Ссылки для упрощенного доступа

Совет Федерации против президентских законопроектов


Михаил Соколов, Москва:

"Мы сегодня предотвратили Государственный переворот", - заявил рязанский губернатор Вячеслав Любимов. 129 членов Совета Федерации отказались поддержать президентский законопроект о порядке формирования Совета Федерации. Только 13 сенаторов голосовало за фактическое упразднение палаты в нынешнем виде. Большинство считает, что замена в Совете Федерации руководителей регионов и глав Законодательных собраний на делегированных местными властями представителей регионов недопустима. Заместитель председателя палаты Владимир Платонов указан на то, что ряд статей законопроекта, одобренного Государственной Думой, например, о работе Совета Федерации на постоянной основе прямо противоречат Конституции. А алтайский губернатор Александр Суриков критикует отсутствие права отзыва делегата региона.

Александр Суриков:

Представителя, которого мы туда делегировали, отозвать невозможно. Чтобы его отозвать, должен глава администрации - губернатор или президент республики, в составе России уйти практически в отставку. Что же это такое?! Я не говорю о всех других аспектах, но, предположим, пьет человек неделями, "испортился" и ничего невозможно сделать...

Михаил Соколов:

Почему-то ни один из 13 голосовавших за одобренный Думой проект не рискнул выступить с трибуны. Привычной была открытая оппозиция кремлевскому проекту группы красных губернаторов - брянского Юрия Лодкина, рязанского Вячеслава Любимова, владимирского Николая Виноградова, кубанского Николая Кондратенко. Близкий к компартии ставропольский губернатор Александр Черногоров не против укрепления вертикали власти но за сохранение нынешней верхней палаты при отказе от депутатской неприкосновенности.

Александр Черногоров:

Надо отказаться от депутатской неприкосновенности депутатам Государственной Думы...

Михаил Соколов:

Президент Татарии Минтимер Шаймиев считает, что вопрос о снятии неприкосновенности с глав регионов следует решить на всероссийском референдуме. Негодовали по поводу Думы, проигнорировавшей все поправки Совета Федерации. Досталось и прессе, якобы, с подачи Кремля учинившей порочащую сенаторов кампании. Президент Башкирии Муртаза Рахимов возмущен:

Муртаза Рахимов:

Сегодня преподносят губернаторов всех мафиозниками, черт его знает как называют... У меня, например, времени даже нет, ни в субботу, ни в воскресенье. Я все время - то там, то здесь, как я могу быть мафиозником?!

Михаил Соколов:

Осудили план преобразования Совета Федерации даже создатели блока "Единство" - тверской губернатор Владимир Платов и курский Александр Руцкой, который недоволен низким возрастным цензом будущих сенаторов.

Александр Руцкой:

Вот, туда написали: девочек и мальчиков в возрасте 21 года - сюда в верхнюю палату. Прежде, чем сюда идти и принимать решения в масштабах страны, надо поиметь хотя бы элементарную практику.

Михаил Соколов:

Один из самых либеральных сенаторов - президент Чувашии Николай Федоров, предупредил, что федеральная власть идет по пути сверхбюрократизации России:

Николай Федоров:

На самом деле, на шею народа, а не олигархов, сажают тысячи и тысячи новых паразитов, то есть, чиновников. А бюрократия в России - прямой путь к созданию полицейского, тоталитарного государства. Мы это тоже проходили.

Михаил Соколов:

Заместитель председателя Совета Федерации Владимир Платонов хотел было создать согласительную комиссию с Думой, с тем, чтобы выиграть время. Однако, его самым ярким оппонентом стал глава Хакасии Алексей Лебедь:

Алексей Лебедь:

У Государственной Думы есть свои полномочия и права голосовать, преодолевать вето. Это законодательно правильно - пускай голосуют. Они не наберут 301 голос - вы понимаете отлично. А если мы начнем сейчас с желтыми бородами опять показывать свою лояльность и преданность, то они, конечно, наберут... Очевидно, вы знаете о том, что наши места стали продаваться. Я уже со многими коллегами общался. Места стали продаваться. Цена вопроса: 500 тысяч - 1 миллион долларов - место в этом зале. Поэтому давайте не будем позорить самих себя и вот, Российскую Федерацию, и отстоим свою позицию, как люди, как граждане, как члены Совета Федерации.

Михаил Соколов:

Многие заметные фигуры уклонились от участия в обсуждении - Юрий Лужков отсутствовал, Владимир Яковлев молчал. Смелое решение Совет Федерации принял тайным голосованием - бюллетенями. А критика в адрес Думы перемежалась славословиями в адрес президента Путина. Муртазу Рахимова спросили: как он голосовал?

Муртаза Рахимов:

Не скажу, как голосовал. Я президента поддерживаю, я с ним говорил на эти темы, он молодой, ему надо работать, его надо поддерживать. Но, к сожалению, многие просто оторвались от жизни.

Михаил Соколов:

Президент Чувашии Николай Федоров связывает и тайное голосование, и перенос вины за неудачный законопроект на неких сотрудников администрации президента попыткой сенаторов защититься от персональной мести Кремля:

Николай Федоров:

Здесь даже мои коллеги выступают за тайное голосование. Это показатель психологического состояния людей, общества, кстати, некоторые журналисты почему-то недооценивают это обстоятельство. Я вижу здесь желание психологически защитить себя и защититься. Когда говорят: "Сам-то, наверное, очень хороший, а вот те, которые рядом, не очень умные", - и так далее. Это понятно - хочется кого-то оставить в белых перчатках, таким, августейшим, на самом деле, потому что это чисто по-российски - есть царь, барин, такой святой человек... Понятно, что на самом деле это не так. На самом деле мы очень горячо любим и одобряем деятельность президента Путина. На самом деле, очень опасная тенденция. Мне не хочется думать, на самом деле, что это преднамеренно, что это все понимается новым президентом. Но ведь есть вещи, которые на самом деле несут обществу, и как сказал такой умница, великий человек Фазиль Искандер: "Бывают такие времена, когда всеобщую вонь принимают за единство духа". Что еще можно сказать? Это о нас с вами сказано.

Михаил Соколов:

Ответ Федорову был скорым. Заместитель Генерального Прокурора Александр Звягинцев сегодня срочно потребовал лично от Николая Федорова приведения республиканской программы приватизации в соответствие с федеральным законодательством. Кремль поставил региональную элиту в безвыходное положение. Ее собирались лишить влияния на власть независимо от итогов голосования в верхней палате. Ей не предложили достойного компромисса, например, постепенной замены губернаторов в составе Совета Федерации на их делегатов по мере истечения их полномочий. Об этом просил председатель Совета Федерации Егор Строев:

Егор Строев:

Надо мудрее... Неужели вы не слышали, что мы прожили 10 лет в позиции конфронтации, и еще раз попасть в нее - надо быть совершенным безумцем. Никакого компромисса не надо делать. Был очень простой вариант мягкого решения вопроса. Он всегда возможен. В жизни всегда все возможно.

Михаил Соколов:

Теперь остается ждать голосования в Думе. Однако, уже сейчас есть колеблющиеся. Алтайский губернатор Александр Суриков утверждает, что депутаты нижней палаты должны были бы уже понять, что превратив Совет Федерации в суррогатную палату Кремль заставит Думу согласиться на выборы по мажоритарной системе.

Александр Суриков:

Депутаты должны понимать, что на пути реформирования госвласти следующая Дума.

Михаил Соколов:

У региональных лидеров пока есть рычаги воздействия на депутатов Третьей Думы. Они будут пытаться не дать представителям президента необходимые для преодоления вето Совета Федерации 300 голосов. Соревнование уже началось. Затяжка времени может работать скорее на регионалов, на стороне которых такой многоопытный лоббист, как Борис Березовский. Конкурентная борьба между губернаторами и администрацией президента развернется, прежде всего, за голоса фракций "Отечество-Вся Россия" и Агропромышленной группы. Не случайно в четверг именно лидера АПГ Николая Харитонова приглашают в Кремль к Владимиру Путину. Предстоит увидеть, чьи закрома полнее, и чьи конкретные аргументы весомее.

XS
SM
MD
LG