Программу ведет Петр Вайль. Участвуют корреспонденты Радио Свобода: в Тбилиси - Георгий Кобаладзе, в Вашингтоне - Владимир Абаринов, и в Нью-Йорке - Юрий Жигалкин, он беседовал с содиректором центра российских исследований Гарвардского университета Маршаллом Голдманом.
Петр Вайль: Депутаты парламента Грузии сегодня на внеочередном заседании потребовали от президента страны Эдуарда Шеварднадзе принять решительные меры для обеспечения безопасности в северных районах республики. В Тбилиси утверждают, и эти заявления подтверждены международными наблюдателями, что приграничные районы бомбила российская авиация. Сообщает наш корреспондент в Тбилиси Георгий Кобаладзе:
Георгий Кобаладзе: Судя по последним заявлениям президента Грузии, Эдуард Шеварднадзе, несмотря на бурные эмоции в связи с бомбардировкой грузинской территории и гибелью людей, все-таки не решается сжигать все мосты во взаимоотношениях с Москвой. На брифинге для журналистов глава грузинского государства сообщил, что направил Владимиру Путину письмо с подробным изложением позиции Тбилиси по проблеме Панкисского ущелья, где в воскресенье началась антитеррористическая операция с участием подразделений внутренних войск и трех батальонов грузинской армии. Шеварднадзе выразил сожаление, что до сих пор не получил ответа от российского коллеги. Кроме того, грузинский лидер отметил, что проблема Панкиси будет решена в течение ближайших нескольких недель без ущерба мирному чеченскому населению, а также чеченским беженцам, абсолютное большинство которых составляют женщины, дети и старики.
Действительно, по сообщениям из Панкисского ущелья внутренние войска получили приказ максимально осторожно и уважительно относиться к местному населению. Обыски в домах у чеченцев проводятся только по согласованию с хозяевами, после оформления соответствующих документов и в присутствии чеченских старейшин. Впрочем, в Панкиси, по большому счету, уже некого разоружать. Вооруженные чеченцы из отряда Гелаева ушли из ущелья за два дня до начала операции и, по всей видимости, в данный момент пытаются просочиться в Чечню маленькими группами через российско-грузинскую границу. Если они не успеют это сделать до первого снега на перевалах, то ситуация, безусловно, обострится, поскольку грузинские власти их уже не пустят обратно в чеченские села Панкиси, где внутренние войска обосновались всерьез и надолго.
Тем временем парламент Грузии намерен на чрезвычайном заседании обсудить вопрос о разрыве дипломатических отношений с Россией, немедленном выводе всех российских войск из Грузии, отзыве посла Зураба Абашидзе из Москвы и обращении к международному сообществу с призывом оказать Грузии поддержку в связи с агрессией России, проявляющейся в бомбардировках грузинской территории. Хотя, в парламенте слышны и более трезвые голоса о необходимости диалога с российскими коллегами и разрядке напряженности между маленькой Грузией и великой Россией.
Петр Вайль: Администрация США считает установленным факт нанесения ударов по грузинской территории российской авиацией и осуждает эту акцию. Белый Дом заявляет, что решительно поддерживает независимость и суверенитет Грузии. С подробностями из Вашингтона Владимир Абаринов:
Владимир Абаринов: Основанием для заявления пресс-секретаря Белого Дома Ари Фляйшера послужила информация размещенных в Грузии международных наблюдателей. По свидетельству членов миссии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, наблюдающих за ситуацией на грузино-российской границе, в пятницу 23 августа территорию Грузии бомбили российские самолеты. Сообщение миссии ОБСЕ было опубликовано в тот же день. Однако немедленной реакции Соединенных Штатов не последовало. Государственный департамент первоначально отказался комментировать информацию о налете. Между этим ведомством и Белым Домом в пятницу вечером прошли интенсивные консультации. В результате в субботу Ари Фляйшер опубликовал свое заявление. "Соединенные Штаты, - говорится в нем, - глубоко обеспокоены заслуживающими доверия сообщениями о том, что российская военная авиация подвергла неизбирательной бомбардировке населенные пункты на севере Грузии, следствием чего стали жертвы среди гражданского населения... Соединенные Штаты решительно поддерживают независимость и территориальную целостность Грузии и приветствовали аналогичные заявления Российской Федерации. Вчерашние удары и отрицание российским правительством факта их нанесения подрывают доверие к этим заверениям и повышают уже существующую напряженность в отношениях между Россией и Грузией как раз тогда, когда совместными усилиями появились предпосылки для решения региональных проблем безопасности. В этом контексте, - заключает Ари Фляйшер, - мы снова призываем к безотлагательному политическому урегулированию конфликта в Чечне, которое укрепит стабильность, как в России, так и в Грузии, и внесет вклад в наши усилия по борьбе с терроризмом и установлению мира на Кавказе".
В своих устных разъяснениях Ари Фляйшер добавил, что государственный секретарь США Колин Пауэлл изложит точку зрения американского правительства непосредственно министру иностранных дел России. Пресс-секретарь Белого Дома вместе с тем подчеркнул, что резкий тон его заявления ни в коей мере не свидетельствует об охлаждении в американо-российских отношениях. Президент Буш, сказал он, по-прежнему доверяет президенту Путину.В свою очередь сенатор Сэм Браунбек, второе лицо в комитете верхней палаты по международным делам, заявил, что он "шокирован и встревожен" сообщениями о российской атаке. "Россия должна немедленно прекратить подобные действия и принести извинения грузинскому правительству за нарушение ее воздушного пространства и акции, подрывающие мир и стабильность на Кавказе".
Петр Вайль: Почему Соединенные Штаты заняли однозначную прогрузинскую позицию в российско-грузинских трениях? Наш нью-йоркский корреспондент Юрий Жигалкин беседует с содиректором Центра российских исследований Гарвардского университета Маршаллом Голдманом:
Юрий Жигалкин: Очевидно, что безоговорочная поддержка Соединенными Штатами Грузии в ее споре с Россией стала неожиданностью для многих в России, рассчитывавших на большее понимание со стороны Вашингтона, особенно учитывая партнерство в борьбе с терроризмом. Как вы объясняете демонстративно прогрузинскую позицию Белого Дома?
Маршалл Голдман: Прежде всего, наша готовность поддержать Грузию в этом случае зиждется на желании помочь ей выжить в качестве независимой страны. Не будем забывать, что на этом тезисе строятся отношения США со всеми постсоветскими государствами уже более десяти лет. С не меньшей решительностью, например, Вашингтон поддерживает Украину или Азербайджан. Помимо этого, без сомнения, одна из важнейших причин внимания США к Грузии - это совершенно особые отношения западных лидеров с Эдуардом Шеварднадзе. Он до сих пор окружен легендарной аурой политика, который вместе с Горбачевым был инициатором процесса демократизации Советского Союза. Простой пример, Шеварднадзе - единственный из бывших советских политиков и лидеров - получил звание почетного доктора Гарвардского университета. Такой чести из россиян удостоился лишь Солженицын. И Шеварднадзе традиционно использует свой статус для того, чтобы удержать свою страну в фокусе международных отношений, для того, чтобы утвердить в западных столицах мысль о необходимости поддержки независимости Грузии. С этой целью он несколько месяцев назад приезжал в Вашингтон, и он всегда пытается дать понять России, что ей пора с уважением отнестись к грузинскому суверенитету, что вторжение на ее территорию или бомбардировки неприемлемый аргумент.
Юрий Жигалкин: Тем не менее, насколько вам кажутся правдоподобными предположения, что у Вашингтона на уме может быть нечто большее, чем желание поддержать Грузию, что он таким путем пытается принудить Россию к уступкам в других областях, в противостоянии с Ираком, например?
Маршалл Голдман: Естественно, резкие дипломатические заявления могут рассматриваться и как универсальный инструмент давления, предназначенный для выполнения самого разнообразного круга задач, я не исключаю, что кому-то в окружении президента США может показаться соблазнительной возможность воспользоваться эти поводом для того, чтобы повлиять на поведение России в Ираке или, скажем, Иране, но пока я не вижу прямой связи между этими событиями, тем более, что операция в Ираке наверняка откладывается на месяцы
Юрий Жигалкин: Как вы считаете, что может заставить Соединенные Штаты ослабить свою поддержку Грузии?
Маршалл Голдман: В данной ситуации Вашингтон не может повернуться спиной к Тбилиси. Можно предположить, что в случае появления свидетельств того, что грузинские власти укрывают террористов, членов "Аль-Кайды", планировавших атаки на США или другие страны, Белый Дом будет вынужден изменить отношение к Грузии, но я не думаю, что это вероятно.
Петр Вайль: Депутаты парламента Грузии сегодня на внеочередном заседании потребовали от президента страны Эдуарда Шеварднадзе принять решительные меры для обеспечения безопасности в северных районах республики. В Тбилиси утверждают, и эти заявления подтверждены международными наблюдателями, что приграничные районы бомбила российская авиация. Сообщает наш корреспондент в Тбилиси Георгий Кобаладзе:
Георгий Кобаладзе: Судя по последним заявлениям президента Грузии, Эдуард Шеварднадзе, несмотря на бурные эмоции в связи с бомбардировкой грузинской территории и гибелью людей, все-таки не решается сжигать все мосты во взаимоотношениях с Москвой. На брифинге для журналистов глава грузинского государства сообщил, что направил Владимиру Путину письмо с подробным изложением позиции Тбилиси по проблеме Панкисского ущелья, где в воскресенье началась антитеррористическая операция с участием подразделений внутренних войск и трех батальонов грузинской армии. Шеварднадзе выразил сожаление, что до сих пор не получил ответа от российского коллеги. Кроме того, грузинский лидер отметил, что проблема Панкиси будет решена в течение ближайших нескольких недель без ущерба мирному чеченскому населению, а также чеченским беженцам, абсолютное большинство которых составляют женщины, дети и старики.
Действительно, по сообщениям из Панкисского ущелья внутренние войска получили приказ максимально осторожно и уважительно относиться к местному населению. Обыски в домах у чеченцев проводятся только по согласованию с хозяевами, после оформления соответствующих документов и в присутствии чеченских старейшин. Впрочем, в Панкиси, по большому счету, уже некого разоружать. Вооруженные чеченцы из отряда Гелаева ушли из ущелья за два дня до начала операции и, по всей видимости, в данный момент пытаются просочиться в Чечню маленькими группами через российско-грузинскую границу. Если они не успеют это сделать до первого снега на перевалах, то ситуация, безусловно, обострится, поскольку грузинские власти их уже не пустят обратно в чеченские села Панкиси, где внутренние войска обосновались всерьез и надолго.
Тем временем парламент Грузии намерен на чрезвычайном заседании обсудить вопрос о разрыве дипломатических отношений с Россией, немедленном выводе всех российских войск из Грузии, отзыве посла Зураба Абашидзе из Москвы и обращении к международному сообществу с призывом оказать Грузии поддержку в связи с агрессией России, проявляющейся в бомбардировках грузинской территории. Хотя, в парламенте слышны и более трезвые голоса о необходимости диалога с российскими коллегами и разрядке напряженности между маленькой Грузией и великой Россией.
Петр Вайль: Администрация США считает установленным факт нанесения ударов по грузинской территории российской авиацией и осуждает эту акцию. Белый Дом заявляет, что решительно поддерживает независимость и суверенитет Грузии. С подробностями из Вашингтона Владимир Абаринов:
Владимир Абаринов: Основанием для заявления пресс-секретаря Белого Дома Ари Фляйшера послужила информация размещенных в Грузии международных наблюдателей. По свидетельству членов миссии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, наблюдающих за ситуацией на грузино-российской границе, в пятницу 23 августа территорию Грузии бомбили российские самолеты. Сообщение миссии ОБСЕ было опубликовано в тот же день. Однако немедленной реакции Соединенных Штатов не последовало. Государственный департамент первоначально отказался комментировать информацию о налете. Между этим ведомством и Белым Домом в пятницу вечером прошли интенсивные консультации. В результате в субботу Ари Фляйшер опубликовал свое заявление. "Соединенные Штаты, - говорится в нем, - глубоко обеспокоены заслуживающими доверия сообщениями о том, что российская военная авиация подвергла неизбирательной бомбардировке населенные пункты на севере Грузии, следствием чего стали жертвы среди гражданского населения... Соединенные Штаты решительно поддерживают независимость и территориальную целостность Грузии и приветствовали аналогичные заявления Российской Федерации. Вчерашние удары и отрицание российским правительством факта их нанесения подрывают доверие к этим заверениям и повышают уже существующую напряженность в отношениях между Россией и Грузией как раз тогда, когда совместными усилиями появились предпосылки для решения региональных проблем безопасности. В этом контексте, - заключает Ари Фляйшер, - мы снова призываем к безотлагательному политическому урегулированию конфликта в Чечне, которое укрепит стабильность, как в России, так и в Грузии, и внесет вклад в наши усилия по борьбе с терроризмом и установлению мира на Кавказе".
В своих устных разъяснениях Ари Фляйшер добавил, что государственный секретарь США Колин Пауэлл изложит точку зрения американского правительства непосредственно министру иностранных дел России. Пресс-секретарь Белого Дома вместе с тем подчеркнул, что резкий тон его заявления ни в коей мере не свидетельствует об охлаждении в американо-российских отношениях. Президент Буш, сказал он, по-прежнему доверяет президенту Путину.В свою очередь сенатор Сэм Браунбек, второе лицо в комитете верхней палаты по международным делам, заявил, что он "шокирован и встревожен" сообщениями о российской атаке. "Россия должна немедленно прекратить подобные действия и принести извинения грузинскому правительству за нарушение ее воздушного пространства и акции, подрывающие мир и стабильность на Кавказе".
Петр Вайль: Почему Соединенные Штаты заняли однозначную прогрузинскую позицию в российско-грузинских трениях? Наш нью-йоркский корреспондент Юрий Жигалкин беседует с содиректором Центра российских исследований Гарвардского университета Маршаллом Голдманом:
Юрий Жигалкин: Очевидно, что безоговорочная поддержка Соединенными Штатами Грузии в ее споре с Россией стала неожиданностью для многих в России, рассчитывавших на большее понимание со стороны Вашингтона, особенно учитывая партнерство в борьбе с терроризмом. Как вы объясняете демонстративно прогрузинскую позицию Белого Дома?
Маршалл Голдман: Прежде всего, наша готовность поддержать Грузию в этом случае зиждется на желании помочь ей выжить в качестве независимой страны. Не будем забывать, что на этом тезисе строятся отношения США со всеми постсоветскими государствами уже более десяти лет. С не меньшей решительностью, например, Вашингтон поддерживает Украину или Азербайджан. Помимо этого, без сомнения, одна из важнейших причин внимания США к Грузии - это совершенно особые отношения западных лидеров с Эдуардом Шеварднадзе. Он до сих пор окружен легендарной аурой политика, который вместе с Горбачевым был инициатором процесса демократизации Советского Союза. Простой пример, Шеварднадзе - единственный из бывших советских политиков и лидеров - получил звание почетного доктора Гарвардского университета. Такой чести из россиян удостоился лишь Солженицын. И Шеварднадзе традиционно использует свой статус для того, чтобы удержать свою страну в фокусе международных отношений, для того, чтобы утвердить в западных столицах мысль о необходимости поддержки независимости Грузии. С этой целью он несколько месяцев назад приезжал в Вашингтон, и он всегда пытается дать понять России, что ей пора с уважением отнестись к грузинскому суверенитету, что вторжение на ее территорию или бомбардировки неприемлемый аргумент.
Юрий Жигалкин: Тем не менее, насколько вам кажутся правдоподобными предположения, что у Вашингтона на уме может быть нечто большее, чем желание поддержать Грузию, что он таким путем пытается принудить Россию к уступкам в других областях, в противостоянии с Ираком, например?
Маршалл Голдман: Естественно, резкие дипломатические заявления могут рассматриваться и как универсальный инструмент давления, предназначенный для выполнения самого разнообразного круга задач, я не исключаю, что кому-то в окружении президента США может показаться соблазнительной возможность воспользоваться эти поводом для того, чтобы повлиять на поведение России в Ираке или, скажем, Иране, но пока я не вижу прямой связи между этими событиями, тем более, что операция в Ираке наверняка откладывается на месяцы
Юрий Жигалкин: Как вы считаете, что может заставить Соединенные Штаты ослабить свою поддержку Грузии?
Маршалл Голдман: В данной ситуации Вашингтон не может повернуться спиной к Тбилиси. Можно предположить, что в случае появления свидетельств того, что грузинские власти укрывают террористов, членов "Аль-Кайды", планировавших атаки на США или другие страны, Белый Дом будет вынужден изменить отношение к Грузии, но я не думаю, что это вероятно.