Евгений Козлов: Обсуждались те же вопросы, что и на официальной сессии МОТ, проблема детского, женского труда, и противодействие политики ревизии конвенции МОТ, которая сейчас проводится под благовидным предлогом распространения ее на большее количество стран.

Виктор Резунков: Евгений Александрович, у меня сразу к вам вот такой вопрос: вы представились, если так можно сказать, я хотел спросить вас: смотрите, я наблюдаю постоянно акции протеста европейских антиглобалистов, достаточно жесткие, у меня, особенно в последнее время, постоянно возникает сравнение с акциями протеста российских правых экстремистов, скажем так. Вот погром футбольных фанатов в Москве - он мне очень напомнил акции европейских антиглобалистов. Простите за такое нескромный вопрос, вам не стыдно вообще?

Евгений Козлов: Я думаю, мне стыдиться нечего, тем более, что по вопросу об акции фанатов, я думаю, большая доля ответственности за то, что произошло, ложится на власти России, которые допустили эти события.

Виктор Резунков: Простите, я не прошу вас взять ответственность за это, но прошу ответить мне на вопрос: почему европейские антиглобалисты, люди, которые живут в такой среде, выступают с такими формами протеста?

Евгений Козлов: Вообще, понятие "антиглобалисты" - пропагандистский штамп. Само название не выражает сущности движения. Оно интернационально, оно объединяет людей разных континентов, людей, которые не являются какими-то современными луддитами, они как раз хотят построить более современное, более демократическое, более гуманное общество, но, естественно, это общество не национальной замкнутости. Во-вторых, это движение очень разнородно, и там есть реформаторы капитализма, которые выступают с лозунгом придать глобализации гуманистический облик, человеческое лицо, и есть анархисты, так называемый "Черный блок", которые в основном и совершают эти акции. Но я не хотел бы упрощать ситуацию, я сам ее наблюдал на улицах Генуи, потому что полицейские репрессии, а там был убит один из манифестантов, вызывают протест и такой стихийное возмущение. Когда власть начинает бить дубинкой, любой человек хватается за все, что под рукой, чтобы оказать сопротивление, любой уважающий себя человек.

Виктор Резунков: Не будем спорить, кто первый начал...

Евгений Козлов: Это цепочка.

Виктор Резунков: Другой вопрос. Противники антиглобалистов постоянно заявляют о том, что вот та организованность, с которой антиглобалисты выступают в том или ином месте проведения своих акций протеста, свидетельствует о том, что все направляется откуда-то искусственно, подпитывается финансовыми средствами. Вы лично, ваша организация, ощущаете какую-то финансовую поддержку?

Евгений Козлов: Это еще один из типичных мифов и нашего сознания, и оружие, можно сказать, пропаганды. Я могу сказать о том, как мы съездили в Геную, и будет ясно, как мы финансировались, мэрия этого города предоставляла нам бесплатные обеды, они состояли из бутылки минеральной воды, яблока и сэндвича. Жили мы на полу, в школе, не в гостиницах, естественно, единственные затраты которые понесла организации "Атак" - аренда автобуса - они собирали на это деньги. Остальное - мы привезли сами и питались, как могли, сами. Что касается здесь - никакого финансирования мы не получаем.

Виктор Резунков: А дорогу, простите?

Евгений Козлов: Я сказал - автобус они оплатили, да, хотя за визы мы уже платили сами. Что касается поездок, когда меня приглашают на конференцию, естественно, оплачивает расходы на гостиницу, на билет.

Виктор Резунков: Но это тоже большие расходы это тоже... Не везде далеко и не всегда. Меня тоже постоянно приглашают на различные конференции, но оплачивать я должен сам поездки.

Евгений Козлов: Я не думаю, что это те самые средства, которые придают такой размах этому движению.. Я думаю, размах движению придает стихийное возмущение, потому что я видел десятки тысяч людей, которые приехали в Геную, это люди, которые приехали вне всяких организаций. Они поймали по Интернету соответствующее сообщение, скатали поролон в рюкзак, "мобильник" и приехали на социальный форум, и приняли участие в демонстрациях, массовых демонстрациях, где участвовало до 300 тысяч человек.

Виктор Резунков: Евгений Александрович, но "мобильник" - сразу, к примеру, опять-таки возникает вопрос. Антиглобалисты выступают против глобализации - по идее они должны выступать против достижений, которые возникли, против компьютеров, против тех же мобильных телефонов, если быть до конца настойчивым. Почему этого не происходит? По идее, надо вообще уйти в леса и оттуда подавать сигналы какие-то дерганьем за веревки, и так далее?

Евгений Козлов: Виктор, я думаю, вы сами понимаете лукавство вопроса. Потому что я уже сказал: мы не против глобализации как таковой. Мы за глобализацию, но не за капиталистическую глобализацию, когда известный международный институт, та же "Семерка" решает проблемы всего человечества. Мы за то, чтобы в этой глобализации участвовали народы. Мы не против технического прогресса, но мы против того, чтобы технический прогресс подавлял человеческую личность.

Виктор Резунков: Евгений Александрович, завтра вы встаете в пикет на Исаакиевской площади, вы были участником тех событий во время визита Владимира Путина и Джорджа Буша-младшего в Петербург. Я так понимаю, что вы выступаете против нарушений прав, ваших прав сотрудниками правоохранительных органов - несколько слов об этом?

Евгений Козлов: Я вначале хочу сказать, что дата 28 мая связана не с питерскими, а с московскими событиями. Потому что, если в Питере были задержаны люди, но кроме таких грубых тычков в нашей среде избиений не было, то в Москве ОМОН достаточно свирепо разогнал разрешенную накануне акцию 28 мая, там пять человек получили серьезные, телесные повреждения, в том числе сотрясения мозга, сломанный нос, и так далее. И мы протестуем не только по поводу нашей судьбы, потому что мы тоже, естественно, возмущены несправедливостью и нарушением законности, но и по поводу акций в Москве. Что касается наших событий, то реакция властей была явно неадекватной, и тут можно выделить, наверное, несколько причин такой неадекватности. Первое - то, что хотели обеспечить спокойствие визиту высоких держав, показать, что все население Питера поддерживает ту политику, которую проводят Буш и Путин, это одна причина, а вторая - показать такую твердость, запугать нас достаточной жестокостью, но если говорить конкретно, то меня, в частности, обвинили в мелком хулиганстве, в том, что я громко кричал, нецензурно выражаясь в адрес правительств США и России. Такого факта не было, поскольку меня задержали в тот момент, когда я попытался распространить листовки. Распространение листовок - это мое неотъемлемое гражданское право, выразить свою позицию через листовку. Других ребят, которые были вместе со мной, задержали только потому, что они были вместе со мной. И мы отсидели двое суток, как говорят в народе, в "обезьяннике", в отделении милиции, перед этим нас достаточно жестко допрашивали в отделе по борьбе с экстремизмом, и уже сейчас, когда мы подали жалобы в городской суд, выясняется, что все это дело не имело юридического основания. Например, ряд членов комитета анархистского, который сотрудничает с нашим комитетом, были задержаны, потому что у них в сумке были только листовки. Но саму листовку они даже не приложили к делу и обвинили их в том, что они нарушают правила распространения печатной продукции, хотя эта малотиражная продукция не подлежит этим правилам вообще. И суд был вынужден сказать, что нет предмета административного правонарушения. И я хочу сказать, что вот эта реакция властей - она на очень высоком, видимо, уровне была санкционирована. Я могу привести ответ депутату Государственной Думы Олегу Смолину заместителя министра, где полностью оправдываются эти действия властей заместителем министра внутренних дел.

Виктор Резунков: Говорят даже, что ваша акция даже послужила поводом для отставки руководителя ГУВД Петербурга Вениамина Петухова?

Евгений Козлов: Я думаю, тут трудно понять причины этой отставки, поскольку, вы знаете, Петербург давно уже на особом счету у министра Грызлова, но, по крайней мере, Петухов давал пресс-конференцию, гордился своими заслугами в подавлении этого антиглобалистского движения.

Виктор Резунков: Евгений Александрович, один из опрашиваемых на улице петербуржцев сказал, что у мира существует сейчас одна угроза - мировой терроризм - , и то, что такие большие акции антиглобалисты проводят, подрывают наоборот, если так можно выразиться, стабильность в противостоящим этой угрозе сообществе государств. Вам не кажется, что действительно антиглобализм сейчас играет на руку мировым террористам?

Евгений Козлов: Нет, мне так не кажется. Мне кажется, что на руку террористам играет именно политика капиталистической глобализации. И можно даже сказать о том, что эта глобализация уже завела страны Восьмерки, в том числе, в определенный тупик, потому что она порождает взрыв ксенофобии, взрыв терроризма, социального возмущения. И я думаю, не случайны те шаги, которые предпринимаются, чтобы сгладить эти противоречия, но это опять же это не устранение их причин. Что же касается нашего движения - давайте уйдем от тех штампов, которые прозвучали и в ответах наших граждан, это достаточно мирное и организованное движение. В качестве примера я могу привести второй социальный форум, который в феврале этого года был в Бразилии, в Порто-Аллегро. Там собралось 100 тысяч человек, и охрану обеспечивали всего 30 полицейских. Не было ни одного инцидента, потому что там есть самоорганизация. Причем это самоорганизация автономных людей, автономные группы, которые прибывают, но они создают координационный центр, распределяют, все технические вопросы решают, достаточно проходит все организованно и мирно. Я вспоминаю, что в Италии очень многие итальянцы и те, кто не один раз принимал участие, говорят, что как раз полиция провоцирует, много агентов полиции среди тех групп, которые безнаказанно громили витрины, поджигали автомашины. Потому что извратить облик движения, создать повод для репрессий, я думаю, это излюбленная полицейская тактика всех стран.

Виктор Резунков: А что в России, по вашему мнению, если дать оценку действиям властей, они лежат в русле всеобщей глобализации?

Евгений Козлов: Если вы имеете в виду общую политику, то да, естественно, Россия, и вот последние заявления президента Путина - они разделяют неолиберальные ценности, которые лежат в основе этой политики глобализации. Все должен решать рынок, государство должно уйти в сторону и в тень, и плюс, это поддержка империалистической политики, которую проводят по всему миру США и страны НАТО, это попытка войти в ВТО, хотя недавно переговоры зашли в тупик, но цель остается прежней. Мы считаем, что все капиталистические реформы 90-х годов - это как раз претворение в жизнь политики глобализации в отношении России. К чему они привели - каждый из нас знает.

Виктор Резунков: Евгений Александрович, вы говорите, ВТО - плохо, НАТО - плохо, и так далее, давайте упраздним эти институты международные, что останется тогда? Так или иначе человечество будет вынуждено как-то организовываться и каким-то образом пытаться совместно решать те или иные глобальные проблемы, против этого никто не может возразить.

Евгений Козлов: Ну - как решать? Я же не сказал, что ООН - плохо, Совет Безопасности - плохо, и ряд других можно назвать международных организаций. Мы за то, чтобы решения принимались демократическим путем под контролем общественности и в интересах общества. Вот в чем суть нашей проблемы. И я думаю, что страны Запада население их, когда они протестуют, выходят огромные, особенно с нашей, российской точки зрения, демонстрации, то они имеют основания для такого протеста, и потому их поддерживают. Поэтому, вот если взять наши программные документы, то мы выступаем за то, чтобы эти институты были преобразованы, за то, чтобы были организованы как раз против национальной замкнутости международные центры общественного контроля за их деятельностью, а в конечном счете мы выступаем за ликвидацию таких институтов, потому что, говоря языков штампов, они выражают интересы крупного капитала, а не большинства населения.

Виктор Резунков: С другой стороны, возникает ощущение, что антиглобалисты сами создали из себя колоссальный глобальный институт, вам не кажется это парадоксальным?

Евгений Козлов: Если уйти от штампов, что мы являемся антиглобалистами - это нормально. Я думаю, что как раз этот пример показывает, что не все решают деньги, и что простые, как говорят, люди тоже способны на даже всемирную организацию, и раз они способны решать свои проблемы, то почему за них, как у нас помню лозунг был: "Почему их семеро, - потом восемь, когда Путин прибыл, - а нас шесть миллиардов"? - почему они за нас решают эти проблемы и против нас решают эти проблемы. Все закономерно.

Виктор Резунков: Но все-таки схемы как таковой вы не можете представить. Все-таки непонятно, что вы имеете в виду, когда вы говорите, создать в начале эти центры, а потом их упразднить тоже?

Евгений Козлов: Нет, я не сказал упразднить, я имел в виду создать институты демократического контроля. Естественно, мы не пытаемся вернуться к временам, когда в каждом уезде население или местные власти решали свои проблемы, или еще к более древним каким-то временам. Мы за современное общество, интернациональное общество, но я не буду повторяться - мы за то, чтобы не было ситуаций, когда в интересах нескольких транснациональных корпораций решались проблемы миллионов и миллиардов.

XS
SM
MD
LG