Ведущий программы "Темы дня" Владимир Бабурин: Человек дня Радио Свобода 26 декабря - Эльдар Рязанов. На Новый год, вероятно, будет опять показан его фильм "Ирония судьбы, или с легким паром", ставший настолько знаменитым, что на доме в Москве, напоминающем петербургскую многоэтажку, где разворачивается действие фильма, установлена мемориальная доска. Эльдар Рязанов родился в 1927-м году в Самаре, в детстве хотел стать писателем, но закончил с отличием режиссерский факультет ВГИКа, работал на центральной стадии документальных фильмов, снимал сюжеты для киножурналов, а с 1955-го года - режиссер "Мосфильма". О Человеке дня Радио Свобода – Марина Тимашева:
Марина Тимашева: "Ирония судьбы" теперь - мемориал. Смешно слышать. Неужели в Новогоднюю ночь, в какой-нибудь 30-й раз, люди прильнут к телевизорам ради воспоминаний. Ничего подобного! Ради старого и всегда нового фильма. Разве что-то радикально изменилось с тех пор, как Эльдар Рязанов снял выдающуюся не то комедию, не то мелодраму из жизни обычных простых маленьких людей? Неужели российские мужчины больше не ходят в баню и не напиваются в хлам, неужели не оказываются там, где их не ждали, неужели не мечтают о прекрасной незнакомке и не поют им песен под гитару, неужели покинутые возлюбленные не просят потереть им спинку, стоя в пальто с меховым воротником под душем? Неужели все забыли стихи Марины Цветаевой, Бориса Пастернака и Беллы Ахмадуллиной? Ребята, тогда мы уже не в России. Один из двух, ну, трех лучших современных комедиографов в соавторстве с Эмилем Брагинским сочинил, наверное, самую русскую комедию из когда-либо снятых. Именно потому, что она грустная, именно потому, что интеллигентная, именно потому, что ее диалоги разошлись на цитаты, а песни на стихи великих поэтов поет вся страна. Вдумайтесь, даже Аллу Пугачеву удалось заставить петь чужим, не эстрадным, не рассчитанным на эффектное узнавание голосом.
Без фильмов Эльдара Рязанова, будь то "Берегись автомобиля", "О бедном гусаре", "Карнавальная ночь", "Жестокий романс", "Вокзал для двоих", не было бы чего-то очень значительного, что связывает людей, принадлежащих разным социальным слоям, получивших непохожее образование, сильно отличающихся по возрасту. Не были бы по сей день так знамениты и любимы Андрей Мягков и Барбара Брыльска, Олег Басилашвили и Людмила Гурченко. Возможно, не будь этих фильмов, мы поверили бы тем специалистам, которые твердят, что культура бывает массовой и элитарной. Фильмы, снятые Рязановым, не укладываются в эту схему так же, как песни Владимира Высоцкого или Булата Окуджавы.
Ирония судьбы состоит разве в том, что последние картины Эльдара Рязанова уже не могут запечатлеть время, что им не под силу объединить людей, куда больше, чем прежде, нуждающихся в объединении. Эльдар Рязанов все так же снимает себя самого в маленьких эпизодах фильмов, но теперь это другой человек - похудевший, уставший и гораздо менее сентиментальный.
Марина Тимашева: "Ирония судьбы" теперь - мемориал. Смешно слышать. Неужели в Новогоднюю ночь, в какой-нибудь 30-й раз, люди прильнут к телевизорам ради воспоминаний. Ничего подобного! Ради старого и всегда нового фильма. Разве что-то радикально изменилось с тех пор, как Эльдар Рязанов снял выдающуюся не то комедию, не то мелодраму из жизни обычных простых маленьких людей? Неужели российские мужчины больше не ходят в баню и не напиваются в хлам, неужели не оказываются там, где их не ждали, неужели не мечтают о прекрасной незнакомке и не поют им песен под гитару, неужели покинутые возлюбленные не просят потереть им спинку, стоя в пальто с меховым воротником под душем? Неужели все забыли стихи Марины Цветаевой, Бориса Пастернака и Беллы Ахмадуллиной? Ребята, тогда мы уже не в России. Один из двух, ну, трех лучших современных комедиографов в соавторстве с Эмилем Брагинским сочинил, наверное, самую русскую комедию из когда-либо снятых. Именно потому, что она грустная, именно потому, что интеллигентная, именно потому, что ее диалоги разошлись на цитаты, а песни на стихи великих поэтов поет вся страна. Вдумайтесь, даже Аллу Пугачеву удалось заставить петь чужим, не эстрадным, не рассчитанным на эффектное узнавание голосом.
Без фильмов Эльдара Рязанова, будь то "Берегись автомобиля", "О бедном гусаре", "Карнавальная ночь", "Жестокий романс", "Вокзал для двоих", не было бы чего-то очень значительного, что связывает людей, принадлежащих разным социальным слоям, получивших непохожее образование, сильно отличающихся по возрасту. Не были бы по сей день так знамениты и любимы Андрей Мягков и Барбара Брыльска, Олег Басилашвили и Людмила Гурченко. Возможно, не будь этих фильмов, мы поверили бы тем специалистам, которые твердят, что культура бывает массовой и элитарной. Фильмы, снятые Рязановым, не укладываются в эту схему так же, как песни Владимира Высоцкого или Булата Окуджавы.
Ирония судьбы состоит разве в том, что последние картины Эльдара Рязанова уже не могут запечатлеть время, что им не под силу объединить людей, куда больше, чем прежде, нуждающихся в объединении. Эльдар Рязанов все так же снимает себя самого в маленьких эпизодах фильмов, но теперь это другой человек - похудевший, уставший и гораздо менее сентиментальный.