Ссылки для упрощенного доступа

Новый теракт в Израиле


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Виктория Мунблит, Андрей Шароградский беседовал с шефом московского бюро арабской газеты "Ашарк Аль-Афсат" доктором Сами Амара и Ефим Фиштейн.

Андрей Шарый: Новый террористический акт в Израиле. По последним сообщениям, не менее трех человек погибли при взрыве у военной базы в Тель-Авиве. На линии прямого эфира с московской студией из израильской столицы наш корреспондент Виктория Мунблит.

Виктория, добрый вечер. Поправьте меня, если я не прав, есть ли новые цифры, новые обстоятельства у этой новой трагедии?

Виктория Мунблит: Нет, вы совершенно правы. Итак, погиб сам террорист-самоубийца, взорвавший себя в городе Кацрин. Я хочу пояснить, что город Кацрин - это город, в котором сосредоточены военные базы, тримпиада в основном предназначалась для солдат. Кроме самого террориста погибли два человека, около 30 ранены, 15 из них в крайне тяжелом состоянии. До сих пор ни одна организация не взяла на себя ответственность за теракт. Однако, по утверждению израильских служб безопасности, все следы - это явный почерк Хамаса. Выступил пресс-секретарь движения Хамас, который заявил, что сионистский враг должен помнить, что за все преступления приходит расплата, и что правительство Шарона ведет народ Израиля к катастрофе. Однако и он не уточнил, берет ли Хамас ответственность на себя за теракт.

Андрей Шарый: Так или иначе, Виктория, этот теракт еще более усложнит и без того непростую политическую остановку в регионе, откуда вы нам сообщаете. Как известно, спикер палестинского парламента Ахмед Куреи заявил, что не согласится занять пост премьер-министра автономии, если Израиль не прекратит ликвидацию палестинских боевиков. Скажите, пожалуйста, это заявление уже как-то комментируют в Израиле, есть реакция израильских властей?

Виктория Мунблит: Да, я бы сказала так: есть реакция, выраженная в устной форме и реакция, выраженный в действии. В устной форме министр иностранных дел, который сейчас замещает премьер-министра Израиля Ариэля Шарона, находящегося в Индии, заявил, что Израиль пока не видит, кто и какие силы в Палестинской автономии могут взять на себя борьбу с террором. А поскольку таких сил реально нет, Израиль эту борьбу будет продолжать всеми доступными ему способами. Есть практические результаты этих заявлений, а именно: в то время, когда произошел теракт в Кацрине как раз в это же время в Хевроне израильская армия окружила штаб движения Хамас. Руководство движения Хамас в Хервоне было ликвидировано, в том числе и один из крупнейших боевиков Хамаса Ахмет Бодель, человек, организовавший теракт в иерусалимском автобусе, тот самый теракт, собственно, который и завершил недолгое перемирие, существовавшее между израильтянами и палестинцами.

Андрей Шарый: Из ваших слов, Виктория, понятно, что политическая карьера Ахмеда Куреи будет непростой, это, собственно говоря, понятно и без того, что вы сказали. Куреи настаивает на том, что Соединенные Штаты и Европейский Союз должны и дальше участвовать в ближневосточном мирном процессе. Европейский Союз уже дал понять, что поддержит Куреи. Соединенные Штаты заявили, что намерены сотрудничать с любым палестинским премьером, который будет привержен международному плану урегулирования на Ближнем Востоке. О том, как изменится процесс урегулирования с назначением нового премьер-министра палестины, с появлением новой политической фигуры мой коллега Андрей Шароградский беседовал с шефом московского бюро арабской газеты "Ашарк Аль-Афсат" доктором Сами Амара.

Андрей Шароградский: Господин, Амара, Ахмед Куреи требует гарантию от европейского Союза, Соединенных Штатов и Израиля в том, что они реальными делами подержат мирный план урегулирования на Ближнем Востоке. Как вы считаете, им удастся получить эти гарантии?

Сами Амара: Я думаю, что ему очень нужны эти гарантии, как были нужны господину Аби Мазену, только потому, что с их точки зрения, и с арабской точки зрения в этом отношении нужны гарантии членов "шестерки" для выполнения "Дорожной карты". Я думаю, что он достигнет этого, если действительно как-то захочет помочь и оказать содействие обоим сторонам, и Израилю, и Палестине.

Андрей Шароградский: Куреи заявляет, что не будет осуществлять премьера без поддержки. На ваш взгляд, что это обозначает - он является марионеткой Арафата или же он пытается каким-то образом консолидировать силы внутри Палестинской автономии?

Сами Амара: Я бы не согласился с вами, назвав его марионеткой. Куреи был признанный лидер национального собрания Палестины, он участвовал наравне с Абу Мазен, Арафатом, в подписании соглашений Осло и все время исполнял свою законодательную роль, был всегда на высоте. Так что Куреи или другие лидеры никогда не были марионетками. Что значит марионетки Арафата? Арафат - признанный лидер палестинского народа, и без Арафата, мне кажется, мирный процесс не продвинется далеко.

Андрей Шароградский: А если господин Куреи станет премьером, окончательно официально займет этот пост, это будет шаг в направлении мирного урегулирования на Ближнем Востоке?

Сами Амара: Я думаю, что - да. Потому что Куреи и Абу Мазен всегда были рядом с Арафатом и всегда участвовали в мирных переговорах. Если помните, они были у Шарона наедине, когда вели переговоры с Клинтоном. И тогда казалось, что оба эти человека воспринимались как серьезные элементы в палестинском руководстве. Так что Куреи, я думаю, может повлиять на обстановку, если ему не помешают.

Андрей Шароградский: В Палестинской автономии существует открытая оппозиция назначения Куреи министром?

Сами Амара: Я бы не сказал, что открытая позиция по отношению к Куреи. Дело в том, что были, естественно, разногласия, и у каждого из этих лидеров имеется свой взгляд. Но всегда их объединяло искреннее и глубокое желание как-то достигнуть мира. Насчет Арафата и его разногласий с Абу Мазеном, я думаю, что скорее всего временное явление, и в конце концов они придут к одному мнению, что надо помочь в выполнении столь непосильной миссии, возложенной на его плечи в последнее время.

Андрей Шароградский: Такие группировки как Хамас, Исламский джихад - как они относятся к Куреи?

Сами Амара: Я думаю, что дело в том, что они достигли согласия с Абу Мазеном они могут добиться того же с Куреи, и если, естественно, Израиль перестанет их преследовать и выполнять политику, которую он выполняет по отношению к ним.

Андрей Шарый: Назначение Куреи новым премьер-министром Палестины вызвало бурную реакцию во всем мире. Ее обобщил обозреватель Радио Свобода Ефим Фиштейн.

Ефим Фиштейн: Учитывая неопределенность будущего развития, западные политики и эксперты отнеслись к переменам в палестинском руководстве с подчеркнутой сдержанностью. Вот, к примеру, оценка, которую дал перестановкам Джеймс Филипс, специалист Фонда Карнеги по Ближнему Востоку.

Джеймс Филипс: Это сильный удар по мирному плану и по надеждам палестинцев на создание своего собственного государства, поскольку отставка Аббаса демонстрирует, что на пути к миру лежит огромное препятствие - это Ясир Арафат. Арафат отказывается предоставить главе палестинского правительства все необходимые права для ведения антитеррористических акций и, более того, пытается подорвать его инициативу с тем, чтобы самому остаться основным игроком.

Ефим Фиштейн:То есть вы не верите, что у нового палестинского премьера есть шансы на успех?

Джеймс Филипс: Он может быть более предпочтителен, чем Арафат, но в то же время близок к Арафату, чем Махмуд Аббас. И я сильно сомневаюсь, что новый палестинский премьер-министр готов взять на себя риск, связанный с достижением мира.

Ефим Фиштейн: Американский госсекретарь Колин Пауэлл реагировал на перемены в палестинском руководстве следующим образом.

Колин Пауэлл: Главная проблема тут - существование Хамаса, Исламского джихада и других палестинских террористических организаций, которые не желают видеть Палестинское государство бок о бок с Израилем. Они стремяися уничтожить Израиль и их оружием является террор. С этим нужно бороться. Кто бы ни стал новым палестинским премьер-министром, ему придется активно поддержать координированные усилия по борьбе с Хамасом для того, чтобы процесс мирного урегулирования мог продолжаться, чтобы "Дорожная карта" могла претворяться в жизнь. Я уверен в том, что она будет претворяться в жизнь.

Ефим Фиштейн: Французская ежедневная газета "Ле Монд" отмечает, что Ахмед Куреи не слишком торопится давать однозначный ответ на предложение президента автономии Арафата и объясняет это сложной ситуацией, сложившейся после попытки израильтян физически ликвидировать духовного вождя Хамаса шейха Ахмеда Ясина. Собкор британской газеты "Гардиан" на Западном берегу Крис Мэкгрил напоминает, что прежде чем принять предложения, Ахмед Куреи запросил гарантии Соединенных Штатов и Европейского Союза в том, что будет усилен нажим на израильское руководство с целью заставить его проводить более умеренную политику. Газета констатирует, что единственным, кто откликнулся на это требование, был внешнеполитический представитель Европейского Союза Хавьер Солана, который устами своего пресс-секретаря заверил Ахмеда Куреи, что тот получит всяческую посильную помощь от Европейского Союза.

XS
SM
MD
LG