Ссылки для упрощенного доступа

Корреспондентский час


В этом выпуске: Обнинские бизнесмены любят помогать детям; В мордовском Дубравлаге звучат новогодние тамтамы; Тульская молодежь отдыхает по-разному; Кто защитит честное имя Ады Лозанской из Самары; Казанские мусульмане чтят Иисуса Христа; Сергиев Посад: елочные игрушки как страница истории; Нижний Новгород: станет ли жизнь в Новом году лучше; Пятигорск: зловещие взрывы новогодних петард; Тюмень: история Сибири без купюр; Белгород: валенки входят в моду; Саратов: семейная фотография на фоне ушедшего столетия.

В эфире Обнинск, Алексей Собачкин: Приближается праздник Рождества, и обнинский предприниматель Вероника Тодер заранее подготовила подарки для детей с ограниченными возможностями.

"Если тебе дана такая возможность что-либо делать и приобретать, то поделиться с теми, кто нуждается в помощи - это долг христианина. Несколько лет назад я сама потеряла младенца, и у меня в моем сердце осталась боль за тех детей, которым не могут оказать помощь. С 95-го года моя фирма помогает детям-инвалидам города Обнинска. И скажу, не кривя душой, что был когда-то момент на полгода, что мы не могли помогать, были проблемы, и я эти полгода искренне переживала, что мы не можем помогать".

Детей-инвалидов в Обнинске более полутысячи, а возможности местного бюджета очень скромные. Несколько лет назад был открыт реабилитационный центр "Доверие", где таких детей учат быть самостоятельными, развивают их умственные и физические способности. Но бюджетных средств хватает только на зарплату персоналу и коммунальные платежи, а все оборудование центра, от спортивных снарядов до игрушек, куплено на деньги благотворителей. Как сообщила директор Центра социальной поддержки Светлана Дробышева, в чьем ведении находится центр "Доверие", всего в Обнинске благотворители жертвуют до трех миллионов рублей в год, большая часть этих денег направляется остронуждающимся.

"Спонсорские средства в основном идут на лекарства, лечение, оперативное вмешательство, там, где стоит вопрос жизни и смерти. И последняя лепта бедной вдовы может оказаться гораздо важнее, чем, допустим, вклад какого-то определенного толстосума. Я не могу разделить на больших спонсоров и на маленьких, мы любим их всех".

В этом году на Рождество не забудут никого. Особое внимание будет уделено лежачим больным, пожилым людям. Говорит православный священник отец Алексей Поляков:

"В Рождественские дни многие люди остаются дома, те люди, которые прикованы к постели, которые не могут двигаться. И в эти дни молодые прихожане нашего прихода посещают этих людей. Материальные проблемы не дают возможности всем подарить подарки, но, думаю, что лучшим подарком является то внимание, которое молодежь оказывает эти людям".

Рождественские подарки пожилым собирается сделать и общественный фонд Обнинска. Средства на них были выручены от благотворительных спектаклей и рок-концертов. Также был использован еще один старый, но верный способ. Говорит директор общественного фонда Татьяна Климакова.

"Мы еще установили в городе пять ящиков для сбора средств. Мы даже радостно увидели там купюру в 500 рублей. То есть это о чем-то тоже говорит. За семь месяцев мы собрали чуть больше 24 тысяч рублей. В общем-то, это неплохой результат".

А подарков люди ждут. Я поговорил с воспитанниками реабилитационного центра "Доверие", сначала они вспомнили, что им подарили на Рождество в прошлом году.

"Здесь нам давали сладкое, потом в коробках подарки, мягкая игрушка, банные принадлежности, щетка зубная, паста зубная".

Но о том, чтобы хотелось получить от благотворителей на Рождество в этом году, ребята скромно умолчали.

"Подарков всегда ждешь. Что подарят, то подарят".

В эфире Саранск, Игорь Телин: Традиционно считается, что Новый год - любимый праздник россиян. Непременные атрибуты праздника - украшенная игрушками новогодняя елка, застолье с непременным же шампанским и телевизионная программа "Голубой огонек". Но в Мордовии сразу несколько тысяч человек многие годы были лишены возможности встретить Новый год. Речь о тех, кто отбывает наказание в местах лишения свободы в колониях исправительного учреждения ЖХ-385. Режимное заведение со строго регламентированным распорядком дня многие годы даже и не подразумевало какой-либо возможности для заключенных отметить этот праздник. Но времена меняются, и Новый год, проходя по планете, как поется в известной песне, заглянул в этом году и в колонии Дубравлага, сотрудники которых подготовились к празднику заранее.

"Мы ставили елки на плацах. В больнице нашему контингенту будет предоставлена возможность смотреть телевизор до двух часов ночи, новогоднее обращение президента Владимира Владимировича Путина и "Голубой огонек". Раньше такой возможности у нас не было. В принципе организовано в колониях усиленное питание, праздничное питание, праздничное меню. Мы расширяем ассортимент в новогоднюю ночь - это салаты, котлеты, рыбные блюда. Кормить будем, чем Бог послал".

Заключенным колонии № 22, здесь содержатся отбывающие наказание иностранные подданные, в новогоднюю ночь бог послал стараниями шеф-повара турка Джесура Аташа меню такого содержание:

"Первое блюдо - борщ, второе - тушеная картошка с мясом, третье - салат овощной, четвертое - рыба жареная, компот".

В колонии № 22 219 заключенных, представители 52 стран, так что традиции разных народов здесь переплелись весьма тесно. Но так как большинство заключенных здесь граждане африканских стран, то в новогоднюю ночь все вместе выражают свое праздничное настроение под звуки самодельного тамтама. В новогоднюю ночь маленький зал клуба, построенного в колонии, расположенной на окраине Мордовии, превратился в поляну в самом центре непроходимых джунглей, где воины племени борются со злым духом, а бой кремлевских курантов слился с боем барабанов и ритмом танца, где в каждом движении содержится смысл, понятный большинству зрителей, таких же заключенных. Мордовский мороз не пугает темнокожих танцоров. По их словам, после бешеного ритма танца минусовая температура уже не чувствуется. Новый год - праздник, который по-настоящему сближает представителей разных народов. Подданные 52 стран в эту новогоднюю ночь мечтали только об одном.

"Хочу, чтобы в этот год все мои желания исполнились".

"Чтобы освободился".

Возможно, желания, загаданные в новогоднюю ночь, и сбудутся. В минувшем году из колонии для иностранцев мордовского Дубравлага досрочно на свободу вышли 73 человека.

В эфире Тула, Кирилл Старцев: Как молодежь Тулы проводит свой досуг?

"Я - учащаяся тульского лицея, в свободное время посещаю кружок хореографический и театральный, который находится в нашем лицее. Мне это очень нравится, я с удовольствием иду туда".

"Меня зовут Татьяна, я студентка юридического института. Свой досуг я предпочитаю проводить в столице. В столице обычно неплохо веселиться. Благо, мои родители, точнее их достаток может позволить мне таким образом развернуться. Хотя я понимаю, что немногие мои сокурсники могут себе это позволить".

"Я учащийся машиностроительного колледжа. Свой досуг я провожу с друзьями в подъезде. Куда-нибудь сходить в ночной клуб у меня нет денег. А что касается всяких кружков, то это не для меня, мне 17 лет, а туда ходят дети 5-7 лет".

"Я учусь в педагогическом институте города Тулы на третьем курсе. Свой досуг я предпочитаю проводить в тренажерном зале. Я слежу за своей фигурой и забочусь о своем здоровье. Спорт всегда полезен".

"Александр, студент Тульского государственного университета, второй курс. После учебы я хожу на тренировки в волейбольную секцию, а также часто выступаем в нашем городе и в области. На летних каникулах ездили в автопробег. А по вечерам иногда хожу в клубы и в кино".

В городе достаточно много учреждений, где любой желающий может выбрать себе занятие по душе, например, записаться в театральный, вокальный, хореографический коллектив. Также практически в каждой средней школе города Тулы учащиеся после занятий могут приходить в тот или иной кружок. Отмечу, что почти во всех учреждениях досуга занятия бесплатные. О том, посещаемы ли тульские дворцы культуры и кем, рассказывает режиссер любительского детского театра Елена Трубицына:

"Наверное, в кружках, в частности, в театральном, в котором я занимаюсь с ребятами, нельзя сказать, чтобы это было поголовно, но то, что меня греет, что не пропадает интерес. Есть тяга ребят. Они хотят и знать, и выступать. Поэтому это радует, конечно. Другое дело, какой процент? Никогда он не был очень высоким. Где-то, я считаю, процентов 30 точно этим увлекаются. Занимаются они, по-моему, с охотой. Подростки, к сожалению, к годам 15 остывает интерес поголовно. Очень выборочно, если люди увлеклись, если это какое-то приятное времяпрепровождение или по характеру, а так в младших классах, им это нравится больше".

Немного другого мнения придерживается представитель независимой промоутерской компании "Будапешт" Денис Архангельский.

"Что касается мероприятий, которые устраивает городская администрация, дома культуры и другие подобные заведения, молодежь стесняется туда ходить. В ночные клубы, где для них достаточно коммерческий вид досуга предлагается, они тоже хотят неохотно. Поскольку уровень развития молодежи до 20 лет крайне низок. Людей интересуют развлечения на фоне стимуляторов, как то алкоголь, наркотики. До 20 лет других интересов у основной массы населения нет".

Большей популярностью среди тульской молодежи пользуются ночные клубы, всевозможные спортивные секции, тренажерные залы, шейпинги. Услуги в Туле платные, занятие в тренажерном зале в среднем за месяц обойдется молодому человеку в 500-600 рублей. Те, кто не знает, как занять свое свободное время, собираются компаниями в подвалах, в подъездах и после употребления алкоголя или наркотических веществ порой становятся участниками преступлений. По данным УВД Тульской области за 2002 год, подростками было совершено 1222 преступления, а в 2003 году их число составило 1211.

В эфире Самара, Сергей Хазов: "Я была сокращена со своего предприятия в 1999 году, 11 января меня сократили, и я вынуждена была встать на биржу труда для того, чтобы мне нашли работу. Мне оставалось четыре года до пенсии. Это было после дефолта, предприятия все закрывались. Меня сократили, но выходное пособие, которое мне положено было получать в размере среднего заработка, я в течение трех месяцев не получала. Жить было совершенно не на что".

Четыре года назад, потеряв работу, самарчанка Ада Лозанская решила обратиться в городскую службу занятости. Однако из-за отсутствия вакансий работы для бывшего инженера не нашлось. Не привыкшая сидеть без дела женщина устроилась сиделкой в самарское отделение благотворительной организации "Хосет Эстер". Работая на общественных началах в "Хосет Эстер" до декабря 2000 года Ада Лозанская все это время получала пособие по безработице, поскольку труд в общественной организации не является основанием для лишения пособия. Однако в октябре 2002 года женщина получила повестку с просьбой явиться на прием к следователю самарского РОВД.

"Мне приносят телеграмму явиться к ним для объяснения, иначе на меня заведут уголовное дело. Я пришла сама, чтобы выяснить, что там от меня хотели. Пошла сначала к секретарю, мне сказали, что в отделе статистики уточнят. Они там тоже очень долго искали, в конце концов дали мне номер уголовного дела. Все-таки я спросила, какой занимался следователь, пошла к следователю этому. Она мне говорит: "Что вы пришли? Вы у нас в розыске, придете через два месяца". Я пришла, и она продолжила, и сказала, что не закончила все следственные мероприятия, ей нужно сделать экспертизу".

После многочисленных допросов у следователя и оперативных мероприятий, заключавшихся в выемке документов благотворительной организации "Хосет Эстер", в марте 2003 года под председательством Андрея Моргункова началось судебное разбирательство.

"Длилось полгода и закончилось 24 декабря. Меня объявили мошенницей, что я совершила хищение пособия по безработице. Суд не захотел признавать мою работу общественной работой, что я у фонда занятости украла пособие. Эта сумма 2200 рублей, меня не обязали выплатить, суд мне объявил амнистию. То есть сначала суд объявил мошенницей, что я украла эти деньги у центра занятости, но они мне объявляют амнистию".

Ада Лозанская не согласна с решением суда, считая, что ее назвали мошенницей незаконно, ведь Трудовой Кодекс не запрещает получать пособие по безработице, работая в общественной организации.

"Суд вынес неправильное решение. Дело не только в том, чтобы выплачивать или не выплачивать деньги, а моральный вред и сам факт, что необоснованно вынес такое решение, ничем не подтверждается. Очень больно, но самое главное, это страх, меня буквально послали в милиции, когда я к ним приходила, они потом сопровождали меня домой на расстоянии. Мне просто было страшно, что они не дадут мне завершить дело".

Уполномоченный по правам человека в Самарской области Владимир Баландин также намерен помочь в восстановлении справедливости.

"Выход из этой ситуации заключается в том, что все стороны, участвующие в этом конфликте, желательно, чтобы они относились к этому делу объективно, полно и всесторонне. А какая может быть объективность, когда речь идет о моих интересах? Конечно, я буду защищать их целиком и полностью".

Представители судебных органов отказались комментировать возникшую ситуацию.

В эфире Казань, Олег Павлов: Валила Хазрат, заместитель муфтии республики Татарстан:

"По исламскому взгляду, в истории человечества со стороны Всевышнего ниспосылалось очень большое количество пророков. По некоторым версиям, их число превышает 124 тысячи. Из числа этих пророков шесть особо выделены, так как они получили Священное писание. И среди этих священных писаний выделается Коран, Евангелие. Мы уже видим, что пророк Иса, или Иисус Христос, он входит в число шести избранных пророков".

Дмитрий Зубарев, журналист:

"Вообще, поскольку Татарстан является довольно многонациональной республикой, то, с одной стороны, проблема христианства и мусульманства у нас действительно существует. С другой стороны, люди разумные, которые понимают, что такое ислам, что такое православие, они решают эту проблему довольно просто, и вообще для них такой проблемы не существует".

Валила Хазрат:

"Еще из особенностей пророка Исы, по мусульманскому взгляду, есть то, что он рожден без отца. То есть он появился на этот свет от своей матери Марьям по повелению Божьему".

Наим Гарипов, научный сотрудник:

"Есть много общего, единственное, что нужно отметить, что каждая конфессия, она, естественно, в какой-то мере замкнутый институт, который имеет свои правила, свой ритуал, и взаимоотношения всегда происходят на нейтральном уровне".

Валила Хазрат:

"Его пресвятая мать Марьям была посвящена храму Божьему еще до своего рождения. И старцы даже спорили между собой, кто возьмется за воспитание этой девочки. И после бросания жребия, жребий выпал на пророка Закарио. Ему была дана на воспитание юная Марьям, она находилась в храме, в уважаемом месте и там росла. И уже с самых юных лет видно было Божье благорасположение, так как она не нуждалась в приготовлении пищи, фрукты и другие яства попадали к ней по милости Божьей. Это было уже с ранней юности одним из чудес божественных. Когда она повзрослела, ей явился ангел Джабраил, Гавриил, который дал ей весть о том, что она родит без мужа такого младенца. И действительно она забеременела. Юный младенец, пророк Иса начал говорить прямо в колыбели, и он объяснил, что он раб Божий, пророк Божий и то, что он родился непорочным образом".

Анастасия Романова, музыкант:

"У меня такое мнение, что разные религии - это просто разные формы восприятия людей строения мира, но основа одна - вера. Главное, чтобы она присутствовала, а как называется - ислам, христианство, буддизм, это уже неважно".

"По мнению многих мусульманских ученых, рождество - это достаточно условная дата, то есть она не связана с реальным временем рождения пророка Исы. Ису любим, его чтим, но, может быть, не думаем, что он родился именно в этот день".

Таковы представления ислама об Иисусе Христе. И важно не то, насколько они отличны от христианства, а то, насколько близки.

В эфире Подмосковье, Вера Володина: Если бы музейные елочные игрушки можно было бы расположить не в витринах выставочного зала, а на настоящей елке, то такая елка оказалась бы самой необычной елкой России. И стояла бы она у Сергиево-Посадского музея игрушки, рассказывала бы каждой своей игрушкой историю, и у этой истории было бы и свое белое, а, может быть, и черное пятно - это время, когда елка была запрещена. За время ее отсутствия существенно изменились елочные наряды. И дело здесь не только в техническом прогрессе. Рассказывает главный хранитель музея Тамара Атюшева:

"Это в единственных экземплярах такие разрозненные вещи, которые касаются дореволюционных елок и темы Рождества. Потому что уже с 18-го года, как образован наш музей, рождественская тема не формировалась. И только с 35-го года, когда официально была разрешена елка, музей стал формировать коллекцию новогодних украшений. И наша коллекция в основном с 37-го, отдельные вещи есть и 35-го, но в основном это 37-й - конец 20-го века. У нас уникальная коллекция, таких больше нет".

Среди елочных украшений 30-х годов - челюскинцы на льдине, мотоциклист, тракторист, самолетики, даже светофор - тоже техническое новшество, автомобили. Какой автомобильный образ вам подсказывает сознание по ассоциации с 37-м годом? Может быть, "черный ворон"? А вот на выставке в витрине 37-го года автомобиль формы "воронка" белоснежный, потому что сделан из ваты. В уникальной коллекции много самодельных украшений того времени. Все об этом знает главный хранитель музея Тамара Атюшева.

"Они же делались из ваты. Очень много игрушек, это время революции до 35-го года, преследовалась установка елок и празднование Нового года, Рождества. Но люди это делали, и очень много было игрушек-самоделок. И с 35-го года не сразу смогли наладить производство елочных украшений. Появилась статья в газетах, что рекомендовано ставить елки, устраивать маскарады. Производство не может сразу в одночасье возникнуть. Поэтому в 30-е годы елки украшались многочисленными самоделками. Так же, как это было на рубеже веков. Потому что в Россию игрушки рождественские привозили из-за границы, в основном это были немецкие игрушки, с добавлением литографированных личиков, скрученные из ваты, вырезанные из картинок. Это альбом, там есть целая из вырезанных картинок. Это альбом, там есть дарственная надпись, который подарили ребенку в 87-м году в качестве альбома для внесения дарственных надписей, поздравлений. И ребенок наклеивал елку, Санта-Клауса, игрушки, которые вырезались из больших литографированных листов".

Все, что сто лет назад казалось чудом полиграфии и было доступно не каждому ребенку, сегодня, конечно, не вызывает удивления. Перед тем, как увидеть вертеп из царской коллекции, каждый нафантазирует себе что-то необыкновенное, а увидит просто книжку-раскладушку, уникальную тем, что играли с ней дети Николая Второго.

"Уникальный экспонат - это вертеп, принадлежащий царским детям. Дело в том, что вообще рубеж 19-20-го веков, он отмечен тем, что много полиграфических игрушек, открыток с поздравлениями, и очень много настольных печатных игр. Это как раз из этой серии - вертеп с прелестными ангелочками на обложке и с раскладывающейся сценой Рождества. К сожалению, у нас не все фигурки дошли до нашего времени. Вот в таком виде этот вертеп поступил к нам в 32-м году из Царского села. У нас на таких вещах этикетки, например, "Игральная комната младшего наследника или младших княжон".

В коллекции Сергиево-Посадского музея игрушки появился второй рождественский вертеп - это студенческий подарок к юбилею музея.

"Это дар студентов колледжа игрушки, который у нас здесь находится, единственное в стране учебное заведение, где есть художественное отделение, где готовят художников по игрушке. Был юбилей - 80-летие музея пять лет назад, и мы с ними решили сделать вертеп. Он у нас двухэтажный. Все это сделано в технике аппликации, то есть из тканей самых разных мы вырезали силуэты и наклеивали на большой ящик. А внутри этого ящика по народной традиции столбиковые тряпичные куклы - и ангел, и Богородица, и Младенец, тут же животные, они вырезаны из картонки, такие силуэтные, ваткой, например, наклеена шубка у овечек. А нижний ярус предназначался для представления. Этот вертеп у нас участвовал в нескольких новогодних празднествах, когда на палочках в прорезанном дне царь Ирод, волхвы, пастухи разыгрывают сцены рождественские. Ребята изучали историю игрушки".

Рождественские вертепы перестают быть редкостью. На выставке местных мастеров "Осенний салон" в Сергиевом Посаде есть еще один, это уже третий вертеп. В "Богородской игрушке" вертепами занимаются несколько мастеров, и им музей игрушки заказал еще один экземпляр для своей коллекции. Тамара Никитична знает, что в одном из местных храмов на Рождество появляется вертеп:

"Это зависит от служителя церкви, то есть священника, который в этом храме. И вот у нас есть на Подоле около Лавры церковь Пятницкая, приходская, к Лавре не относится, и вот там каждый год устанавливают вертеп. Я не знаю его происхождения, кто его сделал, но 7 декабря устраиваетсяпраздник для детей прихожан. Там ребята поют колядки".

10 января музей игрушки в Сергиевом Посаде тоже проводит новогодний праздник для маленьких детей. Это театрализованное представление в музее стало традиционным, и такого разнообразия игрушек, как здесь, ребенок не увидит ни в одном из магазинов. А сама выставка елочных украшений проработает все дни школьных зимних рождественских каникул.

В эфире Нижний Новгород, Олег Родин: Согласно отчетам местной власти, в Новый год нижегородцы вступают с принципиальными переменами к лучшему. Как заявил губернатор Геннадий Ходырев, если два года назад область по основным показателям находилась на 42 месте, то в этом году мы уже на 26 месте. А спикер областного Законодательного собрания Евгений Люлин сообщил: все экономические показатели в 2003 году выше показателей 2002 года. Заработная плата в среднем увеличилась на 28%, пенсии по области стали больше на 20%, промышленное производство возросло на 6,8%. Это праздничные рапорты начальства, а что видят рядовые нижегородцы? За прошедший год хлеб подорожал почти в три раза, стал дороже проезд в городском транспорте, изношенном на 80%, в очередной раз обещают отменить льготы на проезд пенсионерам, поскольку растут цены на бензин и долги транспортников. Социальные автобусы все больше переводятся в разряд маршрутных такси. К новому году объявлено о повышении цен на водку, тарифов на электроэнергию, водоснабжение и канализацию, о дальнейшем сокращении строительства социального жилья. А так называемое техническое обслуживание существующего дорожает примерно на треть, и граждане в квитанциях на оплату жилья увидят еще более тревожные суммы, при том, что это техническое обслуживание становится все более безобразным. Нынешняя зима пока еще достаточно мягкая, но не у всех нижегородцев дома тепло.

"Мы вообще замерзаем теперь дома".

"Они сказали, что дали приказ Теплоэнерго сбавить градусы, режим уменьшить в этом году".

У некоторых отключено горячее водоснабжение, хотя люди прилежно платят по квитанциям, в том числе и по этому пункту. Ни помыться толком, ни посуду помыть, а у кого-то маленькие дети.

"Без горячей воды с грудным ребенком, которого надо мыть. Очень тяжело и пеленки стирать, и все, приходится воду греть".

"Тоже немытые, ребенок болеет и холодно".

Из-за постоянных аварий водопровода часть жителей остается иногда вообще без водоснабжения. Пожилые люди вынуждены искать воду на стороне.

"И постирать надо, и помыться надо, ходим на колонку с ведром. Вот шла, да упала, голову разбила".

Но совсем беда в тех панельных домах, где образовались щели в так называемых рустах, откуда дует морозным сквозняком.

"Нервов не хватает с ними разговаривать. У меня текло, лужи, в кухне лужи, в комнате лужи, как дождь. "У нас денег нет, нам денег не дают". Ну что это такое? Куда они деваются? Тысячу с лишним мы сейчас платим".

Платят нижегородцы все больше, и новый год обещает новый рост платежей. А по итогам интерактивных опросов на местном телевидении улучшения жизни ожидают немногие.

В эфире Пятигорск, Лада Леденева: Ежегодно ровно в полночь 31 декабря жители Пятигорска слышат такую канонаду. Больше месяца маленькие и взрослые пятигорчане запасаются новогодней пиротехникой, бойкая торговля которой идет практически на каждом углу. За несколько недель до нового года скучающие тинэйджеры начинают репетиции праздничного салюта, нарушая покой и без того напуганных участившимися терактами жителей Кавказских Минеральных Вод.

"Я лежу, отдыхаю днем, вдруг - бабах. Думала теракт. Открываешь окно, смотришь, думаешь, может помощь нужна, а люди развлекаются. И уже мы все напуганы этим. Бороться надо с этим очень строго".

23 декабря в Пятигорске, еще не отошедшем от недавнего теракта в электричке под Ессентуками, вновь поднялась паника. В городе поползли упрямые слухи о якобы взорванном в районе станции Лермонтовская трамвае. В этот день служба МЧС, "скорая" и милиция приняли сотни тревожных звонков. Люди звонили на радио, телевидение и в газеты. Через пару часов после якобы произошедшего взрыва местные радиостанции по просьбе правоохранительных органов вышли в эфир с опровержением слухов, грозивших городу паникой. Как оказалось, причиной всему послужил взрыв крупной петарды, настолько мощный, что на звук выехали сразу несколько экипажей ГАИ и кареты "скорой помощи". 35-летнему хозяину петарды взрывом оторвало палец. Этот случай далеко не единичный. В минувшем году в Ставрополе от ракеты, влетевшей в окно квартиры, хозяева которой встречали Новый год в гостях, четыре комнаты выгорели практически дотла, а соседям пришлось всю ночь эвакуироваться и выносить вещи. И этот список можно продолжать. На пиротехнике можно неплохо подзаработать, говорят предприниматели, и продают петарды на всех углах, несмотря на то, что официальное право на такую торговлю в Ставрополе имеют лишь три магазина, в Пятигорске всего один. В результате пожарным приходится патрулировать улицы всю новогоднюю ночь напролет.

"Обычно в новогоднюю ночь подразделения пожарный охраны выезжают около десяти часов вечера и в гараж возвращаются в шесть утра. То есть всю новогоднюю ночь они ликвидируют возгорания".

При этом способ борьбы с незаконным бизнесом, похоже, один.

"Бороться с ними очень трудно, потому что это хаотичная торговля. Бороться можно, я считаю, тем, что не приобретать у них эти изделия".

А чтобы уберечься от травм, нужно внимательно читать инструкцию.

"По инструкции необходимо поставить данное изделие в бутылку, поджечь и быстро удалиться".

Особенно тщательно к встрече нового года готовятся работники станции "Скорой помощи".

"В новогоднюю ночь у нас запасы стерильного материала, противоожоговых повязок увеличивается".

По словам медиков, в ночь с 31 на 1 они ежегодно принимают десятки звонков с жалобами на различные травмы и ожоги, причиненные праздничным салютом, и надеются, что на этот раз статистика чрезвычайных происшествий, традиционно проводимая по окончанию всех новогодних и рождественских торжеств, будет не такой печальной, как в минувшие годы.

В эфире Тюмень, Алекс Немиров: В минувшем 2003 году в России было продано более 50 металлодетекторов. Тысячи людей одержимы страстью кладоискательства. И не напрасно. Например, в окрестностях древнего Тобольска ежегодно находят один-два тайника. Тюменский историк Александр Петрушин увлекся поиском кладов давно и всерьез, вот только ценной находкой, сравнимой с сокровищами, он считает архивные документы. В 1991 году при передаче на Госхранение архивных документов КГБ в фондам Тюменского Управления госбезопасности обнаружили чекистскую ориентировку 20 годов, описание орденов Освобождения Сибири и Возрождения России. В дореволюционной Российской наградной системе таких орденов не было, значит их учредили лидеры Сибирского белого движения. Но кто и когда? Во время поиска ответов на эти вопросы Александр Петрушин, работавший в то время заместителем начальника Тюменского регионального управления ФСБ, собрал немало фактов, которых нет ни в одном учебнике истории. "Все эти летучие, северные, морские вооруженные отряды устанавливали на местах большевистский режим за деньги по определенной таксе", - это цитата из недавно вышедшей в свет книги Александра Петрушина. Она называется "На задворках гражданской войны" и, по признанию автора, рассчитана прежде всего на молодого читателя.

"История не отвергается, естественно, добавляются просто новые факты. Прежняя история состояла в большинстве из символов - красные, белые. Людей не было, вот что плохо. Какая история без людей? Она неинтересна. Поэтому наша история и не вызывала особого интереса в молодежной среде. Пустая история, кого интересуют символы? А когда там будут люди, они должны быть обязательно, неважно, на чьей стороне он воевал, это были люди, они любили, страдали, они о чем-то думали, они о чем-то мечтали, им надо дать равное право в истории".

Епископ Тобольский и Сибирский Гермоген, губернский комиссар Пигнатий, адмирал Колчак - вот лишь несколько героев событий 1917-22 годов. Связывала их с другом не только революция и гражданская война, но и золото, то, которое предлагалось за выкуп Николая Второго из тобольской ссылки и то, что составляло золотой запас сибирских купцов, затерявшийся где-то на просторах нынешней Тюменской области. Клад, в котором, по мнению полковника в отставке Петрушина, хранятся и упомянутые белогвардейские ордена, безуспешно искали сотрудники НКВД и "черные археологи". Но Александр Петрушин уверен, что золото Сибирской республики - это не миф.

"Когда мне задают такой вопрос - это действительно так или нет? Я говорю: вы можете верить, можете не верить, об этом говорят документы архивные. И кто-то бы стал в 22-м году это придумывать? Я не думаю. Тем более, чекистские органы Сибири и Урала занимались кладоискательством в течение 10 лет, с 22-го по 33-й год, и находки у них были серьезные. Достаточно назвать самую серьезную и очень известную - это часть сокровищ Николая Второго Романова и его семьи, найденные в Тобольске в результате чекистской операции".

Пару лет назад Александр Петрушин и сам отправлялся в экспедицию за золотом после того, как 75-летний житель из села Чамаши Октябрьского района в Ханты-Мансийском округе по имени Василий Селиванов сообщил местным спецслужбам, что нашел курган, в котором откопал несколько золотых монет царской чеканки. Колчаковское золото в тот раз не нашли. Второй том книги "На задворках гражданской войны" уже готов к печати. Секретные документы, малоизвестные события, люди, страсти, мистика - так определил автор ее содержание.

В эфире Белгород, Оксана Быкова: Накануне Нового 2004 года на Волоконовском промкомбинате "Инвест" заработала новая технологическая линия. Она выпускает, как здесь говорят, обрезиненные валенки, которым не страшна ни зимняя оттепель, ни ранняя весенняя распутица. Жители Волоконовки считают, что без валенок им никуда.

"Теплые, мягонькие. Носим, конечно".

"У нас специфическая продукция, которая расходится в основном, когда морозы. А летом планируем продавать как спецодежду, спецодежда всем нужна. Валенки пока со спецодежды не сняли, поэтому надеемся, что рынок сбыта у нас будет. Поэтому мы и затеяли, новую линию поставили по обрезинке валенок. То есть мы расширяем свой рынок сбыта. У нас, как сезон начинается, люди знают, что мы валенки делаем, по одной паре, по две пары потихонечку расходятся. Когда зима, грех жаловаться, работаем. Но мне бы хотелось круглый год работать. У нас работает в сезон порядка 80 человек, то есть 70-80 рабочих мест. Тем более, что район сельскохозяйственный и зимой практически многие без работы. У нас зимой как раз сезон".



"Конечно, носят валенки в сельской местности с галошами. Без валенок никуда. Была бы только зима, и у нас работа будет".

Волоконовский промкомбинат "Инвест" - единственное предприятие в Центральном Черноземье, которое производит валенки. Его генеральный директор Магомед Ацтиев называет себя главным валяльщиком Черноземья. Он родом из Дагестана, окончил пензенский институт, получил профессию инженера-строителя и много лет строил.

"Сейчас не могу поверить, подумать, ровно три года назад сказали бы, что я буду в этой должности, главным валяльщиком Черноземья работать, я просто бы не поверил никогда. Так получилось, банкротное предприятие. Те люди, которые здесь работали, когда им поставили со всех сторон графики -задолженности кредиторские, налоги в пенсионный фонд, другие организации, меня они начали привлекать, просить выкупить у людей акции. Помогли выкупить акции. Приобрел контрольный пакет акций, и потом понял, что в ту трудную минуту оставлять, кому-то доверять нельзя было, потому что это прямой путь был к развалу".

Во второй половине 90-х годов до появления инвестора на Волоконском промкомбинате зарплату выдавали валенками. У предприятия были большие долги и его признали банкротом. Ситуацию на промкомбинате три года назад изменил новый хозяин. В умирающее предприятие он вложил два с половиной миллиона рублей. Деньги стали делать новые деньги. Говорит бригадир валяльного цеха Надежда Тоцкая.

"В первую очередь стала зарплата у нас, стала работа у нас. Работа есть, зарплата стала. Сейчас зарплата у нас вовремя и работа есть - это самое главное для нас. Была бы работа, будут деньги, будет жизнь".

За последние три года объемы производства валенок на промкомбинате "Инвест" увеличились в пять раз, а количество рабочих мест выросло в два раза. В Волоконовке говорят, что валенки входят в моду. Столичные модельеры вспомнили о них и включают в свои коллекции. Новая мода на женские валеночки с ремешками, вышивкой и рисунками по душе всем, кто работает на промкомбинате "Инвест". Более того, здесь готовы идти в ногу с модой, собираются взять в штат художника-модельера и производить валенки не только сельских жительниц, но и для городских модниц.

В эфире Саратов, Ольга Бакуткина: "Ангел объектива" - так назвали рождественскую выставку сотрудники саратовского дома-музея художника Павла Кузнецова. На ней представлены фотографии из частных коллекций и семейных архивов. Это портреты жителей Саратова середины 19-го начала 20-го веков, имена, конкретные даты не указаны. И эта анонимность придает целостность экспозиции, позволяет, не отвлекаясь на детали, вглядеться в лица людей безвозвратно ушедшей эпохи. Рассказывает директор музея Игорь Сорокин.

"Здесь фотографии самых разных сословий - это саратовцы. Может быть эти люди знали друг друга, может быть никогда не встречались, в этом-то и есть загадка. Каждый выносит из зала свою версию происходящего, каждый смотрит выставку со своим чувством. Я уверен, никто не уходит равнодушным".

Равнодушия нет, есть смешанные чувства: радость узнавания и вина, поскольку не смогли сохранить, унаследовать что-то самое важное в далеком, недавнем ли прошлом. Об этом стихи саратовского поэта Игоря Алексеева.

Что-то, видно, горечь подсказала,
Что-то прорвалось из забытья.
В ресторане старого вокзала
Ртищевского, мать, отец и я.
Словно кадры диапозитива,
Словно пленка старого кино.
Пьет отец коричневое пиво,
Мама пьет десертное вино.
Часики на бронзовом запястье,
Тело в крепдешиновых цветах,
Господи, ведь сколько было счастья
В сладко-горькой влаге на устах.
Пассажирский за оконной рамой,
Пышная лепнина потолка.
Я запомнил это, папа с мамой,
Вы меня простите, дурака.


Есть в экспозиции фотографии из семейного альбома Елены Савельевой, сотрудника Саратовского художественного музея имени Радищева.

"Прощание с веком, какая-то оценка и переоценка. Поколения приходят, уходят. Печать времени есть, но поскольку здесь очень много фотографий пришло из рук музейных сотрудников, я просто какие-то лица узнаю каким-то странным образом. И похожи, и непохожи, все в одно время".

Щеголеватые офицеры, изысканные барышни, добродетельные матери семейств, осанистые купцы... Их лица исполнены достоинства и безмятежного покоя, несвойственных нашим современникам.

"На старых фотографиях запечатлены лица, которых сейчас нет. Современности какой-то нет, суеты нет. Такие замечательные лица. Нынешний фотовернисаж смотреть, мне кажется: такого уже нет. Действительно, мне кажется, многое утеряно, к сожалению".

Игорь Краснов предоставил музею не только фотографии из семейного архива, но и бережно сохраненные вещи, принадлежавшие прабабушке-дворянке - веера, боа, перчатки, кружева, украшения. Хрупкий и изящный мир женщины по замыслу автора выставки Ирины Бельской противостоит миру мужскому с его атрибутами - бинокль, карта, трубка. Оба мира объединяются в семейных фотографиях.

"Соединение мужского и женского мира в мире семьи, любви, дома - это как бы стена счастья, то, что взял "Ангел объектива" под свое крыло. Почему рождественская? Каждый из пришедших может переоблачиться в костюмы старинные и сфотографироваться. В этом есть момент маскарада, когда перевоплощаются люди, когда могут измениться. И таким образом как бы происходит связь поколений".

Выставка закончится, вернутся в семейные архивы людей и принадлежавшие им вещи, но рождественский маскарад, подаренный музеем, останется на фотографиях в чьем-то семейном альбоме.

XS
SM
MD
LG