Ведущий программы "Темы дня" Владимир Бабурин: Человек дня Радио Свобода 18 февраля – Джон Траволта, он празднует свое 50-летие. Замечательный актер родился в смешанной ирландско-итальянской семье. Сальвадор Траволта - бывший полупрофессиональный футболист, а Хелен - бывшая преподавательница в драматической школе. Джон был шестым и последним ребенком в семье. Отец соорудил в подвале их дома театр, в котором любительская труппа разыгрывала различные пьесы. К 12 годам Джонни уже работал в профессиональной труппе. Особенно ему удавались мюзиклы. К тому же он начал брать уроки чечетки и танца у Фреда Келли - это менее известный брат знаменитого Джина Келли. В 16 Джон бросил учебу в школе, но с разрешения родителей, и все свое время отдал сцене. Через 2 года он дебютировал во внебродвейской постановке, позже вошел в группу "Бриолина", но далеко не на главную роль. В 1973-м вместе с сестрами Эндрюс он уже играл на Бродвее в мюзикле. С 1975-го года по 1979-й Траволта работал на телевидении в сериале "Добро пожаловать домой, Коттер". Записывает несколько альбомов и периодически пытается сыграть в кино нечто более осмысленное, чем крошечная роль одноклассника Керри, не слишком удачно облившего ее кровью из ведра на выпускном вечере. Примерно на это время приходится романтико-трагическая история, достойная кинематографа. Джон знакомится на съемках одного из фильмов с актрисой Дайан Хайленд, она старше его на 18 лет и играла его мать в этом фильме. Несмотря на разницу в возрасте, они стали жить одной семьей, и не избежать бы Джону всяких смешков за спиной, если бы через год Дайан не умерла у него на руках от рака. Через два года точно так же скончалась его мать.
Неизвестно как бы все сложилось, но тут Джон Бэдхем пригласил Траволту на главную роль в своем фильме "Лихорадка в субботу вечером". Грандиозный успех Джон повторил в "Ее предложении", "Оставаясь в живых" и в "Бриолине". Будущее представлялось безоблачным. Но неожиданно Траволта отказался играть в нескольких фильмах, которые сделали знаменитым Ричарда Гира - его взяли вместо него - "Американский жиголо" и "Офицер и джентльмен". В 80-х годах Траволта был в Голливуде не то что персоной нон грата, но новостью вчерашнего дня. Потом все изменилось. Сложилась личная жизнь, он женился на актрисе Келли Престон. Джон пишет сыну сказки и учит танцевать, на всякий случай, а после приглашения Тарантино в фильм "Криминальное чтиво" карьера Джона Траволты резко пошла на взлет, как его любимый реактивный самолет. Все последующие фильмы - "Сломанная стрела", "Без лица", "Достать коротышку", "Майкл" - имеют невероятный успех для сегодняшнего юбиляра. О Джоне Траволте – Андрей Плахов:
Андрей Плахов: Идол дискотечной молодежи бездумных 70-х годов – такой ярлык приклеился к Траволте с его первого электризующего проявления в фильме "Лихорадка субботним вечером". Этот гибкий, длинноногий парень итало-иралндских кровей, этот современный денди мира дансингов и дискотек, казалось, был создан для зажигательного танца. Он стал одним из первых тинейджеровских кумиров и принял аудиторию от 10 до 15 лет. Его называли Фредом Астером новой эпохи, а его воздействие на молодежь сравнивали с разразившейся за десятилетие до этого битломанией. Его амплуа - ребячливый импульсивный "хип-стар". В этом была его прелесть, но в этом же таилась и опасность. Траволта оказался неинтересен, когда он играл "экшен", психологию, или даже сексуальные сцены. Он существовал для публики только в танце. Можно было прийти на картину, развалиться в кресле, выйти за попкорном и хотдогом, зная, что под безошибочно узнаваемый диско-ритм вернешься в кинозал в нужный момент. Большая голова, мальчишеское лицо с немножко самовлюбленным ртом, все это стало частью имиджа, который с возрастом начал создавать актеру серьезные проблемы. Его популярность медленно угасала...
И тут появился Тарантино с его синефильской идеей напитать новой энергией стереотипы низких жанров, реанимировать, казалось бы, недолговечных персонажей. Траволта появляется в знаменитом танце с Умой Турман, как зомби из другой эпохи, и оказывается на удивление живым, столь же электризующим, как раньше. Это мгновенно поднимает до небес его рейтинг и до 20 миллионов упавшие было гонорары. Он опять на коне, опять желанен, и уже не только танцующий. После того, как Тарантино подарил актеру вторую молодость, мы видим его в ролях президентов и спустившихся на землю ангелов, в таких штучных артфильмах, как "Тонкая красная линия" Терренса Малика и таких сугубо мужских "экспириенсах", как "Без лица" Джона Ву, где Траволта разыгрывает несколько шизофренический дуэт с Николасом Кейджем. Все уже давно забыли впечатление, будто Джон Траволта - актер ограниченного диапазона. Какая разница, способен ли он играть по системе Станиславского, набирать для роли по 20 килограммов веса, как Роберт Де Ниро, или бронзоветь, превращаясь в священного монстра, как Брандо и Николсон. У него своя судьба, которая привела его к 50-летнему юбилею в отличной физической и творческой форме. И, кто знает, может он еще станцует свой лучший танец.
Неизвестно как бы все сложилось, но тут Джон Бэдхем пригласил Траволту на главную роль в своем фильме "Лихорадка в субботу вечером". Грандиозный успех Джон повторил в "Ее предложении", "Оставаясь в живых" и в "Бриолине". Будущее представлялось безоблачным. Но неожиданно Траволта отказался играть в нескольких фильмах, которые сделали знаменитым Ричарда Гира - его взяли вместо него - "Американский жиголо" и "Офицер и джентльмен". В 80-х годах Траволта был в Голливуде не то что персоной нон грата, но новостью вчерашнего дня. Потом все изменилось. Сложилась личная жизнь, он женился на актрисе Келли Престон. Джон пишет сыну сказки и учит танцевать, на всякий случай, а после приглашения Тарантино в фильм "Криминальное чтиво" карьера Джона Траволты резко пошла на взлет, как его любимый реактивный самолет. Все последующие фильмы - "Сломанная стрела", "Без лица", "Достать коротышку", "Майкл" - имеют невероятный успех для сегодняшнего юбиляра. О Джоне Траволте – Андрей Плахов:
Андрей Плахов: Идол дискотечной молодежи бездумных 70-х годов – такой ярлык приклеился к Траволте с его первого электризующего проявления в фильме "Лихорадка субботним вечером". Этот гибкий, длинноногий парень итало-иралндских кровей, этот современный денди мира дансингов и дискотек, казалось, был создан для зажигательного танца. Он стал одним из первых тинейджеровских кумиров и принял аудиторию от 10 до 15 лет. Его называли Фредом Астером новой эпохи, а его воздействие на молодежь сравнивали с разразившейся за десятилетие до этого битломанией. Его амплуа - ребячливый импульсивный "хип-стар". В этом была его прелесть, но в этом же таилась и опасность. Траволта оказался неинтересен, когда он играл "экшен", психологию, или даже сексуальные сцены. Он существовал для публики только в танце. Можно было прийти на картину, развалиться в кресле, выйти за попкорном и хотдогом, зная, что под безошибочно узнаваемый диско-ритм вернешься в кинозал в нужный момент. Большая голова, мальчишеское лицо с немножко самовлюбленным ртом, все это стало частью имиджа, который с возрастом начал создавать актеру серьезные проблемы. Его популярность медленно угасала...
И тут появился Тарантино с его синефильской идеей напитать новой энергией стереотипы низких жанров, реанимировать, казалось бы, недолговечных персонажей. Траволта появляется в знаменитом танце с Умой Турман, как зомби из другой эпохи, и оказывается на удивление живым, столь же электризующим, как раньше. Это мгновенно поднимает до небес его рейтинг и до 20 миллионов упавшие было гонорары. Он опять на коне, опять желанен, и уже не только танцующий. После того, как Тарантино подарил актеру вторую молодость, мы видим его в ролях президентов и спустившихся на землю ангелов, в таких штучных артфильмах, как "Тонкая красная линия" Терренса Малика и таких сугубо мужских "экспириенсах", как "Без лица" Джона Ву, где Траволта разыгрывает несколько шизофренический дуэт с Николасом Кейджем. Все уже давно забыли впечатление, будто Джон Траволта - актер ограниченного диапазона. Какая разница, способен ли он играть по системе Станиславского, набирать для роли по 20 килограммов веса, как Роберт Де Ниро, или бронзоветь, превращаясь в священного монстра, как Брандо и Николсон. У него своя судьба, которая привела его к 50-летнему юбилею в отличной физической и творческой форме. И, кто знает, может он еще станцует свой лучший танец.