Ссылки для упрощенного доступа

Александр Гребенкин


Ведущий петербургского часа программы "Liberty Live" Виктор Резунков: Сегодня у нас в гостях председатель Ассоциации профсоюзных организаций высших учебных заведений Санкт-Петербурга Александр Гребенкин. Александр Николаевич, прежде, чем говорить о тех требованиях, которые сегодня, с началом всероссийской акции протеста, выдвигают бюджетники России, я бы хотел вас попросить вкратце рассказать о своей ассоциации.

Александр Гребенкин: Ассоциация профсоюзных организаций вузов была создана в 1992-м году, в мае месяце. Это был как бы отклик на те изменения в жизни общества, которые пришли к тому периоду, и те изменения, которые были вынуждены вносить в свою деятельность профсоюзы. До того времени профсоюзы были встроены в систему государственного управления, и пришлось срочно перестраиваться, на ходу, что называется, искать какие-то новые формы деятельности, устанавливать какие-то горизонтальные связи. Необходимостью создания организации явилось то, что из вузов, например, из 47 государственных вузов, которые существует на сегодняшний день только 20 являлись членами профсоюза работников народного образования и науки, а остальные 27 принадлежали другим отраслям. Поэтому возникла необходимость объединить усилия не только отрасли народного образования, но и всех отраслей, которые занимаются, так или иначе, образованием.

Виктор Резунков: Александр Николаевич, но вот сегодня начинается акция протеста, она уже началась практически по всей России. Насколько известно, представители профсоюзных организаций 89 регионов России выразили свое согласие участвовать в этой акции. Я бы хотел вас попросить вначале сказать о тех требованиях, просто перечислить их, потому что достаточно сложно они выглядят, потому я хотел бы, чтобы вы понятно перечислили те требования, которые выдвигаются.

Александр Гребенкин: Основных требований четыре. Первое требование - не допустить реформирования системы оплаты труда работников бюджетной сферы без сохранения статуса государственных гарантий оплаты труда за отраслевыми ставками заработной платы и окладами, устанавливаемыми правительством Российской Федерации и вводимыми в единые сроки на всей территории Российской Федерации.

Виктор Резунков: Простите, сразу вас перебью – поясните, что это значит?

Александр Гребенкин: На сегодняшний день государство пытается всеми силами снять с себя ответственность за оплату труда бюджетников, в частности, работающих в системе образования. Поэтому такая ситуация сложилась уже давно, и эта ситуация привела к таким негативным явлениям, как невыплата заработной платы учителям. Вы все знаете, что учителя во многих регионах России бастуют из-за невыплаты заработной платы, с другой стороны, резко упал сам уровень заработной платы учителей. Всю вину за это государство сваливает на систему оплаты труда. Но главной проблемой в образовании, здравоохранении и культуре является не система оплаты труда. на сегодняшний день, а ее очень низкий уровень. Достаточно привести такие цифры, что даже по расчетам самого Министерства труда, которые оно сделало по заказам профсоюзов, это сделал центр по изучению уровня жизни при Министерстве труда, средняя зарплата в образовании должна составлять, с учетом существующих цен на продукты питания и услуги, 9427 рублей. Средняя зарплата, на сегодняшний день, в три с половиной раза меньше. То есть, она, даже с учетом того, что не соответствуют действительности те цифры, которые нам приводит Госкомстат, даже в этом случае она чуть-чуть превышает, буквально на несколько рублей превышает тот минимальный прожиточный уровень, который объявлен на сегодня в стране.

Виктор Резунков: Александр Николаевич, вы можете назвать цифру задолженности по зарплатам бюджетникам России в целом и по здравоохранению отдельно, если можно?

Александр Гребенкин: На сегодня эта цифра приближается к 5 миллиардам рублей. Хотя. правительство, вы все, наверное, помните, обещало к сентябрю прошлого года ликвидировать задолженность по зарплате учителям. Но этот долг по зарплате не только с того времени не уменьшился, но даже вырос, причем вырос значительно, и самое тревожное то, что тенденция существует к дальнейшему увеличению этого долга.

Виктор Резунков: А чем вы это объясняете? Вообще, политический вопрос, или как? Чем это вызвано?

Александр Гребенкин: Это вызвано я уже сказал чем. Государство любыми способами пытается снять с себя ответственность за образование, то есть, переложить это на плечи регионов, в то же время, с другой стороны, ведется политика увеличения отчислений регионов центра. Поэтому очевидно, что такая политика может приводить только к одному - только к увеличению задолженности, только к уменьшению оплаты труда.

Виктор Резунков: А вы не связываете это с предстоящими выборами в Государственную Думу? Некоторые аналитики вообще приходят к выводу, что лучше сейчас создать такую большую задолженность по оплате труда, а потом, когда выборы уже будут наступать – выбросить, дать, и все будут довольны?

Александр Гребенкин: Я думаю, что это не лишено оснований. Потому, что известно, что для того, чтобы человека заставить себя полюбить, достаточно его опустить, а потом предложить что-то такое, пусть даже мизер, за который он будет благодарен до конца дней. Наверное, этот принцип сегодняшние власти попытаются использовать в предстоящих выборах. То повышение, которое обещано правительством, причем обещано было еще в прошлом году, и уже в течение года в средствах массовой информации выступают руководители правительства, и все время нам напоминают, что вот, в октябре 2003-го года будет повышена зарплата в 1,33 раза. Что такое 1,33 раза? Это увеличение фонда оплаты труда, хотя министр труда и считают его опережающим рост цен, фактически означает возврат к ситуации декабря 2001-го года, срока предыдущей индексации заработной платы. Поэтому рост отставания заработной платы от ее реального уровня жизни работников бюджетных учреждений налицо. К этому времени, к октябрю 2003-гогода, прожиточный минимум возрастет не менее, чем в 1,4 раза. То есть, это будет не повышение фактически зарплаты, а просто ее снижение на 7 процентов, вот и все. Поэтому наше второе требование - провести индексацию тарифных ставок с 1 апреля 2003-го года не менее, чем в полтора раза, а с 1 января 2004-го года - в два раза, и только после этого ввести отраслевую систему оплаты труда. Причем с этим все соглашаются, но с маниакальным упорством Министерство труда навязывает нам эту новую систему оплаты труда, причем делает это в тайне, ссылаясь в то же время на то, что оно это согласовывало с профсоюзами. То есть, это удивительно, что на сегодняшний день происходит, вообще говоря, в этих вопросах.

Виктор Резунков: Какая-то парадоксальная ситуация.

Александр Гребенкин: Парадоксальная совершенно ситуация. То есть нам она, по крайней мере, непонятна. В здравом уме ее понять сложно, но в то же время она проводится, я бы сказал, с маниакальным упорством.

Виктор Резунков: Я смотрю, вот еще одно требование -повысить минимальный размер стипендий студентам.

Александр Гребенкин: Да, повышение стипендий студентам было обещано и даже, кстати говоря, заложено в бюджет 2002-го года с 1 сентября 2002-го года. Об этом многократно говорила, выступая, Валентина Ивановна Матвиенко, об этом упоминал президент, об этом упоминали и министр труда, и министр образования Филиппов, однако, как вы все знаете, с 1 сентября 2002-го года никакого повышения стипендий студентам не произошло. То есть, она, как была 200 рублей, так и осталась 200 рублей. Поэтому мы требуем, чтобы хотя бы с 1 апреля она была увеличена до 500 рублей, поскольку цены растут, они не остаются на том же уровне. Понятно, что и 500 рублей - это не панацея, но, по крайней мере, если уже правительство сказало "а", оно должно сказать и "б". Если обещало повысить, значит, должно повысить.

Виктор Резунков: Александр Николаевич, студенты должны сегодня принимать участие в акции протеста?

Александр Гребенкин: Студенты обещали принять активное участие в нашей акции.

Виктор Резунков: Вообще, как она будет проходить, в чем это будет выражаться, я имею в виду здесь, в Северо-западном регионе?

Александр Гребенкин: Здесь, в Санкт-Петербурге, эта акция планируется в виде шествия. Шествие будет проходить по Каменноостровскому проспекту, от метро Горьковская по улице Куйбышева мы пройдем колонной к "Авроре", у Авроры будет небольшой митинг, на котором выступят представители всех трех отраслей - работников образования, медицины и культуры, после этого, после митинга будет как бы выстрел из пушки. И после этого мы пройдем к представительству президента Российской Федерации по Северо-Западному округу Черкесову и вручим ему резолюцию митинга.

Виктор Резунков: То есть, в принципе складывается впечатление, видимо, все-таки, что требования бюджетников, в общем, не какие-то фантастические, а они основаны на тех обещаниях правительства, которые оно уже делало неоднократно перед этим?

Александр Гребенкин: Да. Здесь нет ничего сверхъестественного, и когда говорят нам, что "господа - денег нет" - это просто лукавство, потому что перед тем, как принять решение о выходе на такую акцию, ведь любая акция профсоюзов является как бы уже последней стадией, поскольку мы постоянно в течение года вели переговоры с правительством, и наши руководящие органы, и мы сами встречались неоднократно и с правительством, и с руководителями Госдумы мы работаем в постоянном контакте, с председателем комитета Госдумы по образованию Шышловым Александром Владимировичем, то есть, мы, грубо говоря, все переговорные варианты мы использовали, но, к сожалению, реакции на эти переговорные процессы пока нет никакой. Поэтому мы вынуждены проводить такую акцию.

Виктор Резунков: Александр Николаевич, а как, по вашему мнению, вообще, насколько долго может затянуться такое противостояние? До каких пор правительство будет не выполнять свои обещания, и до каких пор бюджетники будут терпеть такую ситуацию?

Александр Гребенкин: Я думаю, ситуация вся заключается в том, что на сегодняшний день правительство никому не подотчетно. Правительство подотчетно только президенту. Поэтому вся задача правительства сводится к тому, чтобы угадать желания президента, и, главное, не уйти в сторону от того, что было сказано президентом, и поэтому, пока не будет влияния общественного мнения на действия правительства, я думаю, что эта ситуация будет постоянной.

Виктор Резунков: А как, по вашему мнению, будет какое-то вообще когда-нибудь влияние общественного мнения на правительство?

Александр Гребенкин: Я думаю, что будет. Потому что ситуация такой не может быть, иначе она приведет к очень негативным последствиям.

Виктор Резунков: Александр Николаевич, в целом вы перечислили требования, с которыми бюджетники России начали всероссийскую акцию протеста. Есть еще какие-то дополнения?

Александр Гребенкин: Да. Одно из требований есть - это сохранить студенческие санатории профилактории. К сожалению, на сегодняшний день ситуация со здоровьем студентов, вообще молодежи, катастрофическая, поскольку даже поверхностные осмотры выявляют, что до 80 процентов студентов нуждаются в диспансеризационом учете, то есть, должны находиться под постоянным наблюдением врача. Но такое осуществляется, к сожалению, только сейчас в студенческих санаториях-профилакториях. Их осталось, в общем-то, не так много, и когда говорят о том, что денег нет на содержание этих санаториев - это смешно, потому что, например, на сегодня на Санкт-Петербург приходится всего лишь 7 санаториев-профилакториев. Поэтому говорить о том, что это проблема, которую нельзя решить, на которую нет денег - это просто не выдерживает никакой критики.

Виктор Резунков: Сколько студентов в Петербурге?

Александр Гребенкин: В Петербурге порядка ста тысяч студентов, и из них ведь почти 30 тысяч иногородних студентов, то есть, тех, которые не могут воспользоваться, например, нашими поликлиниками по месту жительству, как студенты, проживающие в Санкт-Петербурге, и поэтому вынуждены пользоваться либо услугами студенческих поликлиник, либо услугами санатория-профилактория. В то же время, с этого года все студенческие поликлиники закрываются. Поэтому вообще ситуация со здоровьем нас просто шокирует студенческим, это же наше будущее, наш генофонд, поэтому правительство должно принимать самые экстренные меры, а не только закрывать вот эти мизерные, вообще-то говоря, возможности, которые предоставляются студентам.

Виктор Резунков: Александр Николаевич, вот если правительство не услышит все-таки требований бюджетников - у вас есть какие-то примерные прогнозы тех сценариев, по которым могут развиваться события?

Александр Гребенкин: Прогнозы очевидные, что от таких небольших шествий, мы задействовали только 5 процентов от числа работающих, специально мы эту цифру не раздували, потому что мы считаем ,что это наше выступление является как бы предупреждающим, но если никакой реакции не последует, то тогда мы уже будем думать о других акциях, более массовых, вплоть до забастовок, прекращения работы, всего, что нам законом разрешается, и это будет просто потому, что другого пути нет, другого выхода из ситуации нет.

Виктор Резунков: Как вам видится, уже терпение как бы на исходе, или? Я вспоминаю, что и год назад была такая же акция протеста, и два года назад?

Александр Гребенкин: Здесь очень непростой вопрос, потому что, к сожалению, наш народ приучен приспосабливаться, и, естественно, и преподаватели, и студенты пытаются приспосабливаться. Преподаватели начинают разбегаться в поисках новых источников дохода, студенты, в свою очередь, тоже работают, ухудшается уровень и преподавания, и подготовки специалистов - студентов.

XS
SM
MD
LG