Ссылки для упрощенного доступа

Как чеченцы с японцами состязались


В Чечне произошло уникальное событие. Жители республики недавно собрались в Гудермесе на международную товарищескую встречу между сборными Японии и Чечни по каратэ-киокушинкай. На татами встретились известные спортсмены Страны восходящего солнца и северокавказской республики, которая, к сожалению, пока известна в мире не спортивными состязаниями. Встреча прошла на славу. Об этом журналисту Имамбеку Абдусаидову сказал глава (или, как ещё говорят, канчо) международной школы киокушинкай Шокей Моцуи.

Имамбек Абдусаидов: Уважаемый канчо, каковы ваши впечатления? Вам не было страшно ехать в столь опасное время в Чечню и провести там этот чемпионат? Каковы ваши впечатления о проведенном чемпионате?

Шокей Моцуи: Конечно, если бы речь шла о частной поездке, то мы вряд ли бы сюда приехали. Но речь шла, действительно, об очень важном предприятии. Особенно после трагических событий в мае, когда погиб президент Чечни Ахмад Кадыров, в этом мероприятии появился особенный смысл, политический смысл. Конечно, мы волновались, конечно, мы были напряжены, потому что регион сложный, новости мы смотрим. Поэтому было бы неправдой сказать, что мы едем абсолютно без всяких волнений. Но все-таки мы решили приехать и нас очень тепло встретили.

Имамбек Абдусаидов: Уважаемый канчо, как вы охарактеризуете проведенный турнир между командами, и как вы оцениваете уровень подготовленности мастеров Японии и Чечни, которые участвовали в этом турнире?

Шокей Моцуи: И японские спортсмены, и чеченские спортсмены продемонстрировали, на мой взгляд, очень высокий уровень подготовки. Среди чеченских спортсменов больше всего запомнился бой, в котором участвовал Лечи Курбанов. Это наша звезда всемирного масштаба. Но и молодые чеченские спортсмены показали хороший уровень подготовки. Я уверен, что у них очень большое будущее. Японцы выступили неплохо, на мой взгляд. Четыре боя окончились в ничью и в двух, к сожалению, японцы проиграли. Но даже в тех боях, где они не смогли одержать победу. Они вполне достойно держались и показали вполне неплохой уровень. Двое чеченских спортсменов приедут по нашему приглашению в Японию, чтобы провести там несколько месяцев, проводить тренировки, тренироваться самим. Я думаю, что это будет очень важным опытом и для них, и для нас.

Имамбек Абдусаидов: Если из Чечни поедут ребята, они поедут учиться как постоянные студенты?

Шокей Моцуи: Конечно, они поедут в качестве студентов, это не будет развлекательной поездкой, это будет тяжелая работа, тренировки, обучение. Но в любом случае это будет важный опыт, который, наверняка, им запомнится и я уверен, что им понравится.

Олег Кусов: Каратэ-до - это больше, чем спортивное состязание, это образ жизни, пропагандирующий равенство людей. Так считает наш автор Имамбек Абдусаидов. Он рассказывает о том, как готовился международный турнир в Гудермесе.

Имамбек Абдусаидов: Этот турнир проводился по инициативе президента Российской национальной ассоциации каратэ-до шихана Ипатова и ответственного секретаря федерации Галины Ипатовой. Идею подержали шихан этой федерации Владимир Путин, председатель президиума федерации сэнсей Виктор Золотов, канчо международной организации карате-киокушинкай Шокей Моцуи, министр по физической культуре, спорту и туризму Чеченской Республики Хайдар Алиханов. В уставе международной организации каратэ и уставах всех региональных организаций подчеркивается, что занимающийся киокушинкай-каратэ не пропагандирует дискриминацию или предрассудки, основанные на этнической, расовой, национальной, политической, философской, религиозной, половой или возрастной принадлежности. И признает, что все люди имеют равные права.

Мне очень понравились принципы шихана Ипатова, особенно его гениальная идея вслепую не воспринимать у японцев языческие религиозные основы киокушинкай-каратэ. Это мнение шихана Ипатова объясняется тем, что Россия является многонациональной державой. И он очень тактично просил у японцев не навязывать нам языческие принципы киокушинкай-каратэ. Шихан Ипатов считает, что представители каждого народа должны изучить киоушинкай-каратэ, сохраняя свои духовно-религиозные, национальные ценности. Он в качестве примера говорит о Сергее Осипове, который является одним из лучших каратистов мира, что он, православный человек, перед поединком крестится, и просит благословление у священника. Православная христианская религия шихана Ипатова, исламская религия чеченцев, буддистская религия японцев и, наконец, сентаистическая религия Аямы или принадлежность к различным национальностям и даже страшная война не смогла разъединить людей. Успешно прошла международная дружеская встреча на земле многострадального чеченского народа. Девиз международной школы киокушинкай-каратэ-до - мир во всем мире.

Олег Кусов: Своими впечатлениями о международном турнире по каратэ-до киокушинкай делится президент Российской федерации карате-до Александр Ипатов.

Александр Ипатов: Мне бы хотелось сказать изначально, как нас встретили - очень гостеприимно, все руководство Чеченской республики было на этом мероприятии. Турнир прошел, вы знаете, не было места. Несколько тысяч осталось на улице, попасть не могли. Зал был не очень большой, они новый не построили еще. Думаю, что около тысячи человек стояло в зале, несколько тысяч попасть не могли. Шесть боев, начались они очень тяжело. Японские бойцы очень хорошо подготовились, настроились. Но в равных поединках не хватало, мне думается, сил в силу того, что было очень душно, и даже тем, кто находился просто в зале, дышать было невозможно. А те, кто стоял на подиуме, силы уходили через минуту. Нужно было семь минут не просто стоять, а бороться. Обе команды показали очень большую волю к победе, силу, терпение. Из шести боев четыре ничьих, два боя выиграли чеченские бойцы.

Имамбек Абдусаидов: Объясните, пожалуйста, сколько команд из Чеченской Республики и сколько команд из Японии участвовали? Шесть боев, вы сказали, это имеется в виду шесть боев командных?

Александр Ипатов: Шесть спортсменов из одной команды и шесть спортсменов из другой. Выходили, у них было три времени. Три минуты. Если не было результата, давали сразу две, если нет опять, взвешивание, если разницы нет больше пяти килограмм, значит еще давали две минуты. И так получалось, что такие бои были, четыре боя полных, не было решения в ту или в иную сторону. Настолько были сильные бои. Даже неспециалисты поняли, насколько все было накалено. Народ был доволен в силу того, что видели, как трудно было бойцам. И в то же время, радость победы, когда двое человек смогли все-таки выиграть. Я думаю, что от того и радость. Несмотря на то, что нас отговаривали, говорили, что мы сумасшедшие. Я считаю, что кто-то должен быть первым, мы сегодня первые.

Имамбек Абдусаидов: Трудно было организовать все это, трудно было получить разрешение? Наверное, как вы уже сказали, многие вас отговаривали не делать это, и каково было отношение чеченской стороны?

Александр Ипатов: Думаю, что пока не мы этого не осознаем в полной мере. Что касается поддержки, чеченская сторона сделала все, на всех уровнях они старались, финансово помогали, организационно, политически. Все было сделано с их стороны. К ним вопросов нет. Награждали когда, от всей души люди постарались. Мы не приглашали директора международной организации, мы приглашали генерального секретаря. Но генеральный секретарь убедил канчо, что надо ехать на такое мероприятие.

Имамбек Абдусаидов: Сделали какие-либо видеозаписи?

Александр Ипатов: Снимало федеральное телевидение, РТР, ОРТ, чеченское телевидение. Были корреспонденты и операторы с японского телевидения. Я думаю, что такие кадры будут, и мы их с удовольствием посмотрим.

Имамбек Абдусаидов: Скажите, пожалуйста, кто стал победителем?

Александр Ипатов: Это известный всему миру звезда киокушинкай Лечи Курбанов. Он выиграл, по мнению судей, во втором времени.

Олег Кусов: Успех чеченских спортсменов в гудермеском матче Лечи Курбанова и Хусейна Элиханова, как считают многие, оказался не случайным. Международная встреча по каратэ в Гудермесе лишний раз напомнила о богатых традициях кавказских единоборцев. Материал об истоках популярности силовых единоборств на Северном Кавказе подготовил наш корреспондент в Махачкале Магомед Мусаев.

Магомед Мусаев: Расул Гамзатов как-то писал: "Маленьким народам нужны большие кинжалы". Однако Дагестан традиционно являлся не только кузницей оружия, но и кузницей воинов - спортсменов. О национальных истоках популярности в Дагестане силовых видов спорта, в частности, вольной борьбы и восточных видов единоборств рассказывает директор культурно-исторического образовательно-исследовательского центра "Тарих 21 век", кандидат исторических наук Атаев Мурат.

Мурат Атаев: Здесь надо комплексно рассматривать эту проблему. Во-первых, это историческая традиция, потому что история Кавказа и Дагестана - это история войн, защита своей родины. Здесь командные виды спорта не так развиты, как единоборство. Потому что тут или борцовские качества или джигитовка. Это тоже традиционные виды спорта, которые идут из самого быта народа. И еще, конечно, сила воля, сам характер, который ковался генетически. Потому что нельзя говорить о свободе и независимости и образ больного горца - это как-то даже не вяжется, нонсенс. Поэтому здоровый образ жизни, человек подтянутый, гордый - это всегда символизировалось и обозначало человека спортивного, здорового и выносливого.

Военный быт, все время чувство опасности. Любой чабан, который идет в горы, он каждую секунду связан с опасностью. Он должен выдержать схватку или с животными или с природой или с неприятелем. Всегда люди должны были быть не только сильными. Танец - это своего рода прелюдия, демонстрация силы, уверенности. Это целая была жизнь, военные обычаи, обряды они пронизывали всю жизнь горского общества. Как для Древней Греции кузницей воинов была Спарта, так для Кавказа кузницей богатырей и героев был Дагестан. С детства всегда воспитывали в жестких суровых условиях. Надо сказать, что это была территория культа спорта. Здесь всегда уважали человека, который победил в единоборстве. Что могло объединять в средневековом обществе людей, кроме спорта и культуры? Война же не объединяла людей. Плюс еще здесь надо сказать, что окружение, контакты исторические с иранскими с тюркскими соседями, там очень популярный вид спорта - борьба. Почему борьба? Потому что это узкие тропинки, и ты всегда на этой узкой тропинке мог столкнуться с неприятелем. Тебе надо самому выходить из этой опасности, не рассчитывая на других.

Олег Кусов: На Северном Кавказе, в частности в Дагестане, силовые единоборства были любимы испокон веку. И сейчас в этой республике профессиональные спортсмены пытаются возродить национальные виды борьбы. Об этом наш корреспондент Магомед Мусаев беседует с президентом федерации боевых искусств Дагестана Магомед-Эмин Гаджиевым.

Магомед Мусаев: В Дагестане традиционно популярны силовые виды спорта, особенно борьба и восточные единоборства. По вашему мнению, почему силовые виды спорта так популярны в Дагестане?

Магомед-Эмин Гаджиев: Историческая особенность развития нашей республики, географическое местоположение создали такие условия для нашего народа, что они вынуждены были все время сражаться, все время отстаивать свою свободу. С одной стороны горы, с другой стороны море, узкий проход соединяет Азию и Европу. И все время здесь войска, полчища продвигались, пытались решить свои проблемы, захватить землю.

Магомед Мусаев: По словам Ахмедова Гадзи-Магомеда, десятикратного чемпиона мира по дзюдо, в Дагестане проводятся соревнования по национальной борьбе. И по всему Северному Кавказу одевают пояса. Что вы думаете по этому поводу?

Магомед-Эмин Гаджиев: Национальная борьба существует у всех народов, я считаю, но особенно сильно развита национальная борьба на Кавказе, в том числе в Дагестане. В сельских районах на праздниках молодежь считает за радость выйти на ковер, помериться силами со своими сверстниками под национальную музыку. Сегодня социально-экономические условия изменились, время другое, но, тем не менее, традиция сохранилась, особенно в сельских районах. Народ сам по себе любит победителей, единоборство. Восточные единоборцы, которые сегодня очень популярны - это неслучайно такая популярность.

Если взять сегодня нашу лезгинку, которая популярна во всем мире, то мы находим много общего между лезгинкой и тем же ушу. Мы в свое время, когда начало развиваться в республике ушу, заметили общие моменты и поинтересовались в филиале Академии наук об истоках, о корнях воинских искусств на территории нашей республики. И нам стало достоверно известно, что в 4 веке до нашей эры на территории нашей республики существовала система воинского искусства. Она была связана с джигитовкой, с использованием холодного оружия и кулачного боя. Такая система была, но до наших дней, к сожалению, в целом варианте она не сохранилась, она осталась в генах народа. И сегодня в восточных единоборствах мы проявляем себя именно в этом направлении.

Магомед Мусаев: Что-то есть общее, кавказское, нас объединяющее. И традиции, культура, в том числе силовые виды спорта прямо связаны с менталитетом, с нашими традициями. Поэтому в той или иной степени это тоже прослеживается, характерно для народов Кавказа, особенно Северного Кавказа. В чем заключаются отличия Дагестана, допустим, от Осетии, Чечни, Кабардино-Балкарии? У них тоже есть эти виды спорта, у них тоже есть чемпионы.

Магомед-Эмин Гаджиев: Наша федерация объединяет 14 видов восточных единоборств, и мы все время конкурируем в России на всероссийских соревнованиях, в международных соревнованиях, в том числе с нашими соседями. Что касается Осетии, тут у нас особое отношение, и по каратэ, и по тейквандо наши старшие тренера близкие друзья, часто приезжают осетинские спортсмены, наши выезжают к ним. И надо сказать, что в чемпионатах России мы по очереди занимаем командные первые места, один год дагестанцы, второй год осетины. Что касается контактных видов спорта, полноконтактных, таких, как тайский бокс, например, то Дагестан здесь вне конкуренции. Для дагестанцев все-таки больше характерны жесткие виды спорта контактные. Ушу в течение десяти лет на чемпионатах мира полностью сто процентов представляем Россию. Каждый год мы привозим в среднем три-четыре золотые медали с чемпионатов Европы и мира.

Магомед Мусаев: Как известно, потенциал вольной борьбы в Дагестане очень силен. Дагестан в этом плане не имел равных на территории Советского Союза. Как это получилось, что популярность перешла на восточные единоборства?

Магомед-Эмин Гаджиев: Борьба это спорт номер один в нашей республике и нашу республику в спортивном мире узнали благодаря именно вольной борьбе. Это пятикратный чемпион мира Али Алиев, человек, который является легендой, кумиром для нашей молодежи. Пожалуй, в республике нет молодого человека, который бы не занимался вольной борьбой хотя бы год-два.

Что касается восточных единоборств, вольная борьба просто, видимо, тесно всем. В восточных единоборствах больше появилось возможности проявить себя в разнообразной технике, техника ног и техника рук, бросковая техника, все это сочетается. Кстати, тайский бокс очень сильно прогрессирует у нас в республике.

Магомед Мусаев: В сравнении с вольной борьбой, какие успехи у восточных единоборств? Можно говорить, что вольная борьба как-то потихоньку сходит на нет?

Магомед-Эмин Гаджиев: Популярность вольной борьбы не может сойти. Могут быть отдельные провалы, был один год у нас провал. В этом году мы на пике. В чемпионате России практически все шесть спортсменов, которые стали чемпионами России в этом году, обошли наших соседей-осетин, с которыми у нас все время конкуренция. А восточные единоборства - это продолжение успеха вольной борьбы. Восточные единоборства - не олимпийские виды спорта, только тейквандо вид олимпийский, но там очень сложно добиться успеха. Если ушу-сандай будет олимпийским, то, я думаю, успехи будут примерно такими же, как и в вольной борьбе.

Магомед Мусаев: Почему именно восточные единоборства, а не лучше были бы свои, кавказские единоборства? Почему нельзя стремиться к тому, чтобы возрождать свое искусство? Может быть, оно частично утеряно, но все-таки корни есть. И есть ли такие люди, которые говорят - давайте пытаться возрождать свое?

Магомед-Эмин Гаджиев: Эта тема очень актуальна сегодня в кругах специалистов боевых искусств в нашей стране. Я такой пример приведу: в 94 мы проводили первый чемпионат Дагестана по тайскому боксу, и в числе почетных гостей был Рамазан Абдулатипов. Он с нами работал, еще будучи заведующим кафедрой философии нашего педуниверситета, даже лекции читал на семинарах в 90 году, перед специалистами выступал боевых искусств. И он задался вопросом: почему мы пропагандируем у себя другие виды спорта, пришедшие из Азии, других стран? Фактически это чужая культура. Почему нельзя собственные виды, та же борьба на поясах, допустим, развивать, метание камня и так далее? Вопрос очень актуальный.

История так распорядилась, что китайцы, корейцы, японцы сумели сохранить свою культуру, сумели ее пропагандировать по миру и сегодня продолжают это делать. Те же викинги, те же кавказцы, они физически были очень крепкие и у них были другие способы ведения рукопашного боя. Со временем они отказались от них, видимо, отпала какая-то необходимость. Те же азиаты, китайцы, корейцы, они от природы были более хрупкими, более физически слабее, и они вынуждены были все время совершенствоваться. Они искали способы защитить себя даже без оружия. Тот же японец в свое время, когда только представители высшего сословия имели право носить холодное оружие, а крестьяне не могли его носить, уже стимулировало их придумать способ самообороны без оружия.

А в наше время в начале 20 века тот же Харлампиев, используя опыт своих предшественников, создал систему самообороны самбо. Изучил именно тот опыт, который был на территории нашей страны, опыт тех нардов. А сегодня специалисты боевых искусств пытаются развивать рукопашный бой. Кстати, ветераны спецслужб занимаются тем, что развивают спортивную драку. Дагестан - один из ведущих центров спортивной драки.

XS
SM
MD
LG