В программе участвует пресс-секретарь президента Киргизии Аскара Акаева Османакун Ибраимов. Приводятся отрывки из выступления президента Узбекистана Ислама Каримова на пресс-конференции во время его визита в Бишкек
Тенгиз Гудава:
Вновь мы возвращаемся к теме Талибана, религиозно-военно-политического движения в Афганистане. Похоже, это движение в гражданской войне с Северным Альянсом одерживает окончательную победу. Соответственно, талибы, о которых до недавней поры на Западе и в России были самые негативные представления, выходят на границы СНГ, в частности Таджикистана.
До недавней поры считалось, что это - самая большая катастрофа, которая может произойти для всей Центральной Азии, и Кремль, устами своего представителя Сергея Ястржембского даже угрожал превентивными ударами по базам Талибана в Афганистане. Сейчас Сергей Ястржембский летит в Пакистан с ясной целью - установить дипломатический контакт с движением Талибан.
В такт примирительным действиям Кремля, резко смягчились высказывания по отношению к талибам и президента Узбекистана Ислама Каримова, до недавнего - главного антагониста талибов в Центральной Азии. У Ислама Каримова были (и надо полагать, есть!) серьезные опасения против Талибана: ведь именно Талибан является спонсором движения "Исламский Узбекистан", возглавляемого Джумой Намангани и Тахиром Юлдашем. Боевики этого движения не скрывают своих целей свергнуть режим Каримова и установить в Узбекистане исламское государство. Казалось бы, в результате появления и укрепления Талибана прямо на пороге Ташкента, у узбекского президента появляются новые, еще более серьезные проблемы... Но неожиданно его тон отношения к грозной опасности меняется в сторону примирительного и почти добрососедского.
Ислам Каримов:
Я не думаю, что талибы, которых мы себе с помощью СМИ представили как такую силу, которая ни на что, ни на какие разговоры и переговоры не идет - я не думаю, что талибы завтра же, после того, как они решат проблемы с Северным Альянсом, непременно перейдут границы СНГ, и завтра на южных границах СНГ завяжется какое-то противостояние...
Тенгиз Гудава:
Говорит узбекский президент Ислам Каримов во время своего визита на неделе в Бишкек. В ходе визита Узбекистан и Киргизия вырабатывали совместные меры по противодействию международному терроризму.
Ислам Каримов:
Я далек от этой мысли именно, потому что Афганистан еще долгие годы будет решать внутренние проблемы. Я призывают вас задуматься над тем, как может дальше жить страна вот в такой разрухе? Если, наконец, все-таки кончится война в Афганистане, то первостепенная их задача заключается в одном: обеспечить возрождение Афганистана. Должна же там, наконец, развиваться экономика, должны же появиться предприятия, должны же работать коммуникации, и так далее... Я абсолютно против нагнетания психоза и панических настроений, я убежден, что то, что происходит сегодня в Афганистане - внутреннее дело Афганистана. Нравится нам Талибан, не нравится нам Талибан - это воля, прежде всего, афганского народа. Кто завтра будет в правительстве, какое правительство будет сформировано - мы должны как руководители соседних государств делать необходимые выводы из той реальности, которая заставляет сегодня, если хотите - диктует, те прагматические подходы, которых мы обязаны придерживаться...
Тенгиз Гудава:
Далее Ислам Каримов сказал:
Ислам Каримов:
Должны же они находить пути решения этих проблем, а эти пути только в переговорах со всеми странами, которые живут с ними по соседству. Без Центральной Азии, без государств Центральной Азии Афганистан развиваться не может. Запомните, я хочу, чтобы вы помнили: без Кыргызстана, без Узбекистана, без Таджикистана, без Туркменистана и Казахстана Афганистан не может решать свои экономические проблемы. Поэтому единственный правильный путь для нас - это выработать те притягательные, привлекательные проекты и позиции, по которым мы могли бы вырабатывать общие позиции по возрождению, восстановлению, послевоенному возрождению Афганистана. Это прекрасно понимает и ООН. Те трансформации, которые происходят сегодня в отношениях великих государств, в отношении некоторых других стран, которые сегодня имеют отношение к афганской проблеме, говорят о том, что происходит некоторая трансформация, которая, на мой взгляд, должна привести к нахождению того пути, который должен привести к миру.
Тенгиз Гудава:
В ходе визита Ислама Каримова в Бишкек Узбекистан и Киргизия вырабатывали совместные меры по противодействию международному терроризму. Вот как охарактеризовал эти меры пресс-секретарь президента Киргизии Османакун Ибраимов:
Османакун Ибраимов:
Визит Каримова, по сути - новый отсчет времени, и вообще, я бы сказал - новый взгляд на новый век, на начало нового века, где нам, в общем, придется жить уже в новых реалиях, в условиях новых экономических реальностей.
Тенгиз Гудава:
Господин Ибраимов, меня интересует, какие конкретно были приняты меры и соглашения по противодействию международному терроризму?
Османакун Ибраимов:
В этом вопросе мы подписали соглашение по военно-техническому сотрудничеству, там оговорены все условия, все подходы по противостоянию терроризму, вплоть до проведения военных операций, предоставления разведданных; обмен информацией, и так далее. То есть, соглашение отличается именно тем, что там оговорены все конкретные действия по противостоянию террористам.
Тенгиз Гудава:
Означает ли это, что узбекские воинские соединения вместе с киргизскими будут воевать против боевиков?
Османакун Ибраимов:
Так оно, собственно, и происходит, хотя масштабы, конечно, не такие большие, но в принципе такая готовность - готовность к совместной борьбе и противостоянию террористам четко и ясно обговорена в этом соглашении.
Тенгиз Гудава:
Я спросил у пресс-секретаря президента Киргизии Османакуна Ибраимова, как бы он прокомментировал неожиданное заявление президента Ислама Каримова о том, что Талибан не столь уж опасен, а опасность раздувается некими "темными силами"?
Османакун Ибраимов:
Мне очень трудно прокомментировать высказывание президента Узбекистана, хотя бы, просто потому что он президент другой страны, а я представляю пресс-службу моего президента - президента Кыргызстана. Но вы знаете, я, во-первых, не сказал бы, что Каримов в оценке побед Талибана над Северным Альянсом... Мне кажется, он не приуменьшил ни в коем случае опасности вообще экспансии религиозного экстремизма. О талибах, конечно, сказано очень много негативного, и по всей вероятности, это было сказано справедливо, но мы ни в коем случае не готовы думать, что на следующий день после победы над Северным Альянсом они будут переходить чужие границы и начнут войну. Я думаю, что такое допущение само по себе довольно опасно.
Тенгиз Гудава:
Ну а готовы ли президенты республик Центральной Азии, в частности - Аскар Акаев, идти на дипломатические контакты с талибами и их признание?
Османакун Ибраимов:
Нет, как вы понимаете, это - дело, очень требующее осмысления. Да, талибы контролируют сейчас большую часть территории Афганистана, но я не думаю, что сразу после победы талибов произойдет обвальное признание их власти, их, так сказать, легитимизация. Я вовсе не думаю, потому что есть определенные нормы, согласно законам международной жизни, просто определенные стандарты, если хотите, и я не думаю, что кто-то из лидеров Центральной Азии допускает мысль о том, что нужно идти с талибами на контакты, и не думаю, что такой подход существует в Кыргызстане. Но посмотрим, как дальше будут развиваться события. Но сказать, что кто-то в Кыргызстане, и тем более - президент Акаев, готов идти на какой-то контакт с талибами я не могу, и вряд ли кто-то вам скажет. Все гораздо сложнее, и мы посмотрим, как себя поведут талибы в дальнейшем.
Тенгиз Гудава:
О том, что президент Узбекистана Ислам Каримов далек от благодушия в отношении талибов, о котором, противореча сам себе, говорил чуть ранее, свидетельствует тот факт, что он же, президент Каримов, подверг критике Совет Безопасности ООН - за недостаточно решительные действия по урегулированию конфликта в Афганистане.
По словам Каримова, Совет Безопасности должен немедленно принять меры, чтобы не допустить распространения боевых действий за пределы Афганистана.
Во время недавней нашей передачи, озаглавленной "Талибан у границ", я говорил, что на исламский мир лучше не давить, а идти на переговоры и уговоры. Словно бы эти слова были услышаны в Москве и центральноазиатских столицах. Такое впечатление, что Талибан в самом деле стал чуть ближе. Мы видим этап резкой активизации (или точнее рождения) дипломатических усилий в проблеме "Талибан и Центральная Азия".
Относительно же того: что будет дальше, то я согласен с киргизским пресс-секретарем Османакуном Ибраимовым: поживем-увидим.
Тенгиз Гудава:
Вновь мы возвращаемся к теме Талибана, религиозно-военно-политического движения в Афганистане. Похоже, это движение в гражданской войне с Северным Альянсом одерживает окончательную победу. Соответственно, талибы, о которых до недавней поры на Западе и в России были самые негативные представления, выходят на границы СНГ, в частности Таджикистана.
До недавней поры считалось, что это - самая большая катастрофа, которая может произойти для всей Центральной Азии, и Кремль, устами своего представителя Сергея Ястржембского даже угрожал превентивными ударами по базам Талибана в Афганистане. Сейчас Сергей Ястржембский летит в Пакистан с ясной целью - установить дипломатический контакт с движением Талибан.
В такт примирительным действиям Кремля, резко смягчились высказывания по отношению к талибам и президента Узбекистана Ислама Каримова, до недавнего - главного антагониста талибов в Центральной Азии. У Ислама Каримова были (и надо полагать, есть!) серьезные опасения против Талибана: ведь именно Талибан является спонсором движения "Исламский Узбекистан", возглавляемого Джумой Намангани и Тахиром Юлдашем. Боевики этого движения не скрывают своих целей свергнуть режим Каримова и установить в Узбекистане исламское государство. Казалось бы, в результате появления и укрепления Талибана прямо на пороге Ташкента, у узбекского президента появляются новые, еще более серьезные проблемы... Но неожиданно его тон отношения к грозной опасности меняется в сторону примирительного и почти добрососедского.
Ислам Каримов:
Я не думаю, что талибы, которых мы себе с помощью СМИ представили как такую силу, которая ни на что, ни на какие разговоры и переговоры не идет - я не думаю, что талибы завтра же, после того, как они решат проблемы с Северным Альянсом, непременно перейдут границы СНГ, и завтра на южных границах СНГ завяжется какое-то противостояние...
Тенгиз Гудава:
Говорит узбекский президент Ислам Каримов во время своего визита на неделе в Бишкек. В ходе визита Узбекистан и Киргизия вырабатывали совместные меры по противодействию международному терроризму.
Ислам Каримов:
Я далек от этой мысли именно, потому что Афганистан еще долгие годы будет решать внутренние проблемы. Я призывают вас задуматься над тем, как может дальше жить страна вот в такой разрухе? Если, наконец, все-таки кончится война в Афганистане, то первостепенная их задача заключается в одном: обеспечить возрождение Афганистана. Должна же там, наконец, развиваться экономика, должны же появиться предприятия, должны же работать коммуникации, и так далее... Я абсолютно против нагнетания психоза и панических настроений, я убежден, что то, что происходит сегодня в Афганистане - внутреннее дело Афганистана. Нравится нам Талибан, не нравится нам Талибан - это воля, прежде всего, афганского народа. Кто завтра будет в правительстве, какое правительство будет сформировано - мы должны как руководители соседних государств делать необходимые выводы из той реальности, которая заставляет сегодня, если хотите - диктует, те прагматические подходы, которых мы обязаны придерживаться...
Тенгиз Гудава:
Далее Ислам Каримов сказал:
Ислам Каримов:
Должны же они находить пути решения этих проблем, а эти пути только в переговорах со всеми странами, которые живут с ними по соседству. Без Центральной Азии, без государств Центральной Азии Афганистан развиваться не может. Запомните, я хочу, чтобы вы помнили: без Кыргызстана, без Узбекистана, без Таджикистана, без Туркменистана и Казахстана Афганистан не может решать свои экономические проблемы. Поэтому единственный правильный путь для нас - это выработать те притягательные, привлекательные проекты и позиции, по которым мы могли бы вырабатывать общие позиции по возрождению, восстановлению, послевоенному возрождению Афганистана. Это прекрасно понимает и ООН. Те трансформации, которые происходят сегодня в отношениях великих государств, в отношении некоторых других стран, которые сегодня имеют отношение к афганской проблеме, говорят о том, что происходит некоторая трансформация, которая, на мой взгляд, должна привести к нахождению того пути, который должен привести к миру.
Тенгиз Гудава:
В ходе визита Ислама Каримова в Бишкек Узбекистан и Киргизия вырабатывали совместные меры по противодействию международному терроризму. Вот как охарактеризовал эти меры пресс-секретарь президента Киргизии Османакун Ибраимов:
Османакун Ибраимов:
Визит Каримова, по сути - новый отсчет времени, и вообще, я бы сказал - новый взгляд на новый век, на начало нового века, где нам, в общем, придется жить уже в новых реалиях, в условиях новых экономических реальностей.
Тенгиз Гудава:
Господин Ибраимов, меня интересует, какие конкретно были приняты меры и соглашения по противодействию международному терроризму?
Османакун Ибраимов:
В этом вопросе мы подписали соглашение по военно-техническому сотрудничеству, там оговорены все условия, все подходы по противостоянию терроризму, вплоть до проведения военных операций, предоставления разведданных; обмен информацией, и так далее. То есть, соглашение отличается именно тем, что там оговорены все конкретные действия по противостоянию террористам.
Тенгиз Гудава:
Означает ли это, что узбекские воинские соединения вместе с киргизскими будут воевать против боевиков?
Османакун Ибраимов:
Так оно, собственно, и происходит, хотя масштабы, конечно, не такие большие, но в принципе такая готовность - готовность к совместной борьбе и противостоянию террористам четко и ясно обговорена в этом соглашении.
Тенгиз Гудава:
Я спросил у пресс-секретаря президента Киргизии Османакуна Ибраимова, как бы он прокомментировал неожиданное заявление президента Ислама Каримова о том, что Талибан не столь уж опасен, а опасность раздувается некими "темными силами"?
Османакун Ибраимов:
Мне очень трудно прокомментировать высказывание президента Узбекистана, хотя бы, просто потому что он президент другой страны, а я представляю пресс-службу моего президента - президента Кыргызстана. Но вы знаете, я, во-первых, не сказал бы, что Каримов в оценке побед Талибана над Северным Альянсом... Мне кажется, он не приуменьшил ни в коем случае опасности вообще экспансии религиозного экстремизма. О талибах, конечно, сказано очень много негативного, и по всей вероятности, это было сказано справедливо, но мы ни в коем случае не готовы думать, что на следующий день после победы над Северным Альянсом они будут переходить чужие границы и начнут войну. Я думаю, что такое допущение само по себе довольно опасно.
Тенгиз Гудава:
Ну а готовы ли президенты республик Центральной Азии, в частности - Аскар Акаев, идти на дипломатические контакты с талибами и их признание?
Османакун Ибраимов:
Нет, как вы понимаете, это - дело, очень требующее осмысления. Да, талибы контролируют сейчас большую часть территории Афганистана, но я не думаю, что сразу после победы талибов произойдет обвальное признание их власти, их, так сказать, легитимизация. Я вовсе не думаю, потому что есть определенные нормы, согласно законам международной жизни, просто определенные стандарты, если хотите, и я не думаю, что кто-то из лидеров Центральной Азии допускает мысль о том, что нужно идти с талибами на контакты, и не думаю, что такой подход существует в Кыргызстане. Но посмотрим, как дальше будут развиваться события. Но сказать, что кто-то в Кыргызстане, и тем более - президент Акаев, готов идти на какой-то контакт с талибами я не могу, и вряд ли кто-то вам скажет. Все гораздо сложнее, и мы посмотрим, как себя поведут талибы в дальнейшем.
Тенгиз Гудава:
О том, что президент Узбекистана Ислам Каримов далек от благодушия в отношении талибов, о котором, противореча сам себе, говорил чуть ранее, свидетельствует тот факт, что он же, президент Каримов, подверг критике Совет Безопасности ООН - за недостаточно решительные действия по урегулированию конфликта в Афганистане.
По словам Каримова, Совет Безопасности должен немедленно принять меры, чтобы не допустить распространения боевых действий за пределы Афганистана.
Во время недавней нашей передачи, озаглавленной "Талибан у границ", я говорил, что на исламский мир лучше не давить, а идти на переговоры и уговоры. Словно бы эти слова были услышаны в Москве и центральноазиатских столицах. Такое впечатление, что Талибан в самом деле стал чуть ближе. Мы видим этап резкой активизации (или точнее рождения) дипломатических усилий в проблеме "Талибан и Центральная Азия".
Относительно же того: что будет дальше, то я согласен с киргизским пресс-секретарем Османакуном Ибраимовым: поживем-увидим.