Программу ведет Петр Вайль. Участвуют руководитель фракции ОВР в Государственной Думе России Вячеслав Володин и обозреватели Радио Свобода Михаил Соколов и Иван Трефилов.
Петр Вайль: Правительство России одобрило проект федерального бюджета на 2003-й год. Приоритетами объявлены увеличение финансирования обороны, правоохранительной деятельности и социальной сферы. О том, насколько реальны планы исполнительной власти, с руководителем фракции "Отечество-Вся Россия" Вячеславом Володиным беседует обозреватель Радио Свобода Михаил Соколов:
Михаил Соколов: Вячеслав Викторович, вот я как раз хотел спросить вас о бюджете - вы занимаетесь проектом бюджета в партии, премьер-министр Касьянов сказал, что "мы имеем солидный документ", вы с ним знакомы, что вас собственно устраивает, а что нет?
Вячеслав Володин: Во-первых, надо сказать, что бюджет страны на 2003-й год очень напряженный. Напряженный он по нескольким причинам. Во-первых, впервые минимальное количество в сравнении с предыдущими годами изъятий будет производиться из бюджета из экономики страны, значит, в этом году изымается денежных средств больше, а на будущий год будет изыматься меньше, это даст возможность экономике заработать более эффективно. Поэтому уже даже только по этому одному фактору можно говорить о том, что бюджет напряженен. Потому что мы отменили с будущего года, у нас нет оборотных налогов, мы дали большие послабления по налогу на прибыль, и поэтому, конечно, денежных средств изыматься в бюджет будет меньше, но наряду с ним 2003-й год - самый тяжелый год по выплатам, по долгам, по тем долгам еще Советского Союза, которые страна накопила. 17 миллиардов долларов - нужно будет выплатить по долгам, при этом весь бюджет 71 миллиард долларов, поглядите, какие деньги у нас будет уходить на долги.
Михаил Соколов: А хватит вообще на долги-то? Сомневаются некоторые...
Вячеслав Володин: Ну, пока еще не было ни одного сбоя по платежам, поэтому говорить о том, что не хватит - нет оснований для этого. Поэтому 2003-й год - очень тяжелый год, и, несмотря на это, мы сформировали программу которую, я надеюсь, что сможем реализовать именно в рамках бюджета. Это программа по увеличению социальных выплат и увеличению перечня социальных программ и инвестиций в реальный сектор экономики. Мы настаиваем сейчас на том, чтобы увеличивалась федеральная адресная инвестиционная программа по сносу ветхого жилья на один миллиард рублей, а сама программа сейчас была определена по финансированию всего в 250 миллионов, представьте себе, разница. Практически в 5 раз должна вырасти эта программа по объему финансирования. Мы будем настаивать на том, чтобы началась реализация такой программы, кроме того, социальное развитие села.
Михаил Соколов: То есть, газификация, прежде всего?
Вячеслав Володин: Газификация. Обеспечение водой села. Подвод дорог к селам. У нас 30 процентов населенных пунктов не имеют твердого асфальтового сообщения между собой, и строительство жилья на селе - это вот как раз программа социального обустройства.
Михаил Соколов: И какие суммы?
Вячеслав Володин: Мы планируем на будущий год порядка 1 миллиарда 660 миллионов рублей на эти цели выделить. Сейчас в бюджете всего 270 миллионов.
Михаил Соколов: Вы еще выступили, насколько я понимаю, за повышение стипендий и детских пособий?
Вячеслав Володин: Повышение стипендий - мы считаем, что в два раза стипендии должны быть повышены, по детским пособиям - 70 рублей - это не деньги, которые сейчас нужно выплачивать, и вообще говорить о том, что 70 рублей на ребенка решают проблему -я не могу такого говорить, потому что три года эта сумма не увеличивалась. Да, мы ее сейчас стали платить вовремя, я считаю, что это достижение центристов, но нужно уже говорить о том, чтобы выплаты на детей обязательно были увеличены. Мы считаем, что 200 рублей - это вот деньги, которые нужно просто-напросто направлять на детское пособие из расчета на одного ребенка. Говорить о том, что инвестиции нужно направлять в реальный сектор экономики - мы считаем, что где-то около 5 миллиардов рублей надо дополнительно выделить на финансирование дорог в России, и, конечно, инвестиции в сельское хозяйство. Сегодня в России сельское хозяйство получает менее одного миллиарда долларов.
Михаил Соколов: Вячеслав Викторович, вы одновременно выступаете и за снижение налогов. Получается, расходы больше, а налоги меньше - это такой бюджетный популизм. Где собственно брать деньги? Потому что растут и другие расходы по бюджету, например, на МВД на 45 процентов, на оборону тоже растут, получается - госрасходы раздуваются, а налоги снижаются, не будет ли здесь разрыва, вдруг цены упадут нефтяные, тогда что?
Вячеслав Володин: Когда налоги снижаются, доходы повышаются, потому что если у предприятия брать все, то это предприятие проработает год, два, три, потом или не будет платить налоги, или разорится. А когда у предприятия государство будет изымать меньше, то предприятие будет работать лучше и даже небольшие нормы отчисления будут давать больше средств, потому что предприятие будет больше осваивать объемов, просто-напросто больше зарабатывать. Поэтому я считаю, что налоги надо и дальше снижать. Мы на будущий год будем настаивать на том, чтобы отменили 5-процентный налог с продаж, чтобы мы реально начали говорить о снижении налога на добавленную стоимость, потому что у нас самый высокий налог на добавленную стоимость. Япония, Турция, Европа - максимум 16 процентов НДС, а у нас - 20, плюс 5 процентов налог с продаж - 25, какие инвестиции сюда пойдут? Поэтому наша позиция. Когда же мы говорим о том, что надо инвестировать в реальный сектор экономики за счет государственных ресурсов - это прямая поддержка нашего товаропроизводителя. Вот если брать бюджет 71 миллиард, то мы не просто предлагаем ряд социальных направлений, но наряду с этим мы предлагаем сократить расходы на аппарат, на государственное управление, то есть сэкономленные средства перераспределить. Мы не говорим, что надо раздуть бюджет, мы против этого.
Михаил Соколов: То есть, у вас программа экономии?
Вячеслав Володин: Конечно, не просто программа есть, а сейчас вообще надо очень жесткую позицию занять по расходным статьям бюджета. Ведь деньги разворовываются, они не доходят до значения. Надо здесь ввести жесткий спрос, и за счет этого перераспределить ресурсы на такие программы, как строительство жилья для молодежи, газификация, строительство водопроводов на селе, снос ветхого жилья. Мы не говорим, что нужно пересматривать основные параметры бюджета, потому что бюджет в этом году достаточно хорошо сбалансирован, но вот посмотреть внутри бюджета, какие приоритеты - да, обязательно нужно это сделать.
Петр Вайль: Проект федерального бюджета в конце августа будет внесен в Государственную Думу. Премьер Михаил Касьянов обещает, что его показатели не станут предметом разногласий, как это было в предыдущие годы. Однако, похоже, правительству еще придется поторговаться с депутатами, чтобы сохранить бюджет в неприкосновенности.
Иван Трефилов: В российском правительстве признают, что проект федерального бюджета получился весьма напряженным. В первую очередь это связано с тем, что в будущем году стране необходимо произвести рекордные выплаты по погашению и обслуживанию внешнего долга. Ожидается, что Россия отдаст своим иностранным кредиторам более 17 миллиардов долларов. Однако, как говорит вице-премьер Алексей Кудрин, правительство готово к любым, даже самым пессимистическим сценариям развития экономики. Может быть поэтому, в бюджете определены основные расходные статьи - оборона и правоохранительная деятельность государства будут финансироваться в приоритетном порядке. Власти готовы потратить больше денег также на социальную сферу и судебную реформу.
Премьер Михаил Касьянов предполагает, что в этом году согласование позиций с депутатами Государственной Думы, которым этот документ предстоит утвердить, не займет много времени, да и особых разногласий быть не должно. Он ссылается на многочисленные консультации, которые были проведены с парламентариями. Однако, в Государственной Думе не торопятся соглашаться с мнением Касьянова, а лидер проправительственной депутатской фракции "Отечество-Вся Россия" Вячеслав Володин уже сказал то, что еще предстоит услышать правительственным чиновникам.
Потребовать от исполнительной власти больше денег считает за честь каждый уважающий себя депутат. Но беда заключается в том, что государственных финансов все равно на всех не хватает. В этом случае правительству следует опасаться парламентских объединений, которые при должной организации и при наличии явно выраженных лоббистских интересов вполне могут либо заставить правительство пойти на уступки, либо вообще заблокировать принятие проекта бюджета.
Сейчас трудно сказать, насколько жестко фракция ОВР намерена отстаивать свои бюджетные требования. Но в Думе уже говорят о том, что правительственному законопроекту вообще может быть объявлена война. Многих депутатов явно не устраивает политика кабинета, связанная с максимальной централизацией налоговых платежей. Последней каплей стало желание правительства в нарушение Бюджетного кодекса забрать в федеральную казну все акцизы на табачную продукцию. Влиятельные думские экономисты сейчас обещают сделать все, чтобы такой проект бюджета был отвергнут.
Конечно, не исключено, что повышение депутатской требовательности к правительственным инициативам связано исключительно с приближающимися парламентскими выборами - они состоятся как раз в 2003-м году. Ведь избирателям очень нравится, когда их кандидаты если не добиваются, то хотя бы требуют принятия важных для народа бюджетных поправок. А если это не так и правительству действительно придется идти на компромисс с парламентариями - в этом случае бюджет, и так рассчитанный на грани возможного, вообще может развалиться.
Петр Вайль: Правительство России одобрило проект федерального бюджета на 2003-й год. Приоритетами объявлены увеличение финансирования обороны, правоохранительной деятельности и социальной сферы. О том, насколько реальны планы исполнительной власти, с руководителем фракции "Отечество-Вся Россия" Вячеславом Володиным беседует обозреватель Радио Свобода Михаил Соколов:
Михаил Соколов: Вячеслав Викторович, вот я как раз хотел спросить вас о бюджете - вы занимаетесь проектом бюджета в партии, премьер-министр Касьянов сказал, что "мы имеем солидный документ", вы с ним знакомы, что вас собственно устраивает, а что нет?
Вячеслав Володин: Во-первых, надо сказать, что бюджет страны на 2003-й год очень напряженный. Напряженный он по нескольким причинам. Во-первых, впервые минимальное количество в сравнении с предыдущими годами изъятий будет производиться из бюджета из экономики страны, значит, в этом году изымается денежных средств больше, а на будущий год будет изыматься меньше, это даст возможность экономике заработать более эффективно. Поэтому уже даже только по этому одному фактору можно говорить о том, что бюджет напряженен. Потому что мы отменили с будущего года, у нас нет оборотных налогов, мы дали большие послабления по налогу на прибыль, и поэтому, конечно, денежных средств изыматься в бюджет будет меньше, но наряду с ним 2003-й год - самый тяжелый год по выплатам, по долгам, по тем долгам еще Советского Союза, которые страна накопила. 17 миллиардов долларов - нужно будет выплатить по долгам, при этом весь бюджет 71 миллиард долларов, поглядите, какие деньги у нас будет уходить на долги.
Михаил Соколов: А хватит вообще на долги-то? Сомневаются некоторые...
Вячеслав Володин: Ну, пока еще не было ни одного сбоя по платежам, поэтому говорить о том, что не хватит - нет оснований для этого. Поэтому 2003-й год - очень тяжелый год, и, несмотря на это, мы сформировали программу которую, я надеюсь, что сможем реализовать именно в рамках бюджета. Это программа по увеличению социальных выплат и увеличению перечня социальных программ и инвестиций в реальный сектор экономики. Мы настаиваем сейчас на том, чтобы увеличивалась федеральная адресная инвестиционная программа по сносу ветхого жилья на один миллиард рублей, а сама программа сейчас была определена по финансированию всего в 250 миллионов, представьте себе, разница. Практически в 5 раз должна вырасти эта программа по объему финансирования. Мы будем настаивать на том, чтобы началась реализация такой программы, кроме того, социальное развитие села.
Михаил Соколов: То есть, газификация, прежде всего?
Вячеслав Володин: Газификация. Обеспечение водой села. Подвод дорог к селам. У нас 30 процентов населенных пунктов не имеют твердого асфальтового сообщения между собой, и строительство жилья на селе - это вот как раз программа социального обустройства.
Михаил Соколов: И какие суммы?
Вячеслав Володин: Мы планируем на будущий год порядка 1 миллиарда 660 миллионов рублей на эти цели выделить. Сейчас в бюджете всего 270 миллионов.
Михаил Соколов: Вы еще выступили, насколько я понимаю, за повышение стипендий и детских пособий?
Вячеслав Володин: Повышение стипендий - мы считаем, что в два раза стипендии должны быть повышены, по детским пособиям - 70 рублей - это не деньги, которые сейчас нужно выплачивать, и вообще говорить о том, что 70 рублей на ребенка решают проблему -я не могу такого говорить, потому что три года эта сумма не увеличивалась. Да, мы ее сейчас стали платить вовремя, я считаю, что это достижение центристов, но нужно уже говорить о том, чтобы выплаты на детей обязательно были увеличены. Мы считаем, что 200 рублей - это вот деньги, которые нужно просто-напросто направлять на детское пособие из расчета на одного ребенка. Говорить о том, что инвестиции нужно направлять в реальный сектор экономики - мы считаем, что где-то около 5 миллиардов рублей надо дополнительно выделить на финансирование дорог в России, и, конечно, инвестиции в сельское хозяйство. Сегодня в России сельское хозяйство получает менее одного миллиарда долларов.
Михаил Соколов: Вячеслав Викторович, вы одновременно выступаете и за снижение налогов. Получается, расходы больше, а налоги меньше - это такой бюджетный популизм. Где собственно брать деньги? Потому что растут и другие расходы по бюджету, например, на МВД на 45 процентов, на оборону тоже растут, получается - госрасходы раздуваются, а налоги снижаются, не будет ли здесь разрыва, вдруг цены упадут нефтяные, тогда что?
Вячеслав Володин: Когда налоги снижаются, доходы повышаются, потому что если у предприятия брать все, то это предприятие проработает год, два, три, потом или не будет платить налоги, или разорится. А когда у предприятия государство будет изымать меньше, то предприятие будет работать лучше и даже небольшие нормы отчисления будут давать больше средств, потому что предприятие будет больше осваивать объемов, просто-напросто больше зарабатывать. Поэтому я считаю, что налоги надо и дальше снижать. Мы на будущий год будем настаивать на том, чтобы отменили 5-процентный налог с продаж, чтобы мы реально начали говорить о снижении налога на добавленную стоимость, потому что у нас самый высокий налог на добавленную стоимость. Япония, Турция, Европа - максимум 16 процентов НДС, а у нас - 20, плюс 5 процентов налог с продаж - 25, какие инвестиции сюда пойдут? Поэтому наша позиция. Когда же мы говорим о том, что надо инвестировать в реальный сектор экономики за счет государственных ресурсов - это прямая поддержка нашего товаропроизводителя. Вот если брать бюджет 71 миллиард, то мы не просто предлагаем ряд социальных направлений, но наряду с этим мы предлагаем сократить расходы на аппарат, на государственное управление, то есть сэкономленные средства перераспределить. Мы не говорим, что надо раздуть бюджет, мы против этого.
Михаил Соколов: То есть, у вас программа экономии?
Вячеслав Володин: Конечно, не просто программа есть, а сейчас вообще надо очень жесткую позицию занять по расходным статьям бюджета. Ведь деньги разворовываются, они не доходят до значения. Надо здесь ввести жесткий спрос, и за счет этого перераспределить ресурсы на такие программы, как строительство жилья для молодежи, газификация, строительство водопроводов на селе, снос ветхого жилья. Мы не говорим, что нужно пересматривать основные параметры бюджета, потому что бюджет в этом году достаточно хорошо сбалансирован, но вот посмотреть внутри бюджета, какие приоритеты - да, обязательно нужно это сделать.
Петр Вайль: Проект федерального бюджета в конце августа будет внесен в Государственную Думу. Премьер Михаил Касьянов обещает, что его показатели не станут предметом разногласий, как это было в предыдущие годы. Однако, похоже, правительству еще придется поторговаться с депутатами, чтобы сохранить бюджет в неприкосновенности.
Иван Трефилов: В российском правительстве признают, что проект федерального бюджета получился весьма напряженным. В первую очередь это связано с тем, что в будущем году стране необходимо произвести рекордные выплаты по погашению и обслуживанию внешнего долга. Ожидается, что Россия отдаст своим иностранным кредиторам более 17 миллиардов долларов. Однако, как говорит вице-премьер Алексей Кудрин, правительство готово к любым, даже самым пессимистическим сценариям развития экономики. Может быть поэтому, в бюджете определены основные расходные статьи - оборона и правоохранительная деятельность государства будут финансироваться в приоритетном порядке. Власти готовы потратить больше денег также на социальную сферу и судебную реформу.
Премьер Михаил Касьянов предполагает, что в этом году согласование позиций с депутатами Государственной Думы, которым этот документ предстоит утвердить, не займет много времени, да и особых разногласий быть не должно. Он ссылается на многочисленные консультации, которые были проведены с парламентариями. Однако, в Государственной Думе не торопятся соглашаться с мнением Касьянова, а лидер проправительственной депутатской фракции "Отечество-Вся Россия" Вячеслав Володин уже сказал то, что еще предстоит услышать правительственным чиновникам.
Потребовать от исполнительной власти больше денег считает за честь каждый уважающий себя депутат. Но беда заключается в том, что государственных финансов все равно на всех не хватает. В этом случае правительству следует опасаться парламентских объединений, которые при должной организации и при наличии явно выраженных лоббистских интересов вполне могут либо заставить правительство пойти на уступки, либо вообще заблокировать принятие проекта бюджета.
Сейчас трудно сказать, насколько жестко фракция ОВР намерена отстаивать свои бюджетные требования. Но в Думе уже говорят о том, что правительственному законопроекту вообще может быть объявлена война. Многих депутатов явно не устраивает политика кабинета, связанная с максимальной централизацией налоговых платежей. Последней каплей стало желание правительства в нарушение Бюджетного кодекса забрать в федеральную казну все акцизы на табачную продукцию. Влиятельные думские экономисты сейчас обещают сделать все, чтобы такой проект бюджета был отвергнут.
Конечно, не исключено, что повышение депутатской требовательности к правительственным инициативам связано исключительно с приближающимися парламентскими выборами - они состоятся как раз в 2003-м году. Ведь избирателям очень нравится, когда их кандидаты если не добиваются, то хотя бы требуют принятия важных для народа бюджетных поправок. А если это не так и правительству действительно придется идти на компромисс с парламентариями - в этом случае бюджет, и так рассчитанный на грани возможного, вообще может развалиться.