Диссидентскому изданию "Хроника текущих событий" исполняется 35 лет. Как сегодня правозащитники вспоминают Советский Союз?
Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспондент Радио Свобода Лиля Пальвелева.
Андрей Шарый: 30 апреля исполнилось 35 лет со дня выхода первого номера правозащитного информационного бюллетеня "Хроника текущих событий". В течение 15 лет в этом неподцензурном издании рассказывалось о нарушениях прав человека в Советском Союзе.
Лиля Пальвелева: Специального места, в котором собиралась бы редакция "Хроники текущих событий", никогда не было, вспоминает один из тех, кто подготавливал выпуски этого бюллетеня Юрий Шиханович.
Юрий Шиханович: Всякие друзья предоставляли свою квартиру, и мы старались каждый следующий выпуск в другом месте делать. Старались не делать постоянно, а старались менять, чтобы людей не подвергать опасности.
Лиля Пальвелева: А еще издатели "Хроники" не располагали никакой множительной техникой, кроме пишущих машинок.
Юрий Шиханович: Во-первых, на Западе ее стали переиздавать, но там-то они переиздавали типографски. Был один случай, когда Александр Болонкин попробовал изготовить множительный аппарат и один выпуск выпустил на этом множительном аппарате, но это такое исключение, а так, конечно, на машинке, тогда компьютеров не было. Первая закладка, которую мы называли нулевой, тут за счет того, что мы пытались доставать как можно более тонкую бумагу, то в конце концов получалось 10-12-14 экземпляров за счет того, что крайне тонкая бумага была. Потом в самых разных местах перепечатывались.
Лиля Пальвелева: Так что подсчитать, каков был тираж "Хроники текущих событий", невозможно. Известно лишь, что ее экземпляры быстро попадали в самые отдаленные от Москвы населенные пункты Советского Союза. Во время обысков сотрудники КГБ находили бюллетень и в Калининграде, и во Владивостоке. Хранить у себя дома самиздат было опасно, еще опаснее – издавать его. Тюрьмы, лагеря и психбольницы прошли Наталья Горбаневская, Сергей Ковалев, Татьяна Великанова, Александр Ловут и наш собеседник Юрий Шиханович, дважды осужденный по 70-й статье. Не только тематика, но даже и стилистика "Хроники" резко отличались от официальных советских изданий, считает председатель Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева.
Людмила Алексеева: Тематически это восполнение провалов в официальной информации, которая упорно не освещала важные стороны жизни в стране, а именно – нарушения прав человека со стороны властей, борьба против этих нарушений и осуществление этих прав явочным порядком. Что касается ее стилевых черт, первый редактор "Хроники" Наталья Горбаневская как-то с первого выпуска она задала этот стиль, этот тон, и он остался, несмотря на то, что много редакторов сменилось у "Хроники", так как преследовали людей, кого посадили, кто уехал. Редакторов много было, тем не менее, на "Хронике" вы этого не заметите, потому что все они сохраняли тот стиль, который с первого номера установился в "Хронике", это соответственно ее названию – стиль хроникальный. Вот просто констатация события в суховатом тоне без каких-либо комментариев. И, казалось бы, скучно, однообразно. Нет. Когда читаешь "Хронику", звучит трагически – это именно хроника.
Лиля Пальвелева: Выпусков "Хроники" было много, но, тем не менее, есть какой-нибудь материал, который вы вспоминаете в первую очередь?
Людмила Алексеева: Трудно сказать, потому что действительно это буквально вся жизнь, 15 лет выходило это издание, и это потрясающий тоже факт, вообще единственный в истории нашей страны, потому что подпольные издания были в этой стране, где всегда не было свободы печати. Самые знаменитые "Колокол" Герцена, "Полярная звезда", ленинская "Искра", которую нам в голову вбивали. Но ведь и то, и другое выходило за границей и ввозилось в Россию. В стране, конечно, тоже издавались подпольные издания, но они были очень недолговечные, властям удавалось их прервать, прекратить. А "Хроника" при советском режиме, которому свирепостью преследований царский мог только позавидовать, выходила 15 лет внутри страны. Поэтому сказать, какой самый сильный, конечно, самый сильный – это сообщения, такие краткие описания судебных процессов над правозащитниками. Многие из них были моими близкими друзьями. И читаешь это со стесненным сердцем и в то же время с гордостью за этих людей и за то, что я имела право кого-то из них назвать своими друзьями.
Лиля Пальвелева: Начинали вы работу в "Хронике" как машинистка.
Людмила Алексеева: Я очень этим горжусь, что я первая машинистка в "Хронике", первая в том смысле, что я на протяжении многих лет готовила первую закладку. Из текста, подготовленного редактора, такие отдельные листочки записочки, зашпиленные кое-как вместе, от руки иногда написанные, совершенная лоскутная вещь получалась и с этого делала первую закладку. Я печатала не на "Эрике", а на "Ундервуде", что гораздо хуже, и делала 8, правда, на папиросной бумаге. Это совсем не какая-нибудь скромная должность, потому что за эту работу, в точности так же, как за работу редактора, полагалось ровно столько же.
Лиля Пальвелева: Добавим, что и журналистские материалы Людмиле Алексеевой тоже приходилось подготавливать. И еще: в течение многих лет выпуски "Хроники текущих событий" целиком зачитывались на Радио Свобода.
Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспондент Радио Свобода Лиля Пальвелева.
Андрей Шарый: 30 апреля исполнилось 35 лет со дня выхода первого номера правозащитного информационного бюллетеня "Хроника текущих событий". В течение 15 лет в этом неподцензурном издании рассказывалось о нарушениях прав человека в Советском Союзе.
Лиля Пальвелева: Специального места, в котором собиралась бы редакция "Хроники текущих событий", никогда не было, вспоминает один из тех, кто подготавливал выпуски этого бюллетеня Юрий Шиханович.
Юрий Шиханович: Всякие друзья предоставляли свою квартиру, и мы старались каждый следующий выпуск в другом месте делать. Старались не делать постоянно, а старались менять, чтобы людей не подвергать опасности.
Лиля Пальвелева: А еще издатели "Хроники" не располагали никакой множительной техникой, кроме пишущих машинок.
Юрий Шиханович: Во-первых, на Западе ее стали переиздавать, но там-то они переиздавали типографски. Был один случай, когда Александр Болонкин попробовал изготовить множительный аппарат и один выпуск выпустил на этом множительном аппарате, но это такое исключение, а так, конечно, на машинке, тогда компьютеров не было. Первая закладка, которую мы называли нулевой, тут за счет того, что мы пытались доставать как можно более тонкую бумагу, то в конце концов получалось 10-12-14 экземпляров за счет того, что крайне тонкая бумага была. Потом в самых разных местах перепечатывались.
Лиля Пальвелева: Так что подсчитать, каков был тираж "Хроники текущих событий", невозможно. Известно лишь, что ее экземпляры быстро попадали в самые отдаленные от Москвы населенные пункты Советского Союза. Во время обысков сотрудники КГБ находили бюллетень и в Калининграде, и во Владивостоке. Хранить у себя дома самиздат было опасно, еще опаснее – издавать его. Тюрьмы, лагеря и психбольницы прошли Наталья Горбаневская, Сергей Ковалев, Татьяна Великанова, Александр Ловут и наш собеседник Юрий Шиханович, дважды осужденный по 70-й статье. Не только тематика, но даже и стилистика "Хроники" резко отличались от официальных советских изданий, считает председатель Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева.
Людмила Алексеева: Тематически это восполнение провалов в официальной информации, которая упорно не освещала важные стороны жизни в стране, а именно – нарушения прав человека со стороны властей, борьба против этих нарушений и осуществление этих прав явочным порядком. Что касается ее стилевых черт, первый редактор "Хроники" Наталья Горбаневская как-то с первого выпуска она задала этот стиль, этот тон, и он остался, несмотря на то, что много редакторов сменилось у "Хроники", так как преследовали людей, кого посадили, кто уехал. Редакторов много было, тем не менее, на "Хронике" вы этого не заметите, потому что все они сохраняли тот стиль, который с первого номера установился в "Хронике", это соответственно ее названию – стиль хроникальный. Вот просто констатация события в суховатом тоне без каких-либо комментариев. И, казалось бы, скучно, однообразно. Нет. Когда читаешь "Хронику", звучит трагически – это именно хроника.
Лиля Пальвелева: Выпусков "Хроники" было много, но, тем не менее, есть какой-нибудь материал, который вы вспоминаете в первую очередь?
Людмила Алексеева: Трудно сказать, потому что действительно это буквально вся жизнь, 15 лет выходило это издание, и это потрясающий тоже факт, вообще единственный в истории нашей страны, потому что подпольные издания были в этой стране, где всегда не было свободы печати. Самые знаменитые "Колокол" Герцена, "Полярная звезда", ленинская "Искра", которую нам в голову вбивали. Но ведь и то, и другое выходило за границей и ввозилось в Россию. В стране, конечно, тоже издавались подпольные издания, но они были очень недолговечные, властям удавалось их прервать, прекратить. А "Хроника" при советском режиме, которому свирепостью преследований царский мог только позавидовать, выходила 15 лет внутри страны. Поэтому сказать, какой самый сильный, конечно, самый сильный – это сообщения, такие краткие описания судебных процессов над правозащитниками. Многие из них были моими близкими друзьями. И читаешь это со стесненным сердцем и в то же время с гордостью за этих людей и за то, что я имела право кого-то из них назвать своими друзьями.
Лиля Пальвелева: Начинали вы работу в "Хронике" как машинистка.
Людмила Алексеева: Я очень этим горжусь, что я первая машинистка в "Хронике", первая в том смысле, что я на протяжении многих лет готовила первую закладку. Из текста, подготовленного редактора, такие отдельные листочки записочки, зашпиленные кое-как вместе, от руки иногда написанные, совершенная лоскутная вещь получалась и с этого делала первую закладку. Я печатала не на "Эрике", а на "Ундервуде", что гораздо хуже, и делала 8, правда, на папиросной бумаге. Это совсем не какая-нибудь скромная должность, потому что за эту работу, в точности так же, как за работу редактора, полагалось ровно столько же.
Лиля Пальвелева: Добавим, что и журналистские материалы Людмиле Алексеевой тоже приходилось подготавливать. И еще: в течение многих лет выпуски "Хроники текущих событий" целиком зачитывались на Радио Свобода.