Ссылки для упрощенного доступа

Андрей Илларионов приглашает в гости иностранных экономистов. Годится ли России чилийский вариант пенсионной реформы?


Мумин Шакиров, Москва: Директор Института экономического анализа Андрей Илларионов продолжает свою просветительскую деятельность, уже будучи советником президента России, он приглашает в Москву известных экономистов, каждый их которых добился успехов у себя на родине. Ранее это был министр финансов Аргентины Кавалло, поднявший экономику своей страны. Теперь, гость Кремля - президент Международного центра пенсионной реформы Хосе Пиньера - отец успешных социальных программ в Чили. "Латиноамериканский опыт, успешно реализованный в Аргентине, Колумбии, Перу и других странах этого континента применим в России", - считает Андрей Илларионов. На пресс-конференции Хосе Пиньера начал с того, какие первоочередные меры необходимо провести в России прежде, чем начнется подъем экономики.

Хосе Пиньера:

Во-первых, надо провести дерегулирование экономики, то есть необходимо ограничить государственное вмешательство, которое мешает управлять экономическими процессами и создает условия для коррупции. Во-вторых, перейти к свободной торговле, потому что страна, которая, как Чили или Россия, обладает большими природными ресурсами, должна эффективно ими пользоваться. Кроме того, надо ввести низкие и единые ставки налогообложения, которые автоматически отменяют льготы и привилегии, тем самым они резко сокращают коррупцию. Очень важно создать систему контроля над расходами государства, чтобы чиновники не выходили за пределы запланированного бюджета. Далее, в стране должен быть независимый Центробанк, или, по крайней мере, необходимо присоединиться к другой валютной зоне - например, к долларовой или "евро".

Мумин Шакиров:

Экономические рецепты Хосе Пиньеры дали семипроцентный ежегодный прирост в Чили и вывели по показателям страну на первое место в Латинской Америке. Однако, самого большого успеха чилийский экономист добился при проведении пенсионной реформы, суть ее в переходе от распределительной системы к накопительной.

Хосе Пиньера:

Пенсионная реформа началась с того, что каждый работник получил сберкнижку с отдельным сберсчетом. При распределительной системе, которая действует в развитых европейских странах и в США, работнику ежемесячно отчисляют деньги в Фонд социального страхования и параллельно в пенсионные государственные фонд, но при этом никто не знает, что происходит с его средствами. Пенсионные выплаты не связаны с пенсионными взносами и это ошибка. Поэтому каждый получает сберкнижку, куда зачисляются 10 процентов от его заработной платы, то есть, те деньги, которые ранее зачислялись на социальное страхование. Эти средства, равно как и еще 10 процентов зарплаты, которые по желанию работника могут быть внесены на счет дополнительно, не облагаются налогами. Все это накапливается на пенсионном счете, и человек при выходе на пенсию становится обладателем крупного капитала и в состоянии обеспечить себе старость. При этом, он не зависит ни от правительства, ни от политических процессов. Управление этими средствами осуществляют частные компании, которые находятся под жестким контролем государства, что обеспечивает прозрачность этих операций. Сильное технократическое правительство контролирует весь этот процесс на основе законов и нормативных актов.

Мумин Шакиров:

На вопрос, насколько возможно реализовать чилийский опыт в России, Андрей Илларионов ответил так:

Андрей Илларионов:

С кого бы мы не брали пример, все равно сделаем по-своему. Это наша жизнь...

Мумин Шакиров:

Об этих особенностях, которые вызвали смех в зале, и о которых обмолвился советник президента России говорили и днем раньше, на "Круглом Столе", при участии председателя Комитета по банковским и финансовым услугам Конгресса США Джеймса Лича, прибывшего в Россию на парламентские слушания по делу "Банка Нью-Йорка". Однако, эти слушания были перенесены, так как российская сторона пока не готова к открытому разговору в связи с недостатком информации по скандальному банку. Дума и Конгресс договорились провести консультации, как в Москве, так и в Вашингтоне. Со своей стороны Джеймс Лич отметил, что расследование дела по "Банку Нью-Йорка" продолжается, и его ведет Нью-Йоркский отдел Министерства юстиции США. "Уже ясно, что оно будет длительным. И его результат во многом будут зависеть от качества сотрудничества с Москвой", - считает Джеймс Лич. В то же время, на "Круглом Столе" представители Госдумы обвинили Конгресс в том, что он оказывает давление на американские банки, заставляя их закрывать счета российских клиентов. Конгрессмен Лич отверг эти претензии.

Джеймс Лич:

Конгресс США ничего никаким банкам не рекомендовал. Хотя слушания по делу "Банка Нью-Йорка" и проходили в Вашингтоне, Конгресс заинтересован в том, чтобы американские банки соблюдали наши законы. Наша позиция отличается от вашей в том, что Россию больше всего беспокоит бегство капитала за границу, а США волнует правовой аспект этого скандала. Для Москвы это, прежде всего, политические проблемы, а для Вашингтона - соблюдение юридических и экономических норм. Далее, нашу страну беспокоят офф-шорные зоны, куда уходят "отмытые" деньги или деньги, укрывшиеся от налогов. Средства переводят в те системы, где нет адекватных правовых норм, которые есть в США. Дума и Конгресс должны сотрудничать, обмениваться информацией, гармонизировать законы. Я надеюсь, что то, что лучше для России, лучше и для США, представителем которых я являюсь.

Мумин Шакиров:

Председатель думского банковского комитета Александр Шохин обеспокоен тем, что американские банки закрывают счета российских предприятий и организаций и, по его мнению, за этой акцией стоит Федеральный Резервный Банк США.

Александр Шохин:

Действительно, Конгресс никаких рекомендаций не выносил, он заострял ситуацию, а рекомендации по моим сведениям давали Федеральный Резервный Банк штата Нью-Йорк и Департамент банковского надзора штата Нью-Йорк. Рекомендации касались того, что переводы деньги российских клиентов по счетам американских банков относятся к числу "повышенных операционных рисков" и "повышенных рисков престижа".

Мумин Шакиров:

Александр Шохин считает, что необходимо отделить легальный бизнес от нелегального и дать возможность российским клиентам работать в американской банковской системе. Джеймс Лич, в свою очередь, отметил, что по его мнению все российские банки не должны страдать одинаково в связи скандалом вокруг "Банка Нью-Йорка".

XS
SM
MD
LG