Ведущий программы "Темы дня" Петр Вайль: Человек дня Радио Свобода - австрийская писательница Эльфрида Елинек, удостоенная престижной литературной премии имени Гейне. Эльфрида Елинек родилась в 1946-м году в городке Мюрццушлаг в Австрии. Вскоре вместе с семьей переехала в Вену. Училась в монастырской школе. Получила музыкальное образование. В 20 лет опубликовала первый сборник стихов. Автор романов "Похоть", "Любовница", "Дети мертвых", пьес "Болезнь или Современная женщина", "Клара Шуман - Музыкальная комедия" и других. В 1983-м году написала роман "Пианистка", по которому режиссер Михаэль Ханеке снял одноименный художественный фильм, удостоенный в 2001-м году Гран При Каннского кинофестиваля. Лауреат премий имени Георга Бюхнера и Генриха Белля.
О Человеке дня Радио Свобода - мой коллега Дмитрий Волчек:
Дмитрий Волчек: Критик московского журнала "Афиша" начинает рецензию на роман Елинек "Любовница" с того, что ему хочется приехать в Вену, разыскать писательницу и без лишних слов избить ее. Курьезное возмущение юного рецензента - лишь мелкий осколок того бешенства, которого уже 30 лет вызывают книги Елинек. Мизантропическое жало ее прозы впивается в читателя, и тот задыхается в аллергическом шоке. Елинек безжалостна, точно равнодушная медсестра, стенографирующая результаты вскрытия. Ее Пианистка - жертва, лежащая в морге. Елинек смотрит на ее, на свое тело, точно душа, взмывающая в потолок в предсмертные секунды. Эрика Кахоут - кукла, марионетка, которой манипулируют мать, ненужный и в то же время желанный любовник, Австрия, Европа, весь мир, она лишена чувств, она - зверь, которого укротители с детства учат бессмысленным трюкам. Мои герои - персонифицированные проблемы - объясняет Елинек.
Михаэль Ханеке, экранизировавший "Пианистку", изгнал социальное в угоду чувственному, поменял знак с иронии на пафос и полностью сменил декорации. Нарядный венский центр 2000-го года из фильма - это не те грязные закоулки, по которым плутает героиня романа. В книге пианистка Эрика направляется не в порнокинотеатр "Драйв ин", где в автомобилях забавляются красивые студенты, а наблюдает за совокуплением турка и дешевой проститутки в опасном Пратерлэнде на берегах Дуная, и не в секс-шоп она ходит в многолюдном стерильном молле, а в поганое пип-шоу для иностранных рабочих на окраине Вены. Читатель, лакомящийся шоколадным тортом под музыку Моцарта, обнаруживает, что во рту у него вонючие носки "гастарбайтера".
Пионер феминистского движения, в юности примыкавшая к кругу Фассбиндера, Элинек из тех ветеранов бунта 1968-го года, для которых и новая Европа - сцена для новой постановки с маоистским акцентом. Когда на выборах победил Йорг Хайдер, Элинек бескомпромиссно выступила за международную изоляцию Австрии. Общество спектакля привычно реагирует на бунт - восторженными отзывами и премиальными лаврами.
О Человеке дня Радио Свобода - мой коллега Дмитрий Волчек:
Дмитрий Волчек: Критик московского журнала "Афиша" начинает рецензию на роман Елинек "Любовница" с того, что ему хочется приехать в Вену, разыскать писательницу и без лишних слов избить ее. Курьезное возмущение юного рецензента - лишь мелкий осколок того бешенства, которого уже 30 лет вызывают книги Елинек. Мизантропическое жало ее прозы впивается в читателя, и тот задыхается в аллергическом шоке. Елинек безжалостна, точно равнодушная медсестра, стенографирующая результаты вскрытия. Ее Пианистка - жертва, лежащая в морге. Елинек смотрит на ее, на свое тело, точно душа, взмывающая в потолок в предсмертные секунды. Эрика Кахоут - кукла, марионетка, которой манипулируют мать, ненужный и в то же время желанный любовник, Австрия, Европа, весь мир, она лишена чувств, она - зверь, которого укротители с детства учат бессмысленным трюкам. Мои герои - персонифицированные проблемы - объясняет Елинек.
Михаэль Ханеке, экранизировавший "Пианистку", изгнал социальное в угоду чувственному, поменял знак с иронии на пафос и полностью сменил декорации. Нарядный венский центр 2000-го года из фильма - это не те грязные закоулки, по которым плутает героиня романа. В книге пианистка Эрика направляется не в порнокинотеатр "Драйв ин", где в автомобилях забавляются красивые студенты, а наблюдает за совокуплением турка и дешевой проститутки в опасном Пратерлэнде на берегах Дуная, и не в секс-шоп она ходит в многолюдном стерильном молле, а в поганое пип-шоу для иностранных рабочих на окраине Вены. Читатель, лакомящийся шоколадным тортом под музыку Моцарта, обнаруживает, что во рту у него вонючие носки "гастарбайтера".
Пионер феминистского движения, в юности примыкавшая к кругу Фассбиндера, Элинек из тех ветеранов бунта 1968-го года, для которых и новая Европа - сцена для новой постановки с маоистским акцентом. Когда на выборах победил Йорг Хайдер, Элинек бескомпромиссно выступила за международную изоляцию Австрии. Общество спектакля привычно реагирует на бунт - восторженными отзывами и премиальными лаврами.