Европа сегодня в аспекте фестивально-юбилейном. 58-й международный театральный фестиваль в Авиньоне. Он недавно открылся. Карловы Вары - ретроспектива 39-го Международного кинофестиваля. Германия готовится к 60-летию антитоталитарной даты - 20 июля, чему будет посвящен наш репортаж. Но начнем мы в Датском королевстве.
Международный летний фестиваль в Копенгагене. Россию здесь представил всемирно известный клоун-мим-театр "Лицедеи", Санкт-Петербург. На премьерном показе спектакля "Семьянюки", Москва увидит его 26 июля, по нашей просьбе побывала Нета Пречистенская.
Нета Пречистинская: В Копенгагене проходит ежегодный интернациональный фестиваль театров, собирающий сюда каждое лето театральные труппы Старого и Нового света. На нынешнем юбилейном фестивале Россия представлена петербургским театром "Лицедеи", показавшем свою премьеру - спектакль "Семьянюки". Вот что рассказывает о спектакле и о театре "Лицедеи" его директор художник Борис Петрушанский.
Борис Петрушанский: Спектакль этот сделан группой студентов, закончивших нашу школу-студию "Лицедей-лицей". Они сделали дипломный спектакль целиком, тайно репетируя, придумывая, и показали основному составу театра как дипломную свою работу. Она, безусловно, была принята на приеме. Было много режиссеров известных питерских, в том числе и режиссер Театра комедии Татьяна Казакова, которая просто сказала, что "любого актера из этого ансамбля я могу взять к себе в театр и почту за честь". Главное, что они нам дают сейчас площадку. Мы постоянно выступаем на сцене Театра комедии, которая для меня имеет невероятные традиции, вязанные с Акимовым, учеником которого я являлся.
Этот спектакль для всех. Он про ту жизнь, которая так или иначе у тебя была. Живи ты в Дании, в Италии, в горячей Бразилии, все равно ты прожил эту жизнь с мамой, с папой, тебя любили, тебя целовали. И про это про все спектакль. Спектакль еще и про то, что эти актеры любят зрителей, они без зрителей практически не существуют. Они только начинаются загораться, когда видят реакцию, слышат ее. Они в этом спектакле актеры больше, чем где-либо в наших "лицедейских" спектаклях выходят в зал и выходят не просто с расхожей репликой, они выходят с невероятной любовью. Эта любовь - это поцелуи для всего зала, это шутки семейные, это интерактив, который они из своей семейной квартиры выносят, что называется, на улицу. Зрители - это просто соседи для них. И они это очень тонко чувствуют, они это очень классно берут для себя и отдают, щедро делятся, так же, как в России делились всегда солью, хлебом, чем угодно только потому, что ты пронизан другими нитями единения. В этом театре нельзя сказать, что есть автор, есть режиссер, есть сценарист, в этом театре все коллегиально придумывается, решается, репетируется. Нет такого традиционного волевого режиссера, который сидит на 17 ряду, как обычно, и говорит, что делать и как делать.
Нета Пречистенская: Театральная клоунада спектакля - это смешное и гротескное изображение бытовых сцен из жизни многодетной семьи, того бедлама, из которого постоянно пытается сбежать глава семейства. Но, следуя внутренней логике спектакля, действие расширяется, вбирая в себя приметы современного мира. Невинная игра в хоккей подушками со зрителями незаметно сменяется картиной апокалипсиса, гибели мира и дома, чьи обитатели - обычные "семьянюки", оказываются пронзенными ракетами в виде гигантских карандашей, и оживают с возвращением отца.
Александр Гусаров исполняет в "Семьянюках" роль отца.
Александр Гусаров: "Лицедеи" - это особая эстетика, особый язык в театре. Мы, конечно, сохраняем, стараемся не терять, а только привнести в традиции театра. У нас отношения очень трепетные друг к другу. Дело в том, что мы внутри коллектива проводим времени намного больше, чем в своих семьях. Это как вторая семья, которую мы любим, уважаем.
Ольга Елисеева: Меня зовут Оля Елисеева. В этом спектакле я исполняю роль мамы, хронически беременную. Датская публика - хорошо, но мы видим разницу между, грубо говоря, славянским зрителем и зрителем скандинавским. Реакция хорошая, но она чуть сдержаннее.
Нета Пречистинская: Но поскольку я живу в Дании уже три года, мне реакция зрителей на яркое, пестрое, балаганное зрелище клоунады показалась необычайно бурной, а успех "Семьянюков" в Копенгагене несомненным. Это был общий праздник и актеров и зрителей. В заключительной сцене спектакля сцену заливают струи разматывающейся из рулонов бумаги, связывающих актеров и публику в единое и неразрывное целое. Мастерское использование в спектакле световых и сценических эффектов, динамика движений, цвета и музыки создают ощущение нереальности самой обычной частной человеческой жизни и вместе с тем ее неистребимости.
Сергей Юрьенен: Кино Германии, похоже, готово нарушить табу на образ Гитлера и того, что с ним связано. В преддверии юбилейной даты 20 июля здесь вышел художественный фильм "Штауфенберг" и документальный телесериал "Они хотели Гитлера убить". С обзором наш берлинский корреспондент Юрий Векслер.
Юрий Векслер: Германия вступает в новый виток подведения итогов Второй мировой войны. К маю 2005 году к 60-летию полной и безоговорочной капитуляции рейха будет многое сказано и показано. Впервые в послевоенном немецком фильме появится Гитлер не как эпизод, а как главная фигура. Известный немецкий актер Бруно Ганс снялся в этой роли в картине, описывающей последние дни и минуты диктатора. Другая картина - трехсерийный телефильм режиссера Хайнриха Брелора "Шпеер и он", где Гитлера сыграл Тобиас Маретти в прошлом. Альберт Шпеер был несомненно самой противоречивой и загадочной фигурой третьего рейха. Сын архитектора, избравший профессию отца, он стал любимым градостроителем Гитлера, был министром вооружения и обладал огромной властью, в частности, благодаря своим влиянием на фюрера. Некоторые историки считали, что у Гитлера к Шпееру был своего рода платоническое гомосексуальное влечение. Будучи причастным ко всем важнейшим решениям нацизма, Шпейер, тем не менее, избежал смертного приговора в Нюрнберге. По его собственному, но ничем не доказанному утверждению, Шпеер сам намеревался отравить Гитлера. Об этом Гитлер, конечно, не знал. Но имя Шпеера оказалось в списках заговорщиков 20 июля 1944 года в качестве члена будущего (в случае успеха путча) правительства Германии. Но Шпееру удалось убедить Гитлера, что ему о планах покушения ничего не было известно.
Тема передачи - отмечаемый сейчас в Германии, так сказать, промежуточный финиш - 20 июля, 60 лет со дня последнего покушения на жизнь Гитлера, 60 лет со дня путча и попытки остановить ход истории. Несмотря на неудачу путча, дата эта уже много лет символизирует немецкое сопротивление нацистской диктатуре. Телевидение демонстрирует в эти дни документальный телесериал Гвидо Кноппа "Они хотели убить Гитлера". Сериал, несмотря на неожиданную, но хорошо нам знакомую некую стилистическую "штирлицизацию" подачу материала, смотрится, тем не менее, как серьезное размышление. Перед зрителем проходят истории более чем сорока, если не попыток, то планов убить дракона. Одни мысленно хотели взорвать Гитлера, но дважды пронесенные в его самолет бомбы не взорвались. Другие были готовы застрелить Гитлера и его соратников на месте, погибнуть вместе с ними. До 20 июля подобных прожектеров объединяло одно - они были одиночками.
Говорит немецкий публицист Ральф Джордано.
Ральф Джордано: Активное сопротивление никогда не было ничем иным как атоллом в океане коричневого согласия.
Юрий Векслер: Была еще одна особенность, о которой сказал бывший президент Германии Вайцзекер, в молодости офицер вермахта.
Вайцзекер: Тот, кто начинал планировать сопротивление, должен был иметь шанс доступа к Гитлеру, и уже потому круг этих людей был очень мал.
Юрий Векслер: Итак, одиночки, которые хотели убить Гитлера. Первым и, наверное, самым одиноким среди всех, кто отважился поднять руку на отца нации, был родившийся в крестьянской семье в Швабии столяр Георг Эльзер. Эльзер остается самым загадочным из всех покушавшихся. Человек, далекий от политики, он объективно оценил потенциал Гитлера и пришел к выводу, что спасением для мира будет его устранение. Далее самое поразительное, все по английской пословице "была бы вера, будет путь". К слову сказать, по официальной нацистской версии, Эльзер делал все по указке английской разведки. Но нет, он шел своим одиноким путем. Мастер "золотые руки" до своей бомбы он смастерил, например, замечательные часы, музыкант-любитель, человек, любивший женщин, которые отвечали ему взаимностью, Георг Эльзер с какого-то момента знал одной лишь думы власть и осуществил свой сложный план, рассчитав все почти с точностью до минуты. В родном Кенигсброне он сумел раздобыть взрывчатку, а затем сконструировать и изготовить бомбу.
За год до покушения поехал в Мюнхен и внимательно наблюдал за съездом нацистской верхушки, ежегодно отмечавшей в Бюргерброй-келлере годовщину путча 1923 года. Гитлер традиционно выступал в этот вечер с речью. Именно в этом самом пивном зале и наметил свою акцию Георг Эльзер вперед за год. Поражает финальная стадия реализации замысла. В обычные дни пивной зал был открыт для всех и специально переселившийся в Мюнхен Эльзер оставался в зале после закрытия, и в течение 35 ночей он не в подвале, как пишут некоторые, в частности, российские авторы, а на антресолях в самом зале выдолбил углубление в колоне, рядом с которой устанавливали трибуну для ораторов. Нижняя часть колоны была обшита деревом, и столяру-умельцу не составило большого труда превратить одну из панелей в дверцу. Заложив бомбу в панель за сутки до предполагаемого им выступления Гитлера, Эльзер завел выверенный до этого механизм на 8 ноября 21 час 20 минут. Часовой механизм сработал вовремя, взрыв прогремел, но Гитлер покинул зал на 13 минут раньше. Георг Эльзер в момент взрыва, согласно своему плану, должен был быть уже в Швейцарии, но он был задержан на границе и передан, как вызвавший подозрения, гестапо. Один из толковых следователей, осмотревший остатки колонны предположил, что для закладки взрывчатки надо было работать, стоя на коленях. Он осмотрел колени Эльзера - распухшие, в синяках и царапинах. Это было первой уликой. Последовали допросы с пристрастием, Эльзер признался. Он утверждал, что действовал в одиночку и имел целью предотвратить войну и кровопролитие в Европе. Его односельчане в Швабии не могли поверить доходившим до них сообщениям. Только недавно друг детства Эльзера рассказал о том, что тот поделился с ним своим замыслом: "Он сказал мне: "Знаешь, Евгений, у нас не будет до тех пор лучшего будущего, пока это правительство не взлетит на воздух". Я сказал: "Георг, но ты же не собираешься это сделать?". "Нет, ответил он, я это сделаю, но молчи".
Косвенным подтверждением слов Георга Эльзера о том, что он действовал в одиночку, можно считать и то, что, не читая газет, он не мог знать о том, что Гитлер не собирался выступать в тот вечер, оратором был запланирован Гесс. Произнести речь Гитлер решил спонтанно, и его выступление было коротким. Эльзер был отправлен в концлагерь Заксенхаузен, затем его перевели в Дахау, где держали в отдельной камере. Его планировали судить на показательном процессе после войны, но 9 апреля 1945 года он, как и многие другие противники режима, был расстрелян в Дахау. О Георге Эльзере снял фильм и сам сыграл главную роль Клаус-Мария Брандауэр.
Эльзер своим часовым механизмом совершил попытку остановить уже запущенный механизм войны. В немецкой армии, в которой уже в 1938 году были офицеры, размышлявшие о возможности путча и смещения или устранения Гитлера, обреченность военной кампании на востоке и фатальность ее для Германии, стала ясна некоторым окончательно в 1942 году. К этим нескольким заклятым врагам Гитлера и его политики относился и организатор многих, к сожалению, неудавшихся попыток убить диктатора, дослужившийся к концу войны до звания генерал-майора Хеник фон Трескофф. Говорит один из оставшихся в живых заговорщиков фон Кляйст.
Фон Кляйст: Сегодня много говорят о различных кругах. Создается впечатление, что создана разветвленная организация. Но это тогда просто было невозможно, все базировалось на личных оценках и личном доверии. Неправомерно проявленное доверие могло стоить головы не только тебе, но и другим.
Юрий Векслер: Как это ни удивительно, но к чести военных надо отметить то, что в пронизанной сетью агентов гестапо армии даже среди тех, кто не присоединился после зондирующих разговоров к заговорщикам, не оказалось ни одного прямого доносчика. Фон Трескофф, как я уже сказал, был инициатором и организатором нескольких покушений на Гитлера, многие подвергшиеся его влиянию офицеры были готовы сделать это лично, но все время что-то мешало. Один из офицеров, Гельмут Штильф, сам вызвавшийся убить Гитлера, не смог сделать намеченное, стоя рядом с диктатором. У многих заговорщиков возникало нечто вроде суеверия, что фюрера будто охраняет сам дьявол. Другие приходили к выводу, что провидению угодно сохранять Гитлера, чтобы наказать Германию, дать ей до конца прочувствовать свою. В июле 1944 года, уже после высадки союзников в Нормандии, убийство Гитлера и переворот явно запаздывали.
Перенесемся мысленно на 60 лет назад. Июль 1944 года. План военного переворота силами армии, направленный на отстранение от власти служб СС и гестапо, находился в прямой зависимости от удачи покушения на Гитлера. И только реализация этого плана и заключение мира на Западе давали заговорщикам желанный шанс предотвратить вторжение советских войск на территорию Германии. Офицер, аристократ Клаус Шенк граф фон Штауфенберг был единственным к этому моменту, кто оказывался вблизи Гитлера. И он был готов пожертвовать собой, готов совершить покушение, несмотря на военные увечья - отсутствие глаза, руки и двух пальцев на другой руке. 15 июля Штауфенберг, уже несколько дней носивший при себе две килограммовые бомбы, был вызван для доклада в лесную резиденцию Гитлера в Вольфшанце и намеревался совершить покушение уже независимо от того, будут ли присутствовать на совещании Геринг и Гиммлер. Но генералы, участники заговора, в частности Берг и Ольбрих в самый последний момент потребовали, чтобы Штауфенберг ни в коем случае не взрывал бомбу, если в помещении не будет Гиммлера, а его не было, и Штауфенберг вернулся в Берлин. Он был снова вызван в ставку через четыре дня, 20 июля. Вечером 19 июля он пришел на вечернюю молитву в одну из церквей берлинского района Штеглиц. 20 июля Штауфенберг и его верный адъютант также вызывавшийся совершить покушение на Гитлера Вернер фон Хефтен, снова прибыли в ставку. Это был последний шанс, так как многие приказы в армии. Подготавливающиеся необходимые во время путча действия, уже были отданы. Штауфенберга встретило известие, что совещание Гитлер проведет на полчаса раньше, так торопится встретить приезжающего Муссолини. У Штауфенберга и Хейфеля было несколько минут, чтобы активировать взрыватели двух бомб. Химико-механический взрыватель должен был сработать через полчаса, но при теплой погоде (стоял жаркий день) мог произвести взрыв и через 15-20 минут. Кстати, именно такой взрыватель не сработал в самолете при попытке покушения в 1943 году. Как мы сегодня знаем, в немецкой армии в силу особенности ее организации с тотальным контролем всего и вся получить доступ к взрывчатке, вообще к оружию, а тем более изготовить бомбу даже офицерам было невероятно сложно. Этим частично объясняется и использование некачественных взрывателей. Георгу Эльзеру было легче. То, что в эти решающие минуты Штауфенберг и его адъютант умудрились проделать всю процедуру с первым взрывателем незаметно для окружающих, было почти что чудом. Активировать второй взрыватель им помешали - надо было идти на заседание. И тут оба совершили необъяснимую и фатальную ошибку. Адъютант оставил вторую бомбу при себе, Штауферберг унес в портфеле только одну. Оба они, безусловно, знали устройство, и знали, конечно, что второй заряд сработал бы рядом с первым и без взрывателя, и ничто не спасло бы Гитлера, но автоматизм, аффект, провидение, дьявол. Было лето, жарко, совещание проходило в деревянном доме, все окна были открыты, и одного килограмма взрывчатки, как мы знаем, оказалось недостаточно. Заложив бомбу, то есть, поставив свой портфель на пол рядом с фюрером, Штауфенберг вскоре, извинившись, вышел якобы позвонить. Он сел в машину и направился к местному аэродрому.
Штауфербенг успел услышать взрыв и, проезжая мимо, видел последствия. В полной уверенности, что Гитлер погиб, он прилетел в Берлин. Его сообщение о гибели фюрера запустило маховик путча. Он не прекращал усилий даже тогда, когда по радио было объявлено о покушении и о невероятном - Гитлер жив.
Вскоре в Берлине все было кончено. Поначалу успешная попытка путча в Париже, где без боя удалось разоружить и арестовать руководство СС и гестапо тоже ничего не дала. Достигшее Парижа позже известие о том, что Гитлер не погиб, парализовало одних, воодушевило других, заговорщики раскрыли себя, и началась расправа. Она была сверхжестокой. Более 200 путчистов было повешено на рояльных струнах (способ, вызывавший дополнительные мучения), казни по приказу Гитлера снимались для него на кинопленку. Более трех тысяч человек были приговорены к различным степеням наказания и отправлены в лагеря. Наказаниям подверглись и члены семей заговорщиков, дети. Это были дни последнего торжества председателя так называемого национал-социалистического народного трибунала судьи Фрайслера, которого Гитлер назвал наш Вышинский. Он издевался над подсудимыми, среди которых были генералы, дипломаты, аристократы. Фрайслеру суждено было погибнуть в одной из последних бомбардировок Берлина. Штауфенберг и его адъютант фон Хефтен были расстреляны вместе с несколькими другими офицерами утром 21 июля. В этот же день на фронте покончил с собой генерал-майор Хеник фон Трескофф. Гитлер был жив, также жив был Георг Эльзер, первый человек, попытавшийся остановить Гитлера. До конца войны оставалось менее года. Говорит тогда молодой офицер, а впоследствии канцлер Германии Гельмут Шмидт.
Гельмут Шмидт: Попытка не удалась, но она показала миру и другим поколениям, и нынешним немцам, что не весь немецкий народ подчинился диктатуре Гитлера.
Сергей Юрьенен: 3 июля открылся международный театральный фестиваль в Авиньоне, Франция. Что там происходит?
Дмитирй Савицкий: 58 авиньонский международный театральный фестиваль открылся в этом году без особых проблем: внештатные работники культуры страны, так называемые "антрмитон", решили не срывать, как в прошлом году, ход престижного фестиваля.
Особо ожидалась постановка пьесы Георга Бюхнера "Войцек", экспрессионистской трагедии, основанной на криминальной хронике: убийство из ревности, совершенное в состоянии аффекта затравленным армейским брадобреем. Пьеса не раз привлекала внимание экспериментаторов самого разного толка - от Вернера Херцога, снявшего по "Войцеку" фильм с Клаусом Кински, до Боба Уилсона, поставившего спектакль с музыкой Тома Уэйтса. Ставил "Войцека" и Жозеф Надж, французский режиссер и балетмейстер венгерского происхождения - мэтр современного "визуального" театра.
На этот раз "Войцек" явился Авиньону и Папскому дворцу в постановке немецкого режиссера (и на немецком языке) Томаса Остермайера. Древние стены дворца были превращены в гигантские панно, изображавшие дешевый спальный пригород, тусклые европейские "хрущебы", перемежающиеся рекламными афишами. Сама сцена выглядела, как бассейн для сточных вод, эдакое горьковское дно на немецкий манер с, никуда не деться, сортиром и торговым ларьком на краю.
Тридцатишестилетний берлинский режиссер превратил пьесу Георга Бюхнера, самое короткое произведение которого было лозунгом-воплем: "Мир хижинам, войну - дворцам!", в легко узнаваемый абсурд пригородных, как их называют во Франции "зон беззакония", где все человеческое захлебывается сточными водами извращенных отношений. Самой удачной, пожалуй, находкой Томаса Остермайера, было введение в контекст пьесы французского исполнителя рэпа "Спайка" и его группу танцоров? Но в целом пьеса отзывалась и аукалась, как ни странно и Феллини, и Гроссом, что впрочем - сочетаемо.
Хотя Георга Бюхнера и считают отцом и создатель реалистической драмы, он скорее предтеча Кафки и Брехта. И это удивительно, ведь драматург, проживший всего 24 года, родился в 1813 году! В 1925 году австрийский композитор Антон Берг написал на текст Бюхнера оперу "Войцек".
Пьеса Георга Бюхнера была показана в Авиньоне во вторник вечером, вчера французская пресса уделила ей немало внимания, но, избалованные дюжиной смелых интерпретаций, театральные критики поставили Томасу Остермайеру - тройку с плюсом.
Сергей Юрьенен: В Чехии, в Карловых Варах, со 2 по 10 июля проходил 39-ый Международный кинофестиваль. 250 фильмов, 123 тысячи зрителей. На фестивале было аккредитовано около десяти тысяч человек, большинство из них - студенты и старшеклассники чешских школ. Этим Карловарский фестиваль и отличается от других - аудиторией и атмосферой творческой и живой.
Наш корреспондент, кинодраматург Нелли Павласкова.
Нелли Павласкова: Именно благодаря этой атмосфере, переполненным залам и публике, хорошо подготовленной для восприятия даже самых "трудных" фильмов, Карловы Вары за последние десять лет стали широко известны в кинематографическом мире - от Парижа до Лос-Анджелеса. Кинозвезды, впервые приезжающие в Вары, поражены сначала самим городом-курортом, не похожим ни на один из городов мира, а затем приемом своих картин. Об этом говорили и Жаклин Биссет, и Харви Кейтель, награжденный при открытии фестиваля призом за выдающийся вклад в киноискусство. Роман Поланский, получивший тот же приз под занавес, хорошо знает чешских профессионалов. Поэтому он выбрал киностудию Баррандов для съемок своего нового фильма "Оливер Твист". В Праге снимается сейчас и другая суперзвезда фестиваля - американский актер Илайя Вуд - знаменитый хоббит Фродо из трилогии "Властелин колец". Вуд отлучился со съемок на два фестивальных дня. Ради него в Вары прибыли поклонницы из Австрии, Германии, Италии, Испании, которые с визгом гонялись за кумиром. Илайя Вуд оказался стоиком и выполнил свою фестивальную программу, представив новый американский фильм со своим участием - "Вечный свет чистой мысли".
Кинозвезды-женщины фестиваля - Флоринда Болкан, член главного жюри, и Жаклин Биссет, которая в свои почти 60 выглядит почти так же, как в "Человеке из Акапулько" и в "Американской ночи ". Веселая, живая, общительная: В чем секрет ее вечной молодости? - "Каждый день своей жизни старайтесь найти любовь и страсть " - вот рецепт Жаклин Биссет.
На фестивале побывали оба чешских президента - Вацлав Гавел (бывший) и Вацлав Клаус - нынешний. Гавел провел в Карловых Варах три первых дня, Клаус - три последних. Показанный здесь победитель Каннского фестиваля, скандально-знаменитый " Фаренгейт 9/11" президентам не понравился. Оба сошлись на мнении, что фильм антихудожествен и неправдив. Ну, а какой была конкурсная программа? Директор фестиваля Эва Заоралова.
Эва Заоралова: Я думаю, что фестиваль прошел успешно. Зрители и критики его хвалили. В прошлом году было меньше звезд, зато самая лучшая конкурсная программа. В этом году карта перевернулась: в конкурсе состязались фильмы приглаженные, правильные, но никого не удивляющие: не плохие, но холодные. Не было фильма, который захватил бы всех, не было яростных споров о том, кто будет победитель. Фестиваль с прохладцей ожидал решения жюри и принял его равнодушно.
Мне было очень неприятно, что фильм Валерия Тодоровского "Мой сводный брат Франкенштейн" не получил приза жюри. Голоса Владимира Машкова, члена жюри, было недостаточно, несмотря на то, что Машков очень хорошо работал в жюри и был настоящей звездой фестиваля.
Нелли Павласкова: Почти все картины конкурсной программы были посвящены детям и подросткам. На экране Карловарского фестиваля мы увидели детей уличных, детей, умственно отсталых, подростков-даунов. Это - отмеченный призами за лучшую режиссуру и лучшую женскую роль испанский фильм "Леон и Ольвидио" режиссера Хавье Бермудеза. Мы видели детей-хулиганов в российском фильме Светланы Стеценко "Ангел на обочине", который был показан в секции "На Восток от Запада").
Во французском фильме режиссера дебютанта Кристофа Барратье воспитатель школы для трудных подростков сумел завоевать авторитет при помощи музыки, которую сам сочинял. Воспитатель создал хор, открыл таланты, сумел убедить трудновоспитуемых своей добротой и коллективным пением. Одного, самого маленького и трогательного подопечного воспитатель усыновил, другой - чего в кино не бывает - стал знаменитым дирижером. "Хористы" - так называется этот французский фильм - он был особенно тепло принят зрителями. Но никакого приза в Карловых Варах не получил.
(Сцена из фильма)
Германия тоже привезла фильм о подростках. Набранных в секретную школу для подготовки нацистской элиты "Напола" - так называется эта картина о молодежи в Третьем рейхе. Исполнитель главной роли молодой немецкий актер Макс Риммельт получил приз за лучшую мужскую роль.
Главный приз фестиваля "Хрустальный глобус" тоже достался фильму о детях - заброшенных детях неапольских улиц. Неаполь здесь не лачуги времен неореализма, не белье на веревках, а безликие новые районы с высотными домами, фонтанами и спортплощадками. Но суть все та же - по бетонным джунглям носятся все те же подростки без присмотра и призора, на спор перебегают автостраду, проявляют интерес к наркотикам и тому, что плохо лежит на прилавках. Главный герой - одиннадцатилетний Розарио совершает в финале заказное убийство по заданию каморры - неапольской мафии. Несмотря на драматизм пересказа, фильм-призер был, видимо, одним из самых скучных картин Карловарского фестиваля, его создатели - шестидесятилетние братья-близнецы Андре и Антони Фрацци. Это их второй фильм.
(Сцена из фильма)
Вне конкурса на 39-м Карловарском был показан яркий антиклерикальный фильм Педро Альмодовара "Дурное воспитание", где изображен растленный священнослужитель-педофил. Говорит испанский актер Феле Мартинез, снявшийся в роли кинорежиссера, которого в детстве в школе иезуитов обучал педагог-педофил:
Феле Мартинез: Фильм "Дурное воспитание" направлен не против католической церкви, а против ее служителей, занимающихся педофилией. Надругательство над детьми - актуальная тема, а Педро Альмодовар любит актуальность. Архиепископы Испании, узнавая о случаях педофилии, стараются заткнуть рот родителям пострадавших мальчиков, убеждая их в том, что раны лучше всего лечить молчанием. Испанская католическая церковь еще ни разу не выплатила компенсацию пострадавшим - в отличие от того, что происходит в США. Там уже несколько церквей разорилось из-за уплаты компенсаций, которые потребовали родители пострадавших мальчиков.
Нелли Павласкова: Второй по значимости приз жюри был вручен хорватско-боснийскому фильму "Здесь" режиссера Зинка Огреста. Тема сродни российскому фильму "Мой сводный брат Франкенштейн" режиссера Валерия Ходорковского, который был награжден призом кинокритики "Фипреси". Надо сказать, "Франкенштейн" считался фаворитом фестиваля. Возможно, фильму помешала некоторая драматургическая неясность основного конфликта. Одни считали, так было заявлено и в каталоге, что смысл фильма в том, что совестливая интеллигентная семья приняла в свое лоно чужого человека, утверждающего, что он - незаконный сын главы семьи. Семья обласкала самозванца, сочувствуя его страданиям, его увечью, полученному на войне, вероятно чеченской, а новоявленный сын оказался опасным психопатом. Психику искалечила война. Врачи не долечили. Другая точка зрения на фильм диаметрально противоположная. Говорит режиссер Сергей Лозница, его документальный фильм "Пейзаж" был показан в секции "На Восток от Запада"
Сергей Лозница: Я только что посмотрел и под очень сильным впечатлением. Очень точно описана ситуация - атмосфера Москвы, как большого и циничного года. И людей, которые совершают, вообще людей не проявленных. Они все по-разному совершают подлость по отношению к человеку, который в жизни определился. Этот парень уже определился, у него четкие критерии. И для нас, для меня этот парень - позитивный герой, он для меня герой в фильме, и он мне импонирует, я с ним, хотя понятно, что он страшное порождение этой войны, которая упала на голову людям, которые не хотят этого замечать. Ах, вы не хотите замечать? Получите! Я думаю, что это настолько точное описание того, что происходит сейчас, поэтому меня взволновало - это настолько смело и очень честно.
Это как раз та подлинность, которая есть. Этот сын, который совершает подлость, нанимает бандитов. И потрясающий ход, когда Франкенштейн узнает, этот Павлик узнает, что наняли бандитов и нанял его брат сводный. И вдруг, он действительно нравственен, то есть поступает нравственно, хотя мы не знаем, что стоит за его поступками, может быть, например, прямая логика - свой не может продать, и он не верит этим парням, которых наняли. Но вот такой поступок, когда он приходит и просто говорит, что ожидает какая-то опасность тебя и успокаивает своего брата после такого известия о предательстве, нами воспринимается как нравственный поступок, хотя его логика может быть совсем иной.
Очень интересная картина. То, о чем говорил на пресс-конференции Света Сикора, что этот человек - порождение войны, он получился в фильме гораздо более нравственным. Он ужасен, речи вообще нет об этом, это все страшно, но по сравнению с хором московским, эта вся семья, эти люди, которые где-то там случаются в каких-то эпизодах, друзья, знакомые - это хор. Он однообразный, это хор одинаково не проявленных людей, скользких, поверхностных иногда, подлых местами, способных на разные подмигивающие поступки. И этот парень - это определенная, четкая, стержневая линия поведения, у него очень четкие взгляды на все. Конечно, это импонирует. Так вот этот фильм - это боль о той войне и о том, что эта война порождает, что она никого, пусть общество будет равнодушным к этой войне, хорошо, вы равнодушны, получите за свое равнодушие полной мерой.
Нелли Павласкова: Сергей Лозница. Сам он упорно ищет свой собственный киноязык и стиль, тонко сочетая визуальный ряд, изображения серого провинциального городка России, морозного дня, лиц горожан, обрывки разговоров.
Говоря о российских картинах, тут успех выпал на долю Павла Медведева. Его фильм "Свадьба тишины" получил главный приз в конкурсе документальных фильмов. Фильм о глухонемых людях, живущих в мире тишины. Матери не слышат голоса своих детей, мужчины грохота сварочного цеха, где рождается огромный колокол для храма. Но на свадьбе глухонемых так же весело, как и на любой обычной. Люди улыбаются, оживлено жестикулируют, а тишину за столом нарушает лишь звон бокалов.
На меня большое впечатление произвел фильм Андрея Осипова "Страсти по Марине" о жизни и смерти Марины Цветаевой.
(Сцена из фильма)
несколько слов о российском фильме, показанном в секции "Особое событие". Его режиссером был член Большого жюри Владимир Машков. Фильм называется "Папа", снят по пьесе Александра Галича "Матросская тишина". Больше десяти лет играл Машков в театре роль отца героя пьесы, блестящего скрипача Давида. Теперь он сыграл эту же роль в своем же фильме, действие которого охватывает период советской жизни с 29 по 44 год, со всеми страданиями и бедами.
(Сцена из фильма)
На Карловарском как всегда было много приемов и раутов, но этом году в разговоры о фильмах примешивалась тревога хозяев, поскольку фестиваль проходил в обстановке, когда пало правительство. Проливные дожди внезапно затопили компьютерную систему продажи билетов. Абсолютно в стиле криминальных фильмов произошло ночное ограбление отеля, где жили самые важные гости. Грабители в масках взломали кассу и похитили у портье 730 тысяч крон. Потом еще один переполох: неизвестная телекомпания из города Великий Новгород во время демонстрации фильма "Мой сводный брат Франкенштейн" пыталась прямо в зале вести пиратскую съемку. Дирекции пришлось вмешаться. Говорит Эва Заоралова.
Эва Заоралова: Во время журналистского показа фильма Тодоровского меня предупредили, что чья-то профессиональная камера на штативе снимала весь фильм. Через два часа виновник нашелся и был очень удивлен, что это запрещено. На второй день то же самое, но с другим фильмом проделало агентство "Рейтер". Это новое явление меня удивляет, оказывается, на других фестивалях это стало проблемой - борьба с пиратством. Нам тоже, видимо, придется в будущем принять строгие меры.
Международный летний фестиваль в Копенгагене. Россию здесь представил всемирно известный клоун-мим-театр "Лицедеи", Санкт-Петербург. На премьерном показе спектакля "Семьянюки", Москва увидит его 26 июля, по нашей просьбе побывала Нета Пречистенская.
Нета Пречистинская: В Копенгагене проходит ежегодный интернациональный фестиваль театров, собирающий сюда каждое лето театральные труппы Старого и Нового света. На нынешнем юбилейном фестивале Россия представлена петербургским театром "Лицедеи", показавшем свою премьеру - спектакль "Семьянюки". Вот что рассказывает о спектакле и о театре "Лицедеи" его директор художник Борис Петрушанский.
Борис Петрушанский: Спектакль этот сделан группой студентов, закончивших нашу школу-студию "Лицедей-лицей". Они сделали дипломный спектакль целиком, тайно репетируя, придумывая, и показали основному составу театра как дипломную свою работу. Она, безусловно, была принята на приеме. Было много режиссеров известных питерских, в том числе и режиссер Театра комедии Татьяна Казакова, которая просто сказала, что "любого актера из этого ансамбля я могу взять к себе в театр и почту за честь". Главное, что они нам дают сейчас площадку. Мы постоянно выступаем на сцене Театра комедии, которая для меня имеет невероятные традиции, вязанные с Акимовым, учеником которого я являлся.
Этот спектакль для всех. Он про ту жизнь, которая так или иначе у тебя была. Живи ты в Дании, в Италии, в горячей Бразилии, все равно ты прожил эту жизнь с мамой, с папой, тебя любили, тебя целовали. И про это про все спектакль. Спектакль еще и про то, что эти актеры любят зрителей, они без зрителей практически не существуют. Они только начинаются загораться, когда видят реакцию, слышат ее. Они в этом спектакле актеры больше, чем где-либо в наших "лицедейских" спектаклях выходят в зал и выходят не просто с расхожей репликой, они выходят с невероятной любовью. Эта любовь - это поцелуи для всего зала, это шутки семейные, это интерактив, который они из своей семейной квартиры выносят, что называется, на улицу. Зрители - это просто соседи для них. И они это очень тонко чувствуют, они это очень классно берут для себя и отдают, щедро делятся, так же, как в России делились всегда солью, хлебом, чем угодно только потому, что ты пронизан другими нитями единения. В этом театре нельзя сказать, что есть автор, есть режиссер, есть сценарист, в этом театре все коллегиально придумывается, решается, репетируется. Нет такого традиционного волевого режиссера, который сидит на 17 ряду, как обычно, и говорит, что делать и как делать.
Нета Пречистенская: Театральная клоунада спектакля - это смешное и гротескное изображение бытовых сцен из жизни многодетной семьи, того бедлама, из которого постоянно пытается сбежать глава семейства. Но, следуя внутренней логике спектакля, действие расширяется, вбирая в себя приметы современного мира. Невинная игра в хоккей подушками со зрителями незаметно сменяется картиной апокалипсиса, гибели мира и дома, чьи обитатели - обычные "семьянюки", оказываются пронзенными ракетами в виде гигантских карандашей, и оживают с возвращением отца.
Александр Гусаров исполняет в "Семьянюках" роль отца.
Александр Гусаров: "Лицедеи" - это особая эстетика, особый язык в театре. Мы, конечно, сохраняем, стараемся не терять, а только привнести в традиции театра. У нас отношения очень трепетные друг к другу. Дело в том, что мы внутри коллектива проводим времени намного больше, чем в своих семьях. Это как вторая семья, которую мы любим, уважаем.
Ольга Елисеева: Меня зовут Оля Елисеева. В этом спектакле я исполняю роль мамы, хронически беременную. Датская публика - хорошо, но мы видим разницу между, грубо говоря, славянским зрителем и зрителем скандинавским. Реакция хорошая, но она чуть сдержаннее.
Нета Пречистинская: Но поскольку я живу в Дании уже три года, мне реакция зрителей на яркое, пестрое, балаганное зрелище клоунады показалась необычайно бурной, а успех "Семьянюков" в Копенгагене несомненным. Это был общий праздник и актеров и зрителей. В заключительной сцене спектакля сцену заливают струи разматывающейся из рулонов бумаги, связывающих актеров и публику в единое и неразрывное целое. Мастерское использование в спектакле световых и сценических эффектов, динамика движений, цвета и музыки создают ощущение нереальности самой обычной частной человеческой жизни и вместе с тем ее неистребимости.
Сергей Юрьенен: Кино Германии, похоже, готово нарушить табу на образ Гитлера и того, что с ним связано. В преддверии юбилейной даты 20 июля здесь вышел художественный фильм "Штауфенберг" и документальный телесериал "Они хотели Гитлера убить". С обзором наш берлинский корреспондент Юрий Векслер.
Юрий Векслер: Германия вступает в новый виток подведения итогов Второй мировой войны. К маю 2005 году к 60-летию полной и безоговорочной капитуляции рейха будет многое сказано и показано. Впервые в послевоенном немецком фильме появится Гитлер не как эпизод, а как главная фигура. Известный немецкий актер Бруно Ганс снялся в этой роли в картине, описывающей последние дни и минуты диктатора. Другая картина - трехсерийный телефильм режиссера Хайнриха Брелора "Шпеер и он", где Гитлера сыграл Тобиас Маретти в прошлом. Альберт Шпеер был несомненно самой противоречивой и загадочной фигурой третьего рейха. Сын архитектора, избравший профессию отца, он стал любимым градостроителем Гитлера, был министром вооружения и обладал огромной властью, в частности, благодаря своим влиянием на фюрера. Некоторые историки считали, что у Гитлера к Шпееру был своего рода платоническое гомосексуальное влечение. Будучи причастным ко всем важнейшим решениям нацизма, Шпейер, тем не менее, избежал смертного приговора в Нюрнберге. По его собственному, но ничем не доказанному утверждению, Шпеер сам намеревался отравить Гитлера. Об этом Гитлер, конечно, не знал. Но имя Шпеера оказалось в списках заговорщиков 20 июля 1944 года в качестве члена будущего (в случае успеха путча) правительства Германии. Но Шпееру удалось убедить Гитлера, что ему о планах покушения ничего не было известно.
Тема передачи - отмечаемый сейчас в Германии, так сказать, промежуточный финиш - 20 июля, 60 лет со дня последнего покушения на жизнь Гитлера, 60 лет со дня путча и попытки остановить ход истории. Несмотря на неудачу путча, дата эта уже много лет символизирует немецкое сопротивление нацистской диктатуре. Телевидение демонстрирует в эти дни документальный телесериал Гвидо Кноппа "Они хотели убить Гитлера". Сериал, несмотря на неожиданную, но хорошо нам знакомую некую стилистическую "штирлицизацию" подачу материала, смотрится, тем не менее, как серьезное размышление. Перед зрителем проходят истории более чем сорока, если не попыток, то планов убить дракона. Одни мысленно хотели взорвать Гитлера, но дважды пронесенные в его самолет бомбы не взорвались. Другие были готовы застрелить Гитлера и его соратников на месте, погибнуть вместе с ними. До 20 июля подобных прожектеров объединяло одно - они были одиночками.
Говорит немецкий публицист Ральф Джордано.
Ральф Джордано: Активное сопротивление никогда не было ничем иным как атоллом в океане коричневого согласия.
Юрий Векслер: Была еще одна особенность, о которой сказал бывший президент Германии Вайцзекер, в молодости офицер вермахта.
Вайцзекер: Тот, кто начинал планировать сопротивление, должен был иметь шанс доступа к Гитлеру, и уже потому круг этих людей был очень мал.
Юрий Векслер: Итак, одиночки, которые хотели убить Гитлера. Первым и, наверное, самым одиноким среди всех, кто отважился поднять руку на отца нации, был родившийся в крестьянской семье в Швабии столяр Георг Эльзер. Эльзер остается самым загадочным из всех покушавшихся. Человек, далекий от политики, он объективно оценил потенциал Гитлера и пришел к выводу, что спасением для мира будет его устранение. Далее самое поразительное, все по английской пословице "была бы вера, будет путь". К слову сказать, по официальной нацистской версии, Эльзер делал все по указке английской разведки. Но нет, он шел своим одиноким путем. Мастер "золотые руки" до своей бомбы он смастерил, например, замечательные часы, музыкант-любитель, человек, любивший женщин, которые отвечали ему взаимностью, Георг Эльзер с какого-то момента знал одной лишь думы власть и осуществил свой сложный план, рассчитав все почти с точностью до минуты. В родном Кенигсброне он сумел раздобыть взрывчатку, а затем сконструировать и изготовить бомбу.
За год до покушения поехал в Мюнхен и внимательно наблюдал за съездом нацистской верхушки, ежегодно отмечавшей в Бюргерброй-келлере годовщину путча 1923 года. Гитлер традиционно выступал в этот вечер с речью. Именно в этом самом пивном зале и наметил свою акцию Георг Эльзер вперед за год. Поражает финальная стадия реализации замысла. В обычные дни пивной зал был открыт для всех и специально переселившийся в Мюнхен Эльзер оставался в зале после закрытия, и в течение 35 ночей он не в подвале, как пишут некоторые, в частности, российские авторы, а на антресолях в самом зале выдолбил углубление в колоне, рядом с которой устанавливали трибуну для ораторов. Нижняя часть колоны была обшита деревом, и столяру-умельцу не составило большого труда превратить одну из панелей в дверцу. Заложив бомбу в панель за сутки до предполагаемого им выступления Гитлера, Эльзер завел выверенный до этого механизм на 8 ноября 21 час 20 минут. Часовой механизм сработал вовремя, взрыв прогремел, но Гитлер покинул зал на 13 минут раньше. Георг Эльзер в момент взрыва, согласно своему плану, должен был быть уже в Швейцарии, но он был задержан на границе и передан, как вызвавший подозрения, гестапо. Один из толковых следователей, осмотревший остатки колонны предположил, что для закладки взрывчатки надо было работать, стоя на коленях. Он осмотрел колени Эльзера - распухшие, в синяках и царапинах. Это было первой уликой. Последовали допросы с пристрастием, Эльзер признался. Он утверждал, что действовал в одиночку и имел целью предотвратить войну и кровопролитие в Европе. Его односельчане в Швабии не могли поверить доходившим до них сообщениям. Только недавно друг детства Эльзера рассказал о том, что тот поделился с ним своим замыслом: "Он сказал мне: "Знаешь, Евгений, у нас не будет до тех пор лучшего будущего, пока это правительство не взлетит на воздух". Я сказал: "Георг, но ты же не собираешься это сделать?". "Нет, ответил он, я это сделаю, но молчи".
Косвенным подтверждением слов Георга Эльзера о том, что он действовал в одиночку, можно считать и то, что, не читая газет, он не мог знать о том, что Гитлер не собирался выступать в тот вечер, оратором был запланирован Гесс. Произнести речь Гитлер решил спонтанно, и его выступление было коротким. Эльзер был отправлен в концлагерь Заксенхаузен, затем его перевели в Дахау, где держали в отдельной камере. Его планировали судить на показательном процессе после войны, но 9 апреля 1945 года он, как и многие другие противники режима, был расстрелян в Дахау. О Георге Эльзере снял фильм и сам сыграл главную роль Клаус-Мария Брандауэр.
Эльзер своим часовым механизмом совершил попытку остановить уже запущенный механизм войны. В немецкой армии, в которой уже в 1938 году были офицеры, размышлявшие о возможности путча и смещения или устранения Гитлера, обреченность военной кампании на востоке и фатальность ее для Германии, стала ясна некоторым окончательно в 1942 году. К этим нескольким заклятым врагам Гитлера и его политики относился и организатор многих, к сожалению, неудавшихся попыток убить диктатора, дослужившийся к концу войны до звания генерал-майора Хеник фон Трескофф. Говорит один из оставшихся в живых заговорщиков фон Кляйст.
Фон Кляйст: Сегодня много говорят о различных кругах. Создается впечатление, что создана разветвленная организация. Но это тогда просто было невозможно, все базировалось на личных оценках и личном доверии. Неправомерно проявленное доверие могло стоить головы не только тебе, но и другим.
Юрий Векслер: Как это ни удивительно, но к чести военных надо отметить то, что в пронизанной сетью агентов гестапо армии даже среди тех, кто не присоединился после зондирующих разговоров к заговорщикам, не оказалось ни одного прямого доносчика. Фон Трескофф, как я уже сказал, был инициатором и организатором нескольких покушений на Гитлера, многие подвергшиеся его влиянию офицеры были готовы сделать это лично, но все время что-то мешало. Один из офицеров, Гельмут Штильф, сам вызвавшийся убить Гитлера, не смог сделать намеченное, стоя рядом с диктатором. У многих заговорщиков возникало нечто вроде суеверия, что фюрера будто охраняет сам дьявол. Другие приходили к выводу, что провидению угодно сохранять Гитлера, чтобы наказать Германию, дать ей до конца прочувствовать свою. В июле 1944 года, уже после высадки союзников в Нормандии, убийство Гитлера и переворот явно запаздывали.
Перенесемся мысленно на 60 лет назад. Июль 1944 года. План военного переворота силами армии, направленный на отстранение от власти служб СС и гестапо, находился в прямой зависимости от удачи покушения на Гитлера. И только реализация этого плана и заключение мира на Западе давали заговорщикам желанный шанс предотвратить вторжение советских войск на территорию Германии. Офицер, аристократ Клаус Шенк граф фон Штауфенберг был единственным к этому моменту, кто оказывался вблизи Гитлера. И он был готов пожертвовать собой, готов совершить покушение, несмотря на военные увечья - отсутствие глаза, руки и двух пальцев на другой руке. 15 июля Штауфенберг, уже несколько дней носивший при себе две килограммовые бомбы, был вызван для доклада в лесную резиденцию Гитлера в Вольфшанце и намеревался совершить покушение уже независимо от того, будут ли присутствовать на совещании Геринг и Гиммлер. Но генералы, участники заговора, в частности Берг и Ольбрих в самый последний момент потребовали, чтобы Штауфенберг ни в коем случае не взрывал бомбу, если в помещении не будет Гиммлера, а его не было, и Штауфенберг вернулся в Берлин. Он был снова вызван в ставку через четыре дня, 20 июля. Вечером 19 июля он пришел на вечернюю молитву в одну из церквей берлинского района Штеглиц. 20 июля Штауфенберг и его верный адъютант также вызывавшийся совершить покушение на Гитлера Вернер фон Хефтен, снова прибыли в ставку. Это был последний шанс, так как многие приказы в армии. Подготавливающиеся необходимые во время путча действия, уже были отданы. Штауфенберга встретило известие, что совещание Гитлер проведет на полчаса раньше, так торопится встретить приезжающего Муссолини. У Штауфенберга и Хейфеля было несколько минут, чтобы активировать взрыватели двух бомб. Химико-механический взрыватель должен был сработать через полчаса, но при теплой погоде (стоял жаркий день) мог произвести взрыв и через 15-20 минут. Кстати, именно такой взрыватель не сработал в самолете при попытке покушения в 1943 году. Как мы сегодня знаем, в немецкой армии в силу особенности ее организации с тотальным контролем всего и вся получить доступ к взрывчатке, вообще к оружию, а тем более изготовить бомбу даже офицерам было невероятно сложно. Этим частично объясняется и использование некачественных взрывателей. Георгу Эльзеру было легче. То, что в эти решающие минуты Штауфенберг и его адъютант умудрились проделать всю процедуру с первым взрывателем незаметно для окружающих, было почти что чудом. Активировать второй взрыватель им помешали - надо было идти на заседание. И тут оба совершили необъяснимую и фатальную ошибку. Адъютант оставил вторую бомбу при себе, Штауферберг унес в портфеле только одну. Оба они, безусловно, знали устройство, и знали, конечно, что второй заряд сработал бы рядом с первым и без взрывателя, и ничто не спасло бы Гитлера, но автоматизм, аффект, провидение, дьявол. Было лето, жарко, совещание проходило в деревянном доме, все окна были открыты, и одного килограмма взрывчатки, как мы знаем, оказалось недостаточно. Заложив бомбу, то есть, поставив свой портфель на пол рядом с фюрером, Штауфенберг вскоре, извинившись, вышел якобы позвонить. Он сел в машину и направился к местному аэродрому.
Штауфербенг успел услышать взрыв и, проезжая мимо, видел последствия. В полной уверенности, что Гитлер погиб, он прилетел в Берлин. Его сообщение о гибели фюрера запустило маховик путча. Он не прекращал усилий даже тогда, когда по радио было объявлено о покушении и о невероятном - Гитлер жив.
Вскоре в Берлине все было кончено. Поначалу успешная попытка путча в Париже, где без боя удалось разоружить и арестовать руководство СС и гестапо тоже ничего не дала. Достигшее Парижа позже известие о том, что Гитлер не погиб, парализовало одних, воодушевило других, заговорщики раскрыли себя, и началась расправа. Она была сверхжестокой. Более 200 путчистов было повешено на рояльных струнах (способ, вызывавший дополнительные мучения), казни по приказу Гитлера снимались для него на кинопленку. Более трех тысяч человек были приговорены к различным степеням наказания и отправлены в лагеря. Наказаниям подверглись и члены семей заговорщиков, дети. Это были дни последнего торжества председателя так называемого национал-социалистического народного трибунала судьи Фрайслера, которого Гитлер назвал наш Вышинский. Он издевался над подсудимыми, среди которых были генералы, дипломаты, аристократы. Фрайслеру суждено было погибнуть в одной из последних бомбардировок Берлина. Штауфенберг и его адъютант фон Хефтен были расстреляны вместе с несколькими другими офицерами утром 21 июля. В этот же день на фронте покончил с собой генерал-майор Хеник фон Трескофф. Гитлер был жив, также жив был Георг Эльзер, первый человек, попытавшийся остановить Гитлера. До конца войны оставалось менее года. Говорит тогда молодой офицер, а впоследствии канцлер Германии Гельмут Шмидт.
Гельмут Шмидт: Попытка не удалась, но она показала миру и другим поколениям, и нынешним немцам, что не весь немецкий народ подчинился диктатуре Гитлера.
Сергей Юрьенен: 3 июля открылся международный театральный фестиваль в Авиньоне, Франция. Что там происходит?
Дмитирй Савицкий: 58 авиньонский международный театральный фестиваль открылся в этом году без особых проблем: внештатные работники культуры страны, так называемые "антрмитон", решили не срывать, как в прошлом году, ход престижного фестиваля.
Особо ожидалась постановка пьесы Георга Бюхнера "Войцек", экспрессионистской трагедии, основанной на криминальной хронике: убийство из ревности, совершенное в состоянии аффекта затравленным армейским брадобреем. Пьеса не раз привлекала внимание экспериментаторов самого разного толка - от Вернера Херцога, снявшего по "Войцеку" фильм с Клаусом Кински, до Боба Уилсона, поставившего спектакль с музыкой Тома Уэйтса. Ставил "Войцека" и Жозеф Надж, французский режиссер и балетмейстер венгерского происхождения - мэтр современного "визуального" театра.
На этот раз "Войцек" явился Авиньону и Папскому дворцу в постановке немецкого режиссера (и на немецком языке) Томаса Остермайера. Древние стены дворца были превращены в гигантские панно, изображавшие дешевый спальный пригород, тусклые европейские "хрущебы", перемежающиеся рекламными афишами. Сама сцена выглядела, как бассейн для сточных вод, эдакое горьковское дно на немецкий манер с, никуда не деться, сортиром и торговым ларьком на краю.
Тридцатишестилетний берлинский режиссер превратил пьесу Георга Бюхнера, самое короткое произведение которого было лозунгом-воплем: "Мир хижинам, войну - дворцам!", в легко узнаваемый абсурд пригородных, как их называют во Франции "зон беззакония", где все человеческое захлебывается сточными водами извращенных отношений. Самой удачной, пожалуй, находкой Томаса Остермайера, было введение в контекст пьесы французского исполнителя рэпа "Спайка" и его группу танцоров? Но в целом пьеса отзывалась и аукалась, как ни странно и Феллини, и Гроссом, что впрочем - сочетаемо.
Хотя Георга Бюхнера и считают отцом и создатель реалистической драмы, он скорее предтеча Кафки и Брехта. И это удивительно, ведь драматург, проживший всего 24 года, родился в 1813 году! В 1925 году австрийский композитор Антон Берг написал на текст Бюхнера оперу "Войцек".
Пьеса Георга Бюхнера была показана в Авиньоне во вторник вечером, вчера французская пресса уделила ей немало внимания, но, избалованные дюжиной смелых интерпретаций, театральные критики поставили Томасу Остермайеру - тройку с плюсом.
Сергей Юрьенен: В Чехии, в Карловых Варах, со 2 по 10 июля проходил 39-ый Международный кинофестиваль. 250 фильмов, 123 тысячи зрителей. На фестивале было аккредитовано около десяти тысяч человек, большинство из них - студенты и старшеклассники чешских школ. Этим Карловарский фестиваль и отличается от других - аудиторией и атмосферой творческой и живой.
Наш корреспондент, кинодраматург Нелли Павласкова.
Нелли Павласкова: Именно благодаря этой атмосфере, переполненным залам и публике, хорошо подготовленной для восприятия даже самых "трудных" фильмов, Карловы Вары за последние десять лет стали широко известны в кинематографическом мире - от Парижа до Лос-Анджелеса. Кинозвезды, впервые приезжающие в Вары, поражены сначала самим городом-курортом, не похожим ни на один из городов мира, а затем приемом своих картин. Об этом говорили и Жаклин Биссет, и Харви Кейтель, награжденный при открытии фестиваля призом за выдающийся вклад в киноискусство. Роман Поланский, получивший тот же приз под занавес, хорошо знает чешских профессионалов. Поэтому он выбрал киностудию Баррандов для съемок своего нового фильма "Оливер Твист". В Праге снимается сейчас и другая суперзвезда фестиваля - американский актер Илайя Вуд - знаменитый хоббит Фродо из трилогии "Властелин колец". Вуд отлучился со съемок на два фестивальных дня. Ради него в Вары прибыли поклонницы из Австрии, Германии, Италии, Испании, которые с визгом гонялись за кумиром. Илайя Вуд оказался стоиком и выполнил свою фестивальную программу, представив новый американский фильм со своим участием - "Вечный свет чистой мысли".
Кинозвезды-женщины фестиваля - Флоринда Болкан, член главного жюри, и Жаклин Биссет, которая в свои почти 60 выглядит почти так же, как в "Человеке из Акапулько" и в "Американской ночи ". Веселая, живая, общительная: В чем секрет ее вечной молодости? - "Каждый день своей жизни старайтесь найти любовь и страсть " - вот рецепт Жаклин Биссет.
На фестивале побывали оба чешских президента - Вацлав Гавел (бывший) и Вацлав Клаус - нынешний. Гавел провел в Карловых Варах три первых дня, Клаус - три последних. Показанный здесь победитель Каннского фестиваля, скандально-знаменитый " Фаренгейт 9/11" президентам не понравился. Оба сошлись на мнении, что фильм антихудожествен и неправдив. Ну, а какой была конкурсная программа? Директор фестиваля Эва Заоралова.
Эва Заоралова: Я думаю, что фестиваль прошел успешно. Зрители и критики его хвалили. В прошлом году было меньше звезд, зато самая лучшая конкурсная программа. В этом году карта перевернулась: в конкурсе состязались фильмы приглаженные, правильные, но никого не удивляющие: не плохие, но холодные. Не было фильма, который захватил бы всех, не было яростных споров о том, кто будет победитель. Фестиваль с прохладцей ожидал решения жюри и принял его равнодушно.
Мне было очень неприятно, что фильм Валерия Тодоровского "Мой сводный брат Франкенштейн" не получил приза жюри. Голоса Владимира Машкова, члена жюри, было недостаточно, несмотря на то, что Машков очень хорошо работал в жюри и был настоящей звездой фестиваля.
Нелли Павласкова: Почти все картины конкурсной программы были посвящены детям и подросткам. На экране Карловарского фестиваля мы увидели детей уличных, детей, умственно отсталых, подростков-даунов. Это - отмеченный призами за лучшую режиссуру и лучшую женскую роль испанский фильм "Леон и Ольвидио" режиссера Хавье Бермудеза. Мы видели детей-хулиганов в российском фильме Светланы Стеценко "Ангел на обочине", который был показан в секции "На Восток от Запада").
Во французском фильме режиссера дебютанта Кристофа Барратье воспитатель школы для трудных подростков сумел завоевать авторитет при помощи музыки, которую сам сочинял. Воспитатель создал хор, открыл таланты, сумел убедить трудновоспитуемых своей добротой и коллективным пением. Одного, самого маленького и трогательного подопечного воспитатель усыновил, другой - чего в кино не бывает - стал знаменитым дирижером. "Хористы" - так называется этот французский фильм - он был особенно тепло принят зрителями. Но никакого приза в Карловых Варах не получил.
(Сцена из фильма)
Германия тоже привезла фильм о подростках. Набранных в секретную школу для подготовки нацистской элиты "Напола" - так называется эта картина о молодежи в Третьем рейхе. Исполнитель главной роли молодой немецкий актер Макс Риммельт получил приз за лучшую мужскую роль.
Главный приз фестиваля "Хрустальный глобус" тоже достался фильму о детях - заброшенных детях неапольских улиц. Неаполь здесь не лачуги времен неореализма, не белье на веревках, а безликие новые районы с высотными домами, фонтанами и спортплощадками. Но суть все та же - по бетонным джунглям носятся все те же подростки без присмотра и призора, на спор перебегают автостраду, проявляют интерес к наркотикам и тому, что плохо лежит на прилавках. Главный герой - одиннадцатилетний Розарио совершает в финале заказное убийство по заданию каморры - неапольской мафии. Несмотря на драматизм пересказа, фильм-призер был, видимо, одним из самых скучных картин Карловарского фестиваля, его создатели - шестидесятилетние братья-близнецы Андре и Антони Фрацци. Это их второй фильм.
(Сцена из фильма)
Вне конкурса на 39-м Карловарском был показан яркий антиклерикальный фильм Педро Альмодовара "Дурное воспитание", где изображен растленный священнослужитель-педофил. Говорит испанский актер Феле Мартинез, снявшийся в роли кинорежиссера, которого в детстве в школе иезуитов обучал педагог-педофил:
Феле Мартинез: Фильм "Дурное воспитание" направлен не против католической церкви, а против ее служителей, занимающихся педофилией. Надругательство над детьми - актуальная тема, а Педро Альмодовар любит актуальность. Архиепископы Испании, узнавая о случаях педофилии, стараются заткнуть рот родителям пострадавших мальчиков, убеждая их в том, что раны лучше всего лечить молчанием. Испанская католическая церковь еще ни разу не выплатила компенсацию пострадавшим - в отличие от того, что происходит в США. Там уже несколько церквей разорилось из-за уплаты компенсаций, которые потребовали родители пострадавших мальчиков.
Нелли Павласкова: Второй по значимости приз жюри был вручен хорватско-боснийскому фильму "Здесь" режиссера Зинка Огреста. Тема сродни российскому фильму "Мой сводный брат Франкенштейн" режиссера Валерия Ходорковского, который был награжден призом кинокритики "Фипреси". Надо сказать, "Франкенштейн" считался фаворитом фестиваля. Возможно, фильму помешала некоторая драматургическая неясность основного конфликта. Одни считали, так было заявлено и в каталоге, что смысл фильма в том, что совестливая интеллигентная семья приняла в свое лоно чужого человека, утверждающего, что он - незаконный сын главы семьи. Семья обласкала самозванца, сочувствуя его страданиям, его увечью, полученному на войне, вероятно чеченской, а новоявленный сын оказался опасным психопатом. Психику искалечила война. Врачи не долечили. Другая точка зрения на фильм диаметрально противоположная. Говорит режиссер Сергей Лозница, его документальный фильм "Пейзаж" был показан в секции "На Восток от Запада"
Сергей Лозница: Я только что посмотрел и под очень сильным впечатлением. Очень точно описана ситуация - атмосфера Москвы, как большого и циничного года. И людей, которые совершают, вообще людей не проявленных. Они все по-разному совершают подлость по отношению к человеку, который в жизни определился. Этот парень уже определился, у него четкие критерии. И для нас, для меня этот парень - позитивный герой, он для меня герой в фильме, и он мне импонирует, я с ним, хотя понятно, что он страшное порождение этой войны, которая упала на голову людям, которые не хотят этого замечать. Ах, вы не хотите замечать? Получите! Я думаю, что это настолько точное описание того, что происходит сейчас, поэтому меня взволновало - это настолько смело и очень честно.
Это как раз та подлинность, которая есть. Этот сын, который совершает подлость, нанимает бандитов. И потрясающий ход, когда Франкенштейн узнает, этот Павлик узнает, что наняли бандитов и нанял его брат сводный. И вдруг, он действительно нравственен, то есть поступает нравственно, хотя мы не знаем, что стоит за его поступками, может быть, например, прямая логика - свой не может продать, и он не верит этим парням, которых наняли. Но вот такой поступок, когда он приходит и просто говорит, что ожидает какая-то опасность тебя и успокаивает своего брата после такого известия о предательстве, нами воспринимается как нравственный поступок, хотя его логика может быть совсем иной.
Очень интересная картина. То, о чем говорил на пресс-конференции Света Сикора, что этот человек - порождение войны, он получился в фильме гораздо более нравственным. Он ужасен, речи вообще нет об этом, это все страшно, но по сравнению с хором московским, эта вся семья, эти люди, которые где-то там случаются в каких-то эпизодах, друзья, знакомые - это хор. Он однообразный, это хор одинаково не проявленных людей, скользких, поверхностных иногда, подлых местами, способных на разные подмигивающие поступки. И этот парень - это определенная, четкая, стержневая линия поведения, у него очень четкие взгляды на все. Конечно, это импонирует. Так вот этот фильм - это боль о той войне и о том, что эта война порождает, что она никого, пусть общество будет равнодушным к этой войне, хорошо, вы равнодушны, получите за свое равнодушие полной мерой.
Нелли Павласкова: Сергей Лозница. Сам он упорно ищет свой собственный киноязык и стиль, тонко сочетая визуальный ряд, изображения серого провинциального городка России, морозного дня, лиц горожан, обрывки разговоров.
Говоря о российских картинах, тут успех выпал на долю Павла Медведева. Его фильм "Свадьба тишины" получил главный приз в конкурсе документальных фильмов. Фильм о глухонемых людях, живущих в мире тишины. Матери не слышат голоса своих детей, мужчины грохота сварочного цеха, где рождается огромный колокол для храма. Но на свадьбе глухонемых так же весело, как и на любой обычной. Люди улыбаются, оживлено жестикулируют, а тишину за столом нарушает лишь звон бокалов.
На меня большое впечатление произвел фильм Андрея Осипова "Страсти по Марине" о жизни и смерти Марины Цветаевой.
(Сцена из фильма)
несколько слов о российском фильме, показанном в секции "Особое событие". Его режиссером был член Большого жюри Владимир Машков. Фильм называется "Папа", снят по пьесе Александра Галича "Матросская тишина". Больше десяти лет играл Машков в театре роль отца героя пьесы, блестящего скрипача Давида. Теперь он сыграл эту же роль в своем же фильме, действие которого охватывает период советской жизни с 29 по 44 год, со всеми страданиями и бедами.
(Сцена из фильма)
На Карловарском как всегда было много приемов и раутов, но этом году в разговоры о фильмах примешивалась тревога хозяев, поскольку фестиваль проходил в обстановке, когда пало правительство. Проливные дожди внезапно затопили компьютерную систему продажи билетов. Абсолютно в стиле криминальных фильмов произошло ночное ограбление отеля, где жили самые важные гости. Грабители в масках взломали кассу и похитили у портье 730 тысяч крон. Потом еще один переполох: неизвестная телекомпания из города Великий Новгород во время демонстрации фильма "Мой сводный брат Франкенштейн" пыталась прямо в зале вести пиратскую съемку. Дирекции пришлось вмешаться. Говорит Эва Заоралова.
Эва Заоралова: Во время журналистского показа фильма Тодоровского меня предупредили, что чья-то профессиональная камера на штативе снимала весь фильм. Через два часа виновник нашелся и был очень удивлен, что это запрещено. На второй день то же самое, но с другим фильмом проделало агентство "Рейтер". Это новое явление меня удивляет, оказывается, на других фестивалях это стало проблемой - борьба с пиратством. Нам тоже, видимо, придется в будущем принять строгие меры.