Ссылки для упрощенного доступа

Планы США по свержению Саддама Хусейна и отношения России с Ираком


Программу ведет Петр Вайль. Участвуют корреспонденты Радио Свобода в США Владимир Абаринов и Юрий Жигалкин, который беседовал с американским экспертом, сотрудником Фонда "Heritage" Джеймсом Филлипсом.

Петр Вайль: Министр обороны США Дональд Рамсфелд предупредил правительство России о серьезных последствиях, с которыми столкнется Москва, если будет продолжать поддерживать теплые отношения с Ираком и другими режимами, поддерживающими терроризм. С подробностями из Вашингтона Владимир Абаринов:

Владимир Абаринов: В среду министр обороны Рамсфелд выступал с заявлениями по иракской проблеме дважды. Сначала он предстал перед журналистами вместе с президентом Бушем по окончании совещания по военным вопросам в Кроуфорде, штат Техас. Отвечая на вопрос о разногласиях Вашингтона с союзниками и партнерами по антитеррористической коалиции относительно возможной военной операции против Ирака, министр заявил, что внутри коалиции имеется высокая степень взаимопонимания:

Дональд Рамсфелд: Полагаю, стоит особо подчеркнуть, что президент Соединенных Штатов и государственный секретарь создали коалицию, охватывающую весь мир и участвующую в войне с глобальным терроризмом. В ней участвуют около 90 стран. В штабе Центрального командования во Флориде постоянно присутствуют 38 офицеров связи из других стран. В операциях в Афганистане постоянно участвуют войска двух десятков стран. Коалиция носит широкий и глубокий характер, и позволяет нам достигать впечатляющих результатов в решении чудовищно сложной проблемы ликвидации глобальной террористической сети.

Владимир Абаринов: Из Кроуфорда министр обороны направился на крупнейшую американскую военную базу Форт Худ в Техасе. Один из участвовавших в этой встрече солдат спросил Дона Рамсфелда, что он думает о готовящемся к подписанию новом экономическом соглашении между Россией и Ираком. Министр ответил, что для Ирака это означает укрепление его экономической и, в конечном счете, военной мощи. Что касается России, то для нее, по мнению министра, последствия будут прямо противоположными. "Валовой национальный продукт России, кажется, равен голландскому, - продолжил Дон Рамсфелд. - Она озабочена тем, чтобы создать благоприятные условия для инвестиций Запада. Демонстрируя всему миру свои взаимоотношения с такими странами, как Ирак, Ливия, Сирия, Куба и Северная Корея, Россия посылает сигнал о том, что она не видит ничего дурного в сотрудничестве с террористическими государствами. Тем самым она наносит ущерб своим отношениям с Западом - международное деловое сообщество начинает задавать вопросы и принимать решения, хочет ли оно инвестировать в страну, развивающую такие отношения?" По мнению министра Рамсфелда, действуя таким образом, Россия сама себя наказывает.

В четверг министр обороны России Сергей Иванов беседовал с Доном Рамсфелдом по телефону. Однако пресс-службы обоих ведомств не сообщили о том, затрагивалась ли в этом разговоре тема, поднятая главой Пентагона накануне.

Петр Вайль: В среду, в разговоре с журналистами президент США Джордж Буш впервые дал ясно понять, что военная акция против Ирака может и не понадобиться, сказав, что его администрация рассматривает и не военные способы свержения режима Саддама Хусейна. "Смена режима в Ираке - в интересах всего мира, - заявил президент, - но способ достижения этой цели будет разработан в результате консультаций". Что может стоять за этими заявлениями президента? Наш нью-йоркский корреспондент Юрий Жигалкин беседует с американским экспертом, сотрудником Фонда "Heritage" Джеймсом Филлипсом.

Юрий Жигалкин: Прежде всего, как вы объясняете это очевидное смягчение тона заявлений президента Буша относительно Ирака?

Джеймс Филлипс: Я думаю, что президент попросту пытается приуменьшить значение многочисленных предположений о его иракских планах, я бы даже сказал, игры в предположения, ведущейся в средствах информации, поскольку Белый Дом пока не готов бросить прямой вызов Ираку, иракская стратегия все еще находится в процессе разработки. Прямым поводом для этих заявлений президента могли быть недавние выступления в ведущих американских газетах бывшего советника президента Буша-старшего по национально безопасности Брента Скоукрофта и бывшего Госсекретаря Генри Киссинджера, выступления, которые трактуются комментаторами как отражение раскола в рядах республиканской партии относительно иракских планов администрации. Но мой взгляд, никакого раскола среди видных республиканцев по вопросу необходимости избавиться от режима Саддама Хусейна нет, Скоукрофт и Киссинджер лишь пытаются убедить президента в том, что разрешение иракской проблемы требует большей осторожности и подготовки. И президент решил еще раз однозначно подтвердить, что США не бросятся свергать Саддама Хусейна на горячую голову, что у него нет планов начать конфронтацию с Ираком в ближайшее время.

Юрий Жигалкин: Тем не менее, президент заговорил о том, что военная кампания может и не понадобиться, означает ли это, что администрация может удовлетвориться меньшим, чем свержением нынешнего иракского режима? Что, если Багдад согласится с возобновлением полномасштабных инспекций, не лишит ли он тем самым США повода для военной операции?

Джеймс Филлипс: Я думаю, в стенах Белого Дома существует убежденность, что свержение режима Саддама Хусейна – вещь необходимая, поскольку иракский лидер десятилетиями демонстрирует свое намерение заполучить оружие массового поражения и готовность его применить. Но в Госдепартаменте сильны настроения в пользу возвращения инспекторов. В таком споре, верх, скорее всего, одержит Белый Дом, ибо семилетний опыт работы инспекторов в Ираке показал их неспособность добраться до всех секретов Саддама Хусейна, иракский режим в полную силу препятствовал их работе. В том же, что касается формального повода для операции, то его предоставляет сам Багдад в течение десятилетия, нарушая условия, на которых завершилась война в Персидском заливе. Он должен был отказаться от оружия массового поражения, от ракет дальнего радиуса действия. Он не выполнил и другие требования ооновских резолюций. Так что я предполагаю, что в ближайшее время можно ожидать возобновления попыток решить иракскую проблему через структуры ООН, возвратив инспекторов в Ирак, Саддам, скорее всего, откажется, или попытается выдвинуть условия, неприемлемые для Совета Безопасности, после чего, я думаю, начнется подготовка военного конфликта с Ираком, который может начаться в течение ближайших шести месяцев.

XS
SM
MD
LG