Ссылки для упрощенного доступа

Седьмой Континент


В одной из прошлых передач, может быть год назад, я сетовал на недостаток русских журналов в Интернете не просто копий обычных периодических изданий, а оригинальных, публикуемых без посредства бумаги. С тех пор ситуация очень изменилась, и таких изданий сейчас довольно много. Специфика русской Всемирной паутины такова, что многие из них выходят за пределами территории России, например, в Соединенных Штатах.

Сегодня мы представляем два таких журнала. Первый, исконно российский, бывший бумажный журнал, воскресший, так сказать, уже в виртуальном виде, представит нижегородец Олег Родин. Второй выходит в Бостоне, о нем рассказывает Михаил Кречмер из Томска.

Радио "Свобода", программа "Седьмой континент".

Нашу передачу открывает репортаж нижегородца Олега Родина о литературном журнале, для которого суровая реальность борьбы за существование в мире печатного слова оказалась непосильной, но который, тем не менее, воскрес в Интернете.

Родин

Литературное издание в Интернете - явление уже обычное. Однако, в Нижнем Новгороде произошло событие: вышел на всеобщее обозрение во Всемирной Паутине "журнал для чтения - Urbi", который задумывался принципиально как элитарный, печатался минимальным тиражом и расходился из рук в руки в избранных кругах любителей изящной словесности.

"URBI" в переводе означает "Городу". Нижегородский журнал "URBI", - читаем в нем, - издание малотиражное (сначала 100 экземпляров, потом 500) и явно несвоевременное, был обращен к тем, кто вырос в городской цивилизации, к тем, для кого чтение является основным каналом получения информации и источником наслаждения. Это был журнал для фанатиков, странной категории людей, которые всегда читают. В том числе и то, что большинству кажется непонятным, сложным или вызывающим, выходящим за рамки. О журнале писали и говорили, в основном - очень доброжелательно, не только в Нижнем Новгороде, но и в Москве - журналы "Новый мир", "Знамя", "Огонек", а также "Московские новости" и "Книжное обозрение", "Литературная газета" и радио "Свобода".

География рукописей - Нижний Новгород, Петербург, Москва, Мюнхен, Париж и маленький городок Ейск Краснодарского края - одна из "столиц" современного авангарда. Авторы - гуманитарии, люди, чувствующие язык как материал, с которым интересно работать. "Язык - средство любви, поэзия - сродни поцелую, филология - наука о любви. Язык обладает свойствами горизонта" - так написала Марина Кулакова, поэт и редактор, в предисловии к 4 номеру журнала "Urbi". Из поэтов редко получаются коммерсанты. Журнал прожил несколько лет, вышел 6 раз и... . Никому не было до него дела - ни занятым собственным имиджем областным и городским столоначальникам, ни меценатам.

Но скучно в Нижнем без "Урби". И мы решили возродить "Урби", переведя беспокойную душу его в иной мир, в электронную плоть. Очередной номер журнала, а также "избранное" из предыдущих номеров появилось на Интернет-сервере фирмы "Инфорис" и обращено ко всем, кто разговаривает, пишет и мыслит по-русски, кто понимает, что язык - это Галактика информации.

С помощью "Всемирной паутины" "Урби" получает аудиторию, о которой и не мечтал, найдет новых авторов. А может быть (чем черт не шутит!) найдет и мецената - рядом или на другом краю планеты. И вернется (не бросая своего электронного бытия) к изначальной печатной форме. Потому что даже мне, человеку, 20 с лишним лет связанному с компьютерами, гораздо приятнее читать книжку "Урби" лежа на диване, смакуя фразы и никуда не торопясь (достичь такого состояния, сидя за монитором, еще ни разу не удавалось).

Если это чудо произойдет и "Урби" снова станет книжкой, круг замкнется. И хотя бы 500 (или пусть даже 100) человек смогут улечься на диван, открыть эту книжку, и почувствовать, что открылось окно - в себя и во всю Вселенную. Вот за это чудо возрождения и можно будет сказать большое спасибо компьютеру, Интернету и лично госпоже Всемирной паутине."

Стоит заметить, что "Урби" в бумажном варианте существует и теперь, но это - издающийся в Петербурге журнал Кирилла Кобрина - одного из тех, кто совместно с Мариной Кулаковой, бессменной вдохновительницей нижегородского "Урби", основывал журнал в начале 90-х годов. "Пять лет назад была другая эпоха, - пишет Марина, - теперь все изменилось. Всем предложены новые способы бытования. Компьютерная версия - как раз такой способ, вполне приемлемый для нашего журнала с его принципиальной "немассовостью".

Президент Интернет-провайдера компании "Инфорис" Михаил Коников считает, что литературный журнал в компьютерной сети - пока еще событие: "Интернет и его технология, - пишет Михаил, - это не более чем новая форма существования информации и вполне подходит под понятие книжного "переплета". С ростом популярности и доступности сети Интернет та часть человечества, которая связана с политикой и зарабатыванием денег, слегка отшатнулась от него с чувством человека, которого вместе со всем имуществом пропустили через машинку для заглядывания внутрь вещей на таможне. Все понятно - им нужна безопасность. Литературе безопасность не нужна. Чем больше придумают машинок для заглядывания внутрь литературы, тем литературе лучше. Книга в Интернете - это книга с незаданной и непредсказуемой аудиторией (ни по количеству читателей, ни по их месту их проживания). Принято считать, что Urbi - журнал элитарный. Элита, как известно, присутствует на территориях крайне малыми дозами, и для того, чтобы найти достаточное (для распространения бумажного тиража) количество людей с одинаковым или схожим искривлением мозгов нужно перекопать полстраны. В Интернете всегда присутствует достаточный (для того, чтобы авторам было интересно этим заниматься), но размазанный по всему миру объем элитарных читателей и окололитературных деятелей. Тут только важно их не растерять, ну а это - вопрос качества самого журнала. Нам с Urbi просто повезло, - продолжает Коников. - То, что в нашем городе издается такой журнал - это удача для города. То, что из всех провайдеров области с ним работаем только мы - это наша удача. Может, поэтому меня не тяготит ощущение малинового спонсорского пиджака. К тому же я всегда с особым почтением относился к людям сильным в непознанных мной сферах."

Выход журнала в Интернет сказался не только на его аудитории - вместо нескольких сотен нижегородцев он стал доступен миллионам во всем мире, не только на названии - в скором времени, видимо, он будет именоваться соответственно "Urbi et Orbi", "Граду и Миру", но и на его содержании - наряду со стихами Эмили Дикинсон и панегириками Игоря Померанцева, рефлексиями Марины Кулаковой и прозой Дмитрия Савицкого, стали публиковаться эссе и заметки, посвященные Всемирной компьютерной паутине. Помимо уже представленных выше строк, обратим внимание на сказку Евгения Афраймовича "Роман с Интернетом" - ее эпилог и завершит сегодняшнее сообщение из Нижнего Новгорода.

"Рискну предположить, что ежедневно, а точнее, еженощно (поскольку в большинстве городов России из-за плохих телефонных линий соединение с Интернетом возможно только в ночное время) десятки, а то и сотни жен безуспешно ждут своих мужей, увлеченных скитаниями по бесконечной вселенной Web-страниц. На слабые попытки женщины привлечь к себе внимание любой мужчина со свойственной ему логикой заметит: "Дорогая, ну глупо же ревновать к компьютеру, это всего лишь машина". Вот здесь-то и таится обман. Да, да, и снова мужчина обманывает женщину, которая, не будучи посвященной в тайные возможности Интернета, вынуждена будет согласиться. А обман кроется в том, что большинство людей рассматривает Интернет как новейшее средство получения информации, нечто вроде всемирного журнала с бесконечным количеством статей, тогда как главная его ценность в том, что он представляет собой уникальное средство общения.

Вот я и выдал наш секрет, за что прошу простить, господа Web-фанаты. Не думайте, что Интернет - это сеть компьютеров. Это сеть людей, за ними сидящих, что вовсе ни одно и тоже. Поэтому осмелюсь утверждать, что Интернет одушевлен; я общаюсь с людьми, которых никогда не видел и, возможно, не увижу. Они живут на разных континентах, но для Интернета не существует проблемы пространства. Я могу писать им электронные письма, они получат их через несколько секунд, а могу собрать всех вместе и устроить тусовку по типу "селекторного совещания". Я могу спросить совета у нескольких сотен людей одновременно. Согласитесь, в этом случае у меня есть шанс получить хотя бы один ответ, который меня устроит.

За что я люблю Интернет? Сегодня вечером я снова наберу номер и войду в сеть не за тем, чтобы прочитать свежие новости в "Times", а лишь затем, чтобы в очередной раз ощутить себя жителем бесконечной вселенной, населенной отнюдь не компьютерами, а людьми, с которыми мы, независимо от места проживания, говорим на одном языке - языке сети Интернет".

Радио "Свобода", программа "Седьмой континент".

Русская Всемирная паутина, как впрочем и любая другая национальная ниша, имеет вторую родину в Соединенных Штатах Америки, где быстрое развитие Интернета дало возможность эмигрантам и многим временно там проживающим соотечественникам первыми выйти в свет с виртуальным словом. Об одном из таких журналов и о его издателе рассказывает Михаил Кречмер из Томска.

Кречмер

Валерий Лебедев живет в Америке, в штате Массачусетс. Какое-то время назад он преподавал в московском Физтехе и в МГУ. Читал лекции по истории философии и философии естествознания. Его помнят в центральных домах ученых и в некогда существовавших дискуссионных клубах. Помимо философии Лебедев в то время считался специалистом в области истории, политики и экономики.

Хотя, почему, собственно, "считался"? Он остается специалистом и сейчас. Правда, аудитория у него теперь иная, неизмеримо большая. Вот уже год с лишним Валерий Лебедев редактирует журнал, еженедельно выходящий в Интернете. Можно было бы назвать этот журнал "общественно-политическим", но вряд ли он сможет вместиться в это куцее определение. Можно сказать, что это издание для думающих и свободных духом людей, или стремящихся таковыми стать. Немного пафосно, но, кажется, точно. Название журналу было дано "Лебедь". Адрес: www.lebed.com

На первой странице еженедельного выпуска написано по-английски: "Бостонский независимый альманах". Все остальное пишется на отличном русском языке. В номере обычно около десятка статей: взгляд из Америки на дела российские и американские, мнения из России, Украины.

Сам Валерий в журнале - редактор и обозреватель, публицист и полемист. Он с одинаковой компетентностью может рассуждать о российских промышленных магнатах, заокеанских политических скандалах и истории большевизма. Подозреваю, что он прикладывает руку и непосредственно к выходу "Лебедя" "в свет".

Помимо редактора в альманахе публикуется еще немало авторов, случайных среди которых практически нет.

Конечно, мы не могли пройти мимо этого журнала уже потому, что он выходит по-русски, в Америке, и, тем более, исключительно в Интернете. Как только выдалась возможность, я спросил Валерия Лебедева о том, что он думает о Всемирной компьютерной сети, о ее будущем. И о том, какие, по его мнению, перспективы открываются перед людьми. Для разговора мы избрали самое популярное средство общения в Интернете - электронную почту... и это логично. Сначала были мои вопросы, потом были ответы редактора альманаха.

Приведу далее их почти полностью. Вот как рассуждает Валерий Лебедев.

"...что касается моих рассуждений по поводу Интернета - конечно, это новый тип коммуникации. Возникает своего рода третья сигнальная система, некий социальный супермозг. Миллионы, а в скором времени и миллиарды отдельных людей (их внутренних компьютеров-мозгов) будут соединены между собой двусторонней связью. Мне кажется разумной такая аналогия: в этом случае отдельный мозг можно уподобить отдельному нейрону мозга, а миллиарды таких нейронов станут супермозгом при их количестве примерно от 7-ми до 14-ти миллиардов. Как раз столько нейронов содержится в черепной коробке одного человека.

Может быть, хватит и в два раза меньше. Можно предположить, что этот супермозг породит пока неведомые феномены сознания, или, лучше сказать, сверх-сознания.

Уже сейчас очень многие программисты имеют свои homepage`и, на которых размещают свое, заветное. То, что раньше являлось достоянием разговоров на кухне, теперь существует потенциально и актуально в информационном пространстве. В ньюс-группах в двух- и многосторонних диалогах участвуют уже миллионы. Сколь именно точно - никто не знает. Равно, как и то, сколько имеется персональных homepage`ей. И вот когда будет найден способ их зарегистрировать, выдавать некий интегративный (от слова "интеграция") сигнал, может начаться нечто сейчас мало представимое.

Что это будет? Новые научные теории? Неведомые нам принципы морали? Новые философские системы? Неведомо. Да и не может быть ведомо до момента создания этого супермозга. Дай Бог понять, если появятся..."

Чуть дальше в этом виртуальном интервью мой собеседник продолжает:

"Здесь дело обстоит примерно так же, как с появлением человеческого сознания как результата образования неокортекса и возникновение первичного общества из носителей этого неокортекса. Разве тогдашний австралопитек мог бы понять интегральное исчисление или экзистенциализм Сартра? Или понять такие категории как честь и злодейство, возникшие в результате этих новаций?

Это не должно казаться такой уж фантастикой. Ведь и сейчас никто точно не знает, что происходит в процессорах. Процессор становится для нас черным ящиком, когда мы знаем входы и выходы, но не знаем структуры его внутренних процессов. То есть, теоретически, конечно, в рамках своего рода философии - это естественно, но не в плане отслеживания каждого шага.

Поэтому правильность работы нового типа процессора проверяется другим, как бы эталонным компьютером, выводам которого есть основания доверять с большой долей вероятности. Так что уже и сегодня человек получает данные (притом иногда жизненно важные), скажем, об экономической ситуации, стратегических выводах и так далее - основываясь на доверии к черному ящику.

Потому возможно, что когда будущий супермозг (не отдельный суперкомпьютер, а сеть из миллиардов компьютеров) выдаст человечеству некую истину или рекомендацию, то ее придется принять или выполнять, не слишком понимая то, что она означают.

Но это, так сказать, программа-максимум. Вполне возможно, что ничего такого сверхнового не произойдет. А просто возникнет нечто вроде всемирной библиотеки, доступ к которой будет чрезвычайно прост и быстр - одно нажатие клавиши - и на экране любая информация. Не так, чтобы поражать фантазиями, но тоже неплохо".

Вот так рассуждает Валерий Лебедев, выпускающий один из немногих русскоязычных Интернет-журналов за рубежом.

Радио "Свобода", программа "Седьмой континент".

Итак мы представили два виртуальных журнала. Но вернее сказать, что представлены две точки зрения на Интернет, которые я охарактеризовал бы как прагматическую и максималистскую. Президент нижегородской компании "Инфорис" Михаил Коников считает Интернет чем-то вроде переплета нового образца для периодического издания, облегчающего его выход к целевому читателю и максимальный тираж. Предсказания, основанные на прямой экстраполяции фактов, при осторожной формулировке имеют тенденцию сбываться.

Что же касается более радикальных прогнозов Валерия Лебедева, то я пока не вижу для них столь же достаточных оснований. Употребляемый им термин "вторая сигнальная система" не имеет особого научного содержания и обозначает попросту человеческую речь, будь то устную или в любой другой знаковой форме. Нет никаких оснований полагать, что Интернет породит некую "третью сигнальную систему", ибо все его содержание сводится именно ко второй. Большая часть этого содержания на текущий момент носит откровенно коммерческий характер, а значительная часть остатка состоит из не слишком содержательной болтовни кругосветного общества. Даже если учесть растущее количество баз данных с полезной информацией, трудно понять, откуда ожидать невероятного качественного скачка, предсказываемого Лебедевым, а тем более новых норм морали. Напомню, что наиболее употребительным до сего времени моральным кодексом продолжают быть десять библейских заповедей, и никакая новая технология пока не породила ничего в такой же степени фундаментального.

Да и такая ли это честь быть нейроном в грядущем супермозге, значительную часть содержания которого до сих пор составляет порнография?

Иными словами, можно с уверенностью сказать, что ассортимент русской периодики во всемирной паутине растет и становится разнообразнее. Больше мы пока ничего с уверенностью сказать не можем.

XS
SM
MD
LG