Ссылки для упрощенного доступа

Дело Григория Пасько


Программу ведет Петр Вайль. Участвуют: в Москве - беседовавшая с общественным защитником и адвокатом Григория Пасько Александром Ткаченко и Иваном Павловым Кристина Горелик; в Париже - беседовавший с президентом международной организации "Репортеры без границ" Робером Менаром Семен Мирский.

Петр Вайль: Полтора года назад суд Тихоокеанского флота признал военного журналиста Григория Пасько виновным в государственной измене и осудил на четыре года колонии строгого режима. Во вторник военная коллегия Верховного суда России оставила в силе этот приговор. Рассказывает Кристина Горелик.

Кристина Горелик: Рассмотрев во вторник при закрытых дверях дело Григория Пасько, Военная коллегия Верховного суда России согласилась с приговором, вынесенным Пасько военным судом Тихоокеанского флота в конце декабря прошлого года. Григорий Пасько признан виновным в государственной измене и осужден на четыре года с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Говорит общественный защитник Пасько, председатель российского ПЕН-Центра Александр Ткаченко:

Александр Ткаченко: Не выслушано, не учтено ни одного замечания защиты. Генри Резник и Павлов, и Пышкин, люди, которые 5 лет этим делом занимаются, досконально знают дело - нет, против лома нет приема. Выступил прокурор, потребовал ужесточения ему наказания на основании того, что он плохой парень. Так прямо и сказал, что Григорий - у него личные качества не очень хорошие, больше ничего. А как бы и Резник, и Пышкин, и я и, значит, Ваня Павлов, мы дали развернутые доказательства, почему мы считаем, что его нужно освободить. Ничего не услышано. Абсолютно. Это позор. Не знаю вообще, как жить теперь людям нормальным. Поэтому они закрывают такие суды, чтобы скрыть позор самого суда над людьми, которые абсолютно невиновны. Они не хотят никак менять приговор, потому что для этого нужно наказывать тех, кто это дело организовал, сфабрикованное, я убежден в этом, причины только одни - политические. Они хотят показать жесткость своему народу.

Кристина Горелик: Это уже не первое рассмотрение Верховным судом России дела Григория Пасько. Ранее адвокаты обжаловали предыдущий приговор военного суда Тихоокеанского флота. Тогда Пасько был признан виновным в злоупотреблении должностными полномочиями приговорен к трем годам лишения свободы и по амнистии освобожден из-под стражи в зале суда. Верховный суд, куда Пасько обратился с просьбой признать его невиновным, отменил приговор и отправил дело на новое рассмотрение. На этот раз Тихоокеанский суд решил, что Пасько собирал, хранил, пытался передать секретные сведения японским средствам массовой информации и признал Пасько виновным уже в государственной измене. Подтвердив виновность Пасько, Верховный суд одновременно постановил исключить из приговора указание на то, что Пасько неправомерно присутствовал на разборе учений в штабе флота, а также исключить из приговора указание на неправомерные действия Пасько по поддержанию связи с иностранцами. Говорит Александр Ткаченко:

Александр Ткаченко: Измененные формулировки - это как зайцу стоп-сигнал, это чистая работа как бы по маскированию своих действий, что они работают, что они что-то делают полезное, признать, что он там был законно, так мы и так знали, что он там был законно, просто в списках он числился. А второе - что он правильно общался с иностранцами. Так мы и так знали, что он правильно общался...

Кристина Горелик: По мнению Ткаченко, изменения, внесенные в приговор, никак не повлияют на судьбу Пасько. Приговор вступил в силу и, по словам общественного защитника, в ближайшее время военный журналист из следственного изолятора будет отправлен в колонию строгого режима. Защита будет добиваться условно-досрочного освобождения Григория Пасько - сказал его адвокат Иван Павлов:

Иван Павлов: Ему не надо ничего не просить. Лицо, которое не нарушает режима, никаким образом не проявляет свою антисоциальную направленность - можно поверить в то, что Григорий не будет плохо вести себя в тюрьме, хотя эти решения, которые были приняты по делу, говорят о том, что прогнозы давать очень неблагодарное дело, ну, кто его знает, может быть, его обвинят в том, что он, извините меня, плюнул мимо урны или написал какую-то статью в стенгазету какой-то колонии, где обличил администрацию в каких-то противоправных действиях, и все это будет истолковано как нарушение режима. Всякое может быть, однако, я считаю, что у Григория есть все основания, чтобы быть освобожденным в конце этого года. 25 декабря истекает тот срок, после которого он может быть освобожден в порядке условно-досрочного освобождения, согласно УПК.

Кристина Горелик: Иван, вы будете какое-то участие принимать в том, чтобы Пасько условно-досрочно освободили?

Иван Павлов: Мы не остановимся до тех пор, пока Григорий Пасько не будет полностью оправдан.

Кристина Горелик: По словам Ивана Павлова, защита собирается обратиться с надзорной жалобой к председателю президиума Верховного суда России, с тем, чтобы председатель опротестовал решение военной коллегии Верховного суда. Однако, Иван Павлов не слишком рассчитывает на успех. Больше надежд защита возлагает на Европейский суд по правам человека, где уже зарегистрирована жалоба Григория Пасько.

Петр Вайль: Военная коллегия Верховного суда России вынесла решение столь же несправедливое, сколь и скандальное. Такими словами откликнулся на вердикт военной коллегии Робер Менар, президент международной организации "Репортеры без границ" со штаб-квартирой в Париже. С Робером Менаром беседовал наш корреспондент Семен Мирский:

Семен Мирский: Робер Менар, поднявший свой голос в защиту Григория Пасько, пользуется репутацией человека, никогда не оставляющего начатое дело на полпути. Я попросил президента "Репортеров без границ" выступить с первой реакцией на решение Военной коллегии Верховного суда России:

Робер Менар: Я считаю это решение абсолютно скандальным. Этим приговором Россия приговорила сама себя, наказала сама себя в глазах всего мирового сообщества. После того, что произошло сегодня, необходимы усилия, чтобы представить себе, как Владимир Путин будет с торжественной миной участвовать во встрече "Большой Восьмерки", а демократические страны притворяться, что и Россия, мол, отныне страна демократическая. Решение, вынесенное сегодня в Москве, несправедливо и неприемлемо. Григорий Пасько никому и ничему не изменил. Он сделал порученное ему дело, распространял информацию, без которой немыслима никакая демократия. Наказав Григория Пасько, Владимир Путин и его правительство показали миру свое истинное лицо. Они не могут простить Григорию Пасько посягательство на три запретных темы, три табу. Речь идет об армии, атоме и экологии. У журналиста Григория Пасько хватило мужества взяться за все три названные темы, и вот цена, которую он платит за свое мужество.

Семен Мирский: Господин Менар, оставив в силе приговор, вынесенный Григорию Пасько, военная коллегия Верховного суда России знала, что это приведет к протестам во всем мире, рассеет немало иллюзий, касающихся природы нынешней российской власти и особенно ее судебных инстанций. Что вы намерены теперь предпринять, чтобы помочь коллеге-журналисту?

Робер Менар: Честно говоря, я ошеломлен, я не думал, что дело примет такой оборот. Но после того, что произошло, мы взвесим возможность обращения в Европейский суд по правам человека. Григорий Пасько совершенно прав, отказываясь от подачи просьбы о помиловании, ибо подача такой просьбы равнозначна признанию собственной вины, о чем Пасько и слышать не хочет. Так что, с нашей стороны мы мобилизуем все силы, развернем максимально широкую кампанию и не смиримся с тем, что журналиста наказывают только за то, что он делает свою работу - информирует общественность.

XS
SM
MD
LG