Ссылки для упрощенного доступа

Путин подписал распоряжение о подготовке российских спортсменов к участию в очередных олимпиадах: летней 2004 года в Афинах и зимней 2006 года в Турине


Валерий Винокуров: На минувшей неделе президент Владимир Путин подписал распоряжение о подготовке российских спортсменов к участию в очередных олимпиадах: летней 2004 года в Афинах и зимней 2006 года в Турине. Что последует за президентским распоряжением? Как и кем оно будет выполняться? На эти и другие вопросы попытался ответить в своем комментарии Гагик Карапетян.

Гагик Карапетян: Кремлевские помощники Владимира Путина весьма своевременно подготовили этот лаконичный, буквально в дюжину строчек, документ. Тогда как в эпоху Бориса Ельцина подобные распоряжения довольно долго лежали на столе президентского кабинета. А теперь можно безошибочно анонсировать: в ближайшее время премьер-министр Михаил Касьянов подпишет соответствующее постановление Российского правительства, где почти каждое министерство и ведомство получат свое олимпийское поручение.

Причем распоряжение Путина и предстоящее постановление Касьянова больше всего обрадуют властные структуры в регионах. Решение Москвы позволит им легализовать уже найденные с немалым трудом в далеко не спортивных статьях резервных фондов госбюджета и у богатых спонсоров средства для обеспечения подготовки местных атлетов - кандидатов в олимпийцы.

На следующий день после президентского распоряжения состоялась встреча вице-премьера министра финансов Алексея Кудрина и президента Национального Олимпийского комитета Леонида Тягачева. Их общение не имело экстренных причин, и без подсказки руководителя президентского Совета по физкультуре и спорту из казны, согласно давно сверстанному плану, перечисляются средства для обеспечения тренировочных сборов российских олимпийцев. Спортивные ведомства многие годы мечтают дожить до того счастливого дня, когда обе палаты федерального собрания утвердят проект госбюджета с впервые появившейся отдельной строкой, посвященной подготовке лучших атлетов страны к выступлениям на очередных играх.

А пока этого не произошло, Кудрин записал в свой рабочий блокнот ключевые просьбы Тягачева. Самая легкая - выделить сумму, эквивалентную примерно 50 тысячам долларов, для оснащения и функционирования в дни Игр-2004 автономного медицинского центра российских олимпийцев в Афинах. Самая сильная головная боль финансистов российского правительства - найти сотни миллионов рублей на реконструкцию ведущих спортивных баз. Довольно обширный круг претендентов на поездку в Афины - 1080 кандидатов в олимпийцы - спустя полтора года, должен сократиться примерно вдвое.

Однако, как считает один из экспертов ОКР, просивший не называть его фамилию, некоторые национальные команды назовут своих неудачников в ближайшие месяцы (и без участия в отборочных соревнованиях на уровне Чемпионатов мира): по спортивной гимнастике, вольной борьбе, стрельбе из лука, академической гребле и на байдарках. Как может случиться подобное? Ответ российского чиновника застал меня врасплох, я не знал, что делать, смеяться или плакать. В ОКР вполне серьезно предполагают, коль вышеназванные турниры должны проходить за океаном, посольство США в Москве теоретически может кое-кому из атлетов не выдать въездные визы, значит, они будут лишены шанса оказаться на играх в Афинах и без стартов.

Если следовать подобной логике абсурда, я бы рекомендовал составителям текста предстоящего постановления российского правительства включить дополнительный пункт с обращением в консульскую службу посольства США, авось, там помогут побыстрее сформировать Олимпийскую сборную страны.

Олег Винокуров: Олимпийскую тему затрагивает в своих размышлениях и историк-социолог Юрий Теппер. Правда, под другим углом зрения, обусловленным нынешним положением на Ближнем Востоке.

Юрий Теппер: При бомбардировках Багдада ракетные удары не раз наносились по зданию Национального Олимпийского комитета. Причину атак объясняли просто: там мог находиться Удай Хусейн, президент НОК.

Война и олимпизм. Только потому, что президент из рода Хусейнов, огонь на поражение? Отнюдь нет. Удая Хусейна никак не назовешь незаслуженно пострадавшим функционером-олимпийцем. Дело, конечно, не в том, что Ирак единственный из богатых стран Востока не добился сколько-нибудь заметных достижений в развитии физического воспитания и спорте.

Бесполезно искать подлинно человеческие черты в характере президента Удая. Бабник, гулена, деспот. В 1988 году, бахвалясь перед прихлебателями, Удай электрошоковой дубинкой забил насмерть весьма уважаемого слугу своего отца. Позднее в пылу клановых разборок отпрыск Саддама ранил родного дядюшку, заодно пристрелив шесть его телохранителей.

Методы подготовки и стимулирования олимпийцев, использованные Удаем, человеческими тоже не назовешь. Два месяца назад Международный Олимпийский комитет приступил к расследованию фактов тюремного заключения и изуверских пыток, они применялись к иракским атлетам, не оправдавшим надежды диктатора. Расследованию подлежит и деловая активность Удая. Есть все основания считать, что финансовые схемы НОК активно использовались Хусейном для отмывания грязных денег.

Единственным успехом международной деятельности Удая был прошлогодний визит наследника в Белоруссию. Трудно догадаться, по какой причине Александр Лукашенко заинтересовался одиозным представителем семьи Хусейна. Может, "батька" в глубине души симпатизировал иракскому стилю руководства, а может, действовал в пику МОК, на который олимпийский президент Белоруссии сильно осерчал после игр в Солт-Лейк-Сити. Напомню, что руководство делегации экстренно изъяло из Олимпийской деревни конькобежку Юлию Павлович, заподозренную в допинговом грехе, и за это белорусские олимпийцы были лишены очередного денежного гранта МОК.

Дружеским рукопожатием президентов НОК Белоруссии и Ирака дело не закончилось. 20 февраля сего года последовало заключение широкого соглашения о сотрудничестве в области спорта. Предусматривается обмен делегациями, научными спортивными кадрами, обучение спортсменов Ирака в Белорусской Академии физической культуры, использование спортивных баз для олимпийской подготовки иракцев и многое другое. Олимпийская дружба - дело полезное и важное. Несомненно, спортивная жизнь Ирака нуждается во всесторонней международной поддержке, однако к реализации спортивных программ Удай Хусейн уже не будет иметь никакого отношения.

Олег Винокуров: Как обычно, одной из самых злободневных тем в разговорах о российском футболе стала тема судейства. О происках арбитров в последние дни говорится много. А задал тон, помнится, этим разговорам Валерий Газзаев после матча сборных России и Албании. Философский взгляд на эту проблему предлагает Николай Зюзев.

Николай Зюзев: Валерий Газзаев после беспомощного поражения России от сборной Албании в сердцах сказал, что во всем виноваты судьи. Сетования проигравших на злокозненных судей прекратить невозможно. Чтобы как-то смягчить страсти, даже порой предлагают относиться к судейским ошибкам как к неотъемлемому элементу игры. Мол, нельзя же злиться на стихийное бедствие, с капризами природы, в конечном счете, все равно приходится смиряться. И все-таки подобная позиция в принципе не верна.

Судья, безусловно, не участник игры, он человек, который ставит рамки этой игре, определяет границы между игрой по правилам, правильной игрой, и неправильной игрой. Между игрой и не игрой. Фактически он выполняет функции Бога, который очерчивает границы бытия и небытия. И в этом смысле он, конечно, над игрой, а не в ней.

Из всех философских учений и школ спорт по своему духу наиболее близок, пожалуй, к прагматизму, эта школа приравнивает знание к результату. В самом деле, не эстетические параметры отражают сущность футбола. Не зря говорят, что самое красивое в игре это счет. Для американского философа-прагматика Джона Дьюи основной категорией деятельности является опыт, а опыт, в свою очередь, имеет две стороны. Первая - субъективная, то есть непосредственное действие, активность самого человека. Вторая - внешняя, она познается через неподатливость в опыте, в том, что человеческие расчеты то и дело терпят крах. В планы вмешивается непредвиденный случай, не зависящая от нас сила, поэтому внешний опыт неизбежно несет в себе нечто сверхъестественное. Марадона был определенно прав, говоря, что "то была рука Бога", и его подыгрыш рукой и невнимательность арбитров, все это не укладывается в заданные рамки игры.

В спорте посредником между этим миром и тем часто становится именно судья, во всяком случае, в глазах проигравших. Говорят, что хороший судья тот, которого на поле не видно, то есть он не мешает своими решениями самому процессу игры, ее логическому развитию. Судья, которого видно, всегда несправедливый судья. При должном порядке вещей у команды одна внешняя составляющая опыта - соперник. Ошибающийся судья становится еще одним незапланированным элементом сверхъестественного.

Но Валерий Газзаев в своих претензиях к арбитру, пожалуй, погорячился, смешав в одну кучу и плохую игру своей команды, и достоинство соперников, и судейство. Ну что ж, не он последний. Примерно в те же дни скандал произошел на Чемпионате мира по фигурному катанию. Группа спортсменов и спортивных деятелей объявила о создании собственной организации, в которой, как они уверяют, судить будут по-честному. Если взглянуть на дело с философской точки зрения, то раскольники не предложили фигуристам иного бытия, они предложили сменить рамки этого. Мир тот же, зато боги теперь, якобы, будут добрее.

Кстати, все это вполне в духе Джона Дьюи. Тот говорил, что религиозный элемент в опыте приводит к чувству набожности, а набожность эта покоится на вере в то, что отношения между человеком и миром будут становиться все более разумными, что разум будет все более и более утверждаться в мире. Вот уж оптимизм, в корне не понятный российскими футбольными тренерами. Они, как правило, предпочитают старый добрый метод, работа с судьями. И такой подход, пожалуй, попрагматичнее, чем розовый прагматизм Джона Дьюи.

XS
SM
MD
LG