Андрей Трухан: Гость нашей субботней программы – музыкант и продюсер Олег Нестеров. Его группа "Мегаполис", известная любителям стильной музыки, сейчас работает над новым альбомом. Нестеров также организовал звукозаписывающую компанию "Снегири легкие", которая реализует и другие идеи, связанные с музыкой и звуком. Главный из этих проектов – создание аудио-книг и работа с исполнителями, играющими необычную музыку. С Олегом Нестеровым беседовала наш корреспондент Любовь Чижова.
Олег Нестеров: Это альтернативный шансон, вообще он близок к шансону французскому, и ничего общего с русским шансоном, с тюремно-блатными песнями не имеет. С тремя определениями мы связываем деятельность лейбла "Ш-2" – альтернативный шансон, современное кабаре, и уличная музыка, как ни экстравагантно это звучит. Тем не менее, артисты такого направления стали сами по себе возникать вокруг нас, флагманами нашего лейбла "Ш-2" стали "Хоронько-оркестр", это удивительное образование из города Санкт-Петербурга. 8 человек, которые играют непонятно что и непонятно как. На самом деле 50 лет здесь так никто не играл, и 50 лет здесь так никто не пел. Тогда еще песни были песнями, их можно было сочинять и петь без надежды попасть в хит-парады. Конечно, у "Хоронько-оркестр" музыкальная основа это Бриль, это американский джаз, это Вертинский, которого они считают величайшим психоделиком русской музыки 20-го века. Но они смешивают все и вся, они могут исполнить какой-нибудь бульварный романс начала 20-го века "Шумел камыш", но там может прозвучать фрагмент песни "Нью-Йорк, Нью-Йорк", или что-то еще. А если они играют "Мурку", то она звучит 9 минут в шести тональностях, и они цитируют Шостаковича и турецкого певца Таркана. То есть это невообразимое, это очень постмодернистская музыка. Там замечательные музыканты, половина из них из консерватории.
Любовь Чижова: На каких инструментах?
Олег Нестеров: Аккордеон, барабаны, причем, барабанщик играет так, как будто бы ему минимум 70 лет, то есть со всеми джазовыми прихватами, с джазовым звуком. Это кларнет, это саксофон, это бас и гитара. Все это удивительно, все это свежо, все это сделано на высочайшем уровне и приправлено вокалом Хоронько.
Любовь Чижова: Олег, это что – возвращается мода на хорошую музыку или как?
Олег Нестеров: Маятник двигался в одну сторону, достиг своего апогея и начал двигаться в другую. Во-первых, ментальные корни к песне. Все-таки лет 20 назад такую музыку не называли шансоном, она у нас была очень популярна, это был Вертинский, был Галич или Высоцкий. То есть ментально для нашей страны такая музыка, по слухам, и французов научили этому, когда русская эмиграция в 20-х годах повалила туда, там и музыка эта стала процветать. И французский шансон, может быть, производная от русского романса, так говорят, по слухам.
Любовь Чижова: Еще один интересный проект будет запущен вашей компанией, я скажу только, что он, естественно, связан с музкой и, как ни странно, с книгами. Расскажите подробнее, Олег.
Олег Нестеров: Очень давно, как и многие из нас с удовольствием я слушал радиопостановки, чтение у микрофона и так далее. В повседневной жизни теперь этого не хватает. Жители крупных городов поймут, о чем я говорю. При всей нервозности, нехватке времени современной жизни мы непродуктивно тратим часы, которые вырастают в дни и годы. Жители большого города тратят два часа на дорогу в общественном транспорте или в автомобиле, тем не менее, это время потеряно. В автомобиле можно послушать музыку, но не всегда хватает сил. Новости 50-10 минут. Куда девать остальное? В общественном транспорте иногда книжечку не достанешь, а тут вышел из дома из подъезда, "ушки" в ушки - плеер, пока до трамвая дошел, пока переходы всякие, и у тебя книжка непрерывно звучит. Предпосылка та, что есть книги, которые нужно по жизни прочитать, но времени их прочитать нет и нет, а эти книги растасканы по цитатам, ты практически ее уже прочитал.
Любовь Чижова: Для вас, например, это какие книги?
Олег Нестеров: Человек должен открыть книгу жизни, которая называется Библия, и должен ее прочитать. Вторая книга – это Милош Кундера "Невыносимая легкость бытия", и третья - историк-этнограф Лев Николаевич Гумилев, все его книги.
Любовь Чижова: Сразу возникает вопрос: а какие книги будут участвовать в вашем проекте?
Олег Нестеров: Первое направление – это менйстрим, классика, причем, классика не в понимании скучного слова "классика", а классика в понимании, вы приходите в кинопрокат, есть блокбастеры, которые стоят прямо у входа, к которым рука сама тянется, а в глубине есть киноклассика, фильмы, которые необходимо посмотреть, и вы в конечном итоге их смотрите. Классика, которая будет выходить у нас на видео-книжках, это именно классика такого рода.. это и Ремарк, Эдгар По, это, может быть, Аверченко, Набоков, Маркес, Бредбери, братья Стругацкие. В общем, классика в этом понимании.
Любовь Чижова: Обычные книги иллюстрируются рисунками, а ваши иллюстрируются музыкой. Какой музыкой, например, может быть проиллюстрирован Набоков?
Олег Нестеров: Конечно же, журчащей классикой. Смотря, какое произведение. Где есть Берлин начала 20-х годов, понятно, что без соответствующих как-то реплик из этого города не обойтись. В основном это музыка классическая, все-таки она идет фоном, она не забирает, не уводит, она помогает перелистывать страницы. И голос, конечно же, артиста, который читает эту книгу, должен четко, быстро идентифицироваться с твоим внутренним голосом, даже если книгу читает мужчина, а вы женщина.
Любовь Чижова: Какие актеры и актрисы будут читать ваши книги?
Олег Нестеров: Подбор производится методом проб и ошибок. Потому что, если берется замечательный актер, но вдруг на эту книгу он совершенно не идет, и голос его не соответствует, но он прекрасно справляется с книгой другой. В первую очередь хотел бы назвать Александра Белявского, который прочитал книгу "Москва и москвичи". Александр Клюквин, это голос телеканала "Россия", если помните, кто дублировал Коломбо – так вот это он.
Любовь Чижова: Олег, а у вас самого не было желания прочитать какую-нибудь книгу?
Олег Нестеров: Это вы предвосхищаете, я вам расскажу. Потому что не только артисты должны читать книги, но есть такая тема, что автор должен читать книги. И первый наш опыт будет - Людмила Стефановна Петрушевская прочтет сборник своих рассказов, который он специально составила для нашей аудио-серии, он потрясающе читает, вы не представляете, как это здорово звучит, суровая печатная строка просто оживает. И, возможно, некоторые книжки будут по-другому звучать, когда их будут читать автор. Либо, вы знаете, такая тема, когда вдруг человек, от которого совершенно не ждете, который музыкант, космонавт, я не знаю, спортсмен, этот человек читает текст, который не вяжется с публичным образом. И это манит, притягивает и может получиться абсолютно фантастический результат. Мы просто будем практиковаться в этом. Еще бы нам очень хотелось издавать новинки одновременно с их книжным воплощением. Мы подружились с издательством "Ад Маргинум". Выходит в 2003-м году книга Елизарова "Пастернак", и я надеюсь, что она выйдет и как в виде обыкновенном, так и в виде аудио.
Любовь Чижова: А Сорокина будете издавать?
Олег Нестеров: Сорокина будем.
Любовь Чижова: А "Идущих вместе" не боитесь?
Олег Нестеров: На каждого "идущего вместе" по "снегирю". Мы постепенно издадим весь каталог "Ад Маргинум", начнем мы с Сорокина, книжка "Лед" пойдет в первую очередь, потому что, я надеюсь, что будет хорошо восприниматься на слух. Так вот, что мы делаем с "Ад Маригунм"? Мы запускаем серию, серия не простая, а интересная. Серия будет называться "Атлантида". Это треш, литература категории В или даже может быть С, которая была написана в 40-50-х годах в СССР. Это фантастика, детективы, приключения абсолютно неизвестных авторов. Поиск уже ведется по всей стране. Это такие произведения, тогда возник в советском обществе некий такой миф, когда на пустом месте начали возникать космодромы, когда ядерная физика, какие-то полигоны. В то время физики еще не шутили, в то время физики делали свое дело. И вот этот миф о прекрасном технократическом будущем в СССР бурно развивался. Представляете комсомольцев, которые выращивают в недрах Уральских гор клубнику величиной с арбуз – это такая книга есть. Или, например, если детективный жанр, то я сам прочитал творение с большим удовольствием, 54-го года книжка о карлике немецком, которого сбросили на плечах парашютиста в годы войны. Он этого парашютиста убил, наклеил на березу покаянное письмо от этого парашютиста, что он раскаивается. Потом на своих маленьких копытцах убежал, потом всплыл в 54-м году в каком-то поселке Мореходном, где испытывалась советская радиационная. Вы не предоставляете, этим можно просто зачитаться. А музыка при этом будет звучать особенная. Берем современного композитора электронного, это никакая не пародия, это не насмешка, это именно продолжение мифа. Это настолько сложная и настолько необыкновенная получается штука. Вот там как раз музыка будет играть ключевое место и, например, ижевский дуэт, который называется "Гатока" он потирают довольно руки.
Любовь Чижова: Когда появятся эти аудио-книги?
Олег Нестеров: Аудио-книги уже появились, уже 5 первых книжек вышло, это рассказы Эдгара По, это Булгаков "Дьяволиада", это Ремарк "Три товарища", это сборник рассказов Аверченко. Что касается следующей серии, это уже в марте, мы выйдем с этой "Атлантидой".
Любовь Чижова: Ваши аудио-книги выглядят как обычные компакт-диски?
Олег Нестеров: Нет, они все-таки имеют вид книжек. Это такие продолговатые картонные коробки, как будто бы книжка, а внутри несколько дисков, от 2-х до 15-ти. Их продают в магазинах для любителей музыки, где компакт-диски, и в книжных магазинах.
Любовь Чижова: Ну и как, продаются удачно?
Олег Нестеров: Да, продаются. Например, во многих журнала глянцевых появилась информация о книжках, и их завалили письмами, где купить, как чего. Так что книжки эти продаются. Мы очень надеемся, что аудио-книжки будут настоящим хитом 2003-го года. Действительно, с них не слезешь, начнешь слушать, и это сильно увлекает и засасывает.
Любовь Чижова: Олег, давайте поговорим о вас лично, о вашем творчестве, о группе "Мегаполис". Вы в Москве вообще выступаете?
Олег Нестеров: Мы зареклись сейчас выступать в Москве, очень редко на каких-то специальных концертах, до того, пока мы не сделаем новый материал, пока мы не запишем новый альбом, хотим появиться в Москве только с ним, потому что иначе как-то скучно. В другие города мы выезжаем, как правило, это акустический концерт, состав тот же, только вместо электрических гитар акустические. Или, как мы их называем, гитары принудительной электрификации, вроде это акустические гитары, но все равно электричеством подзвучиваются.
Олег Нестеров: Это альтернативный шансон, вообще он близок к шансону французскому, и ничего общего с русским шансоном, с тюремно-блатными песнями не имеет. С тремя определениями мы связываем деятельность лейбла "Ш-2" – альтернативный шансон, современное кабаре, и уличная музыка, как ни экстравагантно это звучит. Тем не менее, артисты такого направления стали сами по себе возникать вокруг нас, флагманами нашего лейбла "Ш-2" стали "Хоронько-оркестр", это удивительное образование из города Санкт-Петербурга. 8 человек, которые играют непонятно что и непонятно как. На самом деле 50 лет здесь так никто не играл, и 50 лет здесь так никто не пел. Тогда еще песни были песнями, их можно было сочинять и петь без надежды попасть в хит-парады. Конечно, у "Хоронько-оркестр" музыкальная основа это Бриль, это американский джаз, это Вертинский, которого они считают величайшим психоделиком русской музыки 20-го века. Но они смешивают все и вся, они могут исполнить какой-нибудь бульварный романс начала 20-го века "Шумел камыш", но там может прозвучать фрагмент песни "Нью-Йорк, Нью-Йорк", или что-то еще. А если они играют "Мурку", то она звучит 9 минут в шести тональностях, и они цитируют Шостаковича и турецкого певца Таркана. То есть это невообразимое, это очень постмодернистская музыка. Там замечательные музыканты, половина из них из консерватории.
Любовь Чижова: На каких инструментах?
Олег Нестеров: Аккордеон, барабаны, причем, барабанщик играет так, как будто бы ему минимум 70 лет, то есть со всеми джазовыми прихватами, с джазовым звуком. Это кларнет, это саксофон, это бас и гитара. Все это удивительно, все это свежо, все это сделано на высочайшем уровне и приправлено вокалом Хоронько.
Любовь Чижова: Олег, это что – возвращается мода на хорошую музыку или как?
Олег Нестеров: Маятник двигался в одну сторону, достиг своего апогея и начал двигаться в другую. Во-первых, ментальные корни к песне. Все-таки лет 20 назад такую музыку не называли шансоном, она у нас была очень популярна, это был Вертинский, был Галич или Высоцкий. То есть ментально для нашей страны такая музыка, по слухам, и французов научили этому, когда русская эмиграция в 20-х годах повалила туда, там и музыка эта стала процветать. И французский шансон, может быть, производная от русского романса, так говорят, по слухам.
Любовь Чижова: Еще один интересный проект будет запущен вашей компанией, я скажу только, что он, естественно, связан с музкой и, как ни странно, с книгами. Расскажите подробнее, Олег.
Олег Нестеров: Очень давно, как и многие из нас с удовольствием я слушал радиопостановки, чтение у микрофона и так далее. В повседневной жизни теперь этого не хватает. Жители крупных городов поймут, о чем я говорю. При всей нервозности, нехватке времени современной жизни мы непродуктивно тратим часы, которые вырастают в дни и годы. Жители большого города тратят два часа на дорогу в общественном транспорте или в автомобиле, тем не менее, это время потеряно. В автомобиле можно послушать музыку, но не всегда хватает сил. Новости 50-10 минут. Куда девать остальное? В общественном транспорте иногда книжечку не достанешь, а тут вышел из дома из подъезда, "ушки" в ушки - плеер, пока до трамвая дошел, пока переходы всякие, и у тебя книжка непрерывно звучит. Предпосылка та, что есть книги, которые нужно по жизни прочитать, но времени их прочитать нет и нет, а эти книги растасканы по цитатам, ты практически ее уже прочитал.
Любовь Чижова: Для вас, например, это какие книги?
Олег Нестеров: Человек должен открыть книгу жизни, которая называется Библия, и должен ее прочитать. Вторая книга – это Милош Кундера "Невыносимая легкость бытия", и третья - историк-этнограф Лев Николаевич Гумилев, все его книги.
Любовь Чижова: Сразу возникает вопрос: а какие книги будут участвовать в вашем проекте?
Олег Нестеров: Первое направление – это менйстрим, классика, причем, классика не в понимании скучного слова "классика", а классика в понимании, вы приходите в кинопрокат, есть блокбастеры, которые стоят прямо у входа, к которым рука сама тянется, а в глубине есть киноклассика, фильмы, которые необходимо посмотреть, и вы в конечном итоге их смотрите. Классика, которая будет выходить у нас на видео-книжках, это именно классика такого рода.. это и Ремарк, Эдгар По, это, может быть, Аверченко, Набоков, Маркес, Бредбери, братья Стругацкие. В общем, классика в этом понимании.
Любовь Чижова: Обычные книги иллюстрируются рисунками, а ваши иллюстрируются музыкой. Какой музыкой, например, может быть проиллюстрирован Набоков?
Олег Нестеров: Конечно же, журчащей классикой. Смотря, какое произведение. Где есть Берлин начала 20-х годов, понятно, что без соответствующих как-то реплик из этого города не обойтись. В основном это музыка классическая, все-таки она идет фоном, она не забирает, не уводит, она помогает перелистывать страницы. И голос, конечно же, артиста, который читает эту книгу, должен четко, быстро идентифицироваться с твоим внутренним голосом, даже если книгу читает мужчина, а вы женщина.
Любовь Чижова: Какие актеры и актрисы будут читать ваши книги?
Олег Нестеров: Подбор производится методом проб и ошибок. Потому что, если берется замечательный актер, но вдруг на эту книгу он совершенно не идет, и голос его не соответствует, но он прекрасно справляется с книгой другой. В первую очередь хотел бы назвать Александра Белявского, который прочитал книгу "Москва и москвичи". Александр Клюквин, это голос телеканала "Россия", если помните, кто дублировал Коломбо – так вот это он.
Любовь Чижова: Олег, а у вас самого не было желания прочитать какую-нибудь книгу?
Олег Нестеров: Это вы предвосхищаете, я вам расскажу. Потому что не только артисты должны читать книги, но есть такая тема, что автор должен читать книги. И первый наш опыт будет - Людмила Стефановна Петрушевская прочтет сборник своих рассказов, который он специально составила для нашей аудио-серии, он потрясающе читает, вы не представляете, как это здорово звучит, суровая печатная строка просто оживает. И, возможно, некоторые книжки будут по-другому звучать, когда их будут читать автор. Либо, вы знаете, такая тема, когда вдруг человек, от которого совершенно не ждете, который музыкант, космонавт, я не знаю, спортсмен, этот человек читает текст, который не вяжется с публичным образом. И это манит, притягивает и может получиться абсолютно фантастический результат. Мы просто будем практиковаться в этом. Еще бы нам очень хотелось издавать новинки одновременно с их книжным воплощением. Мы подружились с издательством "Ад Маргинум". Выходит в 2003-м году книга Елизарова "Пастернак", и я надеюсь, что она выйдет и как в виде обыкновенном, так и в виде аудио.
Любовь Чижова: А Сорокина будете издавать?
Олег Нестеров: Сорокина будем.
Любовь Чижова: А "Идущих вместе" не боитесь?
Олег Нестеров: На каждого "идущего вместе" по "снегирю". Мы постепенно издадим весь каталог "Ад Маргинум", начнем мы с Сорокина, книжка "Лед" пойдет в первую очередь, потому что, я надеюсь, что будет хорошо восприниматься на слух. Так вот, что мы делаем с "Ад Маригунм"? Мы запускаем серию, серия не простая, а интересная. Серия будет называться "Атлантида". Это треш, литература категории В или даже может быть С, которая была написана в 40-50-х годах в СССР. Это фантастика, детективы, приключения абсолютно неизвестных авторов. Поиск уже ведется по всей стране. Это такие произведения, тогда возник в советском обществе некий такой миф, когда на пустом месте начали возникать космодромы, когда ядерная физика, какие-то полигоны. В то время физики еще не шутили, в то время физики делали свое дело. И вот этот миф о прекрасном технократическом будущем в СССР бурно развивался. Представляете комсомольцев, которые выращивают в недрах Уральских гор клубнику величиной с арбуз – это такая книга есть. Или, например, если детективный жанр, то я сам прочитал творение с большим удовольствием, 54-го года книжка о карлике немецком, которого сбросили на плечах парашютиста в годы войны. Он этого парашютиста убил, наклеил на березу покаянное письмо от этого парашютиста, что он раскаивается. Потом на своих маленьких копытцах убежал, потом всплыл в 54-м году в каком-то поселке Мореходном, где испытывалась советская радиационная. Вы не предоставляете, этим можно просто зачитаться. А музыка при этом будет звучать особенная. Берем современного композитора электронного, это никакая не пародия, это не насмешка, это именно продолжение мифа. Это настолько сложная и настолько необыкновенная получается штука. Вот там как раз музыка будет играть ключевое место и, например, ижевский дуэт, который называется "Гатока" он потирают довольно руки.
Любовь Чижова: Когда появятся эти аудио-книги?
Олег Нестеров: Аудио-книги уже появились, уже 5 первых книжек вышло, это рассказы Эдгара По, это Булгаков "Дьяволиада", это Ремарк "Три товарища", это сборник рассказов Аверченко. Что касается следующей серии, это уже в марте, мы выйдем с этой "Атлантидой".
Любовь Чижова: Ваши аудио-книги выглядят как обычные компакт-диски?
Олег Нестеров: Нет, они все-таки имеют вид книжек. Это такие продолговатые картонные коробки, как будто бы книжка, а внутри несколько дисков, от 2-х до 15-ти. Их продают в магазинах для любителей музыки, где компакт-диски, и в книжных магазинах.
Любовь Чижова: Ну и как, продаются удачно?
Олег Нестеров: Да, продаются. Например, во многих журнала глянцевых появилась информация о книжках, и их завалили письмами, где купить, как чего. Так что книжки эти продаются. Мы очень надеемся, что аудио-книжки будут настоящим хитом 2003-го года. Действительно, с них не слезешь, начнешь слушать, и это сильно увлекает и засасывает.
Любовь Чижова: Олег, давайте поговорим о вас лично, о вашем творчестве, о группе "Мегаполис". Вы в Москве вообще выступаете?
Олег Нестеров: Мы зареклись сейчас выступать в Москве, очень редко на каких-то специальных концертах, до того, пока мы не сделаем новый материал, пока мы не запишем новый альбом, хотим появиться в Москве только с ним, потому что иначе как-то скучно. В другие города мы выезжаем, как правило, это акустический концерт, состав тот же, только вместо электрических гитар акустические. Или, как мы их называем, гитары принудительной электрификации, вроде это акустические гитары, но все равно электричеством подзвучиваются.