Ссылки для упрощенного доступа

В Соединенных Штатах сегодня пройдет первый тур теледебатов между претендентами на президентское кресло


Программу ведет Владимир Бабурин. В программе принимают участие корреспонденты Радио Свобода Владимир Абаринов, Андрей Шароградский и Юрий Жигалкин.

Владимир Бабурин: В Соединенных Штатах сегодня пройдет первый тур теледебатов между претендентами на президентское кресло. Дебаты, как и многие другие элементы избирательной кампании, чисто американское изобретение. Статистика свидетельствует, что это самый важный этап борьбы кандидатов, способный резко изменить соотношение сил. Об истории теледебатов рассказывает корреспондент Радио Свобода в Вашингтоне Владимир Абаринов.

Владимир Абаринов: В Соединенных Штатах нет закона, который обязывал бы кандидатов участвовать в публичных дебатах друг с другом. Это традиция, но традиция прочно устоявшаяся. Первые телевизионные дебаты основных кандидатов в президенты состоялись в 1960 году между Джоном Кеннеди и Ричардом Никсоном. По общему убеждению, Никсон их проиграл - не по содержанию, а по внешнему виду, манере держаться. Следующие президентские дебаты состоялись спустя 16 лет, в 1976 году. Президент Джеральд Форд, значительно уступавший по опросам кандидату демократов Джимми Картеру, предложил сопернику серию дебатов, поскольку его советники считали, что терять ему нечего, а вырваться вперед он может. Сразу после дебатов две трети избирателей отдали предпочтение Форду, однако после того, как пресса привлекла внимание публики к его отдельным неудачным высказываниям, маятник качнулся в другую сторону. Президентом стал Картер. Начиная с 1976 года дебаты кандидатов стали неотъемлемой частью президентской кампании, отказ от участия в дебатах стал невозможен. Огромную роль в них играет уверенность кандидата, его психологический настрой. Именно благодаря своему профессионально непринужденному, отчасти шутливому стилю Рональд Рейган в 1880 году буквально разгромил в ходе дебатов Джимми Картера и стал президентом.

Организацией президентских дебатов в США занимается независимая комиссия. Время, место и формат дебатов определяются в ходе переговоров представителей кандидатов, на которых определяется даже температра воздуха в зале и высота подиума.

Джордж Буш и Джон Керри договорились, что встретятся перед камерами трижды. Первые дебаты пройдут сегодня в городе Корал-Гэйблс, штат Флорида, в зале местного университета. Их продолжительность - полтора часа. Участники будут стоять каждый за своей трибуной высотой 127 сантиметров на расстоянии трех метров друг от друга. Им не разрешается выходить из-за трибуны и обращаться с прямыми вопросами или призывами друг к другу, однако они могут задавать риторические вопросы, не требующие обязательного ответа. Вопросы кандидатам будет задавать ведущий - комментатор телекомпании PBS Джим Лерер. На ответ отводится три минуты, если оппонент пожелает что-то добавить, у него будет для этого 30 секунд. Регламент не предусматривает никаких вступительных заявлений. Заключительные заявления будут продолжаться не более двух минут каждое.

Правила предусматривают и ограничения на работу телекамер - они, например, не должны показывать одного кандидата в то время, как на вопрос отвечает другой. Однако телекомпании уже заявили, что не намерены соблюдать эти правила.

Владимир Бабурин: Один из самых влиятельных представителей Демократической партии США, сенатор Тед Кеннеди накануне начала теледебатов между Джорджем Бушем и Джоном Керри выступил с речью в Университете Джорджа Вашингтона. Кеннеди обвинил Джорджа Буша в политических ошибках, которые, как считает сенатор, сделали Америку более уязвимой для ударов ее врагов.

Андрей Шароградский: В своем выступлении Тед Кеннеди привел 13 причин того, почему, по его мнению, Соединенные Штаты находятся сейчас в большей опасности, чем до прихода к власти администрации Джорджа Буша-младшего. Главная из них - возможность ядерного нападения, которую, как утверждает Кеннеди, Буш явно недооценивает.

Тед Кеннеди: Самая большая опасность, с которой мы можем столкнуться через несколько месяцев, недель и даже дней, - это ядерное 11 сентября. И мы молимся и надеемся, что еще не поздно это предотвратить. Война в Ираке сделала появление облака от ядерного взрыва не менее, а более вероятным, и этого никогда не должно было случиться. Пока президент Буш занят Ираком, появилась не одна, а даже две серьезные ядерные угрозы, исходящие от Ирана и Северной Кореи.

Андрей Шароградский: Кроме того, Кеннеди указал, что политика нынешней администрации вызвала возмущение у многих мусульман, привела к потере некоторых традиционных союзников Соединенных Штатов в мире. К террористическим организациям присоединяется все больше молодых людей, а лидеры "Аль Каиды" до сих пор не пойманы и не преданы в руки правосудия, подчеркнул Тед Кеннеди.

Вице-президента Центра изучения оборонной и внешней политики Тед Карпентер согласен с тем, что безопасность США обеспечивается сейчас в меньшей степени, чем раньше. Карпентер считает, что выступление Кеннеди выходит за рамки предвыборного хода накануне теледебатов. Обвинения, выдвинутые против Буша, разделяют демократы и многие из тех, кто выступал против войны в Ираке. Но, отмечает Карпентер, его собственные выводы базируются на аргументах, которые серьезно отличаются от тех, что привел Кеннеди. В появлении таких угроз, как возможность ядерного нападения, Америка в большой степени виновата сама, это - следствие ее внешней политики на протяжении последних двух десятилетий, полагает политолог. Он объяснил стремление Ирана и Северной Кореи завладеть ядерным оружием частично и как попытку защититься от возможного американского вторжения.

Тер Карпентер: Когда они видят, как Соединенные Штаты действовали после окончания "холодной войны" (а мы использовали военную силу как минимум в девяти случаях), они, конечно, видели и как Соединенных Штаты обошлись со своими не обладающими ядерным оружием противниками, такие как Сербия и Ирак. И для них не будет нелогичным вывод: единственная гарантия того, что США не прибегнут к насильственной смене режима в нашей стране, - это иметь ядерную защиту.

Андрей Шароградский: Такая ситуация, еще раз подчеркивает Тед Карпентер, - следствие американской внешней политики после распада Советского Союза, поэтому ответственность за нее несет не только нынешний американский президент, но и администрации Билла Клинтона и даже Джорджа Буша-старшего. Вот как Карпентер комментирует позицию демократов по проблеме Ирана и Северной Кореи.

Тед Карпентер: Они полагают, что если бы были предприняты достаточные дипломатические усилия, то обе эти страны в конце концов отказались бы от своих ядерных программ. Меня это не убеждает по ряду причин. Даже если бы переговоры шли по 24 часа в сутки 7 дней в неделю, все равно совсем не обязательно, что мы смогли бы заставить их отказаться от желания иметь подобную защиту.

Андрей Шароградский: В день выступления Кеннеди в телевизионном интервью президент Джордж Буш заявил, что не сожалеет по поводу своего решения о проведении военной операции в Ираке, в ходе которой погибли уже более тысячи американских солдат. Президент США также отметил, что он и его помощники делают все, чтобы Иран и Северная Корея не присоединились к так называемому "ядерному клубу", то есть не завладели бы ядерным оружием.

Владимир Бабурин: Тему теледебатов в Америке продолжит наш нью-йоркский корреспондент Юрий Жигалкин и его собеседник - историк, сотрудник Вашингтонского фонда "Наследие" Лии Эдвардс.

Юрий Жигалкин: Господин Эдвардс, прежде всего, насколько важны дебаты для кандидатов и избирателей?

Лии Эдвардс: Исключительно. Нынешние дебаты, я думаю, могут стать одними из наиболее значительных за последние 40 лет. Сразу приходят на ум дебаты шестидесятого года между фаворитом Ричардом Никсоном и Джоном Кеннеди. Что запомнил телезритель? - Покрытое потом, впалое усталое лицо Никсона. Моложавый телегеничный Кеннеди вскоре выиграл выборы с небольшим преимуществом. В 1980 году во время дебатов с Джимми Картером Роналд Рейган сумел подкупить американцев своим обаянием и выиграл. Сегодня, согласно опросам, у Джона Керри остаются неплохие шансы на победу и то, что он скажет во время дебатов, самое главное даже - как он это скажет, каким он предстанет перед многомиллионной аудиторией, может определить его политическое будущее. Керри должен убедить людей, что он может быть лидером, верховным главнокомандующим, что он более способен справиться с проблемами, чем Джордж Буш. У президента Буша задача доказать, что он проявил себя умелым руководителем и это достаточный повод, чтобы вновь избрать его президентом.

Юрий Жигалкин: Легко сказать - докажи за полтора часа дискуссий, что ты лучше твоего соперника. На что обычно в таких случаях обращают внимание избиратели?

Лии Эдвардс: Известно, что людей прежде всего привлекают человеческие качества кандидата, выглядит ли он солидным, уверенным, оптимистичным, ведет ли он себя так, как должен, по их мнению, вести себя президент. Прежде всего - может ли он владеть собой и уж затем - хорошо ли он разбирается в проблемах, которые предстоит решать президенту. Ведь знания - дело наживное. В этом смысле большему испытанию подвергнется Джон Керри, который, несмотря на многомесячную кампанию, все еще остается загадочной фигурой даже для тех, кто собирается голосовать за него, в то время, как американский избиратель хорошо знает, что можно ожидать от Джорджа Буша.

Юрий Жигалкин: А как вы считаете, каковы слабые места президента Буша, что может стать выигрышной темой для сенатора Керри?

Лии Эдвардс: Прежде всего, вопрос о том, преуспевает ли страна. В 1980 году президент Рейган сокрушил Картера знаменитым вопросом к американцам: живете ли вы сегодня лучше, чем четыре года назад, то есть когда Картер пришел к власти? Подобный вопрос может показаться заманчивым и Джону Керри, хотя бы учитывая большее число безработных в сравнении с двухтысячным годом. И второй рефрен - ситуация в Ираке. Интересно услышать, что президент Буш может сказать в ответ на критику, что поствоенное устройство Ирака не было нормально спланировано и стабилизация страны остается под вопросом. Ну, а у президента есть шанс еще раз представить своего оппонента как человека, не имеющего твердой позиции по важным вопросам, постоянно меняющего точки зрения, политика-перевертыша. Это серьезное обвинение. И оно, как показывают опросы, в общем, прилипло к Джону Керри в глазах многих американцев.

XS
SM
MD
LG