Ссылки для упрощенного доступа

Визит Нино Бурджанадзе в Москву


Программу ведет Арслан Саидов. Принимают участие корреспондент Радио Свобода Георгий Кобаладзе и корреспондент кавказского бюро агентства "Франс Пресс" Николай Топурия.

Арслан Саидов: Сегодня в Москве прошла встреча исполняющий обязанности президента Грузии Нино Бурджанадзе с российским руководством, в том числе с президентом России Владимиром Путиным. В Тбилиси считают, что единственный существенный результат переговоров - договоренность о визите в Россию Михаила Саакашвили после его избрания президентом республики. Рассказывает Георгий Кобаладзе:

Георгий Кобаладзе: Договоренность о рабочем визите исполняющей обязанности президента Грузии в Россию была достигнута в ходе встречи Нино Бурджанадзе с президентом Путиным в Баку в день траурной церемонии похорон Гейдара Алиева. Этому визиту в Тбилиси придают особое значение в преддверии президентских выборов 4 января. Основной кандидат на президентский пост, лидер "Единого Национального движения" Михаил Саакашвили, сообщил журналистам, что повестку дня будущих переговоров он обсуждал вместе с Нино Бурджанадзе и Зурабом Жвания.

Перед вылетом в Москву госпожа Бурджанадзе обозначила основные тезисы грузинской версии повестки дня саммита и в целом будущего диалога с российским руководством. Это в первую очередь конфликт в Абхазии, вывод российских войск и проблема выдачи виз для граждан Грузии, в том числе проживающих на территории Аджарии. Однако, заявления помощника президента России Ястржембского в день приезда Нино Бурджанадзе в Москву, назвавшего Грузию "проходным двором для террористов", свидетельствует о том, что у Москвы собственная повестка дня переговоров. Первым пунктом в ней значится именно проблема Панкисского ущелья и в целом борьба с терроризмом.

По данным из грузинской делегации, все встречи Нино Бурджанадзе с российскими лидерами, в том числе с председателем Совета Федерации Сергеем Мироновым и министром иностранных дел Игорем Ивановым начинались именно с обсуждения ситуации на чеченском участке российско-грузинской границы. Этой теме было уделено значительное внимание и во время беседы Нино Бурджанадзе с Владимиром Путиным.

Примечательно, что Нино Бурджанадзе не повторила свой спорный тезис о необходимости начала отношений с Россией с чистого листа, а лишь сказала, что в январе, когда у Грузии будет законно избранный президент, сотрудничество возобновится с нового листа. Обе стороны давали понять, что визит Бурджанадзе носит символический и в каком-то смысле промежуточный характер. Единственный конкретный результат - достижение договоренностей о визите в Москву Михаила Саакашвили после его избрания президентом Грузии.

Арслан Саидов: О переговорах исполняющей обязанности президента Грузии Нино Бурджанадзе с российским руководством я беседую с корреспондентом кавказского бюро агентства "Франс пресс", известным в Грузии журналистом Николаем Топурия.

На ваш взгляд, каков главный итог сегодняшней встречи?

Николай Топурия: На мой взгляд, главный итог этой встречи - это то, что Нино Бурджанадзе заверила в том, что она со своей стороны намерена очень внимательно контролировать вопросы, которые интересуют сегодня российскую сторону, в частности, это граница с Чечней. Она сказала, что накануне она посещала Панскисское ущелье, и приземлилась там в 11 пунктах, где грузинские пограничники в 20-градусный мороз, так же, как и российские, делают все, чтобы защитить эту границу. На мой взгляд, это самое важное. Также она заверила, что Михаил Саакашвили проявил желание в ближайшее время после выборов посетить Москву и встречаться с президентом Российской Федерации Путиным. На мой взгляд, вот это было самым важным.

Арслан Саидов: Николай, накануне своего визита в Москву Нино Бурджанадзе в интервью газете "Известия" заявила, что, "если Россия будет продолжать прежнюю политику, то наша позиция, позиция Грузии, нового руководства, поменяется". Как вы думаете, что имела в виду Бурджанадзе?

Николай Топурия: Бурджанадзе имела в виду, и она сегодня об этом говорила на пресс-конференции, вопрос Абхазии. По ее мнению, Россия может сыграть большую роль, решающую в решении этой проблемы. Бурджанадзе имела в виду те резкие заявления и обвинения в адрес Грузии по поводу чеченских боевиков и так далее, то есть необоснованные обвинения. Ну, и многие вопросы. Имела в виду визовый режим, который в неравной степени действует сегодня по территории Грузии. Бурджанадзе имела в виду, и она сегодня об этом говорила, что хотелось бы иметь открытые отношения, допустим, визиты грузинских автономий в Москву - достаточно было одного звонка из Москвы, чтобы ситуация просто разрядилась. А так грузинское руководство, по ее мнению, не владело ситуацией.

Арслан Саидов: Николай, до сих пор отношения между Россией и Грузией были, мягко говоря, натянутыми. Можно ли утверждать, что сейчас обе страны делают какие-то шаги навстречу друг другу?

Николай Топурия: По крайней мере, попытки, серьезные попытки к этому есть. Бурджанадзе не раз подчеркнула сегодня, что беседа с Путиным была откровенной и доверительной. Но в то же время она сказала, что нужно много работать для того, чтобы укреплять эти отношения, чтобы продолжать диалог и дополнять какими-то позитивами.

Арслан Саидов: Николай, как вы думаете, кто больше заинтересован в улучшении двусторонних отношений - Грузия или Россия?

Николай Топурия: На мой взгляд, конечно же, Грузия. Потому что и этот визит еще до выборов, визит исполняющего обязанности президента, то есть человека, который не будет президентом Грузии, об этом говорит. Потому что очень много сегодня в Грузии зависит от России, даже проведение выборов, поскольку пока еще окончательно не решен вопрос с выборами в Аджарии. Если говорить о ситуации в Абхазии и Южной Осетии, которая имеет огромное влияние на ситуацию в Грузии в целом, то, я считаю, что, конечно же, больше заинтересована Грузия.

Арслан Саидов: Николай, не кажется ли вам позиция российского руководства несколько странной? Как может сочетаться желание улучшить отношения с Грузией, которое декларирует руководство страны, с такими заявлениями, о которых говорил наш корреспондент Георгий Кобаладзе в своем репортаже - Сергей Ястржембский, помощник президента, на днях заявил, что Грузия является "проходным двором для террористов, действующих в России". Ваше мнение?

Николай Топурия: Бурджанадзе говорила и об этом. Она сказала, что это оскорбительное заявление. Она очень критиковала Ястржембского, поскольку эти заявления были сделаны накануне визита и встречи с Путиным.

Арслан Саидов: Николай, скажите, пожалуйста, сегодняшняя встреча Бурджанадзе с министром обороны России Сергеем Ивановым, который заявил, что для вывода российских военных баз из Грузии потребуется не менее 11 лет, то есть это говорит о том, что Россия не готова идти ни на какие компромиссы в этом вопросе. Так ли это?

Николай Топурия: Мне сложно сказать, что было на встрече с Ивановым, поскольку меня там не было. Но Бурджанадзе говорила об этой встрече, говорила о военных базах. Она говорила, что пора просто, в конце концов, определиться, когда эти базы будут выводиться, и на каких условиях. И она сказала, что это, конечно, очень негативно сказывается на отношениях двух стран, поскольку этот вопрос до сих пор не определен. Есть решение, что в ближайшее время комиссия по этому вопросу начнет свою работу.

XS
SM
MD
LG