Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Страны НАТО готовы направить военных инструкторов в Ирак. Нобелевские премии: торжество американской науки. Сексуальная ориентация и служба в армии


Юрий Жигалкин: Страны НАТО готовы направить военных инструкторов в Ирак. Нобелевские премии: торжество американской науки. Сексуальная ориентация и служба в армии. Об этом - в рубрике «Сегодня в Америке».

В Румынии завершилась неформальная встреча министров обороны стран НАТО. Одним из ее итогов стало решение о направлении в Ирак группы военных инструкторов численностью 300 человек.

Владимир Абаринов: Как заявил министр обороны США Дональд Рамсфелд, в воскресенье побывавший с визитом в Ираке, защита иракского суверенитета - прямая обязанность иракских сил безопасности. Пентагон оценивает число обученных и экипированных иракских солдат в 100 тысяч человек и считает, что к всеобщим выборам, назначенным на январь будущего года, эта цифра должна быть доведена до 150 тысяч. Однако этим потребность Ирака в собственных вооруженных силах, конечно, не исчерпывается. Обучение личного состава иракской армии - задача долгосрочная. Поэтому Совет НАТО на уровне министров обороны решил в среду учредить военную академию близ Багдада. До конца года НАТО намерено направить в Ирак не менее 300 военных инструкторов, а общая численность этой миссии может достичь трех тысяч офицеров. Как заявил накануне румынской встречи в интервью немецкому журналу "Фокус" генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер, «какую бы позицию мы ни занимали по иракскому вопросу, сегодня всем понятно, что поражение в Ираке нанесло бы тяжелейший удар по глобальной безопасности, подорвало бы усилия международной антитеррористической коалиции. Мы понимаем сложность положения в этой ближневосточной стране, однако с выбранного курса на умиротворение и демократизацию Ирака не свернем".

Другим важным итогом встречи в Румынии стало объявление о том, что силы быстрого реагирования НАТО находятся в состоянии полной боеготовности. Решение о создании этих сил было принято на пражском саммите НАТО в ноябре 2002 года по инициативе министра обороны США. И вот теперь 17 тысяч военнослужащих готовы к переброске в любую точку мира. К 2006 году численность сил быстрого реагирования будет доведена до 24 тысяч человек. В состав сил входят мобильные соединения всех родов войск. Они могут прибыть в любую точку земного шара за срок от 5 до 30 суток. Стратеги НАТО считают силы быстрого реагирования наиболее адекватным ответом на угрозы XXI века. Подразделения сил уже принимали участие в обеспечении безопасности летних Олимпийских Игр в Греции, а 550 итальянских военнослужащих из состава этих сил находятся сейчас в Афганистане, где они обеспечивали порядок на президентских выборах. Процедура принятия решений о направлении сил быстрого реагирования пока не утверждена. Правительства некоторых стран, в частности, Франции, считают, что такие решения должны приниматься национальными правительствами. Однако генеральный секретарь альянса полагает, что правительства стран-членов должны принять поправки к национальным законодательствам и делегировать право принятия спешных решений совету НАТО. "Нельзя позволить себе дискуссии, которые могут длиться неделями ", - сказал Яап де Хооп Схеффер.

Юрий Жигалкин: Почему наука дает на американской почве более пышные всходы, чем где бы то ни было? В понедельник присуждением Нобелевских премий по экономике завершилась процедура объявления нобелевских лауреатов нынешнего года и, по традиции, во всех категориях, за исключением гуманитарной, однозначно доминируют американцы. За 103 года существования премий 42 процента реципиентов - американцы. Этот феноменальный успех - почти половина выдающихся научных открытий века приходится на США - и неизбежный престиж спровоцировали самые разные объяснения и эмоции. Сегодня у нас есть возможность услышать исключительно авторитетное мнение. Мой собеседник - лауреат Нобелевской премии по физике прошлого года, академик, сотрудник национальной лаборатории Алексей Абрикосов.

Итак, чем можно объяснить выдающиеся научные успехи Америки?

Алексей Абрикосов: Нобелевские премии даются по справедливости, с моей точки зрения, и американцы их заслужили в большей степени, чем кто-либо другой. Это связано в значительной степени с тем, что Америка из года в год выделяет гораздо больше денег на научные исследования, чем какая-либо другая страна. Поэтому имеется очень хорошая аппаратура, на которой можно вести очень сложные эксперименты и делать новые открытия. Кроме того, это, естественно, привлекает огромное количество людей в науку, как местных, так и иностранных. А благодаря этому имеется очень хорошая научная школа, что привлекает много молодежи. Вот поэтому все это друг с другом связано.

Юрий Жигалкин: Очень часто говорят о том, что американская наука сильна, потому что американцы попросту скупают "мозги" за рубежом.

Алексей Абрикосов: Можно сказать, это и так. Это же не просто так, это даже не зарплата, это в основном деньги на научные исследования. Поскольку Америка выделяет больше, то, конечно, можно сказать, что она скупает. Но это не в таком меркантильном смысле, это в гораздо более серьезном смысле.

Юрий Жигалкин: Обычно, когда Америку упрекают или уличают в том, что она скупает "мозги", в этой идее есть некая негативная коннотация, дескать, плохо, что одна страна обладает такой наукой.

Алексей Абрикосов: Наука - вещь международная, поэтому где она делается, совершенно не важно. Молодые люди всегда найдут себе путь туда, где наука лучше. Ну, например, в России в Физико-техническом институте, в одном из самых лучших университетов, студенты после четвертого года стремятся поехать в Соединенные Штаты для того, чтобы там защищать диссертации, кандидатские, это доктор философии здесь называется, и потом продолжать по возможности быть здесь. Это связано с тем, что они знают, насколько американская наука лучше, насколько больше здесь на науку выделяется средств. Они это прекрасно знают. Демагогическое выражение «покупка мозгов" - это неправильно.

Юрий Жигалкин: Ваша премия была по понятным причинам, поскольку вы американский гражданин, записана как премия Соединенных Штатов. А вам, как отчасти российскому ученому, отчасти американскому ученому, не обидно, что Россия не упоминается в этом контексте?

Алексей Абрикосов: Я уехал из России в 1991 году. С тех пор я ни разу в России не был, потому что, честно говоря, мне не очень нравится то, что там происходит. Говорят о демократии, говорят о рыночной экономике, на самом деле все идет прямо в обратную сторону. В России в свое время, когда я там был, я натерпелся достаточно. И по этому случаю я горжусь тем, что эта премия считается за Америкой. Я этим горжусь.

Юрий Жигалкин: А сейчас коротко о других новостях дня в Соединенных Штатах.

Согласно источникам газеты «Вашингтон таймс», американские спецслужбы расследуют информацию о возможном пересечении мексикано-американской границы группой из двадцати пяти чеченских террористов. Они, якобы, перешли границу в конце августа или начале сентября и скрылись в гористой приграничной местности штата Аризона, которую трудно держать под наблюдением. Неназванный американский официальный представитель подтвердил газете, что такие подозрения существуют, но властям пока не удалось достоверно увериться в факте появления на американской территории группы чеченских террористов. Газета «Вашингтон пост» потенциально увязывает это событие с тревожной директивой недельной давности, изданной американским министерством образования, предписывающей средним школам повысить меры безопасности, хотя спецслужбы заверили тогда, что у них нет никаких данных о возможных планирующихся терактах против американских школ. Инфильтрация чеченских боевиков на территорию США, по словам экспертов, выглядит событием маловероятным, и источники газеты «Вашингтон Таймс» порой бывают небезупречными, тем не менее, эта информация была подхвачена информационными агентствами.

В среду американская компания получила право на продажу своеобразной электронной бирки, вживляемой под кожу пациента. Электронный чип размером с рисовое зернышко содержит индивидуальный код человека. Федеральное агентство по контролю за лекарственными препаратами позволило американским больницам использовать эту технологию для того, чтобы за секунды получить доступ к истории болезни пациента, например, жертвы несчастного случая. Специальный сканнер моментально считывает этот код, и с его помощью медики тут же выходят на медисторию пациента, хранящуюся в централизованном компьютерном банке данных. В критических случаях это может спасти жизнь человека. Но столь фантастическая возможность неизбежно вызвала и тревожные вопросы о том, в чьи руки может попасть конфиденциальная информация, и о том, нельзя ли использовать этот чип в менее полезных целях, например, в целях слежки? Фирма-владелец технологии уверяет, что для тревоги нет поводов и что человек последует примеру домашних животных, которым подобные чипы успешно вживляются уже в течение пятнадцати лет.

Совместима ли нетрадиционная сексуальная ориентация и служба в американской армии? В начале девяностых годов администрация Клинтона посчитала, что да, и ввела правила, согласно которым армия не задавала рекрутам вопроса об их предпочтениях, а те его не афишировали. В среду американская организация гомосексуалистов-республиканцев «Log Cabin» вчинила в лос-анджелесском федеральном суде иск Соединённым Штатам, Министерству обороны и лично Дональду Рамсфелду, требуя отменить правило «мы не спрашиваем, вы не отвечаете».

Ян Рунов: Это правило было введено в 1993 году президентом Клинтоном и касается службы в армии гомосексуалистов и лесбиянок. До 1993 года в служебной армейской анкете был пункт о сексуальной ориентации. Военнослужащий стоял перед выбором: либо сказать неправду и остаться в армии, либо сказать правду и быть уволенным. После принятия правила «Don't ask, don't tell» («Мы не спрашиваем, вы не отвечаете») гомосексуалисты и лесбиянки могли служить в армии, сколько хотели, пока сами не признавались в своих сексуальных предпочтениях и если не практиковали в армии однополый секс. За нарушение этого правила в течение этих почти 10 лет были уволены из армии около 10 тысяч военнослужащих. В 1993 году казалось, что введение этого правила - вполне приемлемый компромиссный вариант, а на поверку оказалось, что проблема не то что не решена, но стала ещё острее. И теперь республиканские геи потребовали отмены правила, которое, по их мнению, ущемляет свободу слова.

А как сами американские солдаты относятся к гомосексуалистам в армии?

Вот что рассказал недавно демобилизовавшийся морской пехотинец:

Пехотинец: На какой-то базе живут два парня в комнате. Наутро один из них просыпался и что-то у него болело. Он пошел к доктору. Сделали все тесты. Оказалось, что когда он засыпал, тот ему подсовывал тряпку с эфиром под нос, он отключался, и тот сзади что хотел, то и делал. Это как шутка уже, все знают это, все над этим прикалываются. Еще где-то один парень, по-моему, даже в нашем батальоне это было, я точно не уверен, уехал служить в Ирак, а его друг все отмазывался и отмазывался. Если говоришь, что ты гей, тебя не посылают. И он сказал: я имел секс с парнем, который там. Тот про это ничего вообще не знает. Этого выгнали. Того, который в Ираке, привезли сюда. И вот над двоими сейчас идет суд, разбирательство, что к чему. Когда ты спишь в казарме, и рядом с тобой пацан спит, не хочется, чтобы он был бы геем. Черт его знает почему, это, конечно, подсознательное. Но то, что большинство будет оборачиваться и обходить, я в этом почти уверен. Хотелось бы, чтобы это не афишировалось. Это мое мнение.

Ян Рунов: В вопросе о гомосексуалистах на военной службе президент Буш и его соперник сенатор Керри разошлись. Буша устраивает ныне действующий клинтоновский вариант решения проблемы, тогда как Керри заявил, что геям и лесбиянкам надо разрешить открыто служить в армии.

XS
SM
MD
LG