Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Госдепартамент и Белый Дом делают заявления о деле ЮКОСа. Праздничная предрождественская суета


Юрий Жигалкин: В четверг, в праздничный предрождественский день, когда официальные представители предпочитают говорить о легком и приятном, пресс-секретарь Госдепартамента заговорил о деле ЮКОСа в числе других важнейших событий дня. Четвертый день подряд Белый Дом и Государственный департамент комментируют то, что некоторые наблюдатели называют фантасмагорической историей перехода одного из крупнейших мировых производителей нефти в руки государства. Комментируют, правда, демонстративно сдержанно. В четверг представитель Госдепартамента заявил о том, что «такими действиями Россия посылает тревожный сигнал инвесторам». А на вопрос - не пришло ли время продемонстрировать твердость, - он объяснил, что «администрация не намерена размахивать кулаками, она пытается изменить ситуацию к лучшему.» Тем не менее, тема ЮКОСа в критической интерпретации не сходит с уст американских официальных лиц четыре дня подряд. Такого в американо-российских отношениях, кажется, не бывало. Что это может означать?

Майкл Макфоул, профессор Стэнфордского университета: Разница в подходе Вашингтона объясняется изменением в поведении Владимира Путина. Ведь весь мир стал свидетелем ренационализации одного из крупнейших нефтепроизводителей, и это не результат рыночного процесса, как убеждает россиян президент Путин, это превращение частной собственности в государственную, мало того, эта государственная собственность окажется в руках очень близких к Путину людей. Госдепартамент и Белый Дом попросту не могут обойти молчанием этот гигантский шаг России назад.

Юрий Жигалкин: И, господин Макфоул, как пишут американские газеты, образ российского президента претерпел значительные изменения за последние дни. Ведь, кажется, больше нет путинской загадки?

Майкл Макфоул: Да. Споров о том, кто он в душе, больше нет, он раскрыл себя полностью. Всем совершенно ясно, в каком направлении движется Путин, как он уводит Россию от Запада в изоляцию, отныне, я думаю, репутация российского президента окончательно подорвана.

Юрий Жигалкин: В глазах газетных комментаторов и наблюдателей это очевидно, а в глазах президента Буша?

Майкл Макфоул: Президент Буш, я думаю, разрывается между желанием обличить Владимира Путина в авторитаризме и сохранить с ним дружеские отношения. Поэтому официальные американские представители берут на себя критику Путина, а Джордж Буш всегда прибегает к превосходным степеням, говоря о российском президенте.

Кстати, той же двойственностью отличается и отношение к Бушу Владимира Путина. Он с готовностью критикует США по любым поводам, хотя бы его последнее обвинение в том, что США, якобы, изолируют Россию, и при этом называет американского президента своим другом.

На мой взгляд, отношениям двух президентов не хватает искренности, той искренности, которая должна, в конце концов, заставить Джорджа Буша прямо в глаза высказать российскому президенту правду о том, куда заводит Россию подрыв Путиным свободного общества. Если это даже и не изменит самого Владимира Путина и его политику, по крайней мере, россияне должны знать, что Запад не является безучастным свидетелем происходящего в России, что он обеспокоен эрозией демократии.

Юрий Жигалкин: Но вернемся к главному событию дня - праздничной предрождественской суете. Сегодня у американцев два главных занятия: последние походы по магазинам за подарками и благотворительность. Самый простой и испытанный способ помочь нуждающимся - бросить деньги в жертвенный котел, с которыми стоят всюду Санта Клаусы, принадлежащие к Армии Спасения, или выписать чек на имя этой организации. В вашингтонском отделении Армии Спасения побывала Татьяна Ваксберг.

Татьяна Ваксберг: "Дорогая госпожа Коэн, ваши пожертвования в размере 30 долларов мы распределили как следует. Патриши Алонсо (проживающей по адресу такому-то) мы предоставили зимнюю куртку 16-го размера для сына. Мэри Сон получила 20 пакетов супа, а 4-летний Диего получил шерстяные носки". Это письмо я читаю в офисе Армии Спасения в графстве Монтгомери, штат Мэриленд. Вместе с тысячами других финансовых отчетов оно должно дойти до адресата до конца года. Сегодня последний день для получения рождественских пожертвований, и офис Армии Спасения забит людьми.

Справа группа родителей с детьми встала в очередь за витаминами, слева записывают на получение консервов, а в зале напротив организованы танцы для инвалидов. В спортивный зал почти нельзя пройти - он весь завален одеждой и игрушками. Посторонним вход запрещен. Пожилые женщины со знаком Армии Спасения держат в руках какие-то талоны и без конца перебирают одежду. Их руководитель - майор Фитцжеральд - мне объясняет, чем все так заняты.

Фицджеральд: У нас на очереди 2 тысячи 200 детей - и всем надо помочь то ли игрушками, то ли одеждой. И работу надо закончить сегодня. Все, что вы видите здесь, до вечера должно быть передано самым бедным людям из нашего графства. А начали мы весь этот рождественский проект еще в сентябре.

Сначала бедные подают ходатайство, говорят, что у них нет денег на праздники. Затем мы проверяем, на самом ли деле у них такие низкие доходы, а затем выдаем им номер, по которому они уже заполняют другой талон, и в нем пишут, чего бы они именно хотели бы от нас получить. Затем мы все это покупаем или получаем в качестве пожертвований. Все собирается в этом зале. А женщины, которых вы видите, - добровольцы. Армия Спасения полностью рассчитывает на добровольцев.

- По этим талончикам у нас расписаны желания бедных. Вот, видите, у меня написано "сапожки, размер 12-ый". Вот я и ищу. А до того я уже отравила по почте приглашение прийти и забрать необходимое по номеру, который был потребителю заранее выдан.

Татьяна Ваксберг: Так сколько же у Армии Спасения офисов по всей Америке?

- В графстве Монтгомери работаем только мы, а по всей Америке, вы знаете, я никогда на считал. Наверное, тысяч пять или десять.

Юрий Жигалкин: А теперь - вкратце - о других новостях дня в Соединенных Штатах.

Не пытался ли Ясир Арафат скрыть общественные палестинские деньги, инвестируя их в Соединенных Штатах? В четверг модный нью-йоркский боулинг клуб, среди клиентов которого числятся Руди Джулиани и Моника Левински, публично вернул некоей инвестиционной компании 1 миллион 300 тысяч долларов, которые, якобы, принадлежали Ясиру Арафату. Но не темное происхождение денег, а их принадлежность политику с двусмысленной репутацией заставила, судя по всему, клуб отказаться от такой инвестиции. «Мы не хотим, чтобы наше имя было связано с какой-либо политической организацией, тем более той организацией, что может быть вовлечена в деятельность, вызывающую у нас отвращение», - заявил председатель нью-йоркского боулинг клуба. После смерти Арафата стали циркулировать настойчивые слухи о том, что отличавшийся аскетичностью палестинский лидер утаил за границей десятки миллионов долларов из общественных средств. Но, как утверждает бывший экономический советник Арафата, эти 1 миллион 300 тысяч были совершенно законно и честно инвестированы Палестинской автономией в манхэттенский боулинг клуб.

Королева уюта Марта Стюарт, приговоренная к пяти месяцам тюрьмы за предоставление ложных показаний о продаже акций, прислала своим поклонникам на свободе рождественское письмо. Главная жалоба мультимиллионерши - тюремная еда. «У меня есть время на раздумья, время пописать, время позаниматься спортом, время не есть отвратительную пищу, время на прогулки, время, чтобы спланировать будущее», - пишет Марта Стюарт. Одно из самых больших потрясений для крупнейшей американской предпринимательницы стало знакомство с людьми, а ее окружает 1 тысяча 200 заключенных, которые, как она пишет, никогда не испытывали удобств и радости, которые привычны нам, о которых никто не заботится, их никто не любит, у них нет семьи». Сама же Стюарт не теряет присутствия духа за решеткой. Она готовится к скорому выходу из тюрьмы и надеется, что ее тюремный опыт окажется неоценимым подспорьем в ведении новой часовой телепередачи, которую готова транслировать телекомпания Эн-Би-Си.

В день перед Рождеством невозможно избежать музыки. Она звучит сегодня всюду, а диски с записями рождественских мелодий - один из самых популярных подарков. Они традиционно записываются разными музыкантами каждый год, и Рождество продолжает вдохновлять самые разнообразные сочинения. Слово Павлу Гроссману.

(Звучит музыка)

Павел Гроссман: Музыка, которая сейчас звучит в эфире, безусловно, знакома многим любителям классики рок-н-ролла: это "Santa Claus is Back in Town" в исполнении короля рока Элвиса Пресли. В 57-ом году Элвис записал рождественский альбом, который открывался этой песней. Выпуск рождественских альбомов - это одна из старых традиций американских певцов и музыкантов. Каждый год они соревнуются между собой в том, кто оригинальнее и лучше исполнит рождественские песни, так называемые "кэролы". Таких песен существуют уже тысячи, и каждый год к ним добавляются сотни новых.

Самая знаменитая из них, пожалуй, это "Jingle Bells", сочиненная в 1857 году. Интересно, что песня эта была написана пастором Джеймсом Пиерпонтом к другому семейному американскому празднику - Дню Благодарения. Праздник этот отмечается в конце ноября, но песня настолько понравилась прихожанам, что они попросили церковный хор спеть эту песню на Рождество, потом это исполнение стало традицией. За почти полтораста лет мелодия "Jingle Bells" стала, возможно, самой копируемой музыкальной темой, она существует во всех возможных обработках, от знаменитой эстрадной, записанной Франком Синатрой, до хеви-металлической и даже рейв-обработки в ритме 180 ударов в минуту.

Для многих американских семей, которые не особо следят за музыкальными новинками, рождественский компакт-диск становится единственной музыкальной покупкой года. Все музыкальные компании хорошо знают это и поэтому каждый год выпускают в конце декабря сборники рождественских песен на любой вкус. Не обходится и без совсем курьёзных альбомов. В 93-ем году, например, был выпущен альбом с мяуканьем кошек, аранжированным в праздничные песни, а в следующем году появился подобный же альбом с рождественским тявканьем собак. Кроме того, эти всем известные песни были в разные годы исполнены персонажами мультфильмов; актёрами, играющими детей в сериале про знакомства многодетных родителей; а также коллективом роботов из культового фильма "Звёздные войны".

Но основная масса рождественских альбомов звучит всё же гораздо более традиционно. Во многих домах Северной Каролины сегодня во время праздничного ужина наверняка прозвучит эта песенка северных каролинцев группы "Squirrel Nut Zippers", она называется "Carolina Christmas".

(Звучит музыка)

XS
SM
MD
LG