Ссылки для упрощенного доступа

Узбекистан меняет свой подход к талибам и не намерен возвращаться в Договор о коллективной безопасности СНГ


Сегодня в первой половине дня закончился 2-дневный официальный визит президента Узбекистана Ислама Каримова в Туркменистан. Результаты его визита могут оказать весьма серьезное влияние как с точки зрения нынешней ситуации в постсоветской Центральной Азии, так и с точки зрения перспектив урегулирования Афганского кризиса. Во-первых, в Ашхабаде был заключен первый в постсоветской Центральной Азии договор о делимитации государственной границы между Туркменией и Узбекистаном. Независимо от того, когда он вступит в силу - на этот счет между Ашхабадом и Ташкентом существует определенная разница в подходах - то ли, сразу после подписания президентами, как того хотел Ашхабад, то ли после обмена ратификационными грамотами, как предлагает Ташкент, событие это знаменательное, поскольку ставит точку в спорах о справедливости размежевания границ в Центральной Азии, произведенного большевиками в первые годы советской власти. Во-вторых, Ислам Каримов в Ашхабаде впервые публично озвучил изменение позиции Ташкента по отношению к афганской проблеме. Это он сделал сегодня, ответив на вопросы Радио Свобода при вылете из туркменской столицы. Президент Узбекистана дал понять, что после новых побед движения Талибан ситуация в Узбекистане изменилась коренным образом, результатом чего стала резко возросшая дипломатическая активность талибов на международной арене. Выступление представителя талибов в ООН, его прием во Франции, лояльная по отношению к талибам позиция Китая - все это привел в пример президент Узбекистана. Он также сказал, что в ближайшее время появятся свидетельства новых, более лояльных по отношению к талибам подходов со стороны Ташкента.

Отвечая на второй вопрос Радио Свобода о планах Москвы создать коалиционные вооруженные силы с участием партнеров по договору о коллективной безопасности СНГ на Западном, Закавказском и Центральноазиатском направлении президент Узбекистана, не говоря этого прямо, тем не менее, дал понять, что относится к этой идее отрицательно. Он повторил свое недавнее заявление о том, что Ташкент не обращался и не собирается обращаться к какому-либо государству с просьбой прислать свои вооруженные силы для защиты своего суверенитета. "У нас достаточно своих сил для этого, - сказал Каримов. - Другое дело, что наша армия требует модернизации и здесь мы заинтересованы в сотрудничестве с Россией".

Господин Каримов весьма негативно оценил и попыткам Москвы вынудить Узбекистан вернуться к участию в Договоре о Коллективной безопасности в СНГ и, прибегнув к сленгу спецслужб, назвал соответствующие утечки в российской прессе "активными мероприятиями". Если же подводить итоги визита Каримова в Ашхабад, то надо признать, что он выглядит и серьезным политическим успехом Туркменбаши. Если оставить в стороне привычные для восточной дипломатии комплименты лидеров в адрес друг друга, которые в этот раз в основном исходили из уст президента Узбекистана в адрес Ниязова, то в сухом остатке очевидно следующее: во-первых Ташкент признал прагматичным подход туркменского руководства к решению афганской проблемы в смысле ее готовности разговаривать с обеими сторонами конфликта и признать их серьезную роль как реально действующих в Афганистане сил. Второе: Ташкент не только еще раз признал исключительно важное значение Туркменистана как перекрестка евроазиатских коммуникаций, но и изъявил готовность способствовать увеличению эффективности этих коммуникаций. Здесь стоит отметить два южных направления: одно - через Туркмению в Иран, и дальше - в Европу, и другое - через Туркмению в Афганистан, и дальше - в Индостан.

XS
SM
MD
LG