Ссылки для упрощенного доступа

О пользе запретов


Ефим Фиштейн, Прага: Власти одной из земель Германии - Баден-Вюртемберга - приняли решение о запрете ношения головных платков преподавательницами государственных и коммунальных учебных заведений. Лишь в сентябре этого года Конституционный суд Германии, рассматривая конкретную жалобу, разрешил мусульманской преподавательнице носить предписанный исламом головной платок, но оставил за местными земельными властями право самостоятельно регулировать закон в пределах собственных компетенций. Нынче еще 6 земель федерации намерены последовать примеру Баден-Вюртенберга.

Проблема религиозных символов в учреждениях, школах и прочих присутственных местах современной Европы настолько сложна, что у нее практически нет хорошего решения – есть только плохие и те, что еще хуже. Причем любое решение несистемно и не достигает цели. Почему преподавательнице нельзя иметь на голове религиозный символ, а ее великовозрастной ученице – можно? Почему платок нельзя, а нательный крестик или кипу – можно? Франция собирается пойти по пути всеобщего уравнения в правах посредством запрета любых религиозных символов в школах – правительство собирается уже в следующем январе ввести соответствующий закон. Но опять же запретить крестик или звезду Давида можно только если они снаружи, то, что под одеждой, не запретишь. А вдруг воротник расстегнется? А если у кого татуировка на коже с религиозным мотивом? Не является решением и обычный ответ: пусть религиозные посылают детей в приходские школы! Это, во-первых, дискриминация, ведь налоги все платят равные, во-вторых, сегрегация, в-третьих, это превратит публичные школы в чисто атеистические, то есть опять же в религиозные – атеизм суть проявление веры в отсутствие Бога, наукой не доказанное.

Неразрешимая проблема возникла, когда мусульмане в Европе осознали себя серьезным меньшинством – в Германии их сегодня три с половиной процента, во Франции – все семь, если не больше. Правозащитные организации почти все на их стороне и добиваются отмены любых запретов на ношение в школах головных платков. Здесь не обошлось без исторического парадокса: еще четверть века назад те же правозащитники боролись за право "женщины Востока" снять паранджу и надеть джинсы. Сегодня они борются за ее право снять джинсы и надеть паранджу. Завтра, может быть, они лягут на рельсы за ее право войти в гарем четвертой женой. Разумеется, при условии полной добровольности.

XS
SM
MD
LG