Ссылки для упрощенного доступа

В чем заключалось искусство прорицания отца Николая Гурьянова?


Программу ведет Петр Вайль. Участвуют редактор программы Радио Свобода "С христианской точки зрения" Яков Кротов и корреспондент РС в Санкт-Петербурге Виктор Резунков.

Петр Вайль: В понедельник на острове Залита в Псковском озере похоронен один из самых почитаемых в русском православии старцев отец Николай Гурьянов, прославившийся своими предсказаниями. Он скончался в ночь на 24 августа. Слово нашему петербургскому корреспонденту Виктору Резункову:

Виктор Резунков: О старце Николае Гурьянове, настоятеле храма Святителя Николая на острове Залита Псковского озера, народ сложил легенды. По фотографиям он отыскивал без вести пропавших, молитвой вызволял из бандитского плена заложников. Предсказал падение коммунистического режима в России, канонизацию семьи Романовых и гибель атомных подводных лодок "Комсомолец" и "Курск". Особенно получил известность случай, когда стоявший в очереди к отцу Николаю чудом спасшийся из "Комсомольца" матрос узнал в нем старца, явившегося к нему в момент аварии. Так уж принято, и не только на Руси, что народ верит и ждет, прежде всего, яркого, необычного. А вот что рассказывает о старце Николае Гурьянове настоятель псковского храма Святых жен-мироносиц протоиерей Павел Адельгейм:

Павел Адельгейм: Вы знаете, я, вообще-то говоря, очень мало с ним знаком, могу только свидетельствовать о нем своими ушами. В современной церковной жизни он почитается среди народа как старец. И такую оценку дают очень многие известные священники, но я думаю, тоже личного общения они с ним не имели. Но к нему очень много приезжало народу, очень многие руководствовались его советами, указаниями. В последнее время он уже никого не принимал, ему за 90 лет далеко, он был слишком слаб. Около него жили матушки, которые принимали записочки и отвечали на письма желающих от него что-то услышать, но он там отвечал, или они как-то комментировали его сообщения. О нем очень много всяких суждений, как правило, всегда очень восторженных, как о таком великом старце, который имеет дар прозорливости, может исцелять и указывать людям, как им организовывать свою жизнь.

Виктор Резунков: В политической жизни России около года назад большой резонанс вызвало известие о том, что в стране создается партия "Святая Русь", благословение на строительство которой дали почитаемые в Русской Православной Церкви старцы, в том числе и протоиерей Николай Гурьянов. Потом эта история продолжения не получила. Как старец Николай с острова Залита отнесся к этой идее - неизвестно, а в самом Пскове ничего не известно о партии "Святая Русь". Слово протоиерею Павлу Адыльгеину:

Павел Адельгейм: Я могу только рассказать произошедший недавно случай - вроде бы по его благословению на острове Залита на стене его храма был написан по его благословению портрет, икона Григория Распутина. По этому поводу возникли какие-то большие там неприятности, архиерей велел замазать эту икону, но народ там встал стеной, и чем это дело кончилось - я не знаю.

Виктор Резунков: О жизни старца Николая Гурьянова известно немного. Родился в 1909-м году в купеческой семье в петербургском уезде. В 20 лет окончил Ленинградский педагогический институт. Учил детей математике, физике и биологии. Одновременно служил псаломщиком в областном приходе в Тросно. В том же, 1929-м, году тайно был рукоположен в священники. Затем - арест, лагеря, ссылка на севере. После освобождения отец Николай служит в приходах Латвии, Литвы и Эстонии. В 1958-м году его переводят в Псковскую епархию, где назначают настоятелем храма Святителя Николая на острове Залита. На этом острове он и нашел свое вечное пристанище.

Петр Вайль: В чем заключалось искусство прорицания отца Николая Гурьянова? Об этом редактор программы Радио Свобода "С христианской точки зрения" Яков Кротов:

Яков Кротов: Библия хорошо относится к пророкам, людям, которые говорят о воле Божией именно тогда, когда эта воля людям не ко двору. Но Библия плохо относится к предсказателям - тем, кто отвечает на вопросы о будущем. Хуже Библия относится только к тем, кто задает эти вопросы, пытаясь спрятаться от своей свободы и от свободы Божией во туманных изречениях.

Отец Николай Гурьянов - классический пример того, как такие бегуны от свободы делают себе идола из ни в чем не повинного человека. Вот, 7 июня этого года на остров Талабский, другое его название Залита, к старцу приехала делегация священников и мирян, и ставят вопрос ребром: "Дождемся ли мы православного царя"? Гурьянов отвечает: "Царь грядет". О ком это сказано? Может, в Россию приедет на пару дней бывший болгарский царь, ныне болгарский же премьер? А может, и вероятнее, это о Царе Небесном, Господе Иисусе Христе? Впрочем, большинство-то рассказов о прозорливости отца Николая Гурьянова носят более прозаический характер. Вот, к нему приходят несколько "новых русских", но только одному из них старец неожиданно мажет маслом всю спину. Через несколько дней бедолаге в спину стреляют, но он остается в живых. Имен, разумеется, никаких при этом не называют. Какие имена в повествованиях о бандитских "разборках"? А то некий моряк, спасшийся с "Комсомольца", признает в Гурьянове старца, который явился ему в момент катастрофы и обещал свою помощь. Другим только почему-то такой милости старец, якобы, не явил, и маслом помазать всегда не хватает для всех, - как сказал бы поэт.

Рассказы о том, как старец предсказал катастрофу на каком-то атомном объекте в море, разумеется, были опубликованы только после катастрофы "Курска"... А иногда вопросы к Гурьянову носили до хамства риторический характер. "Могут ли верующие помочь Владимиру Владимировичу Путину нести его нелегкое бремя руководителя российского государства"? Батюшка не сказал "Да". Он ответил достойнее: "Надо молиться за него, подсказывать и показывать наши скорби - он поймет" ,- конец цитаты. А уж что там из этого высочайшего понимания проистечет - сия тайна велика есть. На взволнованные же рассказы о бедах, которые угрожают церкви и России, и о том, как с ними собираются бороться православные, Гурьянов ответил совершенно восхитительно, цитирую: "Только чтобы не было драки". Кабы этот его совет, да взяли на вооружение. Увы, старец на это не слишком рассчитывал. Если он что-то и предвидел, то непонимание и, еще хуже, предвидел понимание ошибочное. В одном из своих стихотворений он писал, цитирую: "Никто не знает и меня, и утешенья ждать напрасно, ведущих же боюсь и я, мне и взглянуть на них ужасно".

Но теперь отец Николай Гурьянов там, где уже не надо глядеть на тех, кто домогается будущего. Он там, где вечность.

XS
SM
MD
LG