Ссылки для упрощенного доступа

Перспективы создания Соединенными Штатами системы противоракетной обороны


Программу ведет Петр Вайль. Участвуют корреспонденты Радио Свобода в США Владимир Абаринов и Юрий Жигалкин - он беседовал с профессором института стратегических исследований Военного колледжа армии США Стивеном Бланком.

Петр Вайль: Политические оппоненты встретили решение президента Буша о начале первого этапа развертывания системы противоракетной обороны спокойно. Ожидается, что запрос на дополнительное финансирование Конгресс удовлетворит в полном объеме. С подробностями из Вашингтона Владимир Абаринов:

Владимир Абаринов: Распоряжение президента начать развертывание элементов национальной системы противоракетной обороны никого в американской столице не удивило и вряд ли столкнется с серьезными возражениями демократов в Конгрессе. Главнокомандующий приказал Министерству обороны к концу 2004-го года разместить на базе Форт-Грили на Аляске шесть ракет-перехватчиков. К концу 2005-го года число развернутых перехватчиков стратегических ракет должно составить 20 единиц, из них четыре - на территории штата Калифорния. Еще 20 ракет-перехватчиков будет развернуто на кораблях Военно-морских сил США. Эти перехватчики предназначены для поражения ракет среднего и малого радиуса действия.

Министр обороны Дональд Рамсфелд, комментируя решение президента, заявил, что в таком виде система не дает абсолютной защиты от ракет возможного противника, однако это все же "лучше, чем ничего".

На исполнение плана развертывания Пентагону требуется дополнительно к уже выделенным восьми миллиардам долларов в год еще полтора миллиарда на ближайшие два года. Администрация ожидает, что запрос на дополнительное финансирование пройдет в Конгрессе без каких-либо осложнений. Дело не только в том, что республиканцы сейчас составляют большинство в обеих палатах, но и в том, что лидеры Демократической партии никогда не оспаривали необходимость национальной системы противоракетной обороны - они сомневались в ее эффективности, однако полетные испытания убедили их. С 1999-го года из восьми испытаний только три закончились неудачей. Параллельно с развертыванием специалисты Пентагона будут совершенствовать технологии. Как заявил на брифинге в Вашингтоне начальник Агентства противоракетной обороны генерал-лейтенант Рональд Кэдиш, в ближайшие два года разработчики намерены провести в общей сложности 68 полетных испытаний и 58 наземных. По подсчетам Бюджетного управления Конгресса, общие затраты на развертывание 100 ракет-перехватчиков к 2015-му году, как предусмотрено планом, составят 29 с половиной миллиардов долларов. Еще в 10 с половиной миллиардов обойдется создание глобальной системы слежения за пусками ракет, которая будет базироваться в космосе.

Петр Вайль: Насколько технически осуществима идея национальной противоракетной обороны? Многие критики этой инициативы президента Буша базируют свои возражения на том, что президент готов выбросить сотни миллиардов долларов на воплощение неосуществимой мечты. Наш нью-йоркский корреспондент Юрий Жигалкин беседует с профессором института стратегических исследований Военного колледжа армии США Стивеном Бланком:

Юрий Жигалкин: Как вы объясняете резкую критику этого шага многими законодателями. Например, глава сенатского комитета по делам вооруженных сил Крал Левин обвинил президента в том, что он действует вопреки здравому смыслу, размещая неопробованную антиракетную систему?

Стивен Бланк: Основной повод для критики заключается в том, что перед противоракетной системой поставлена, по сути, фантастическая задача, равносильная попаданию пулей в летящую пулю со стопроцентной надежностью. Как показывает опыт, испытания, это невероятно сложная, если вообще исполнимая задача. Она требует создания ракет, способных уничтожать цели в космосе, она требует сооружения в космосе специальных сенсоров, способных координировать действия ракет-перехватчиков и различать реальные боеголовки противников от муляжей. Все предыдущие испытания дали крайне неоднозначные результаты, треть из них закончилась провалом. Так что нет никаких гарантий в том, что системы, которые сейчас находятся в стадии разработки и сооружения, будут работоспособными. Второй повод для возражения и беспокойства заключается в том, что противоракетная оборона в той или иной мере означает милитаризацию космоса. Прежде всего, перехват ракет должен осуществляться в открытом космосе, там же, скорее всего, будут расположены сенсоры, не исключено, что в отдаленном будущем там будут размещены и антиракетные комплексы.

Юрий Жигалкин: Что сегодня с относительной уверенностью можно сказать о том, как будет выглядеть система, которая, как сказал президент Буш, будет эволюционировать с течением времени?

Стивен Бланк: Сейчас, видимо, только ученые могут сказать, что может быть осуществимо через пять-десять лет, к тому времени, когда противоракетная системы будет создана в общих чертах. Пока же, согласно директиве президента, через два года должно быть закончено строительство десяти пусковых шахт ракет-перехватчиков на Аляске, которые вкупе с радаром на Алеутских островах и сенсорах космического базирования, согласно расчетам, должны прикрыть Соединенные Штаты от потенциальной северо-корейской ракетной угрозы. Следом начнется строительство десяти пусковых установок в Калифорнии. Это, как надеется Белый Дом, поможет в какой-то мере нейтрализовать стратегическую угрозу, исходящую из Азии. Следующим этапом может стать создание противоракетного оборонительного кольца морского базирования. США могут использовать и корабли, и подводные лодки для запуска ракет, способных перехватывать цели и в космосе, и на стадии их запуска. Словом, в будущем, общенациональная противоракетная система может представлять из себя глобально эшелонированную систему обороны, различные компоненты которой будут дублировать друг друга. Но, естественно, ее создание, путь развития будет зависеть от того, как далеко пойдет наука.

XS
SM
MD
LG