Ссылки для упрощенного доступа

Состояние Ясира Арафата снова ухудшилось


Программу ведет Владимир Бабурин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Семен Мирский, Виктория Мунблит.

Владимир Бабурин: Главной темой последних дней остается состояние здоровья Ясира Арафата. Уже несколько раз поступали сообщения, что палестинский лидер мертв. Сейчас на линии прямого эфира с нами по телефону из Парижа Семен Мирский.

Семен, сегодня были уже сообщения, что Ясира Арафата в ближайшие часы отключат от аппарата искусственного поддержания жизни. Какие последние медицинские сообщения вы слышали от официальных лиц?

Семен Мирский: Действительно, поскольку противоречащих друг другу сообщений о состоянии здоровья и о кончине Арафата великое множество, то процитирую единственное коммюнике, которым мы в настоящий момент располагаем. Оно было опубликовано во вторник в 15.30 по парижскому времени. Это коммюнике дает следующую картину состояния Арафата. Цитирую: "В состоянии здоровья пациента произошло значительное ухудшение. Пациент Арафат находится в коматозном состоянии, в состоянии глубокой комы. Развитие хода болезни вынуждает нас воздержаться от прогнозов". Этими словами закончил официальное медицинское коммюнике главный врач военного госпиталя Перси в Кламаре, генерал медицинской службы Кристиан Эстрипо. Слова официального коммюнике, согласно которым лечащий персонал вынужден воздержаться от прогнозов дальнейшего хода болезни, расшифровываются как предупреждение о неминуемой кончине пациента. Более того, судя по имеющимся сообщениям, уже после опубликования процитированного коммюнике у Арафата произошло кровоизлияние в мозг. Так что теперь неминуемая кончина палестинского лидера, скорее всего, вопрос считанных часов.

Владимир Бабурин: Сегодня в госпиталь Перси, где находится Арафат, приезжала палестинская организация - Ахмед Куреи, Махмуд Аббас и Набиль Шаат. Они общались с врачами Арафата в течение часа, насколько сообщалось, а в палату к Арафату заходил только премьер-министр Ахмед Куреи. Как вы полагаете, речь шла о наследстве Арафата, причем не только о политическом, но и весьма материальном, которое исчисляется значительной суммой, это сотни миллионов долларов, а может быть, даже миллиарды?

Семен Мирский: Речь шла, разумеется, и о том, и о другом, и о третьем. То есть это был вопрос престижа. Ибо членам палестинского руководства было важно доказать, что жена Арафата Суха не будет иметь последнего слова в этом деле. Как мы знаем, Суха Арафат намеревалась сорвать визит членов палестинского руководства в Париж, заявив, что они якобы намерены похоронить ее мужа живьем. Жена Арафата, располагающая отдельной комнатой в госпитале и находящаяся там день и ночь, хотела вообще никого не допустить в палату к умирающему Арафату. Но в конечном итоге, как вы сказали, Ахмед Куреи все-таки зашел на несколько минут и увидел Арафата.

Кстати, формально французский закон дает Сухе Арафат на правах законной жены прерогативу решать, кто может навещать ее мужа, о чем Суха, живущая уже много лет в Париже, несомненно, знала, настояв на том, чтобы больного лидера Палестины переправили именно во Францию. Ну, а все остальное - это сообщения, касающиеся того самого финансового аспекта, о котором вы уже упомянули. В распоряжении палестинского лидера находилась маленькая записная книжка, с которой он никогда не расставался. И в эту книжку он собственноручно заносил номера всех банковских счетов, на которых лежали деньги Палестинской автономии. Речь идет об очень больших суммах денег. Агентство "Франц-пресс", например, называет суммы от полумиллиарда до 900 миллионов долларов. Теперь, как сообщают агентства печати, эта записная книжка перешла в руки Сухи Арафат и она никому не намерена уступить роль казначея Палестинской автономии. Вот моя информация на этот час.

Владимир Бабурин: Спасибо, Семен.

И сейчас мы связываемся с нашим корреспондентом на Ближнем Востоке Викторией Мунблит.

Виктория, здравствуйте. На Ближнем Востоке в последние дни, естественно, много говорят о том, кто будет наследником Ясира Арафата. Назывались, когда только он отправился в Париж, имена Ахмеда Куреи и Махмуда Аббаса. Причем оба, по всей видимости, достаточно устраивают израильское руководство. Оба они в меру пожилые, достаточно больные, одному три года назад был прооперирован рак простаты, у другого серьезные проблемы с сердцем. А самое главное, что они в меру умеренные политики. Однако уже из Парижа получили сообщение, что Арафат распорядился по-своему и назвал якобы своим преемником Фарука Кадуми. Но, тем не менее, Кадуми не оказалось среди палестинских лидеров, которые приехали в Париж, чтобы навестить больного Арафата и поговорить с его врачами. Значит, как о наследнике о Кадуме уже не имеет смысла говорить?

Виктория Мунблит: Думаю, что вы правы. Думаю, что говорить о нем, как о наследнике, не приходится, поскольку нынешнее палестинское руководство было единодушно в своем стремлении отодвинуть Кадуми от власти. Официальный тезис, выдвинутый при этом: Кадуми не знает никто на палестинской улице и поэтому он, человек, незнакомый палестинским массам, не может возглавить палестинское руководство. В лучшем случае, на что Кадуми может сейчас претендовать, это на то, чтобы возглавить Организацию освобождения Палестины и то, думаю, что эту возможность ему не предоставят.

Владимир Бабурин: Сегодня израильские источники без ссылки на того, от кого они эту информацию получили, сообщили, что Ясиру Арафату осталось жить несколько часов и что соратники палестинского лидера уже приняли решение отключить его от системы жизнеобеспечения ближайшей ночью, когда мусульмане будут отмечать Эль-Кадр, ниспослание Корана пророку Муххамеду. В Израиле есть хоть какие-то официальные ссылки на эту информацию или же информация только неофициальная?

Виктория Мунблит: Прежде всего, об этом заявил один из наиболее приближенных Арафату людей Ахмед Тиби, кстати, по специальности врач. Он сделал сегодня практически официальное заявление о том, что речь идет о нескольких часах. Практически сейчас, когда мы с вами беседуем, очень косвенно, очень аккуратно, но сформулировал нечто подобное и Набиль Шаат в ходе своей пресс-конференции, которая проходит в Париже и передается по всем телеканалам. То есть об этом говорят сами палестинские руководители, и приходиться этому верить.

Кроме того, по неназванным источникам пришла информация о том, что не исключено, что смерть Арафата официально будет объявлена в тот самый первый день, наступающий после праздника Рамадан, когда согласно исламской религии вознесся на небо пророк Муххамед. Не исключено, что именно этот день станет днем смерти лидера Палестинской автономии. Кстати, в ближайший час начнется специальное заседание, посвященное вопросу траурных церемоний и похорон.

Владимир Бабурин: По всей видимости, израильское руководство абсолютно уверено, что не вернется уже живой Арафат в Рамаллу. Ссылаются прежде всего на заявления главы израильского МИДа Сильвана Шалома, который сказал, что Арафату будет разрешено вернуться в Рамаллу, если он, конечно, выживет. Вряд ли глава израильского внешнеполитического ведомства позволил бы себе такой широкий жест, если бы не был уверен в скорой кончине Арафата.

Виктория Мунблит: Вы абсолютно правы. Информация о состоянии Арафата и его клинической смерти была получена военными источниками Израиля, заметьте, без каких-либо ссылок на прессу или вообще на какие-либо средства массовой информации. Поэтому, судя по всему, у израильтян есть основания делать подобные заявления, ничего не боясь. Кроме того, Израиль уже сейчас готовится к тому, чтобы, пусть очень косвенно, но поддержать нынешнее палестинское руководство.

Владимир Бабурин: Спасибо. В прямом эфире была наш корреспондент в Израиле Виктория Мунблит.

XS
SM
MD
LG