Говорит радио "Свобода". "Россия вчера, сегодня, завтра." У микрофона в Праге Анатолий Стреляный с передачей "Ваши письма".
Один коммунист из Татарстана прислал письмо, в которое вложен красивый открыточный портрет руководителя компартии России Геннадия Зюганова. На портрете - размашистый отзыв об этом человеке. Первые два слова непристойные, остальные такие: "Позор В.И. Ленина и всех честных людей нашей страны."
Не пойму я этих "честных людей"... По крайней мере, некоторых из них. Что же вы нам-то, на радио "Свобода", жалуетесь на своих вождей? Есть ведь газета "Правда" (как бы не две), есть "Советская Россия", есть "Завтра", немало областных и множество районных того же направления. Хотя понять этих людей, пожалуй, можно: все так перепуталось, что "Правда" теперь выступает против очернения Иисуса Христа, напоминает своим читателям , что у них должно быть чувство греха перед Господом, иначе коммунизм в России не возобновится.
К сведению тех наших слушателей, которые жалуются нам на телевизионную рекламу в России, сообщаю о замысле Вадима Анатольевича Быкова, жителя Петербурга. Господин Быков предлагает создать Всемирную видеосеть. Замысел прост и грандиозен. "Возьмите карту мира, - пишет автор, - соедините крупные города между собой линиями, и вы увидите, как будут связаны операционные центры Всемирной видеосети, в которых разместится все обилие видеопродукции, которую производят и хранят в видеотеках теле- и киностудии. Всем нам знакома ситуация, когда усаживаешься перед телевизором, начинаешь бегать по каналам и вскоре с досадой убеждаешься, что смотреть нечего. Когда будет создана Всемирная видеосеть, зритель получит возможность выбирать для себя и своей семьи зрелища по своему усмотрению. Из видеоматериала всей планеты он будет создавать собственное телевидение в своем доме, не похожее на телевидение соседей. "
К этому письму приложен чертеж и копия заявления в Российский комитет по патентам и товарным знакам, содержащее просьбу о выдаче патента. Тот, кто доживет до осуществления вашего замысла, господин Быков, сможет убедиться в том, чего не хотят сейчас знать и признавать многие наши слушатели. Они не хотят знать, что современное телевидение - очень дорогая штука. Лишить его доходов от рекламы можно, но тогда надо повысить налоги, а население на это не согласно. Сами эти слушатели не согласны. А главное - не хотят эти наши слушатели признать, что только потому так много рекламы на телевидении, что ее смотрят массы - смотрят и охотно покупают все эти сладости, порошки и прокладки, и тем самым оправдывают затраты рекламодателей. Я не думаю, что после того, как благодаря господину Быкову из Петербурга, выбор зрелищ расширится практически до бесконечности, затраты на телевизионную рекламу перестанут окупаться. Как смотрели ее, так и будут смотреть.
Виталий Петрович Дугин, в свою очередь, предлагает народам бывшего Советского Союза "построить,“ - цитирую, -“ государство без мафии, воровства и коррупции." Для этого надо, по его мнению, жестко связать оклады чиновников и депутатов с национальным доходом. Он пишет: "Пусть за каждый процент роста национального дохода увеличивается доход каждого слуги народа на один его годовой оклад." Господин Дугин считает, что "эта идея является“, - как он пишет, - новой идеей в истории построения государства."
Вынужден огорчить вас, Виталий Петрович. Идея стара, как мир. Мне еще не попадалась ни одна идея нового общественного устройства, которой было бы меньше двух тысяч лет. Как мир стара и сама идея, что с общественным устройством на Земле не все ладно из-за нехватки хороших идей. Слуги народа злоупотребляют своим положением всегда и всюду, меньше - там, где больше свободы. Точно установлена только эта закономерность. Чем свободнее общество, в котором живет человек, тем меньше он зависит от слуг народа. Иной слуга и рад бы что-то с него содрать, да не за что (почти не за что).
Не разберу фамилию: то ли Демьяненко П., то ли Белининенко П. из Киевской области. Пишет мне: "Я Вас считаю умным человеком, ведь сочинять столько писем - то, наверное, и великий брехун-Мюнхаузен позавидовал бы вам , если бы дожил до ваших времен." Когда я прочитал эти слова, то сразу вспомнил свою сельскую соседку доярку Пашу. Ее родич купил телевизор, она пришла смотреть - первый раз в жизни. Показывали соревнование гимнасток. Девочки прыгали, кувыркались, гнулись, как резиновые. Паша посмотрела и сказала: "То ж брешуть, гады. Всэ намалевано."
Автор этого письма ругает НАТО, хвалит Советский Союз, считает, что - цитирую - "необходимо людей не в капитализм тянуть, а усовершенствовать социализм", требует, чтобы я не мешал ему и всем другим "честным людям" это делать. Пишет: "Вы копаетесь в грязном белье сталинских времен и считаете, что перевоспитываете нас против тех времен, что были вчера. Сразу скажу - ошибаетесь. В Божьем коране сказано: "Все - от Бога и власть от Бога, а кто против власти, тот против Бога." Это не мешает господину Демьяненко славить большевиков, которые свергли первую в истории России демократическую власть, и быть против нынешней российской власти. Именно против российской, против ельцинской, хотя живет он на Украине. Многие из живущих на Украине еще не привыкли, что Советского Союза давно нет, что Украина и Россия - разные страны, всерьез разные. Бывает, что только в конце письма, в котором разносят российскую власть, выясняется, что автор безвыездно живет в Марефе Харьковской области или Крыжополе - Винницкой. С жителями России такого не бывает. Уж если россиянин пишет мне, что он думает про Ельцина, то можно быть твердо уверенным: Кучму он при этом не подразумевает.
Когда государство перестало интересоваться, кто во что верит, когда такие люди, как господин Демьяненко, стали устраиваться со своей верой, как им удобнее, то первое, что они сделали - отказались от мнения, что нет зловредных наций и, конечно, сразу их обнаружили, а второе - дополнили, как видим, свою веру в коммунизм верой в Бога: начисто забыли ленинский завет, согласно которому верить в коммунизм - значит, прежде всего, верить, что Бога нет. Все это произошло с ними незаметно для них самих. Если бы господин Демьяненко заметил, ЧТО с ним произошло, он, наверное, не писал, что Ельцин поменял свои коммунистические убеждения, как перчатки. Сам ведь тоже поменял.
Влада Баринова, 25 лет, из Кишинева: " Я родилась в Молдове, по паспорту украинка , родной язык русский. Мой дедушка - коммунист, в свое время приехал в Молдавию по распределению, честно трудился, пользовался заслуженным уважением и любовью среди людей, был избран (снизу!) председателем колхоза, имеет награды. Мама - общественница по натуре,всегда в первых рядах. Таким образом, коллективизм - не стадное чувство, а здоровый коллективизм! - я впитала, что называется, с материнским молоком. Поэтому нынешнее жлобство, когда каждый за себя и для себя..." Тут три точки. "Когда существовал Советский Союз, у меня была родина, любовь к которой прививалась с детства и была искренней. И сердце замирало от волнения во время исполнения гимна, и гордость охватывала за наши победы в спорте и науке, нашу дружбу между народами ( так и было, я это видела, и не врите, что это была дружба из-под палки!!!)" Тут три восклицательных знака. "Я видела нашу взаимовыручку и взаимопомощь, так как воспитывали, что человек человеку - друг. А теперь? Могу ли я назвать Родиной место, где чувствую себя человеком второго сорта? На работу нас, русских, стараются не брать, а если идет сокращение, то в первую очередь избавляются от нас, русских. К вузам не подступишься. Количество бесплатных мест с русским языком обучения мизерно, и те куплены. Правда, платно еще можно учиться. Но где взять честному человеку тысячу долларов в год, если средняя зарплата - 50 долларов в месяц? Русские школы закрывают одну за другой. К чему я все это пишу?“ - продолжает Влада Баринова из Кишинева. "Если в США спецслужбы такие умные и сильные, что им удалось развалить СССР (то, что это произошло с их подачи и их помощников, в том числе с территории СССР, - факт),“ - пишет она в скобках, -“ то хватит ли у них ума понять, что терпение человека, загнанного в угол и оставшегося без средств к существованию, не бесконечно? Каков их прогноз? Как вы думаете: как в конечном счете поведут себя социально не защищенные люди? Ведь лучше умереть на баррикадах за правое дело, чем подыхать с голоду загнанным бараном без роду, без племени. Благодарю вас за то, что у вас хватило терпения дочитать письмо до конца. "
Уважаемая госпожа Баринова, мы рады, что вы теперь - наша новая слушательница. Хорошо, что ваша мама, ваш дедушка могут быть вами довольны. Что может быть утешительнее на старости лет? Интересно было читать ваше письмо - письмо человека, который такого высокого мнения о Советском Союзе , и в то же время думает, что эту силищу могли сломить иностранные спецслужбы. Дружба народов - большое дело, сегодня это яснее, чем вчера. Вам не было бы так плохо там, где вы живете, если бы дружба советских народов была действительно свободной. И в России не было бы столько беженцев из бывших братских республик... Многие из этих беженцев, впрочем, пишут нам то же, что и вы. "Никакой вражды между нациями в советской стране не было,“ - говорится в одном письме, женском. " Это вы все нарочно придумываете, разъединяете людей." Нисколько не удивлюсь, если через какое-то время эта женщина напишет, что и беженцев никаких не было, что мы их нарочно придумываем, что и ее сегодняшнее письмо на "Свободу" мы придумали. Вы, госпожа Баринова, опять скажете, что я вру, но у вас есть возможность проверить: и при советской власти молдаване жаловались - приглушенно, конечно, - на бесцеремонность русских в Молдавии, а русские - чуть громче - на молдаван, которые не слишком бурно выражают дружеские чувства к ним. Я помню такие письма, сам читал. Из редакций центральных газет самые резкие из них , тайком от рядовых сотрудников, пересылали в КГБ. Зная это, мы старались такие письма "терять."
Вы спрашиваете, хватит ли у американских спецслужб ума понять, что терпение обездоленных русских в Молдове не безгранично, и какие на сей счет прогнозы дают эти службы своему правительству. Я понимаю, что ответа вы не ждете, вопрос задаете в порядке борьбы с нами, но пару слов все-таки скажу. Я не читал этих прогнозов, но если судить по американской печати, прогнозы не такие мрачные, как ваш, хотя все отдают себе отчет в том, что к прогнозам нужно относиться с осторожностью. Советология ( западная наука о Советском Союзе) не предвидела, что он перестанет существовать еще до конца ХХ века. Она тяжело пережила свое поражение. Общим было мнение, что не стоит даже гадать об отпущенных Советскому Союзу сроках - таким устойчивым казалось это образование. Наилучшим оракулом оказался московский студент-историк, ныне покойный, Андрей Амальрик. В 1969 году, в вашем,кстати, возрасте, он написал маленькую книгу, которая привела его за колючую проволоку: "Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?" Не просуществует, ответил он на этот свой вопрос. Такой счастливый, с его точки зрения, поворот всемирной истории он, конечно, связывал не с деятельностью западных спецслужб, а с рядом непреодолимых обстоятельств. Тут и самоубийственная бесплодность такого общественного устройства, как социализм, и то, что Советский Союз представлял собою империю и просто не мог не разделить судьбу всех империй. В империях союзы народов основаны на принуждении, а оно не бывает вечным.
Николай Бухтеев из Макеевки Донецкой области: "Ваши передачи - передачи невольникам и заложникам прошлого, настоящего и будущего. Они горьки, необходимы и полезны. Вместе с тем, вызывает смущение, что вы сеете разрыв-траву национального - это ведь родной брат национализма. Вы хорошо осведомлены, что посевы национального - это отсевы рационального в любом измерении - чисто человеческом, политическом, философском." Автор приводит в пример Чечню, Югославию, Украину, которую называет "самоучителем хождения по граблям." Пишет: "Анатолий Иванович, вы также сведущи и в том, что национальное - самое опасное явление в человеческой истории, но особенно в наши дни, когда мы брошены в закипевший котел. Тогда зачем вы так щедро и талантливо культивируете все национальное?"
Надеюсь, автор не обидится, если я перескажу его письмо такими словами, чтобы оно было понятно всем. Он хочет сказать, что как только в человеке слишком горячо заговорит национальное чувство, он перестает здраво рассуждать. Бывает и наоборот: как только человек перестает здраво рассуждать, в нем начинает слишком горячо говорить национальное чувство. Самое глупое и самое опасное, что произносит тогда человек , - выражения вроде таких: "все чеченцы плохие" ( или "только чеченцы плохие"), как и наоборот: "все чеченцы хорошие" (или "только чеченцы хорошие"), "все русские", "все украинцы", "все евреи" и так далее. Бывает, что слишком горячо национальное чувство заговорит в человеке от обиды, от тревоги за свое племя - как бы оно не исчезло, не растворилось в другом племени. Он и в этом случае перестает здраво рассуждать, но ему можно скорее посочувствовать. Однако, тут очень тонкая грань. Если будешь сочувствовать слишком горячо, он или кто-нибудь другой может понять тебя так, что и ты сдвинулся на его манер. Вообще, где горячо, там всегда опасно, не зря в Америке выпускают такие спички, которые гаснут, едва успеешь прикурить. О детях думают.
Мне очень жаль, Николай, что я своим сочувствием национальному делу украинцев, чеченцев, белорусов невольно дал вам повод написать мне такое письмо. Я назвал эти три нации, потому что письма о них и от них чаще всего звучат на волнах "Свободы" (говорю о письмах, в которых присутствует "национальный вопрос"). Боюсь опять смутить вас, но скажу все-таки и про обратную, положительную, сторону явления, которое огорчает нас обоих. Сугубая занятость национальным началом, своим и чужим, означает сугубый интерес к национальному, своему и чужому! Самое интересное существо для человека - другой человек. Самое интересное для одной нации - другая нация. Это как раз и проявляется, пусть нехорошо и подчас опасно, в пересудах, сплетнях и мифах.
Из Петербурга - Екатерина Николаевна Горностаева: "Здравствуйте, господин Анатолий Стреляный! Я удивляюсь, как вы все критикуете Советский Союз, а сами уже такого натворили: сколько людей погибло за эти годы, сделали почти всех нищими. Эту жизнь ведь вы сделали. Сами разъезжаете по заграницам, по курортам, хорошо лечитесь, а люди нищенствуют. Сделали страшную жизнь для простых людей и радуетесь. Чуть что, хитрите, машете Тридцать Седьмым годом. Да, наверное, и такое было, к сожалению. но зачем же теперь на этом хитрить, обманывать народ-то? Тогда сами будьте честными. Народ недоволен. Да, в магазинах полно, но в карманах пусто, не все ведь умеют воровать, как вы, "демократы". Хороша демократия! Только и слышишь: там убили, там убили. Уж на что чарующий голос у Инны Светловой - и ту убили. Ох, ну и ну! Сами разъезжаете на "Мерседесах" и знай критикуете советский строй. Ладно, продолжайте хитрить и дальше. Уже и на лекарства сделали астрономические цены, чтобы большинство людей умерло. "Спасибо"!"
Ценность таких писем я вижу в том, что их пишут не задумываясь, так, как ругаются, ушибшись о камень, поэтому и оглашаю их, хотя не все меня одобряют за то, что оставляю их без должного сопровождения.
"Ужасно надоели все эти "совки", "комми" и тому подобное,“ - пишет Николай Николаевич Драгун, он тоже из Петербурга. "У нас, в Питере, я почти ежедневно, по пути на работу, сталкиваюсь с пикетом коммунистов у Финляндского вокзала. Толпятся под красным стягом, раздают листовки, кричат в мегафоны, их речи явно подстрекательские, провокационные, они открыто призывают к свержению нынешней власти. И многие, к сожалению, к ним прислушиваются. Больно и противно на все это смотреть."
А я, господин Драгун, иначе смотрю на этих людей. Вот вышли выразить себя, свое мнение, по собственному почину... Никто им не велел, никто не будет давать им отгулы за это или какие-то иные поблажки, а они организовались, вышли. Значит, во-первых, не боятся, как боялись раньше, при своей, при рабоче-крестьянской, власти, - ни за себя не боятся, ни за детей, у кого есть, ни за внуков, кто до них дожил. Во-вторых, имеют уже вкус к новой жизни, раз так ею пользуются. Народ действительно распрямляется. При Брежневе попробовала бы председательская дочка из Молдавии написать за границу что-то такое критическое о советской действительности, какое сегодня пишет его внучка, да не просто за границу, а на радио "Свобода", - отец сразу бы перестал быть председателем, а ей пришлось бы заниматься общественной работой в одном из пермских лагерей или в психушке.
"Зачем вы, господин Стреляный, поливаете грязью прошлые времена нашей жизни, ведь при советской власти было много положительного и народ чувствовал себя более свободно, чем сейчас. Ведь недаром процентов 70 готовы вернуться в те времена." Подпись: "Простые люди".
"Простые люди" преувеличивают: не 70 процентов, а меньше тридцати, но и это очень много. Они могли бы и сами вернуться, и остальных вернуть, но это, в основном, не самая деятельная часть населения.
В одной кипе с письмом за подписью "Простые люди" - письмо Эльвиры Бершадской: " Очень беспокоит меня, как рьяно вы, "Радио "Свобода", принялись клевать молодые ростки российской демократии. Вы ведь знаете, как никто другой, как медленно и тяжело будет развиваться Россия. " Госпожа Бершадская резко отзывается о людях, которые были всей душой за демократию, а когда она стала делать первые сбивчивые шаги, сразу разочаровались в ней, обозвали ее "дерьмократией" и все докладывают и докладывают стране и миру о своем новом "диссидентстве", как о большой заслуге перед человечеством. " Эти люди,“ - пишет Бершадская, - напоминают мне мальчишек, которые усердно ворошили палками огромную муравьиную кучу, а как только муравьи полезли им на ноги, наши герои завопили: "Мама!"
Уважаемая госпожа Бершадская, ясно, что нужно делать, чтобы вы больше не могли упрекнуть нас в нападках на молодую российскую демократию: сделать так, чтобы людей, которые вопят: "Мама!", не было слышно на волнах радио "Свобода". И тех, кто не ворошил муравьиную кучу, а просто доверчиво ждал, что сразу после того, как в России объявят демократию, их жизнь станет лучше... Но от этого они ведь никуда не денутся со своим разочарованием. Они останутся в жизни, которую мы обязаны показывать такой, какая она есть, если хотим, чтобы нас слушали.
Еще одно не подписанное письмо, тоже от "простых людей": " Уважаемый господин Стреляный, к Вам наша просьба - просьба всех простых людей . Разъясните нам, почему в России лица, развязавшие войну в Чечне, не понесли никакой ответственности. Их надо судить , а Чечне дать свободу, она этого добилась с оружием в руках. Эти лица всем известны, и никто их не привлекает. Вот этот вопрос всех простых людей России просим не оставить без ответа."
Уважаемые господа "простые люди", написавшие это письмо! Если бы действительно все простые люди России думали, как вы, то не было бы самого разговора о виновниках войны в Чечне - по той причине, что не было бы этой войны.
Закончился очередной выпуск радио "Свобода" "Россия вчера, сегодня, завтра". Режиссер Аркадий Пильдес, редактор и ведущий Анатолий Стреляный.
Один коммунист из Татарстана прислал письмо, в которое вложен красивый открыточный портрет руководителя компартии России Геннадия Зюганова. На портрете - размашистый отзыв об этом человеке. Первые два слова непристойные, остальные такие: "Позор В.И. Ленина и всех честных людей нашей страны."
Не пойму я этих "честных людей"... По крайней мере, некоторых из них. Что же вы нам-то, на радио "Свобода", жалуетесь на своих вождей? Есть ведь газета "Правда" (как бы не две), есть "Советская Россия", есть "Завтра", немало областных и множество районных того же направления. Хотя понять этих людей, пожалуй, можно: все так перепуталось, что "Правда" теперь выступает против очернения Иисуса Христа, напоминает своим читателям , что у них должно быть чувство греха перед Господом, иначе коммунизм в России не возобновится.
К сведению тех наших слушателей, которые жалуются нам на телевизионную рекламу в России, сообщаю о замысле Вадима Анатольевича Быкова, жителя Петербурга. Господин Быков предлагает создать Всемирную видеосеть. Замысел прост и грандиозен. "Возьмите карту мира, - пишет автор, - соедините крупные города между собой линиями, и вы увидите, как будут связаны операционные центры Всемирной видеосети, в которых разместится все обилие видеопродукции, которую производят и хранят в видеотеках теле- и киностудии. Всем нам знакома ситуация, когда усаживаешься перед телевизором, начинаешь бегать по каналам и вскоре с досадой убеждаешься, что смотреть нечего. Когда будет создана Всемирная видеосеть, зритель получит возможность выбирать для себя и своей семьи зрелища по своему усмотрению. Из видеоматериала всей планеты он будет создавать собственное телевидение в своем доме, не похожее на телевидение соседей. "
К этому письму приложен чертеж и копия заявления в Российский комитет по патентам и товарным знакам, содержащее просьбу о выдаче патента. Тот, кто доживет до осуществления вашего замысла, господин Быков, сможет убедиться в том, чего не хотят сейчас знать и признавать многие наши слушатели. Они не хотят знать, что современное телевидение - очень дорогая штука. Лишить его доходов от рекламы можно, но тогда надо повысить налоги, а население на это не согласно. Сами эти слушатели не согласны. А главное - не хотят эти наши слушатели признать, что только потому так много рекламы на телевидении, что ее смотрят массы - смотрят и охотно покупают все эти сладости, порошки и прокладки, и тем самым оправдывают затраты рекламодателей. Я не думаю, что после того, как благодаря господину Быкову из Петербурга, выбор зрелищ расширится практически до бесконечности, затраты на телевизионную рекламу перестанут окупаться. Как смотрели ее, так и будут смотреть.
Виталий Петрович Дугин, в свою очередь, предлагает народам бывшего Советского Союза "построить,“ - цитирую, -“ государство без мафии, воровства и коррупции." Для этого надо, по его мнению, жестко связать оклады чиновников и депутатов с национальным доходом. Он пишет: "Пусть за каждый процент роста национального дохода увеличивается доход каждого слуги народа на один его годовой оклад." Господин Дугин считает, что "эта идея является“, - как он пишет, - новой идеей в истории построения государства."
Вынужден огорчить вас, Виталий Петрович. Идея стара, как мир. Мне еще не попадалась ни одна идея нового общественного устройства, которой было бы меньше двух тысяч лет. Как мир стара и сама идея, что с общественным устройством на Земле не все ладно из-за нехватки хороших идей. Слуги народа злоупотребляют своим положением всегда и всюду, меньше - там, где больше свободы. Точно установлена только эта закономерность. Чем свободнее общество, в котором живет человек, тем меньше он зависит от слуг народа. Иной слуга и рад бы что-то с него содрать, да не за что (почти не за что).
Не разберу фамилию: то ли Демьяненко П., то ли Белининенко П. из Киевской области. Пишет мне: "Я Вас считаю умным человеком, ведь сочинять столько писем - то, наверное, и великий брехун-Мюнхаузен позавидовал бы вам , если бы дожил до ваших времен." Когда я прочитал эти слова, то сразу вспомнил свою сельскую соседку доярку Пашу. Ее родич купил телевизор, она пришла смотреть - первый раз в жизни. Показывали соревнование гимнасток. Девочки прыгали, кувыркались, гнулись, как резиновые. Паша посмотрела и сказала: "То ж брешуть, гады. Всэ намалевано."
Автор этого письма ругает НАТО, хвалит Советский Союз, считает, что - цитирую - "необходимо людей не в капитализм тянуть, а усовершенствовать социализм", требует, чтобы я не мешал ему и всем другим "честным людям" это делать. Пишет: "Вы копаетесь в грязном белье сталинских времен и считаете, что перевоспитываете нас против тех времен, что были вчера. Сразу скажу - ошибаетесь. В Божьем коране сказано: "Все - от Бога и власть от Бога, а кто против власти, тот против Бога." Это не мешает господину Демьяненко славить большевиков, которые свергли первую в истории России демократическую власть, и быть против нынешней российской власти. Именно против российской, против ельцинской, хотя живет он на Украине. Многие из живущих на Украине еще не привыкли, что Советского Союза давно нет, что Украина и Россия - разные страны, всерьез разные. Бывает, что только в конце письма, в котором разносят российскую власть, выясняется, что автор безвыездно живет в Марефе Харьковской области или Крыжополе - Винницкой. С жителями России такого не бывает. Уж если россиянин пишет мне, что он думает про Ельцина, то можно быть твердо уверенным: Кучму он при этом не подразумевает.
Когда государство перестало интересоваться, кто во что верит, когда такие люди, как господин Демьяненко, стали устраиваться со своей верой, как им удобнее, то первое, что они сделали - отказались от мнения, что нет зловредных наций и, конечно, сразу их обнаружили, а второе - дополнили, как видим, свою веру в коммунизм верой в Бога: начисто забыли ленинский завет, согласно которому верить в коммунизм - значит, прежде всего, верить, что Бога нет. Все это произошло с ними незаметно для них самих. Если бы господин Демьяненко заметил, ЧТО с ним произошло, он, наверное, не писал, что Ельцин поменял свои коммунистические убеждения, как перчатки. Сам ведь тоже поменял.
Влада Баринова, 25 лет, из Кишинева: " Я родилась в Молдове, по паспорту украинка , родной язык русский. Мой дедушка - коммунист, в свое время приехал в Молдавию по распределению, честно трудился, пользовался заслуженным уважением и любовью среди людей, был избран (снизу!) председателем колхоза, имеет награды. Мама - общественница по натуре,всегда в первых рядах. Таким образом, коллективизм - не стадное чувство, а здоровый коллективизм! - я впитала, что называется, с материнским молоком. Поэтому нынешнее жлобство, когда каждый за себя и для себя..." Тут три точки. "Когда существовал Советский Союз, у меня была родина, любовь к которой прививалась с детства и была искренней. И сердце замирало от волнения во время исполнения гимна, и гордость охватывала за наши победы в спорте и науке, нашу дружбу между народами ( так и было, я это видела, и не врите, что это была дружба из-под палки!!!)" Тут три восклицательных знака. "Я видела нашу взаимовыручку и взаимопомощь, так как воспитывали, что человек человеку - друг. А теперь? Могу ли я назвать Родиной место, где чувствую себя человеком второго сорта? На работу нас, русских, стараются не брать, а если идет сокращение, то в первую очередь избавляются от нас, русских. К вузам не подступишься. Количество бесплатных мест с русским языком обучения мизерно, и те куплены. Правда, платно еще можно учиться. Но где взять честному человеку тысячу долларов в год, если средняя зарплата - 50 долларов в месяц? Русские школы закрывают одну за другой. К чему я все это пишу?“ - продолжает Влада Баринова из Кишинева. "Если в США спецслужбы такие умные и сильные, что им удалось развалить СССР (то, что это произошло с их подачи и их помощников, в том числе с территории СССР, - факт),“ - пишет она в скобках, -“ то хватит ли у них ума понять, что терпение человека, загнанного в угол и оставшегося без средств к существованию, не бесконечно? Каков их прогноз? Как вы думаете: как в конечном счете поведут себя социально не защищенные люди? Ведь лучше умереть на баррикадах за правое дело, чем подыхать с голоду загнанным бараном без роду, без племени. Благодарю вас за то, что у вас хватило терпения дочитать письмо до конца. "
Уважаемая госпожа Баринова, мы рады, что вы теперь - наша новая слушательница. Хорошо, что ваша мама, ваш дедушка могут быть вами довольны. Что может быть утешительнее на старости лет? Интересно было читать ваше письмо - письмо человека, который такого высокого мнения о Советском Союзе , и в то же время думает, что эту силищу могли сломить иностранные спецслужбы. Дружба народов - большое дело, сегодня это яснее, чем вчера. Вам не было бы так плохо там, где вы живете, если бы дружба советских народов была действительно свободной. И в России не было бы столько беженцев из бывших братских республик... Многие из этих беженцев, впрочем, пишут нам то же, что и вы. "Никакой вражды между нациями в советской стране не было,“ - говорится в одном письме, женском. " Это вы все нарочно придумываете, разъединяете людей." Нисколько не удивлюсь, если через какое-то время эта женщина напишет, что и беженцев никаких не было, что мы их нарочно придумываем, что и ее сегодняшнее письмо на "Свободу" мы придумали. Вы, госпожа Баринова, опять скажете, что я вру, но у вас есть возможность проверить: и при советской власти молдаване жаловались - приглушенно, конечно, - на бесцеремонность русских в Молдавии, а русские - чуть громче - на молдаван, которые не слишком бурно выражают дружеские чувства к ним. Я помню такие письма, сам читал. Из редакций центральных газет самые резкие из них , тайком от рядовых сотрудников, пересылали в КГБ. Зная это, мы старались такие письма "терять."
Вы спрашиваете, хватит ли у американских спецслужб ума понять, что терпение обездоленных русских в Молдове не безгранично, и какие на сей счет прогнозы дают эти службы своему правительству. Я понимаю, что ответа вы не ждете, вопрос задаете в порядке борьбы с нами, но пару слов все-таки скажу. Я не читал этих прогнозов, но если судить по американской печати, прогнозы не такие мрачные, как ваш, хотя все отдают себе отчет в том, что к прогнозам нужно относиться с осторожностью. Советология ( западная наука о Советском Союзе) не предвидела, что он перестанет существовать еще до конца ХХ века. Она тяжело пережила свое поражение. Общим было мнение, что не стоит даже гадать об отпущенных Советскому Союзу сроках - таким устойчивым казалось это образование. Наилучшим оракулом оказался московский студент-историк, ныне покойный, Андрей Амальрик. В 1969 году, в вашем,кстати, возрасте, он написал маленькую книгу, которая привела его за колючую проволоку: "Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?" Не просуществует, ответил он на этот свой вопрос. Такой счастливый, с его точки зрения, поворот всемирной истории он, конечно, связывал не с деятельностью западных спецслужб, а с рядом непреодолимых обстоятельств. Тут и самоубийственная бесплодность такого общественного устройства, как социализм, и то, что Советский Союз представлял собою империю и просто не мог не разделить судьбу всех империй. В империях союзы народов основаны на принуждении, а оно не бывает вечным.
Николай Бухтеев из Макеевки Донецкой области: "Ваши передачи - передачи невольникам и заложникам прошлого, настоящего и будущего. Они горьки, необходимы и полезны. Вместе с тем, вызывает смущение, что вы сеете разрыв-траву национального - это ведь родной брат национализма. Вы хорошо осведомлены, что посевы национального - это отсевы рационального в любом измерении - чисто человеческом, политическом, философском." Автор приводит в пример Чечню, Югославию, Украину, которую называет "самоучителем хождения по граблям." Пишет: "Анатолий Иванович, вы также сведущи и в том, что национальное - самое опасное явление в человеческой истории, но особенно в наши дни, когда мы брошены в закипевший котел. Тогда зачем вы так щедро и талантливо культивируете все национальное?"
Надеюсь, автор не обидится, если я перескажу его письмо такими словами, чтобы оно было понятно всем. Он хочет сказать, что как только в человеке слишком горячо заговорит национальное чувство, он перестает здраво рассуждать. Бывает и наоборот: как только человек перестает здраво рассуждать, в нем начинает слишком горячо говорить национальное чувство. Самое глупое и самое опасное, что произносит тогда человек , - выражения вроде таких: "все чеченцы плохие" ( или "только чеченцы плохие"), как и наоборот: "все чеченцы хорошие" (или "только чеченцы хорошие"), "все русские", "все украинцы", "все евреи" и так далее. Бывает, что слишком горячо национальное чувство заговорит в человеке от обиды, от тревоги за свое племя - как бы оно не исчезло, не растворилось в другом племени. Он и в этом случае перестает здраво рассуждать, но ему можно скорее посочувствовать. Однако, тут очень тонкая грань. Если будешь сочувствовать слишком горячо, он или кто-нибудь другой может понять тебя так, что и ты сдвинулся на его манер. Вообще, где горячо, там всегда опасно, не зря в Америке выпускают такие спички, которые гаснут, едва успеешь прикурить. О детях думают.
Мне очень жаль, Николай, что я своим сочувствием национальному делу украинцев, чеченцев, белорусов невольно дал вам повод написать мне такое письмо. Я назвал эти три нации, потому что письма о них и от них чаще всего звучат на волнах "Свободы" (говорю о письмах, в которых присутствует "национальный вопрос"). Боюсь опять смутить вас, но скажу все-таки и про обратную, положительную, сторону явления, которое огорчает нас обоих. Сугубая занятость национальным началом, своим и чужим, означает сугубый интерес к национальному, своему и чужому! Самое интересное существо для человека - другой человек. Самое интересное для одной нации - другая нация. Это как раз и проявляется, пусть нехорошо и подчас опасно, в пересудах, сплетнях и мифах.
Из Петербурга - Екатерина Николаевна Горностаева: "Здравствуйте, господин Анатолий Стреляный! Я удивляюсь, как вы все критикуете Советский Союз, а сами уже такого натворили: сколько людей погибло за эти годы, сделали почти всех нищими. Эту жизнь ведь вы сделали. Сами разъезжаете по заграницам, по курортам, хорошо лечитесь, а люди нищенствуют. Сделали страшную жизнь для простых людей и радуетесь. Чуть что, хитрите, машете Тридцать Седьмым годом. Да, наверное, и такое было, к сожалению. но зачем же теперь на этом хитрить, обманывать народ-то? Тогда сами будьте честными. Народ недоволен. Да, в магазинах полно, но в карманах пусто, не все ведь умеют воровать, как вы, "демократы". Хороша демократия! Только и слышишь: там убили, там убили. Уж на что чарующий голос у Инны Светловой - и ту убили. Ох, ну и ну! Сами разъезжаете на "Мерседесах" и знай критикуете советский строй. Ладно, продолжайте хитрить и дальше. Уже и на лекарства сделали астрономические цены, чтобы большинство людей умерло. "Спасибо"!"
Ценность таких писем я вижу в том, что их пишут не задумываясь, так, как ругаются, ушибшись о камень, поэтому и оглашаю их, хотя не все меня одобряют за то, что оставляю их без должного сопровождения.
"Ужасно надоели все эти "совки", "комми" и тому подобное,“ - пишет Николай Николаевич Драгун, он тоже из Петербурга. "У нас, в Питере, я почти ежедневно, по пути на работу, сталкиваюсь с пикетом коммунистов у Финляндского вокзала. Толпятся под красным стягом, раздают листовки, кричат в мегафоны, их речи явно подстрекательские, провокационные, они открыто призывают к свержению нынешней власти. И многие, к сожалению, к ним прислушиваются. Больно и противно на все это смотреть."
А я, господин Драгун, иначе смотрю на этих людей. Вот вышли выразить себя, свое мнение, по собственному почину... Никто им не велел, никто не будет давать им отгулы за это или какие-то иные поблажки, а они организовались, вышли. Значит, во-первых, не боятся, как боялись раньше, при своей, при рабоче-крестьянской, власти, - ни за себя не боятся, ни за детей, у кого есть, ни за внуков, кто до них дожил. Во-вторых, имеют уже вкус к новой жизни, раз так ею пользуются. Народ действительно распрямляется. При Брежневе попробовала бы председательская дочка из Молдавии написать за границу что-то такое критическое о советской действительности, какое сегодня пишет его внучка, да не просто за границу, а на радио "Свобода", - отец сразу бы перестал быть председателем, а ей пришлось бы заниматься общественной работой в одном из пермских лагерей или в психушке.
"Зачем вы, господин Стреляный, поливаете грязью прошлые времена нашей жизни, ведь при советской власти было много положительного и народ чувствовал себя более свободно, чем сейчас. Ведь недаром процентов 70 готовы вернуться в те времена." Подпись: "Простые люди".
"Простые люди" преувеличивают: не 70 процентов, а меньше тридцати, но и это очень много. Они могли бы и сами вернуться, и остальных вернуть, но это, в основном, не самая деятельная часть населения.
В одной кипе с письмом за подписью "Простые люди" - письмо Эльвиры Бершадской: " Очень беспокоит меня, как рьяно вы, "Радио "Свобода", принялись клевать молодые ростки российской демократии. Вы ведь знаете, как никто другой, как медленно и тяжело будет развиваться Россия. " Госпожа Бершадская резко отзывается о людях, которые были всей душой за демократию, а когда она стала делать первые сбивчивые шаги, сразу разочаровались в ней, обозвали ее "дерьмократией" и все докладывают и докладывают стране и миру о своем новом "диссидентстве", как о большой заслуге перед человечеством. " Эти люди,“ - пишет Бершадская, - напоминают мне мальчишек, которые усердно ворошили палками огромную муравьиную кучу, а как только муравьи полезли им на ноги, наши герои завопили: "Мама!"
Уважаемая госпожа Бершадская, ясно, что нужно делать, чтобы вы больше не могли упрекнуть нас в нападках на молодую российскую демократию: сделать так, чтобы людей, которые вопят: "Мама!", не было слышно на волнах радио "Свобода". И тех, кто не ворошил муравьиную кучу, а просто доверчиво ждал, что сразу после того, как в России объявят демократию, их жизнь станет лучше... Но от этого они ведь никуда не денутся со своим разочарованием. Они останутся в жизни, которую мы обязаны показывать такой, какая она есть, если хотим, чтобы нас слушали.
Еще одно не подписанное письмо, тоже от "простых людей": " Уважаемый господин Стреляный, к Вам наша просьба - просьба всех простых людей . Разъясните нам, почему в России лица, развязавшие войну в Чечне, не понесли никакой ответственности. Их надо судить , а Чечне дать свободу, она этого добилась с оружием в руках. Эти лица всем известны, и никто их не привлекает. Вот этот вопрос всех простых людей России просим не оставить без ответа."
Уважаемые господа "простые люди", написавшие это письмо! Если бы действительно все простые люди России думали, как вы, то не было бы самого разговора о виновниках войны в Чечне - по той причине, что не было бы этой войны.
Закончился очередной выпуск радио "Свобода" "Россия вчера, сегодня, завтра". Режиссер Аркадий Пильдес, редактор и ведущий Анатолий Стреляный.