Ведущий программы "Время Свободы" Андрей Шарый: Человек дня Радио Свобода 12 мая - Александр Сергеевич Есенин-Вольпин, сын поэта Сергея Есенина, математик, поэт, правозащитник, философ. Сегодня он отмечает 80-летний юбилей. Мать Александра Есенина-Вольпина – переводчица и поэтесса Надежда Вольпина. Он родился в Ленинграде, вырос в Москве. Окончил мехмат МГУ, кандидат наук. Один из основателей советского правозащитного движения. Неоднократно попадал в тюрьмы и психиатрические больницы, три года провел в ссылке в Караганде. В 1972-м году выдворен из СССР за правозащитную деятельность, живет в Бостоне. Автор нескольких сборников стихов, написанных в молодости, многих научных и политических работ. О человеке дня Радио Свобода говорит известный российский правозащитник Сергей Ковалев:
Сергей Ковалев: Тост был такой - за человека уникального мужества. Первое – он никогда не задумывался над тем, что можно говорить, а что нельзя. Он всегда исходил из того, что можно говорить все, что он считает правильным, осмысленным, глубоким, или вообще заслуживающим рассмотрения. Второе: он, на самом деле, казался в некотором смысле идейным вдохновителем того, что потом получило разные называния – диссидентство, демократическое движение, движение инакомыслящих, и так далее, и тому подобное. Все это, на самом деле, не очень точные слова. Думаю, точнее всего было бы говорить об этом не как о политической оппозиции, а как о нравственной несовместимости с тем режимом, который существовал и который теперь возрождается. Алик Есенин-Вольпин довольно быстро, раньше других, понял, что советское право ни к черту не годится, но это не дефект права, а дефект власти и страны, в которой эта власть существует. Право - это то, что вне политики и над политикой, это не то, что дарует власть, а то, чему власть обязана подчиняться. Как не современная, так и современная Россия с Есениным-Вольпиным довольно трудно совместимы. Он остался таким, каков он был, представителем той самой несовместимости с режимом, нравственной несовместимости, и он живет по-своему. Как жить в этой стране, ну как можно оставаться здесь свободным и честным?! Можно - заявил Есенин-Вольпин. Ты хочешь быть свободным - ну и будь им, кто тебе мешает? Пожалуйста. Хочешь говорить правду – открой рот и говори правду.
Сергей Ковалев: Тост был такой - за человека уникального мужества. Первое – он никогда не задумывался над тем, что можно говорить, а что нельзя. Он всегда исходил из того, что можно говорить все, что он считает правильным, осмысленным, глубоким, или вообще заслуживающим рассмотрения. Второе: он, на самом деле, казался в некотором смысле идейным вдохновителем того, что потом получило разные называния – диссидентство, демократическое движение, движение инакомыслящих, и так далее, и тому подобное. Все это, на самом деле, не очень точные слова. Думаю, точнее всего было бы говорить об этом не как о политической оппозиции, а как о нравственной несовместимости с тем режимом, который существовал и который теперь возрождается. Алик Есенин-Вольпин довольно быстро, раньше других, понял, что советское право ни к черту не годится, но это не дефект права, а дефект власти и страны, в которой эта власть существует. Право - это то, что вне политики и над политикой, это не то, что дарует власть, а то, чему власть обязана подчиняться. Как не современная, так и современная Россия с Есениным-Вольпиным довольно трудно совместимы. Он остался таким, каков он был, представителем той самой несовместимости с режимом, нравственной несовместимости, и он живет по-своему. Как жить в этой стране, ну как можно оставаться здесь свободным и честным?! Можно - заявил Есенин-Вольпин. Ты хочешь быть свободным - ну и будь им, кто тебе мешает? Пожалуйста. Хочешь говорить правду – открой рот и говори правду.