Ссылки для упрощенного доступа

Чемпионат мира по фигурному катанию


Валерий Винокуров: Сегодня мы расскажем об одном из последних соревнований зимнего сезона - Чемпионате мира по фигурному катанию. В течение недели в дневных выпусках программы "Прессинг по будням" двукратные олимпийские чемпионы Людмила Белоусова и Олег Протопопов делились впечатлениями о выступлениях фигуристов в Дортмунде. Послушайте их заключительный репортаж, подводящий итоги чемпионата мира.

Людмила Белоусова: Сегодня самый красочный, самый зрелищный вид фигурного катания - это танцы на льду. Разнообразные яркие костюмы, прически, мимика, эмоции, музыкальные композиции... Однако за последние годы танцы сильно изменились не в лучшую сторону, и это произошло в связи с введением новых правил, разработанных специалистами ИСУ (Международного союза конькобежцев). Любителям фигурного катания должно быть известно, что танцоры соревнуются по обязательному, оригинальному и произвольному танцам. Так вот, специалисты додумались ввести как в оригинальный танец, так и в произвольный предписанные обязательные элементы. Таким образом, композиции пар стали походить на близнецов. Это сильно ограничило творческую свободу создания собственной художественной композиции. Сейчас редко увидишь танец с определенной идеей, драматургией, хотя корявых поз и простой беготни на полусогнутых ногах предостаточно, поскольку надо успеть сделать предписанные элементы, которые не всегда вписываются в танцевальный контекст и музыку. А не сделаешь - накажут. Вот такая произвольная программа!

Не обошлось на чемпионате в Дортмунде и без политики со стороны ИСУ. Уже издавна существует неписаный закон: не обижать фигуристов страны, проводящей чемпионат. После обязательного и оригинального танцев третьими уверенно шли Грушина - Гончаров (Украина), а вслед за ними - немецкая пара Винклер - Лозе. После исполнения интересной и технически насыщенной произвольной программы украинцев у нас не было никаких сомнений, что они станут бронзовыми призерами. Но программа немецких танцоров, явно уступавшая по своим художественным и техническим достоинствам украинской паре, не могла не получить более высокую оценку, так как накал страстей среди зрителей, жаждавших медали для своих, достиг апогея. И все шишки повалились бы опять на судей ИСУ, имена которых предусмотрительно скрываются, чтобы их не освистала разъяренная публика. А сегодня этого совсем не надо президенту ИСУ, который всеми правдами и неправдами пытается внедрить свою новую судейскую систему.

Получить мировое признание в современных танцах на льду - дело весьма сложное. Навка - Костомаров давно были если не на голову, то на полголовы выше других именитых конкурентов. Но их упорно придерживали за чертой претендентов на медали, так же как и Лобачеву - Авербух. Убедительная золотая победа на европейском чемпионате дала больше уверенности Навке и Костомарову в золотом выступлении на первенстве мира. На наш взгляд, Татьяна Навка была самой красивой, самой легкой, стройной, как лань, танцовщицей на этой чемпионате. И если бы в фигурном катании существовал свой "Оскар", в номинации "Самая грациозная" она стала бы его неоспоримой обладательницей.

Олег Протопопов: Джордж Баланчин, выдающийся американский хореограф XX века, сказал, что балет - это женщина. Думаю, что фигурное катание - это тоже женщина, и нынешние соревнования на первенство мира в Дортмунде яркое тому доказательство. Удовольствие получаешь даже не столько от их катания, а от калейдоскопа художественных портретов, красивых женских лиц, кончиков пальцев, кистей, очень профессионально поданных зрителям телеоператорами.

Несмотря на то, что Россия уже с предельным напряжением буквально вырвала золотые медали в парном катании, в одиночном мужском разряде и танцах на льду, ситуация с женщинами-фигуристками сложилась критическая. И почему? Этот вопрос, наверное, надо задать президенту Федерации фигурного катания России. Нужно отдать должное мужеству и стойкому характеру Иры Слуцкой, которая после длительного перерыва нашла в себе силы и волю, чтобы поддержать своих подруг по команде, которые, увы, мягко говоря, дрогнули и не оправдали надежд, возлагавшихся на них. Но не будем столь строги к ним.

Женщина - существо нежное и требует особого подхода, особенно русские женщины. Танец для них - будь то на вечеринке, на сцене или на льду - свойство врожденное. Но когда правила соревнований и установленные технические стандарты насилуют женскую природу, предъявляя к ней такие же требования, - извините - как к мужикам, то с этой отсчетной точки и начинаются все проблемы. Тут уж не до эмоций и лирики. Например, в парном катании партнерша делает в произвольной программе на два прыжка больше, чем партнеры за счет парных выбросов, а в одиночной четырехминутной программе фигуристка делает почти столько же тройных прыжков, столько мужчины за 4,5 минуты.

С другой стороны, нельзя сказать, что в России нет тренеров, способных научить современной технике прыжков, в которых "валяются" не только российские фигуристки. Тогда, наверное, проблема кроется в чем-то более существенном. Сумела же Татьяна Тарасова за шесть недель подготовить японскую фигуристку, которая дала фору американкам Кван и особенно Коэн, которая, как все были уверены, никому не проиграет после исполнения короткой программы с четырьмя "шестерками" за технику. Что-то помешало ей реализовать свое несомненное преимущество. Так что, если уж такие таланты ломаются, почему тогда нельзя нашим девушкам ошибаться? Или их накачивают, как бывало в советские времена, на повышенную ответственность, или делают им великое одолжение, что посылают на соревнования.

Нам кажется, что многоходовые манипуляции президента Федерации фигурного катания России с посылкой на международные соревнования по своему усмотрению, а не на основе спортивного принципа тех или иных кандидаток наносят немалый вред спорту в целом. Когда на национальном первенстве США серебряный призер Олимпиады 2002 года Тимоти Гойбель занял десятое место по короткой программе, не исполнив три обязательных прыжка (хотя может делать все прыжки в четыре оборота), на соревнования в Дортмунд он не приехал. Вот это и называется спортивный принцип. И никакой добрый дядя по воле своей послать кого-то на любые соревнования не имеет права.

Итак, борьба Запада и Востока в мировом фигурном катании только начинается. И - увы! - уже не в пользу тех, кто когда-то, как любили поговаривать, диктовал моду.

Олег Винокуров: Наш постоянный автор, историк и социолог спорта Юрий Теппер продолжает цикл экскурсов в историю олимпиад нового времени.

Юрий Теппер: Игры Лондонской Олимпиады, удостоенные патронажа королевы Александры, проходили неспешно и спокойно. Жители "Острова спорта" отнеслись к состязаниям повнимательнее парижан. Значительно расширив и скорректировав в свою пользу программу, англичане завоевали 54 золотые медали. За ними - американцы, победившие в 23-х номинациях. Совокупный результат остальных стран - всего 33 чемпиона.

Но праздник на родине спорта не привлек особого внимания прессы, политиков и людей делового мира. Количество не переходило в качество. Достижения и мастерство олимпийцев оставались любительскими. Состоятельные, комфортно живущие люди свободно располагали временем, но истязать себя нагрузками не собирались. А простые фанатики тренировок были ограничены необходимостью работать. В течение полувека феноменальных результатов добивались только атлеты, щедро одаренные природой. Великих героев начала олимпийской истории можно сосчитать на пальцах: финские легкоатлеты Вилхо Эйно Ритола и Пааво Нурми, американские пловцы Дьюк Паоа Каханамоку и Джон Вайсмюллер, норвежский лыжник Турлейф Хауг и финский конькобежец Клаас Тунберг...

Рядом бурно прогрессировал мир профессионального спорта. Восхищали мастерством футболисты, силачи и акробаты, вовсю работали тотализаторы велодромов, на автотрассах ревели стосильные моторы, авиаторы штурмовали небо. Что может поставить рядом с их блеском мир олимпийского стадиона, бассейна, спортзала? В XX веке производство высококачественных продуктов обеспечивают технологии.

Кубертен не помышлял о соперничестве с профессиональным спортом. Перед олимпизмом он ставил иную, высшую планку. В просветленном наукой веке традиционные религии теряют власть над людьми. Так пусть носителем Духа станет благородный спорт! У него будут свои символы, эмблемы, заповеди. Кубертен сам признался, что слова олимпийского девиза "Быстрее, выше, сильнее!" он позаимствовал у знаменитого французского проповедника Анри Дидона. Но приор обращался не к спринтерам, прыгунам и штангистам. Дидон стремился согласовать христианство с новыми философскими и политическими доктринами. Быстрее, выше и сильнее - так каждый должен стремиться в мир Духа.

В один из дней IV-ой Олимпиады был провозглашен другой знаменитый олимпийский принцип. На последнем отрезке трассы марафона "Виндзорский дворец - Белый стадион" героически лидировал парижский кондитер Дорандо Пиетри. Добежав до финишной прямой, Дорандо вдруг обессилел, упал, с трудом поднялся на ноги. Проковыляв несколько метров, снова рухнул. Сердобольные судьи и журналисты, подхватив бегуна под руки, довели его к финишу. Собственно говоря, винить в нарушении правил следовало не Пиетри, а милосердных помощников. Сам француз к милосердию не взывал. Но его дисквалифицировали. Драма стала "притчей во языцех". Королева Александра вручила горемыке точно такой же приз, каким был награжден признанный победитель - американец Джон Хайес.

И еще - слушайте! слушайте! Спортивный случай лег в основу проповеди епископа Пенсильванского. Именно тогда под сводами собора Святого Павла прозвучали знаменитые слова: "Важна не победа, важно участие: так же как в жизни важен не успех, а борьба!" Епископ не призывал к развитию массовости олимпийского спорта. Святой отец философствовал и, как положено, понимал под борьбой "битву бытия с небытием", необходимость соответствовать подлинно человеческой сути. Попытки смертельно уставшего Пиетри подняться на ноги, по мнению епископа, были явлением именно той борьбы.

Почтительно улыбнемся барону Кубертену, первому философу современного спорта, гуманисту и романтику. По его настоянию фрагмент проповеди провозгласили принципом олимпизма. Жаль, XX век требовал другой философии и другого спорта. Великий безумец Ницше уже написал безбожные слова: "Человек - то, что необходимо преодолеть... Падающего - толкни!" Будущее принадлежало высококлассному технологическому спорту. Но технологии - дело затратное. Требуются богатые заказчики: власть, бизнес, армия, политика. Первым технологизатором спорта стала политика.

Дмитрий Морозов: В своем традиционном телеобозрении Аркадий Ратнер продолжает разговор о качестве работы режиссеров канала "Спорт".

Аркадий Ратнер: Во вторник итальянское телевидение серьезно меня подвело. В прошлом своем обозрении я убеждал слушателей в том, что трансляции Лиги чемпионов - это эталон современного телевизионного футбольного репортажа, и очень рекомендовал режиссерам канала "Спорт" ближайшие передачи внимательно посмотреть, чтобы хотя бы на несколько шагов к эталону приблизиться. Но уже на 11-й минуте матча "Милан" - "Ла-Корунья" режиссер так увлекся повторами не столь значительного эпизода, что гол в ворота хозяев поля по сути дела пропустил. Он успел включить основную камеру лишь в то мгновение, когда мяч от головы игрока "Ла-Коруньи" Пандиани уже влетал в сетку. Конечно, потом всю ситуацию повторили с разных ракурсов, но стоит ли доказывать: зрителю важно увидеть гол и все, что ему предшествовало, "секунда в секунду".

Это была грубейшая, часто повторяемая, к сожалению, ошибка, от которой я неделю назад так энергично предостерегал режиссеров канала "Спорт". Кнопка "замедленные повторы" притягивает их, как магнит, и остроумные болельщики часто спрашивали меня: а не платят ли режиссерам канала отдельно за количество повторов - сдельно? Но вот, видите, и в Италии случаются подобные "проколы", хотя в дальнейшем трансляция из Милана была безупречной. Как и другие - из Порту, из Мадрида и особенно из Лондона. Так что я остаюсь при своем мнении: брать уроки у лучших зарубежных режиссеров российским просто необходимо. Кстати, обучение можно продолжить уже на будущей неделе. Канал "Спорта" транслирует товарищеские матчи: Голландия - Франция, Португалия - Италия и Швеция - Англия.

Жаль, конечно, что традиции, заложенные советским спортивным телевидением, полностью утеряны. Ведь режиссерская работа на московской Олимпиаде многими телевизионными форумами за рубежом оценивалась как великолепная. Правда, тогда лучших режиссеров со всей страны на продолжительный срок отозвали в Москву, в Институт повышения квалификации, и занятия с ними вели знаменитые режиссеры-кинодокументалисты, знаменитые спортсмены, лучшие инженеры-проектировщики, готовившие к Играм телевизионную технику. И даже самые известные телережиссеры из разных стран приезжали в Москву, чтобы поделиться опытом...

А стоит ли так много говорить о вопросах творческих, если с экранов спорт может вновь исчезнуть? - такой вопрос мне могут сейчас многие задать. На минувшей неделе вновь появились сообщения, что канал "Спорт" в скором времени с шестой кнопки уберут, и на ней начнет работать еще один общественно-политический канал, созданный ВГТРК. Все может случиться. Но если следовать законам логики и судебным решениям, такого произойти не должно. Ведь лицензия на вещание на шестой кнопке была выдана компании МНВК, которая предоставила принадлежащую ей частоту ТВС. Затем ТВС по причинам, которые массовому зрителю объяснили весьма туманно, закрыли, и его место тогда занял канал "Спорт". Компания МНВК в суде добилась подтверждения своего права на эту частоту, после чего и заключила соглашение с каналом "Спорт": он будет работать на шестой кнопке до 1 января 2005 года. Рассказывали мне, что в соглашении предусмотрено и право продления этого договора и на более долгий срок. Но все это юридические нюансы, в которых я разбираюсь плохо. А мы хорошо знаем, как легко в наше время судебное решение пересмотреть.

Поэтому меня больше убеждают аргументы, приведенные в интервью руководителя канала "Спорт" Василия Кикнадзе. Аргумент первый: права на летние Олимпийские игры принадлежат ВГТРК. Но если в прошлом ВГТРК показывало в лучшем случае 4-5 часов олимпийских трансляций ежедневно, то теперь еще необходимо максимально насыщать программу 24-часового канала "Спорт". Плата за технические услуги, как вы понимаете, возрастает многократно, и расчеты с вещателями уже проведены. Это, конечно же, защищает существование спортивного канала на шестой кнопке.

Аргумент второй. Канал "Спорт" со многими международными спортивными федерациями заключил долгосрочные договоры о приобретении прав на те или иные соревнования. Причем предусмотрено, что трансляции эти должны распространяться на массовую, многомиллионную аудиторию, которую "Спорт" не может собрать, если его переведут на прежнюю дециметровую частоту. А нарушение заключенных договоров, как я знаю, поскольку много лет этим занимался, предусматривает выплату весьма солидной неустойки. Доводы Кикнадзе убедительны, и будем надеяться, что слухи о снятии канала "Спорт" с шестой кнопки так и останутся слухами.

XS
SM
MD
LG