Программу ведет Владимир Бабурин. Принимает участие руководитель архива Андрея Сахарова Белла Коваль.
Владимир Бабурин: 21 мая день рождения академика Андрея Дмитриевича Сахарова. Дата не круглая, но есть в этот день и круглая дата, связанная с его именем - ровно десять лет назад 21 мая 1994 года открылся архив Андрея Сахарова. На линии эфира руководитель этого архива Белла Коваль. Скажите, пожалуйста, верно ли утверждение, что сахаровский архив начался с того, что бывший руководитель ФСБ Сергей Степашин передал донесение сотрудников КГБ, начиная с 68 года, на Сахарова, на его семью и что дело академика состояло более чем из 500 томов? Никто за всю историю госбезопасности не был удостоен такого внимания со стороны КГБ.
Белла Коваль: Нет, конечно. Если говорить об архивных документах, поступивших от Степашина, то это составная часть очень большого архива, основа которого два личных архива самого Андрея Дмитриевича и Елены Георгиевны Боннэр. Так что документы архивные КГБ - это просто составная часть нашего большого архива.
Владимир Бабурин: Те, кто читал книгу Елены Георгиевны о горьковской ссылке, "Постскриптум" она называется, оттуда делаешь вывод, что очень много документов были похищены, украдены и конфискованы. Много ли из них удалось вернуть?
Белла Коваль: Нет, из похищенных почти ничего. Я знаю, Елена Георгиевна рассказывала, не помню, из какого источника, что те страницы рукописи воспоминаний, которые были похищены в Горьком, КГБ умудрилось сделать для себя экземпляр и, по-моему, ей такой экземпляр был подарен. Кое-что было возвращено из материалов, во время обысков изъятых в Москве, а то, что украли в Горьком - нет.
Владимир Бабурин: А сколько сейчас листов, томов, сколько материалов сейчас в архиве, которые уже обработаны?
Белла Коваль: Мы смогли обработать практически все, что касается личных документов Андрея Дмитриевича. То есть это примерно третья часть фонда Андрея Дмитриевича, а всего у нас три фонда в архиве. У нас два личных фонда Андрея Дмитриевича и Елены Георгиевны - второй фонд, третий фонд мы выделили из тех материалов, которые были переданы нам Еленой Георгиевной, и мы его назвали "История правозащитного движения", та часть его, которая непосредственно была связана с именами Сахарова и Боннэр. Кроме того, у нас еще много коллекций.
Владимир Бабурин: Скажите, та коллекция материалов, которая была получена из бывшего КГБ и ЦК КПСС, там остались лишь копии документов? Потому что на вашем сайте я прочитал, что в сентябре 89-го года в 9 отделе КГБ были уничтожены 583 тома оперативного дела № 10-740 на Аскета и Лису (это на Сахарова и Боннэр). У вас есть только копии и то, наверное, не все?
Белла Коваль: На самом деле те, которые были уничтожены, у нас нет, у нас копии документов переписки КГБ с ЦК партией.
Владимир Бабурин: Кто сейчас приходит работать в архив, и насколько он открыт и доступен?
Белла Коваль: Архив открыт всегда, в любое время. Приходят, действительно, исследователи и немножечко больше зарубежных, чем наших, российских. Очень много запросов. И еще бывают такие пользователи, мы их называем "пользователи архива", которые по материалам архива делают какие-то материалы для публикаций. Сейчас снимает "Мосфильм", готовится к съемке очередного документального фильма о Сахарове под названием "Утопия Андрея Сахарова".
Владимир Бабурин: Раздел, который практически никогда, по крайней мере, по телевизору я ни разу не видел, видел только в архиве - это рисунки Андрея Дмитриевича. Несколько слов об этом скажите, потому что, я думаю, большинство наших слушателей ничего об этом не знают.
Белла Коваль: Рисунков у Сахарова очень много. Где бы он ни сидел - за столом, на кухне или на собрании или на конференции, у него всегда рука писала или рисовала. И чаще всего какие-то рисунки, которые почему-то я, извините, не очень понимаю, почему, но очень дизайнеров, художников потрясают. Наш дизайнер, который делал выставку, тоже использовал этот мотив. Это же использовано в двухтомнике Сахарова на обложке. И другой дизайнер, который сейчас работает, в первую очередь его потрясают, очень это приятно узнавать, эти рисунки Сахарова, изображающие в основном птиц, животных, интересные буквы, какие-то нестандартные совершенно. Таких много рисунков в архиве, действительно.
Владимир Бабурин: 21 мая день рождения академика Андрея Дмитриевича Сахарова. Дата не круглая, но есть в этот день и круглая дата, связанная с его именем - ровно десять лет назад 21 мая 1994 года открылся архив Андрея Сахарова. На линии эфира руководитель этого архива Белла Коваль. Скажите, пожалуйста, верно ли утверждение, что сахаровский архив начался с того, что бывший руководитель ФСБ Сергей Степашин передал донесение сотрудников КГБ, начиная с 68 года, на Сахарова, на его семью и что дело академика состояло более чем из 500 томов? Никто за всю историю госбезопасности не был удостоен такого внимания со стороны КГБ.
Белла Коваль: Нет, конечно. Если говорить об архивных документах, поступивших от Степашина, то это составная часть очень большого архива, основа которого два личных архива самого Андрея Дмитриевича и Елены Георгиевны Боннэр. Так что документы архивные КГБ - это просто составная часть нашего большого архива.
Владимир Бабурин: Те, кто читал книгу Елены Георгиевны о горьковской ссылке, "Постскриптум" она называется, оттуда делаешь вывод, что очень много документов были похищены, украдены и конфискованы. Много ли из них удалось вернуть?
Белла Коваль: Нет, из похищенных почти ничего. Я знаю, Елена Георгиевна рассказывала, не помню, из какого источника, что те страницы рукописи воспоминаний, которые были похищены в Горьком, КГБ умудрилось сделать для себя экземпляр и, по-моему, ей такой экземпляр был подарен. Кое-что было возвращено из материалов, во время обысков изъятых в Москве, а то, что украли в Горьком - нет.
Владимир Бабурин: А сколько сейчас листов, томов, сколько материалов сейчас в архиве, которые уже обработаны?
Белла Коваль: Мы смогли обработать практически все, что касается личных документов Андрея Дмитриевича. То есть это примерно третья часть фонда Андрея Дмитриевича, а всего у нас три фонда в архиве. У нас два личных фонда Андрея Дмитриевича и Елены Георгиевны - второй фонд, третий фонд мы выделили из тех материалов, которые были переданы нам Еленой Георгиевной, и мы его назвали "История правозащитного движения", та часть его, которая непосредственно была связана с именами Сахарова и Боннэр. Кроме того, у нас еще много коллекций.
Владимир Бабурин: Скажите, та коллекция материалов, которая была получена из бывшего КГБ и ЦК КПСС, там остались лишь копии документов? Потому что на вашем сайте я прочитал, что в сентябре 89-го года в 9 отделе КГБ были уничтожены 583 тома оперативного дела № 10-740 на Аскета и Лису (это на Сахарова и Боннэр). У вас есть только копии и то, наверное, не все?
Белла Коваль: На самом деле те, которые были уничтожены, у нас нет, у нас копии документов переписки КГБ с ЦК партией.
Владимир Бабурин: Кто сейчас приходит работать в архив, и насколько он открыт и доступен?
Белла Коваль: Архив открыт всегда, в любое время. Приходят, действительно, исследователи и немножечко больше зарубежных, чем наших, российских. Очень много запросов. И еще бывают такие пользователи, мы их называем "пользователи архива", которые по материалам архива делают какие-то материалы для публикаций. Сейчас снимает "Мосфильм", готовится к съемке очередного документального фильма о Сахарове под названием "Утопия Андрея Сахарова".
Владимир Бабурин: Раздел, который практически никогда, по крайней мере, по телевизору я ни разу не видел, видел только в архиве - это рисунки Андрея Дмитриевича. Несколько слов об этом скажите, потому что, я думаю, большинство наших слушателей ничего об этом не знают.
Белла Коваль: Рисунков у Сахарова очень много. Где бы он ни сидел - за столом, на кухне или на собрании или на конференции, у него всегда рука писала или рисовала. И чаще всего какие-то рисунки, которые почему-то я, извините, не очень понимаю, почему, но очень дизайнеров, художников потрясают. Наш дизайнер, который делал выставку, тоже использовал этот мотив. Это же использовано в двухтомнике Сахарова на обложке. И другой дизайнер, который сейчас работает, в первую очередь его потрясают, очень это приятно узнавать, эти рисунки Сахарова, изображающие в основном птиц, животных, интересные буквы, какие-то нестандартные совершенно. Таких много рисунков в архиве, действительно.