Программу ведет Андрей Шароградский. Участвуют корреспонденты Радио Свобода Марина Лобода, Марьяна Торочешникова и Максим Ярошевский, журналист-эколог Григорий Пасько и его адвокат Иван Павлов. Андрей Шароградский: В фокусе нашего внимания освобождение из-под стражи военного журналиста Григория Пасько. Он был осужден по обвинению в шпионаже. Решение об условно-досрочном освобождении принято сегодня на выездном заседании Уссурийского городского суда. С подробностями наш корреспондент Марина Лобода:
Марина Лобода: Выездное заседание суда прошло на территории колонии строго режима под Уссурийском. Здесь осужденный военным судом за государственную измену в форме шпионажа в пользу Японии журналист-эколог провел более года из четырех лет определенных ему по приговору. В общей же сложности за решеткой Григорий Пасько находился два года и восемь месяцев.
Суд Уссурийска учел примерное поведение осужденного во время отбывания наказания. Как заявил адвокат Анатолий Пышкин, за все время заключения его подзащитный ни разу не нарушил режим. Иная оценка со стороны представителей администрации исправительного учреждения прозвучала на заседании суда. Несмотря на отсутствие нарушений режима, Пасько, по их мнению, не осознал своей вины и не раскаялся в содеянном, кроме того, допускал нелестные выражения в адрес властей, осужденный был пассивен, не принимал никакого участия в общественной жизни колонии и отказался сотрудничать с издаваемой в исправительном учреждении газетой. Против условно-досрочного освобождения выступила и прокуратура. Тем не менее, суд принял сторону защиты Григория Пасько. По окончании заседания, а оно длилось почти пять часов, судья Мария Степновская заявила присутствующим на процессе журналистам, что Пасько в лучшем случае выйдет на свободу через два дня - необходимо время для оформления документации. Однако, уже сегодня в 17 часов по местному времени Григорий покинул колонию и даже успел получить расчет за безупречную работу в стоялрной мастерской. Встретившим его журналистам Пасько заявил, что вердикт суда в его пользу стал для него неожиданностью. Адвокаты Григория сообщили, что борьба за честное имя журналиста эколога будет продолжена. Они не намерены отзывать жалобу, направленную на имя председателя Верховного суда, кроме того, снятия обвинения со своего подзащитного они будут добиваться и в Европейском суде в Страсбурге.
Андрей Шароградский: Итак, Григорий Пасько освобожден и уже заявил, что собирается добиваться своего полного оправдания. Наш корреспондент Марьяана Торочешникова связалась с Пасько и его адвокатом Иваном Павловым. Она попросила рассказать о том, как Пасько будет добиваться отмены обвинительного приговора и прокомментировать желание органов прокуратуры обжаловать решение об условно-досрочном освобождении:
Марьяна Торочешникова: Решение об условно-досрочном освобождении Григория Пасько было принято в четверг городским судом Уссурийска. В тот же день адвокаты журналиста доставили в колонию процессуально оформленное решение суда, что и стало официальным разрешением для освобождения заключенного, в которое тот не верил до последнего момента. Рассказывает Григорий Пасько:
Григорий Пасько: Было слишком большое давление оказано на меня, на администрацию колонии, настолько сильное, что я бы назвал его даже наглым. И колония повела себя не очень красиво в этой ситуации, прямо скажем, смалодушничала, и они написали отвратительную характеристику на меня, и вот все это был представлено на суд судье Уссурийского городского суда. Я хотел бы, чтобы граждане Российской Федерации, и вообще, кто слушает Радио Свобода, запомнили эту фамилию и это имя, это Мария Степновская. Она положила на чашу весов на одну - все то, что про меня говорили КГБ, администрация колонии и иже с ними, и на другую - личное дело осужденного Григория Пасько, и вообще все данные, которые представили в суд обо мне "Независимая газета", "Русский Пен-Центр, Фонд защиты гласности, администрация президента и тому подобное, и она вынесла решение, на мой взгляд, по справедливости, то есть по закону, и по совести.
Марьяна Торочешникова: Григорий, а вы дальше намерены бороться за полную свою реабилитацию?
Григорий Пасько: Это безусловно. Вы понимаете, что в течение последнего месяца, когда я находился в колонии, меня буквально через ногу ломали, через колено, каждый день спрашивали - признай вину, и ты уйдешь отсюда. Я говорю - да не будет этого никогда в жизни. Не потому, что я такой смелый, а потому что это бред какой-то - признать вину, когда лежит у Лебедева надзорная жалоба, на самом деле, я невиновен, и вины, и пощады ни у кого никогда не просил и просить не буду.
Марьяна Торочешникова: О подробностях судебного разбирательства об условно-досрочном освобождении рассказывает адвокат Пасько Иван Павлов:
Иван Павлов: Мы вчера посвятили целый день тому, чтобы исследовать материалы дела, которые представила колония на Григория Пасько, и были очень разочарованы сообщениями средств массовой информации, которые буквально заявляли следующее - что колония чуть ли не сама ходатайствовала об условно-досрочном освобождении перед судом для Григория Пасько - это далеко не соответствует действительности. Это неправда. Когда я читал характеристику на Григория Пасько, представленную администрацией колонии, мне казалось, что я читаю характеристику не на Григория Пасько, а на какого-то рецидивиста. Ни одного положительного качества не отражалось в этом документе. Все свидетельствовало о том, чтобы колония будет настаивать на том, чтобы он остался в этом лагере для отбывания наказания полностью. Представитель колонии, как и представители Приморской краевой прокуратуры, в унисон заявляли о том, что Григорий не до конца исправился, что ему еще необходимо оставаться в лагере, чтобы исправить, не знаю какие уж, качества. Хотя мы с Александром Ткаченко, общественным защитником, пытались выяснить, какие все-таки качества хотят исправить в Григории администрация и прокуратура, какие качества она видит негативными - они стушевались и как-то не ответили на этот вопрос.
Марьяна Торочешникова: Были ли прецеденты, когда людей, освобожденных по решению суда условно-досрочно, вновь возвращали в колонию по протесту прокуратуры?
Иван Павлов: Могу сказать следующее: суд кассационной инстанции, то есть Приморский краевой суд, в случае поступления туда протеста со стороны прокуратуры будет принимать во внимание поведение Григория после его освобождения. Шансы на возвращение Григория в лагерь абсолютно незначительные. Этого не может быть, пожалуй, в принципе, хотя в теории возможно.
Марьяна Торочешникова: То есть, насколько я поняла, Иван Юрьевич, вы надеетесь на лучшее и намерены и дальше бороться до конца, до полной реабилитации вашего подзащитного?
Иван Павлов: Безусловно, что касается реабилитации, то два параллельных процесса - процесс реабилитации и процесс по условно-досрочному освобождению. Теперь у Григория есть свобода, и у нас появился просто дополнительный ресурс, который будет способствовать тому, что мы будем добиваться полной реабилитации его в Президиуме Верховного суда, в Европейском суде в Страсбурге. В любом случае я считаю, что правды и справедливости добиться можно, было бы желание и было бы время - и то, и другое у нас есть.
Марьяна Торочешникова: Тем временем, сегодня днем прокурорские работники заявляли, что намерены опротестовать решение суда об освобождении Григория Пасько. Подробнее об этом - Максим Ярошевский:
Максим Ярошевский: Начальник отдела по связям с общественностью ГУИН России Владимир Логачев сказал, что считает шумиху вокруг дела Пасько надуманной и раскрученной журналистами. "Для нас это обычное одиозное событие, - добавил он. - Только в этот день условно-досрочное освобождение получили еще несколько десятков заключенных. Для российского ГУИН они все на одно лицо. Нет разницы, политический заключенный вышел на свободу, или какой другой", - заключил Владимир Логачев.
Марьяна Торочешникова: Во время записи материала пришло сообщение "Интерфакса", в котором цитируются заявление генерального прокурора Российской Федерации Владимира Устинова: "Изучив вопрос об условно-досрочном освобождении Григория Пасько, мы пришли к выводу о нецелесообразности вносить протест на решение судьи", - заявил генпрокурор "Интерфаксу" в четверг. Напомню, что 21 декабря 2001-го года военный суд Тихоокеанского флота признал Григория Пасько виновным в шпионаже в пользу Японии, приговорив его к 4 годам лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима. Суд признал, что Пасько виновен в незаконном сборе, хранении и попытке передачи иностранному гражданину секретной информации. В июне 2002-го года военная коллегия Верховного суда оставила этот приговор в силе. В соответствии с российским уголовным законодательством Григорий Пасько, как лицо, отбывшее две трети наказания, имел право на условно-досрочное освобождение.
Марина Лобода: Выездное заседание суда прошло на территории колонии строго режима под Уссурийском. Здесь осужденный военным судом за государственную измену в форме шпионажа в пользу Японии журналист-эколог провел более года из четырех лет определенных ему по приговору. В общей же сложности за решеткой Григорий Пасько находился два года и восемь месяцев.
Суд Уссурийска учел примерное поведение осужденного во время отбывания наказания. Как заявил адвокат Анатолий Пышкин, за все время заключения его подзащитный ни разу не нарушил режим. Иная оценка со стороны представителей администрации исправительного учреждения прозвучала на заседании суда. Несмотря на отсутствие нарушений режима, Пасько, по их мнению, не осознал своей вины и не раскаялся в содеянном, кроме того, допускал нелестные выражения в адрес властей, осужденный был пассивен, не принимал никакого участия в общественной жизни колонии и отказался сотрудничать с издаваемой в исправительном учреждении газетой. Против условно-досрочного освобождения выступила и прокуратура. Тем не менее, суд принял сторону защиты Григория Пасько. По окончании заседания, а оно длилось почти пять часов, судья Мария Степновская заявила присутствующим на процессе журналистам, что Пасько в лучшем случае выйдет на свободу через два дня - необходимо время для оформления документации. Однако, уже сегодня в 17 часов по местному времени Григорий покинул колонию и даже успел получить расчет за безупречную работу в стоялрной мастерской. Встретившим его журналистам Пасько заявил, что вердикт суда в его пользу стал для него неожиданностью. Адвокаты Григория сообщили, что борьба за честное имя журналиста эколога будет продолжена. Они не намерены отзывать жалобу, направленную на имя председателя Верховного суда, кроме того, снятия обвинения со своего подзащитного они будут добиваться и в Европейском суде в Страсбурге.
Андрей Шароградский: Итак, Григорий Пасько освобожден и уже заявил, что собирается добиваться своего полного оправдания. Наш корреспондент Марьяана Торочешникова связалась с Пасько и его адвокатом Иваном Павловым. Она попросила рассказать о том, как Пасько будет добиваться отмены обвинительного приговора и прокомментировать желание органов прокуратуры обжаловать решение об условно-досрочном освобождении:
Марьяна Торочешникова: Решение об условно-досрочном освобождении Григория Пасько было принято в четверг городским судом Уссурийска. В тот же день адвокаты журналиста доставили в колонию процессуально оформленное решение суда, что и стало официальным разрешением для освобождения заключенного, в которое тот не верил до последнего момента. Рассказывает Григорий Пасько:
Григорий Пасько: Было слишком большое давление оказано на меня, на администрацию колонии, настолько сильное, что я бы назвал его даже наглым. И колония повела себя не очень красиво в этой ситуации, прямо скажем, смалодушничала, и они написали отвратительную характеристику на меня, и вот все это был представлено на суд судье Уссурийского городского суда. Я хотел бы, чтобы граждане Российской Федерации, и вообще, кто слушает Радио Свобода, запомнили эту фамилию и это имя, это Мария Степновская. Она положила на чашу весов на одну - все то, что про меня говорили КГБ, администрация колонии и иже с ними, и на другую - личное дело осужденного Григория Пасько, и вообще все данные, которые представили в суд обо мне "Независимая газета", "Русский Пен-Центр, Фонд защиты гласности, администрация президента и тому подобное, и она вынесла решение, на мой взгляд, по справедливости, то есть по закону, и по совести.
Марьяна Торочешникова: Григорий, а вы дальше намерены бороться за полную свою реабилитацию?
Григорий Пасько: Это безусловно. Вы понимаете, что в течение последнего месяца, когда я находился в колонии, меня буквально через ногу ломали, через колено, каждый день спрашивали - признай вину, и ты уйдешь отсюда. Я говорю - да не будет этого никогда в жизни. Не потому, что я такой смелый, а потому что это бред какой-то - признать вину, когда лежит у Лебедева надзорная жалоба, на самом деле, я невиновен, и вины, и пощады ни у кого никогда не просил и просить не буду.
Марьяна Торочешникова: О подробностях судебного разбирательства об условно-досрочном освобождении рассказывает адвокат Пасько Иван Павлов:
Иван Павлов: Мы вчера посвятили целый день тому, чтобы исследовать материалы дела, которые представила колония на Григория Пасько, и были очень разочарованы сообщениями средств массовой информации, которые буквально заявляли следующее - что колония чуть ли не сама ходатайствовала об условно-досрочном освобождении перед судом для Григория Пасько - это далеко не соответствует действительности. Это неправда. Когда я читал характеристику на Григория Пасько, представленную администрацией колонии, мне казалось, что я читаю характеристику не на Григория Пасько, а на какого-то рецидивиста. Ни одного положительного качества не отражалось в этом документе. Все свидетельствовало о том, чтобы колония будет настаивать на том, чтобы он остался в этом лагере для отбывания наказания полностью. Представитель колонии, как и представители Приморской краевой прокуратуры, в унисон заявляли о том, что Григорий не до конца исправился, что ему еще необходимо оставаться в лагере, чтобы исправить, не знаю какие уж, качества. Хотя мы с Александром Ткаченко, общественным защитником, пытались выяснить, какие все-таки качества хотят исправить в Григории администрация и прокуратура, какие качества она видит негативными - они стушевались и как-то не ответили на этот вопрос.
Марьяна Торочешникова: Были ли прецеденты, когда людей, освобожденных по решению суда условно-досрочно, вновь возвращали в колонию по протесту прокуратуры?
Иван Павлов: Могу сказать следующее: суд кассационной инстанции, то есть Приморский краевой суд, в случае поступления туда протеста со стороны прокуратуры будет принимать во внимание поведение Григория после его освобождения. Шансы на возвращение Григория в лагерь абсолютно незначительные. Этого не может быть, пожалуй, в принципе, хотя в теории возможно.
Марьяна Торочешникова: То есть, насколько я поняла, Иван Юрьевич, вы надеетесь на лучшее и намерены и дальше бороться до конца, до полной реабилитации вашего подзащитного?
Иван Павлов: Безусловно, что касается реабилитации, то два параллельных процесса - процесс реабилитации и процесс по условно-досрочному освобождению. Теперь у Григория есть свобода, и у нас появился просто дополнительный ресурс, который будет способствовать тому, что мы будем добиваться полной реабилитации его в Президиуме Верховного суда, в Европейском суде в Страсбурге. В любом случае я считаю, что правды и справедливости добиться можно, было бы желание и было бы время - и то, и другое у нас есть.
Марьяна Торочешникова: Тем временем, сегодня днем прокурорские работники заявляли, что намерены опротестовать решение суда об освобождении Григория Пасько. Подробнее об этом - Максим Ярошевский:
Максим Ярошевский: Начальник отдела по связям с общественностью ГУИН России Владимир Логачев сказал, что считает шумиху вокруг дела Пасько надуманной и раскрученной журналистами. "Для нас это обычное одиозное событие, - добавил он. - Только в этот день условно-досрочное освобождение получили еще несколько десятков заключенных. Для российского ГУИН они все на одно лицо. Нет разницы, политический заключенный вышел на свободу, или какой другой", - заключил Владимир Логачев.
Марьяна Торочешникова: Во время записи материала пришло сообщение "Интерфакса", в котором цитируются заявление генерального прокурора Российской Федерации Владимира Устинова: "Изучив вопрос об условно-досрочном освобождении Григория Пасько, мы пришли к выводу о нецелесообразности вносить протест на решение судьи", - заявил генпрокурор "Интерфаксу" в четверг. Напомню, что 21 декабря 2001-го года военный суд Тихоокеанского флота признал Григория Пасько виновным в шпионаже в пользу Японии, приговорив его к 4 годам лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима. Суд признал, что Пасько виновен в незаконном сборе, хранении и попытке передачи иностранному гражданину секретной информации. В июне 2002-го года военная коллегия Верховного суда оставила этот приговор в силе. В соответствии с российским уголовным законодательством Григорий Пасько, как лицо, отбывшее две трети наказания, имел право на условно-досрочное освобождение.