Ссылки для упрощенного доступа

Французские врачи сообщили о смерти Ясира Арафата


Программу ведет Надежда Перцева. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Семен Мирский и Виктория Мунблит.

Надежда Перцева: Французские врачи сообщили о смерти Ясира Арафата. На прямой связи наши корреспонденты Семен Мирский и Виктория Мунблит.

Семен, что изменилось на этот час, какие есть новости?

Семен Мирский, Париж: Как сообщил главный врач французского военного госпиталь Перси в предместье Парижа, Ясир Арафат умер сегодня в 3 часа 30 минут по парижскому времени, не приходя в сознание. Вот главная новость. Кончина Арафата, скорее всего, открывает, как считают комментаторы, новую страницу в истории самого затяжного вооруженного конфликта современности - между Израилем и Палестиной на Ближнем Востоке. Через несколько минут после получения официального подтверждения о кончине Арафата французское радио сообщило, что тело покойного будет доставлено завтра на транспортном самолете французских военно-воздушных сил в Каир, где состоится официальная траурная церемония, по окончании которой Арафат будет похоронен в городе Рамаллахе. Он расположен на Западном берегу Иордана на территории квартала «Муката», где расположен генеральный штаб Палестинской автономии.

Арафат родился 4 августа 1929 года в семье торговца тканями, причем местом его рождения, согласно одним сообщениям, является город Иерусалим, а согласно другим - Каир. В любом случае детство Арафата проходило между этими двумя городами. В 1946 году он присоединился к рядам арабских националистов, выступавших против создания государства Израиль. В 1952 году стал председателем студенческого объединения организации "Мусульманские братья", и отсюда шел долгий и извилистый путь, который Арафат закончил на посту председателя Палестинской автономии.

Я приведу некоторые точки зрения о том месте, которое, скорее всего, уготовила ныне уже покойному Арафату история. Как сказал, узнав о кончине Арафата, американский дипломат Денис Росс (он был посредником президента Клинтона на Ближнем Востоке, именно Денис Росс вел переговоры, которые привели к многочисленным соглашениям между Израилем и палестинцами), "Арафат гораздо больше значит как миф, чем как человек, что-то реально сделавший в политике, добившийся реальных политических результатов". Так что сегодня, можно сказать, арабский мир хоронит в больше степени миф, чем политического деятеля, который чего-то добился и который смог бы оправдать полученную им в 1994 году вместе с тогдашним главой правительства Израиля Рабином и министром иностранных дел Пересом Нобелевскую премию мира.

Надежда Перцева: А теперь передаем слово нашему корреспонденту в Тель-Авиве Виктории Мунблит. Виктория, известно что-либо о первой реакции властей Израиля на смерть Арафата?

Виктория Мунблит: Я бы сказала, что ничего неожиданного не произошло, здесь были абсолютно все уверены в том, что смерть Арафата будет провозглашена до наступления сегодняшнего дня, поскольку больше с этим тянуть было нельзя, уже обозначено время траурной церемонии. Но остается несколько невыясненных вопросов. Например, многие обозреватели считают, что Сухе Арафат, супруге покойного палестинского лидера, не стоило бы появляться в Палестинской автономии на похоронах. Есть шанс, полагают они, что уехать назад она уже не сможет. Остается еще целый ряд нерешенных вопросов. И вот поскольку Семен Мирский сейчас говорил о мифе Ясира Арафата, я бы хотела заметить, что и палестинская, и израильская стороны понимают, что им предстоит еще борьба за посмертный имидж палестинского лидера, из которого палестинцы попытаются сделать всемирного борца за свободу, и которого израильтяне, естественно, в свою очередь, попытаются обозначить, как ушедшего террориста №1.

В Палестинской автономии готовятся демонстрации, которые внешне будут направлены против Израиля, по лозунгам, по выкрикам, но на самом деле их адресат - не Израиль, а нынешнее палестинское руководство. Поясню, речь будет идти о толпах, которые выйдут на улицу с криками о том, что израильтяне отравили Арафата, что он умер, потому что израильтяне долгое время держали его практически в заточении в «Мукате» и так далее. По большому счету в Израиле, как и в Палестинской автономии, не сомневаются, что выкрики эти предназначены не столько для ушей Израиля, сколько для ушей нынешнего палестинского руководства, которому хотят обозначить: ваши планы перемирия с Израилем будут не так уж легко реализуемы. Во всяком случае, все не исключают волны насилия, которые в ближайшие сутки прокатятся по Палестинской автономии, или уж во всяком случае очень бурных демонстраций.

Надежда Перцева: Виктория, что можно сказать о преемнике Ясира Арафата?

Виктория Мунблит: Сегодня практически ясно, что преемником Ясира Арафата станут два человека или, если хотите, еще точнее - полтора. Полтора человека в данном случае - это Махмуд Абас и половина Ахмеда Куреи, я имею в виду, по степени их влияния и по степени власти, которая будет сосредоточена в руках каждого из них. Что же до Фарука Кадуми, который вроде бы, по слухам, был обозначен в завещании палестинского лидера, то ему уже было сказано достаточно ясно: он провел жизнь в диаспоре, он занимался всю жизнь международными связями Организации освобождения Палестины, в результате палестинская улица его не знает, гражданства Палестинской автономии у него нет, а соответственно, претендовать на один из руководящих постов он не может. Единственное, что пока не очень ясно, каким образом обозначатся теперь взаимоотношения между палестинским руководством в самой Палестине, с одной стороны, и руководством диаспоры, теми, кто сидит в Сирии и Тунисе? Они до сих пор, скрипя зубами и скрепя сердце, были вынуждены принимать Арафата, поскольку он был символом. Насколько захотят они принять Махмуда Абаса, это пока не ясно. Не исключено, что мы станем свидетелями раскола между Палестинской автономией и палестинской диаспорой.

XS
SM
MD
LG