Ссылки для упрощенного доступа

Корреспондентский час


В этом выпуске: Вифлеемский огонь в Нижний Новгород привозят скауты; Приемные дети в тюменских семьях быстро становятся родными; В Чебоксарах появились сестры милосердия; Праздничные будни саранского вытрезвителя; Как спасти тульских детей от пивного алкоголизма; Обнинские моржи - самые счастливые люди на свете; Ульяновская область: почему Валерий Рублев после сорока лет начал ходить на дискотеки; Липецк: детские сады закрываются; Сыктывкар: народная история Виктора Вахнина; Пятигорск: ставропольские филателисты в ожидании новогодней марки; Самара: что лучше - ночной клуб или зимний лес; Подмосковье: дети, несмотря ни на что, верят в Деда Мороза

В эфире Нижний Новгород, Олег Родин: Уже несколько лет подряд в Нижегородскую область в канун Рождества доставляется священный огонь из Вифлеема. Его привозят члены нижегородского союза скаутов, десятилетие которого недавно отмечалось в Нижнем Новгороде. Развозят Вифлеемский огонь по миру уже 20 лет, и начали это благое дело скауты из Австрии. Об этом рассказал президент Союза скаутов в Нижнем Новгороде, директор школы № 91 Игорь Богданов.

"У верующих огромное желание посетить Вифлеем, совершить паломничество, но доехать туда может не каждый. И вот 20 лет назад скауты сказали: а почему бы на не привезти огонь? Каждый год уже 20 лет они летят на самолете в Вифлеем, там в торжественной обстановке зажигается Вифлеемский огонь в лампадке, эта лампадка перевозится в Вену, и 22-23 декабря идет огромная служба в костеле, туда съезжаются скауты из каждой страны Европы. После этого праздника мы подъезжаем через два-три дня, огонь с торжественной церемонией перевозится в православный храм, и там идет большая служба. Там совершается таинство, обряд и после этого мы уже везем по Белоруссии и России".

Идея развозить самим Вифлеемский огонь появилась несколько лет назад, когда Нижний Новгород посетил перед Рождеством один из старших по званию скаутов из Австрии. Теперь этот ритуал для нижегородских скаутов стал ежегодным делом.

"К нам приехал в 98 году австрийский скаут-мастер, привез этот огонь. И когда ему задали вопрос: а мы сами можем за огнем ездить? Пожалуйста. Мы стали ездить, сюда его привозим именно к Рождеству, которое у нас празднуется 7 числа. В этом году мы поедем пораньше, до Нового года мы хотим поехать. Пока большие проблемы с бензином, нет пока денег на бензин, нет пока денег на продукты, на машину. Но вообще десять скаутов садятся в машину, мы едем два дня туда, затем передача огня и потом дня три мы возвращаемся обратно, заезжаем в храмы. В частности, мы заезжаем на Бородинское поле, где погибло много русских людей. Затем заезжаем в Москву, затем заезжаем в Суздаль, во Владимир".

В этом мероприятии участвуют не только жители Нижнего Новгорода, но также скауты из районных центров, городов и сел области, а потом ребята развозят Вифлеемский огонь как правило в свои родные места.

"В поездке будут участвовать четыре скаута из нашей дружины, два из Арзамаса. Всего в этом будет десять человек. Мы привозим в Нижний Новгород, зажигаем в храме, а затем скаутская дружина, она состоит из 20 патрулей, она разъезжается по селам. В скаутский дом приходит огромное количество людей, которые приходят со своими лампадками, с баночками, с лампочками, в которых стоит свечка: "Зажгите нам, пожалуйста, огонь". Круглые сутки дежурят ребята-скауты, которые этот огонь постоянно открывают, поджигают, зажигают новый".

Игорь Богданов считает, что доставка Вифлеемского огня - это одно из тех добрых дел, что объединяют совершенно разных людей.

"Люди относятся по-разному к этому делу. Но дело не в самом огне, а дело в том единстве, которое объединяет всех скаутов в этом добром деле".

В эфире Тюмень, Алекс Немиров: В семье у Натальи и Виталия Фоломиных 8 детей. Самому старшему 18 лет, младшему полтора года. Саша и Таня родные, остальные - приемные, сироты из детского дома. Впрочем, для материнского сердца они все свои.

"Я его вырастила, выкормила, ночи не спала, как обычная мама, обычные заботы, поэтому они все мои. Не могу сказать, что они государственные".

По-своему эта семья уникальна, в Тюмени, как правило, детей или усыновляют, или оформляют опеку. Живут Фоломины в своем доме на окраине города, по хозяйству управляются всем семейством, для каждого находится занятие.

"Ведро подержать даже - тоже хорошая работа, то траву, особенно летом, сами знаете. Если на огород, все пошли. Одни грядки копают, другие полют, третьи еще что-то делают".

Государство, провозгласившее приоритет семейной формы воспитания детей, помогает таким семьям материально - выделяет одну тысяч рублей в месяц на дошкольника и на двести рублей больше, если ребенок школьного возраста. На воспитание приемных детей по типу семейного детского дома государство выделяет дополнительные средства, но добиться их получения Фоломины не могут.

"Просто взяли самовольно другие нормативы, нормативы опекунов-попечителей, по этим нормативам они сейчас и снабжают. Мы подняли этот вопрос. И разъяснительное письмо из министерства у них на руках, где что и как делать. 19 семей в области и все получают, кроме нас внутри города".

На защиту интересов многодетной семьи встала Ассоциация опекунов. Помогли собрать необходимые документы и обратиться в прокуратуру. В январе ждут суда, ответчик - городское Управление образования. Татьяна Саранчина, создавшая общественную организацию летом 2003 года, считает, что, помогая друг другу, родители-опекуны смогут создать необходимые условия для детей и защитить их права.

"Мы не просим манну небесную, что нам не положено, но мы требуем известно что, мы требуем то, что положено. Вот у нас бесплатный проезд, федеральный Закон с 96 года, везде он действует, в Тюмени мы живем как на необитаемом острове, никто ничего не делает".

Минувшей осенью Ассоциация опекунов впервые провела благотворительный марафон по сбору средств и вещей для детей-сирот. Сейчас в Тюмени под опекой находятся 1238 ребят, а больше половины опекунов - это пенсионеры.

"Бедные люди откликаются гораздо лучше, чем более зажиточные люди. У нас опекуны, даже бывшие опекуны, бабушки приходили, приносили вещи - это очень трогает за душу".

Не так давно у Ассоциации опекунов появилось место встречи. В вечерней школе № 2 общественной организации выделили комнату размером в 4 квадратных метра, но взрослые и этому рады, устроили здесь пункт по приему и раздаче Рождественских и Новогодних подарков. Сама Татьяна Саранчина воспитывает троих девочек, две из них под ее опекой. Четырехлетней Вике Дед Мороз уже вручил подарок на новогоднем утреннике.

В эфире Чебоксары, Дмитрий Лишнев: С Владимиром Ятмановым, членом Общества православных врачей, мы встретились в белокаменной церкви Воскресения Христова на живописной волжской набережной в столице Чувашии. По мнению православного врача, именно в храме на праздничном молебне можно и нужно было общаться с выпускницами чебоксарской школы сестер милосердия. Сам Владимир, врач по профессии, принимал активное участие в организации этой школы, где преподает в настоящее время наряду с работой в муниципальной больнице. Говорит Владимир Ятманов.

"Православная школа Сергия работает второй год у нас при Институте усовершенствования врачей. То есть мы через Министерство здравоохранения и через Министерство образования лицензировали курсы, и первый выпуск у нас будет. По храму мы развесили объявления, и сестры откликнулись. Первый курс у нас, получается, заканчивается в январе, 12 выпускниц будет. Люди с большим опытом, и юристы есть, педагоги, есть инженеры, и возраст тоже разный у них. Что самое главное: как не обмануть пациента, как вести себя с умирающим больным, как вести себя с неизлечимым больным, нельзя его обмануть. Молитва за этого больного часто позволяет сгладить страдания, иногда даже без слов, вот она сидит, и человек знает, что все будет хорошо, потому что с ним другой рядом человек".

Продолжая мысль Владимира Ятманова, своего преподавателя и наставника, в разговор вступает одна из выпускниц школы сестер милосердия Татьяна Копылова.

"У меня сначала сомнения были, сейчас сомнений нет. Для меня кажется это правильно, потому что это помощь людям. Мы ходим по больницам, и сколько страждущих людей. С ними разговариваешь о Боге, они даже не знают, они без веры. Лежат как статуэтки, надеются на помощь врачей. Но без Бога эту помощь они не получат, только Господь всесилен исцелить. Будет верование, значит и врачи им помогут. Мы стараемся духовно с ними разговаривать. Потому что врачи свое дело сделают, но уход - это тоже главное. Я хочу работать сестрой милосердия с божьей помощью, конечно".

В эфире Саранск, Игорь Телин: Оставшиеся до наступления Нового года дни жители мордовской столицы проводят в приятных предпраздничных хлопотах. Женщины дошивают новые платья, мужчины тоже уделяют время новой одежде, все вместе покупают подарки для детей, своих родных и друзей, делают закупки для новогоднего стола. Мандарины и бутылка шампанского - непременные атрибуты праздничного застолья, и уже как бы в придачу к ним остальные закуски и напитки. Впрочем, весьма активно употреблять эти напитки, провожая Старый год, жители Саранска начинают задолго до праздника. И как это ни печально, но для некоторых горожан предпраздничные дни не обходятся без ночи, проведенной в медицинском вытрезвителе.

"Он находился в зале ожидания на станции. Позвонили оттуда. Мы его привезли, потому что его там оставлять нельзя".

Со всего города свозят тех бедолаг, которым так и не удалось устоять перед зеленым змием, причем в прямом смысле: под воздействием алкоголя эти люди уже не могут стоять на ногах. Как рассказал начальник саранского медвытрезвителя Сергей Белоключевский, 9800 человек побывали здесь с начала этого года. Зимой посетителей в медвытрезвителе становится больше, в палатах заведения ночуют по-соседству и саранские интеллигенты, и лица без определенного места жительства.

"Есть постоянная клиентура определенная. Этих людей мы уже знаем, они попадают, приходят сдаваться. И они не возникают, считают как в порядке вещей, что его забрали. Он до такой степени докатился, он уже к этому привык".

Вопреки распространенному мнению в медвытрезвителе существуют свои правила приема посетителей. Люди в состоянии легкого опьянения, психически больные и с травмами здесь ночного приюта не найдут. Сортировка идет только в присутствии врача, помощь которого иногда бывает необходима и по утрам.

"Утро, как говорится, всегда приходит в состоянии тяжелого похмелья. Люди не осознают то, что вчера творил. Раньше мы практиковали снятие на видеопленку все художества, которые вытворяет контингент, попадающий к нам, и когда он говорит, что этого не могло со мной быть, мы прокручивали пленки им, и они просто диву давались, что они могли вытворять в состоянии алкогольного опьянения.

"Полтора десятка лет назад в Саранске в каждом районе города было по одному медицинскому вытрезвителю, сейчас остался только один в центре. Жители мордовской столицы пить меньше, наверное, все-таки не стали, только отношение к нетрезвым горожанам изменилось. Если раньше, чтобы попасть в заведение, достаточно было иметь неровную походку и мутноватый взгляд, то теперь доставляют сюда только тех, кто или в алкогольном беспамятстве валяется на улице или в пьяном кураже ведет себя вызывающе по отношению к другим людям. Накануне новогодних праздников в саранском медвытрезвителе наплыв посетителей. Если в обычные дни сюда доставляют около 30 человек, то сейчас в полтора-два раза больше. Характерно, что по статистике прошлых лет и новогоднюю ночь здесь умудряются провести около 40 жителей и гостей мордовской столицы. И это при том, что в праздник милиционеры обычно более чем терпимы к нетрезвым гражданам.

В эфире Тула, Кирилл Старцев: Все чаще среди подростков, молодежи становится модным вечером, собравшись компанией, выпить пиво. Этот напиток для человека стал частью быта, его воспринимают как газировку, считается нормальным, а в некоторых кругах даже престижным идти по улице с бутылкой пива. В тульский социально-психологический центр помощи "Шанс" к наркологам родители приводят детей 10-12 лет, которые уже имеют алкогольную зависимость. Что становится основной причиной чрезмерного употребления молодежью этого напитка, который впоследствии приводит к пивному алкоголизму? За консультацией мы обратились к специалисту центра социально-психологической помощи "Шанс" города Тула Наталье Сорокиной.

"У детей пивной алкоголизм проявляется прежде всего тогда, когда ребенок не занят, то есть у него не организован досуг. И вследствие этого он выбирает компании, где принято выпивать пиво просто для того, чтобы провести время. Поэтому, если мы хотим оградить ребенка от пивного алкоголизма, мы прежде всего должны присмотреться повнимательней к нему, быть с ним в контакте и обеспечить ему занятость в свободное время".

Молодежь считает, что без пива невозможен отдых.

"После учебы очень даже неплохо бутылочку, другую, третью пропустить. Я считаю, что они не правы".

"Газетные статьи, которые пишут о пивном алкоголизме - это все преувеличение. Я думаю, что если выпивать хотя бы по одной бутылке пива через день, никакого вреда и быть не может".

Однако обратное утверждают медики. Пиво является полноценным алкогольным напитком более выраженное опьянение, чем водка. По данным медиков, многие из современных 16-17-летних подростков выпивают более трех литров пива в день. Что может заставить молодых людей отказаться от пива? Свою точку зрения высказывают тульские педагоги и психологи.

"Пивной алкоголизм - то серьезная проблема для всего общества. И как-то повлиять могут и средства массовой информации, ограничивать рекламу, и общественные организации, выработав отрицательное отношение к пиву как таковому".

"Готовность к употреблению пива, джин-тоника, табака формируется задолго до того, как подросток первый раз попробует их. Выход я вижу только один - это совместная работа родителей и педагогов. Рассказать о вреде табака и алкогольных напитков и их последствиях, иначе это сделают СМИ. Как? Да запрограммируют наших детей на употребление пива, джин-тоника и другой алкогольной продукции, да еще представят это нам же как норму жизни".

Рекламные ролики пенного напитка продолжают крутиться на центральных телеканалах. И предложение запретить рекламу этого продукта остается без внимания. Сами же производители пива отказываются от каких-либо комментариев по поводу пивной зависимости, аргументируя свое мнение тем, что это их бизнес.

В эфире Обнинск, Алексей Собачкин: 30 декабря все любители зимнего плавания Обнинска, попросту говоря, "моржи" соберутся на реке Протве, чтобы проводить старый год, вспомнить все хорошее, что произошло в 2003 году. Сначала искупаются, а потом устроят пир горой. Говорит "морж" Виталий Тыжненко:

"Общаемся очень тепло даже в самые лютые морозы. Весело, хорошо проводим время".

Капитану первого ранга, бывшему командиру атомной подводной лодки Виталию Тыжненко после окончания службы в море на суше стало не хватать адреналина, поэтому он стал купаться в проруби.

"Просто захотелось чего-то почувствовать экстремального в жизни, попробовать себя в экстремальных условиях, как я себя буду чувствовать".

И вот уже шестой год подряд Тыжненко наслаждается купанием в холодной воде. Но большинство любителей зимнего плавания стали "моржами", чтобы поправить здоровье. Рассказывает Галина Ключ:

"Плавать в проруби я начала два года назад. У меня были серьезные проблемы со здоровьем, у меня была астма. Я решила, если не врачи, то сама себе я должна помочь. Конечно, сразу в прорубь я не могла пойти, для меня это был очень серьезный шаг. Первый раз я облилась дома в ванной. Это был шок! Я задохнулась от холодной воды, буквально задохнулась. Через неделю я поняла, что эта прохладная вода мне мешает, мне нужен холод, мне нужно резче, мне нужно больше холода. Когда я окунулась первый раз в воду, я получила необыкновенное наслаждение. Кто-то говорит, что пугается, кто-то говорит, что страшно, а мне было очень хорошо".

От астмы Галина Ключ избавилась. 71-летний президент обнинского клуба "моржей" Григорий Попов 25 лет назад окунулся в прорубь, чтобы расстаться с радикулитом.

"Просто деваться было некуда, меня замучил радикулит. Раза два в месяц меня выбивало на несколько дней".

Болезнь как рукой сняло и с тех пор Григорий Попов плавает в реке ежедневно в любую погоду и чувствует себя великолепно.

"Главное не то, что мы купаемся зимой, главное, что мы бегаем, занимаемся физкультурой круглый год. Это система, это образ жизни уже. Без этого нам жить просто тяжело".

Когда 30 декабря все обнинские "моржи" соберутся провожать старый год, одного члена клуба будет не хватать.

"Один наш товарищ, тоже ветеран из "моржей", сейчас находится в длительной командировке в Вене. Это доктор наук, физик, спортсмен Ренейский Анатолий Александрович".

Заметим: далеко не все врачи считают зимнее плавание полезным для здоровья и перед тем, как впервые окунуться в прорубь, надо обязательно посоветоваться со специалистами. Тем не менее, все обнинские "моржи" здоровы и выглядят лет на десять моложе своего возраста. Говорит Галина Ключ:

"Вокруг меня болеют, я - нет, вокруг меня кашляют, я - нет, вокруг меня жалуются на здоровье, а мне вроде бы даже смешно это слышать".

В эфире Ульяновская область, Галина Ильясова: С весны этого года один вечер в неделю Таня Рублева хозяйствует на своем подворье одна, без мужа. Валерий Рублев, житель поселка Чердоклы Ульяновской области каждую субботу теперь на местной дискотеке. Однако он приходит в местный клуб не танцевать, а ради местных подростков. Почти все ребята по субботам пропадают на дискотеке, а поскольку народ в этом возрасте молод и горяч, чердоклинским родителям не было покоя. Но теперь все изменилось. Следить за порядком и в клубе, и в самом поселке взялась добровольная народная дружина, которую возглавил Валерий Рублев.

"Мне 47 лет, сейчас ходим каждую субботу на дискотеки. Смотрим за порядком, делаем внушения детям, которые себя плохо ведут, и приглашаем родителей. Кто приходит иногда поддатый, кто, например, завязывается конфликтная ситуация. Дискотеки спокойно проводятся сейчас, правонарушений таких нет. Жена дома, конечно, возмущается, но она сама за наведение порядка".

Общественная организация ДНД создана по инициативе самих чердоклинцев. Депутаты же утвердили положение о дружине, добровольцы работают совместно с милицией.

"Не сегодняшний день в Чердоклах действует 145 членов добровольной районной дружины, а по району до двухсот".

Рассказывает Игорь Черкасов, начальник милиции общественной безопасности Чердоклинского района. Благодаря дружинникам, утверждает Игорь:

"Зарегистрировано административных нарушений в полтора раз больше. Общественность в районе активизировалась в данном направлении. На каждом предприятии решением коллектива были назначены члены добровольной народной дружины, и они по графику выделяются в отдел для совместной работы. В связи с нехваткой автотранспорта организации представляют свой автотранспорт, комбикормовый завод, хлебозавод, нефтебаза, РТП. Без них было бы очень сложно нам работать. Нам нужно проводить контрольные закупки, нам нужны понятые, нам нужны свидетели. И без общественности данную работу мы просто не смогли бы провести".

Милиционеры довольны добровольными помощниками. "Такие дружины были при коммунистах, но тогда государство контролировало, а сейчас на одной инициативе долго не продлится, походит-походит и надоест", - считает соседка Валерия Рублева. "Власть должна стимулировать и поощрять активистов, сотовый телефон, например, выделить. Да и потом, как сотрудничать с милицией?" - считает она. - "Летом начальника РОВД отстранили за взятку". Отказывал от выделения автотранспорта и руководитель местного предприятия СВП Владимир Потапов. Он считает, что его предприятие платит налоги для того, чтобы милиция хорошо справлялась сама. Однако Анатолий Завадский, начальник отдела милиции общественной безопасности Ульяновской области утверждает: по Указу Президента страны в области должны работать 630 участковых, а по штату их только 507. Служба финансируется из местного бюджета, а он в области нищий. Так что прав Валерий Рублев: спасение утопающих в руках самих утопающих.

В эфире Липецк, Андрей Юдин: Более двух лет детский сад № 13, который принадлежал Липецкому летному авиацентру, находится в плачевном состоянии: стекла разбиты, помещение стало притоном для наркоманов и бомжей. Воспитатели и заведующая детским садом Лариса Маркина с 2001-го года пытаются восстановить справедливость.

"Нас уволили в августе 2001-го года, а приказ вышел в декабре спустя полгода, приказ министра обороны. Командир не имел права ликвидировать детский садик, не имел права увольнять раньше приказа министра обороны".

Защищать права незаконно уволенных воспитателей детского сада № 13 стал социальный профсоюз. Рассказывает его лидер Владимир Тормошев:

"Сама войсковая часть не ликвидировалась, поэтому увольнение по этому основанию не могло иметь место, что и признал первый раз суд. Опять же по пустым надуманным основаниям отказано в восстановлении. Все три дела находятся в Верховном суде. Буквально на днях получили ответ от члена Верховного суда Макарова, который в нарушении всех норм и этики судейской, не отвечает ни на один довод надзорной жалобы, а переписывает формально все ответы председателя суда".

О том, кому сейчас принадлежит брошенное здание детского садика, не знает даже начальник Управления детскими дошкольными учреждениями города Липецка Нина Федина.

"Мы дали свое принципиальное согласие на то, что нам этот детский сад нужен и мы его возьмем, но нам его не отдают. Мы могли бы там иметь хороший детский сад. В ответ ничего не получили ни от КЭЧ, ни от комитета государственного имущества".

Прояснить ситуацию я попытался у начальника квартирно-эксплутационной части Липецкого летного авиацентра подполковника Игоря Кашкевича.

"У нас нет его в собственности согласно акту. Я не знаю, чей он. Он передан в комитет по имуществу области. Здание передано с баланса липецкой КЭЧ на баланс комитета по имуществу Липецкой области. Согласно документу передано два года назад. Чей он теперь, меня не интересует дальше".

Родители, проживающие в военном городке Липецкого летного центра и соседних микрорайонов, обеспокоены тем, что количество детских садов в городе сокращается, группы в детских садах переполнены, а плата за детский сад в будущем году будет увеличена и может составить более трехсот рублей.

"Дети ходили в этот садик, и все развалилось. Для чего это делается? Группа была переполненная, по 30-40 человек, и дети болеют намного чаще".

"Вокруг детские садики закрыты, военный садик закрыт, там одни бомжи". "Народ очередь занимает, чтобы попасть в детский сад. Грудной ребенок уже идет записываться в детский сад".

"То, что они предлагают, такие условия, платить 1800 в месяц за то, что ребенок будет находиться в детском саду, тем более четыре часа. Нормально ни раздеться, ни одеться, кабинки на несколько человек получаются. Также будут использоваться раскладушки. Условий для детей не будет, внимания такого не будет".

"Не согласны в принципе с повышением тарифа, потому что непонятно, с чем это связано. Если в бюджет идут отчисления на содержание детских садов, почему родители должны платить еще раз? Если такая сумма, которая была указана, 1800 рублей будет платиться в садик, в котором группа будет 5-10 человек, где будет бассейн, уход за детьми более правильный, еще можно подумать".

"По нашим зарплатам, какие мы получаем, мы не осилим платить столько".

В эфире Сыктывкар, Николай Зюзев: Пенсионер из Сыктывкара Виктор Ивахнин написал историю коми-народа. На деньги спонсоров он издал ее тиражом тысяча экземпляров и сейчас распространяет по школам и библиотекам. Он совершенно по-новому увидел историю коми-этноса.

"Говорят, что есть финно-угорские народы, у меня несколько иная точка зрения к этому вопросу. Я бы назвал более точно: те народы, которые мы называем финно-угорскими, их нужно называть народами пермской группы".

И эти народы пермской группы затем и стали заселять Европу, в начале восточную, а затем западную. Вот так, якобы, и возникли европейские народы, и французы, и британцы, не говоря уже о скандинавах. Коми же от мест своего происхождения отошли сравнительно недавно на север, но этнос не сохранился в первозданной чистоте. Например, группа коми-ижемцев, как уверяет Виктор Ивахнин, возникла от смешения коми с добравшимися сюда кочевыми племенами половцев. Сам же Виктор Ивахнин из Прилусского района. Происхождение здешнего населения и, естественно, своего собственного он объясняет уж совсем неожиданно.

"Как пишет Библия, Моисей вместе с Богом водили евреев по Синайской пустыне сорок лет. Синайскую пустыню можно из конца в конец переплюнуть плевком, не то что сорок лет водить. Учитывая все материалы, которые есть в Библии, я тоже анализировал. И скорее всего, если исход был с Египта, то водили иудеев не по Синайской пустыне, а вокруг бассейна Средиземного моря. Вот оттуда люди начали заселять Причерноморье, а затем уже и другие точки".

Вот часть соплеменников, которых Моисей по пути потерял, мол, и забрела на глубокий север, сюда в Коми. Из этой эксцентричной теории становится понятно, что история коми-народа Виктора Ивахнина, наверное, все-таки плод поэтического творчества, нежели строгий исторический труд. Но ведь поэзия не исключает серьезных размышлений. Корпел Виктор Дмитриевич над своей книгой несколько десятков лет. Работая инженером-механиком в крупнейшем лесозаготовительном предприятии республики "Комилеспроме", он объездил Коми вдоль и поперек, знает, как он говорит, где каждое дерево растет. А первый вариант рукописи закончил в 88 году. Издать его не смог хотя бы потому, что предсказывал тогда скорый распад Советского Союза. Власти не очень-то хотели видеть ее напечатанной даже сейчас. От современной России Виктор Ивахнин тоже не в восторге.

"Создавались империи, они в истории человечества сыграли свою положительную роль, а потом империи кроме тормоза ничего не дают. Вот вам пример: от Чукотки до Мурманска, посмотрите, что делается - 90% людей ходят без зубов. Почему? Витамины. Вроде бы есть пища, чеснок, лук там завозят. Но ведь чукчам надо питаться китами, как они тысячелетия питались. А им сегодня разрешают шесть китов на всех вытащить на берег. Вот пример Коми республики: сейчас нам диктуют, сколько килограмм семги можно поймать на территории Коми-республики. Ребята, а чем жить?".

Национальный характер коми Виктор Ивахнин видит так: "Трудолюбивый, добрый, отзывчивый, друг другу всегда помогут, поддержат. Когда знакомишься с материалами истории, то архивы пишут, что конец 19 века - начало 20-го века по реке Вычегда у них традиции были: строится дом, собираются на помощь, друг другу помогают. После помощи выпивают, кушают. А вот в Прилусье такого не было. Собирались, помогали, но никакой выпивки. Это было до 30-х годов 20-го века".

Вот эту хорошую традицию трезвости сейчас коми, к сожалению, потеряли. "Очень много пьют. В феврале этого года я объездил районы - все деревни, села, везде побывал, в каждом лесопункте, везде посмотрел. Стыдно даже. Возле магазинов, как раньше стаи собак бегали, так сегодня стаи таких пьянчужек, и у приезжих просят деньги, чтобы купить. Стыдно. Не было такого даже в годы войны, в голодные годы".

Насчет будущего Виктор Ивахнин выражает то, что называется слабый оптимизм. Возрождение коми-этноса начнется не скоро, лет через 20-25. Сам 63-летний пенсионер надеется посодействовать этому своим следующим трудом. Его цель - вместо тонкой книжечки издать монументальный труд об истории коми-народа.

В эфире Пятигорск, Лада Леденева: Главной интригой уходящего года для двухсот жителей Пятигорска стал вопрос: Новый год или Рождество? Тайна заключается в выборе одного из этих праздников, ставших в этом году темой традиционного выпуска российской почтовой марки. Какого именно, пятигорчане пока не знают. Как удалось выяснить, первого декабря марка уже увидела свет. Она не рождественская, как в прошлом году, а на этот раз новогодняя, и на ней крупным планом изображен розовощекий Дед Мороз. Впервые в истории российской почты она выпущена на бархатной бумаге, а на обложке марки главный герой новогоднего праздника, несущийся на тройке белых лошадей, впряженных в сказочные сани. Однако около двухсот завсегдатаев городского клуба филателистов продолжают оставаться в счастливом неведении до тех пор, пока воочию не увидят предмет своей страсти, справедливо полагая, что ожидание праздника лучше него самого. Председатель Пятигорского общества филателистов Валерий Оганесян занимается коллекционированием марок уже сорок лет. Вспоминает, что впервые это увлечение пришло в четвертом классе.

"Это раньше просто было, раньше марки были наклеены на конверты. Я ходил к матери на работу и ножницами вырезал из конвертов, потом отмывал. Она инженером работала на фабрике. У них был один бухгалтер, он меня и научил всему этому делу. Я приходил, там уроки делал".

С тех не пропускает ни одной новой марки, ни одной серии или почтового блока - так называется на языке филателистов особый изыск, нечто среднее между почтовой маркой и поздравительной открыткой, по размеру больше напоминающий последнюю. Из всех органов чувств, данных человеку природой, мы используем только два - зрение и осязание, сетуют филателисты. Именно эту ошибку и решили исправить авторы первой в России серии ароматизированных марок, подарившей коллекционерам возможность включить в перечень удовольствий нежные фруктовые запахи. Осенью этого года была выпущена серия "Дары природы", в которую вошли пять красочных миниатюр.

"Земляничка была, яблоко, груша, дыня и ананас. Видно, каким-то составом пропитаны, кокос натуральным кокосом и пах. Мы получаем и распространяем".

Рассказала мне заведующая отделом марок почтовой связи Пятигорска Евгения Украинцева. Нарисованные фрукты пахнут как настоящие. Запахи поместили в клей, который будет сохранять эти свойства несколько лет.

"Круглой формы эти марки выпущены первый раз в России. В файлах они у меня лежали, вытаскиваешь и пахнут. Тираж триста тысяч, в листах они вышли по девять штук в листе. Такие выходили во Франции, к Чемпионату мира по футболу выпустили в виде футбольного мяча".

Рождественская марка - предмет особого интереса коллекционеров. Если за рубежом она имеет многолетнюю историю и многомиллионные тиражи, то в России появилась лишь с развалом бывшего Союза и довольно скромными партиями, до ста тысяч экземпляров.

"В Америке марки выпускаются тиражом тридцать миллионов каждая. По-другому люди живут, они без хобби не могут".

На сегодняшний день в Пятигорске коллекционирование марок - занятие неблагодарное. У клуба филателистов отобрали один из двух залов, в которых они собирались каждое воскресенье на протяжении более десятка лет.

"Сейчас количество людей уменьшилось, потому что молодежи практически нет. Почему дети ходят компьютеры смотрят, почему они жвачку жуют? Потому что реклама большая есть, а рекламы марок нет. У самого проблема, кому передать коллекцию, я уже давно собираю. Почте это невыгодно".

В последнее время коллекционеры не проводят традиционные прежде выставки. "Раньше выставки были, люди хвастались - у меня это есть, это есть, теперь люди боятся. Как только покажешь, придут и обворуют или убьют, тоже такое бывает. Собрать их надо, выставить, где-то найти помещение, арендовать, застраховать, чтобы ночью никто не украл. Это все расход".

Еще одна причина утраты интереса к маркам в России, и к российским филателистам за рубежом, мягко говоря, недобросовестная работа почты.

"Люди перестали собирать марки, они обменивались раньше, а теперь перестали, потому что нет гарантии, что письмо придет. Тотальное воровство. Уже все знают за границей, что нет смысла общаться с россиянами".

Однако пятигорские филателисты не унывают. По аналогии с грибниками, которые называют свое хобби "тихой охотой", они считают коллекционирование тихим спортом и твердо уверены в том, что те, от кого зависит судьба российской марки, вскоре сделают ее не только ароматной, но и заставят звучать.

В эфире Самара, Сергей Хазов: "Каждый Новый год по традиции мы берем лыжи и едем в лес. Во-первых, там очень красиво, там такой снег. Мы отдыхаем от городской суеты. Как бы оригинально отметить. В 12 часов в снежки играем, снежные бабы лепим, катаемся на лыжах, отдыхаем. Проводим очень интересно".

Самарчанка Юлия Никитина вместе со своими друзьями встречает Новый год в лесу. Начало необычной традиции было положено три года назад. Вернувшись утром первого января с праздничной дискотеки, которая проходила в одном из самарских ночных клубов, Юля, как и ее друзья, была разочарована. Несмотря на то, что веселье было отменным, девушке хотелось более необычно провести новогодний праздник. Тогда и пришла мысль встречать Новый год в лесу на окраине Самары. Продолжает подруга Юли Светлана Котова:

"Мне очень нравится, что там очень тихо, красиво и вообще охота порой отдохнуть именно от города, от его шума и подышать свежим воздухом в отличие от самарской загазованности. Мы играем в снежки, лепим снежную бабу. Очень красиво и оригинально. У нас обычно большая компания собирается, там и парни, и девушки, наши хорошие друзья. Вообще весело проводим время".

Новость, что Юля и Света возродили старинную традицию встречать Новый год в зимнем лесу, быстро распространилась среди молодежи Мичуринского микрорайона Самары, где живут девушки. Необычный вид отдыха на природе заинтересовал молодежь. Спустя 12 месяцев утром 31 декабря около 30 школьников и студентов, объединившись под руководством Юли Никитиной в клуб "Зеленая елка", сев на пригородную электричку, поехали встречать 2003 год в зимний лес. Самым юным участником новогоднего праздника был третьеклассник Иван Михайлов. Ване очень понравилось в зимнем лесу.

"Хочу в лес, на лыжах езжу, мне очень нравится, там красиво. Снег на ветках опадает - красота лесная. Можно просто побродить. Самара - мой любимый город, я его обожаю".

В этом году Юля, Света и еще 40 юношей и девушек дружной веселой компанией в канун Нового года снова отправятся в зимний лес. Юля рассказала, что готовит своим друзьям новогодний сюрприз.

"А еще мы в этом году хотим в лесу украсить елку, именно в лесу, гирляндами, игрушками, чтобы было еще интереснее и оригинальнее в этом году новый год. Чтобы и следующий год принес нам много радости и счастья. Как говорится: как встретишь новый год, так его и проведешь. Может быть, мы в лесу встретим Дед Мороза, кто знает? Непредсказуемая вещь".

В эфире Подмосковье, Вера Володина: Первоклассники пятой климовской школы имени Дмитрия Холодова не только верят в Деда Мороза, но знают и страну его постоянного проживания. Вы про нее, возможно, не слышали - это Испандия.

"Он в Испандии где-то живет. Когда будет Новый год, он приедет и привезет нам подарки".

"Когда я была маленькая, у нас был Дед Мороз, это была Ольга Анатольевна, наша воспитательница".

Наверное, трудно различить рассуждения первоклашек и второклассников, но все, что они сейчас расскажут, без труда позволяет узнать, какими дети представляют себе взрослых, жизнь взрослых вообще и в уходящем году, в частности.

"Взрослая жизнь мне представляется хорошая, работать много, заботиться о детях, чтобы им все самое лучшее. Смотрят страшные фильмы, платят за автобус, за квартиру. Хотел, чтобы было все бесплатно".

"Их главная работа, чтобы они работали хорошо и не было у них никаких ссор, было все хорошо".

"Взрослых только надо боятся, если близко подойдет, так ты их можешь бояться, я если они от тебя далеко, то ты их не можешь бояться".

"Работают очень много, детей стараются очень хорошо одевать, учить".

"Они сами наряжаются в Деда Мороза, как будто его не существует. Если по правде, то он существует".

"Я бы сказал - не воюйте, пусть всегда будет мир".

"Я очень не хочу, чтобы какие-нибудь люди курили, это очень плохо, от этого можно умереть. Я не хочу, чтобы у меня сестра курила, друзья. Это очень плохо для жизни".

"Мне нравится, когда что-то доброе делают".

"Матом ругаются, дерутся, бывает, мужчины пьяные на улице. Он бы вряд ли бы подарки хорошие подарил. Я не уверен, что им может подарки подарить на Новый год".

"Могут гулять вечером, идти работать по утрам. Могут они рожать детей. Потом они умирают, когда старые бывают. Они могут еще на машинах ехать. Когда мы вырастим, мы будем работать, на машине будем уметь".

"Взрослые могут плохо вести, могут девушкам водку давать пить. Возле подъезда матными словами ругаться. Некоторые взрослые очень добрые и хорошие, вежливые".

Вежливые или не очень взрослые, даже если они не верят в существование Деда Мороза, подарки от него получают. Своими наблюдениями делится второклассница Ксения Крюгер:

"Может быть, Дед Мороз может раздавать подарки взрослым. У нас в клубе рядом была дискотека, и был Дед Мороз со Снегурочкой. Мы с Полиной ходили. Дед Мороз поздравлял с Новым годом, раздавал что-то, были петарды, хлопали, классно было. К нам подошел милиционер, он сказал: "Дети, а где ваши родители?" Мы сказали: "Они около дверей стоят". Он нас отвел к ним, потому что опасно, там только взрослые были, а мы хотели посмотреть. Мне хорошо здесь жить, я люблю здесь жить. Думаю, что в раю живу. Россия - она очень хорошая страна, в ней очень хорошие люди живут. "Скорая помощь" хорошая, мне нравится. Такие веселые люди, у них елка есть двухметровая, стоит две тысячи, музыкальная - стукаешь ногой, и она новогоднюю музыку играет".

Соседка Ксюши по парте Диана знает, что настоящего Деда Мороза никто не видел, но взрослые, наряжаясь в него, позволяют детям прикоснуться к этому бесплотному доброму старцу.

"Никто никогда не видел Деда Мороза. Если, например, на праздниках он приходит к детям на всяких елках. У нас праздник будет, он придет. Просто человек наряжается, и его могут трогать. А настоящего Деда Мороза никто никогда не видел и не мог его потрогать. Никто не знает, как он выглядит. Новый год, я думаю, будет самый лучший, всем будет весело. Этот год неинтересный. Было лето, было холодно, как будто осень, поэтому, я думаю, что этот год будет интереснее намного".

Такой прогноз на наступающий Новый год дала второклассница Диана Казакова. Хорошее лето, чтобы взрослые, особенно вопрошающие, что делать, думали о детях и следовали, может быть, ответу философа Василия Розанова: "Что делать? Если лето - собирать ягоды, варить варенье, если зима - пить с вареньем чай", и добавлю - в свой срок встречать Деда Мороза.

XS
SM
MD
LG