Уже давно и настойчиво раздаются пророчества о неминуемой гибели книги под ударами компьютера и Интернета. Но если судить по реальным фактам, слухи об этой кончине резко преувеличены. Книга не только не погибает, но приобретает новые, невозможные доселе формы. И хотя они пока довольно неуклюжи, а некоторые и недешевы, будущее представляется вполне радужным.
Сегодня мы поговорим о некоторых новых, электронных и виртуальных книжных форматах, прокладывающих книге дорогу в двадцать первый век.
Затем Михаил Кречмер расскажет о фестивале Интернета в Новосибирске.
Книги, как гласит крылатое выражение, имеют свою судьбу. Судьбой книги - в единственном числе и в собирательном смысле - в век компьютеров и Интернета мы занимались в этой передаче неоднократно. Настало время для нового разговора.
История книги как минимум вдвое короче, чем история письменности вообще. И дело тут не только в том, что сама идея книги созревала постепенно. Просто желания приходилось соразмерять с возможностями.
Так, в древней Месопотамии писали заточенным стилом на глиняной табличке, которую затем для прочности обжигали. Небольшой рассказ в таком варианте весил несколько килограммов, а роман-эпопею было бы под силу одолеть только стаду слонов.
Возможности появились с освоением папируса, предка современной бумаги. Папирусные книги римских времен представляли собой свиток из склеенных страниц, на двух шестах, а роль переплета исполняло своеобразное ведро, в котором свиток хранили. Читали такую книгу раскладывая на столе и вращая шесты в нужную сторону. Место чтения помечали закладкой, но если требовалось заглянуть в другое, приходилось таки поиграть мускулами.
Прообраз современной сшитой книги появился лишь в конце римского периода, и в значительной степени такая конструкция сохранилась до сих пор. Первоначально текст и иллюстрации размещали на пергаменте, всю работу делали вручную, и даже при тогдашних смехотворных расценках труда иметь в обиходе книгу могли себе позволить только знатные и богатые. Кроме того, эти древние книги, ради необходимого каллиграфу и художнику простора, были немыслимых по нашим понятиям размеров - скорее мебель, чем мелкая утварь.
Когда в обиход вошла бумага, вес изделия стал падать, а с началом книгопечатания книга приобрела уникальное в ту пору качество: массовость. Все остальное, вплоть до вчерашнего дня - изобретение брошюровки, а затем пейпербэка - можно считать деталями. Что же изменилось сегодня?
Первое, что приходит на ум, и что еще несколько лет назад считали чуть ли не главной угрозой книгопечатанию - это CD-ROM, то есть лазерный мультимедийный диск. Опасность оказалась мнимой, и поэтому мы воздержимся от ее обсуждения. Достаточно сказать, что эта технология оказалась пригодной почти исключительно для справочных изданий. Так например, я пользуюсь Британской энциклопедией, которая умещается на одном легком диске, что не в пример удобнее полки увесистых фолиантов. Можно также приобрести в этом формате собрание сочинений Джеймса Джойса или полный корпус античной литературы, но опять же только для нужд исследователей. Для CD-ROM'ов никто не пишет и никто на них не издается.
В качестве другой угрозы некоторые наблюдатели называют Интернет. Сам по себе компьютерный экран и страница Всемирной паутины мало приспособлены к публикации масштабных произведений, но именно это им парадоксальным образом вменяли в вину. Дескать, молодое поколение приучается мыслить короткими абзацами и картинками, как в детских книжках гармошкой, а время серьезной литературы миновало. Некоторые говорят об этом с тревогой, например американский литературный критик Свен Биркертс, но кое-то - с энтузиазмом, как известный гуру Интернета Николас Нигропонти.
И тем не менее, жизнь книги продолжается. Но уже вполне очевидно, что в ее судьбе наступают разительные перемены, и эти перемены связаны с компьютером и с Интернетом.
Говоря об эволюции книги в век Интернета, следует в первую очередь упомянуть об "электронных книгах". Речь, конечно же, идет о компьютерах.
Помнится, в одной из первых передач "Седьмой континент", года три назад, мы с Александром Генисом беседовали об электронном будущем книги. Тогда я выступал с позиций скептика, отмечая, что экран компьютера в его нынешнем виде исключительно плохо приспособлен для продолжительного чтения. Кроме того, он отличается от бумажной модели еще рядом неудобств, из которых далеко не последнее - невозможность развалиться в кресле или на диване с любимым чтивом в руках.
Не было, конечно, сомнения, что все эти технические изъяны будут рано или поздно исправлены. И происходит это скорее рано, чем поздно. К концу нынешнего - началу будущего года на рынок поступают сразу три модели электронной книги. И хотя все они пока далеки от совершенства, улучшения, судя по всему, долго ждать не придется. Представим вкратце эти новинки.
Первая, под названием Rocketbook, производится калифорнийской компанией Nuvomedia и уже была представлена на Международной книжной ярмарке во Франкфурте. Она весит около шестисот граммов и представляет собой табличку с вертикальным экраном в книжную страницу. Ее емкость пока оставляет желать лучшего: четыре тысячи страниц. Можно оставлять закладки в нужных местах и даже делать пометки на полях - собственным почерком. Текст загружается из компьютера, то есть, в конечном счете, из Интернета - это могут быть свежие выпуски газет, только что опубликованные бестселлеры и так далее. Предполагаемая цена серийного выпуска - триста долларов.
Изделие фирмы EveryBook под названием Dedicated Reader - тяжеловес в этой категории, более полутора килограммов с емкостью полмиллиона страниц. Но этот вес вполне оправдан, если учесть, что у этой книги - два вертикальных экрана, и она открывается как привычный бумажный том, сразу на двух страницах. Когда вы покупаете это устройство (не пожалев, между прочим, тысячи шестисот долларов), в него уже предварительно заложены толковый словарь, словарь синонимов, автодорожный атлас ваших родных мест и Библия. Раскрыв "обложку", вы видите названия всех загруженных книг. Дальнейшая навигация осуществляется прикосновениями пальца к экрану.
Интересен способ покупки книг для Dedicated Reader. Вы подсоединяете это устройство к телефону и, набрав соответствующий номер, видите на экране полки с имеющимися в продаже книгами. Коснувшись нужного вам корешка, вы отправляете его в свою корзинку, а затем, "на выходе" из виртуального магазина, расплачиваетесь обычным для Интернета способом: кредитной картой или электронной наличностью.
Для полноты списка можно упомянуть также Softbook компании Softbook Press. По весу, цене и емкости эта книга расположена посередине между вышеназванными. Правда, как и Rocketbook, она состоит только из одной страницы.
Все перечисленные модификации книги - это специально разработанные компьютеры. К тому же, говоря о них, мы все еще имеем в виду будущее, хотя бы и самое близкое. Но эволюция книги может быть вполне наглядной и для сегодняшнего пользователя, располагающего пока лишь обычным компьютером и доступом к Интернету. Вместе с тем, со стороны автора и издателя перемены происходят весьма радикальные.
Возьмем, к примеры, англо-французское издательство Online Originals, существующее и действующее исключительно в Интернете. Оно публикует первоиздания книг, не прибегая при этом ни к бумаге, ни к краске, ни к прочим физическим материям. Эти книги чисто виртуальны. Самое интересное, что речь идет не о сообществе графоманов с выходом в Паутину, а о коммерческом предприятии.
На сайте можно найти список опубликованных произведений - их около трех десятков, художественных и нехудожественных, на английском и французском языках. Названия снабжены краткими описаниями, но этого, конечно, недостаточно, чтобы понять, с чем имеешь дело. Для более детального знакомства, на пробу, можно у каждой книги скачать пару начальных глав в текстовом формате. Не стану здесь вдаваться в литературную критику, но я увидел и прочитал достаточно, чтобы убедиться в серьезности предприятия. Некоторые из выпущенных здесь книг, как немедленно сообщают хозяева страницы, были благосклонно упомянуты на страницах книжного обозрения газеты "Таймс", одного из самых престижных в мире.
Как же, собственно, происходит купля-продажа? Вы делаете заказ и оплачиваете его - цена стандартная, по четыре фунта стерлингов за каждую книгу. Примерно через час заказ приходит по электронной почте.
Здесь издателям надо было решить типично компьютерную задачу. Дело в том, что существуют разные операционные системы, именуемые также платформами, и документ, который свободно читается в одной, для другой наверняка не подходит. Существует, тем не менее, программа Adobe Acrobat, позволяющая закодировать документ таким образом, что текст, графика и даже видеоклипы читаются на всех распространенных платформах, включая Windows, Макинтош и UNIX. Сама эта программа, так сказать электронная типография, стоит около двухсот долларов, но программа для чтения распространяется бесплатно, и ее можно скачать с сайта Adobe.
Получив заказанную книгу в таком формате, вы открываете ее в своем компьютере и видите - действительно, книгу, в цветной обложке и со страницами, которые можно перелистывать. Вот только книга эта - двумерная, как и ваш экран. Кроме того, возникает проблема чтения с экрана. Можно, конечно, отослать все на принтер, но тогда иллюзия "книги" в значительной мере исчезает - просто разрозненные печатные листы обычного формата.
Между прочим, желающие ознакомиться с изданиями Online Originals не обязаны немедленно лезть в карман. Издательство предоставляет на пробу одну из своих книг совершенно бесплатно - в модном нынче жанре исторического детектива. По особой просьбе книгу можно получить также в формате, подходящем для модного нынче карманного компьютера Palm Pilot.
Трудно судить, каково будущее подобных изданий. При всем их сравнительном неудобстве они исключительно просты в производстве и не занимают места на полках, а компьютер у вас все равно есть. Есть, однако, подозрение, что описанные выше специальные книжные компьютеры лучше приспособлены для своей роли.
Наш очерк компьютерной революции был бы неполным без упоминания о технологии print-on-demand - печатания по требованию. Простота выполнения и хранения электронного набора позволяет теперь печатать книги любым тиражом, начиная с одного экземпляра. Вы можете выбрать нужную вам книгу из представленного списка, оплатить и в кратчайшие сроки получить ее в самом что ни на есть традиционном бумажном исполнении. Правда, просмотрев такой список, я убедился, что он включает только вечнозеленые и вечно популярные сборники советов, например "Как за три часа похудеть на десять килограммов" или "Как воспитать из ребенка нобелевского лауреата". В полезных советах нуждаются все, и я - не исключение; вот только, на свою беду, я не верю в таких книжках ни единому слову - включая предлоги, союзы и знаки препинания.
В Новосибирске прошел фестиваль Интернета под названием "Интернить-98". Послушаем рассказ нашего томского корреспондента Михаила Кречмера.
Кречмер
"Интернить-98" была заявлена как "первый российский Интернет-фестиваль". Помимо слушания докладов, проведения семинаров и круглых столов ожидалось подведение итогов конкурса "Бизнес-сайт-98". Конкурс этот был объявлен заранее, по географии он тяготел к общероссийскому. Большое число представленных работ были местными, новосибирскими. В наших прошлых программах мы уже рассказывали об этом сибирском городе и местной Интернет-жизни. Ее развитию способствовало несколько обстоятельств. Безусловно то, что это один из крупнейших городов страны. Здесь, на площади в 480 квадратных километров живет полтора миллиона человек. Считается, что в Новосибирске находится треть научно-технического потенциала региона, и Академгородок с несколькими десятками НИИ не мог остаться в стороне от развития всемирной компьютерной магистрали. Кроме этого, здесь часто можно услышать о поддержке, которую оказывал и продолжает оказывать городу институт "Открытое общество". Он, кстати, стал одним из организаторов фестиваля. Как и фирма "Сиблайн - компьютерные сети".
По времени "Интернить-98" была приурочена к выставке "Сибкомпьютер" и в основном проходила в залах выставочного комплекса "Сибирской ярмарки". С нетерпением здесь ждали приезда столичных авторитетов в области Интернета. Правда приехали не все. Не суждено было в этот раз пообщаться с Алексеем Сигаловым из Санкт-Петербурга - автором "Желтых страниц" российского Интернета. Зато приехал Артемий Лебедев - один из известных "веб-менов". Его хорошо знают в Интернет-сообществе. Все, кто мог, старались попасть на проводимые московским специалистом семинары по Интернет-дизайну и рекламным технологиям в Интернете. Вообще, около двух с половиной десятков докладов и семинаров были посвящены самым разным проблемам: развитию электронной коммерции, использованию Интернета в образовании, некоммерческим Веб-проектам и отличительным особенностям Интернета от других средств массовой информации. Опытом делились руководители и представители фирм, организаторы Веб-проектов, руководители самых разных Интернет-центров.
Само понятие "фестиваль" предусматривает конкурс неких произведений искусства. И это можно считать принципиальным решением. Организаторы конкурса "Бизнес-сайт-98" изначально определили, что создание Веб-сайта - это искусство. Правда, многие специалисты в вопросе "Что первично - яйцо или курица?" сходятся во мнении: дизайн Веб-сайта с хорошим информационным наполнением улучшить проще, чем изменить в лучшую сторону информацию на грамотно оформленных Веб-страницах. Так или иначе, набирая в адресной строке своего броузера очередной адрес, мы обычно стремимся получить некую информацию. Но, безусловно, правильно поданную. Конкурс между сайтами проводился в шести номинациях: "Финансы и экономика", "Лучший корпоративный сайт", "Рекламный и выставочный бизнес", "Лучший справочно-информационный сайт" (в том числе СМИ), "Товары и услуги" "в том числе электронная коммерция); "Специальная номинация" (для сайтов, не вошедших ни в какую из вышеназванных номинаций, либо специальный приз по решению жюри).
На пресс-конференции жюри выяснилось, что на конкурс было представлено 517 заявок. Самыми популярными стали номинации "Лучший справочно-информационный сайт" - 146 и "Лучший корпоративный сайт" - 123 заявки. Здесь - и хорошо известные участники, и еще "не раскрученные" Веб-сайты, и вовсе новички. Говоря, о результатах, можно отметить, что в двух номинациях первые места не были присуждены вовсе. В остальных лучшими стали Веб-сайты "РосБизнесКонсалтинг", "Яndex" и http://www.price.ru. B специальной номинации лучшим был признан Веб-сайт Красноярского общества "Мемориал". Лучшим по итогам общественного голосования в Сети стал Веб-сайт "HackZone". O самих победителях фестиваля мы расскажем в одной из следующих передач. Кстати, многое из того, что вы сегодня слышали, можно прочесть во Всемирной паутине.
Hy и напоследок - небольшой штрих к фестивалю, прошедшему с 3-го по 6-е ноября в Новосибирске. Хотя, не знаю, можно ли "штрихом" именовать компьютер, новую разработку фирмы Apple. Ha одном из стендов в эти дни можно было увидеть iMac - новый модный компьютер калифорнийской корпорации. IMac иногда сравнивают с утюгом фирмы Rowenta за округлые формы и прозрачный корпус голубого цвета. Но обычно на этом шутки в его адрес заканчиваются. Как утверждает газета "Новые известия", к сегодняшнему дню их продано 280 тысяч штук. Причем каждый третий покупатель ранее не имел дел с компьютерами фирмы "Макинтош". Интересны и маркетинговые приемы, сопровождающие продажу новой модели: со 2-го ноября любой американец может стать владельцем iMac-a всего за 29 долларов 95 центов в месяц.
Сегодня мы поговорим о некоторых новых, электронных и виртуальных книжных форматах, прокладывающих книге дорогу в двадцать первый век.
Затем Михаил Кречмер расскажет о фестивале Интернета в Новосибирске.
Книги, как гласит крылатое выражение, имеют свою судьбу. Судьбой книги - в единственном числе и в собирательном смысле - в век компьютеров и Интернета мы занимались в этой передаче неоднократно. Настало время для нового разговора.
История книги как минимум вдвое короче, чем история письменности вообще. И дело тут не только в том, что сама идея книги созревала постепенно. Просто желания приходилось соразмерять с возможностями.
Так, в древней Месопотамии писали заточенным стилом на глиняной табличке, которую затем для прочности обжигали. Небольшой рассказ в таком варианте весил несколько килограммов, а роман-эпопею было бы под силу одолеть только стаду слонов.
Возможности появились с освоением папируса, предка современной бумаги. Папирусные книги римских времен представляли собой свиток из склеенных страниц, на двух шестах, а роль переплета исполняло своеобразное ведро, в котором свиток хранили. Читали такую книгу раскладывая на столе и вращая шесты в нужную сторону. Место чтения помечали закладкой, но если требовалось заглянуть в другое, приходилось таки поиграть мускулами.
Прообраз современной сшитой книги появился лишь в конце римского периода, и в значительной степени такая конструкция сохранилась до сих пор. Первоначально текст и иллюстрации размещали на пергаменте, всю работу делали вручную, и даже при тогдашних смехотворных расценках труда иметь в обиходе книгу могли себе позволить только знатные и богатые. Кроме того, эти древние книги, ради необходимого каллиграфу и художнику простора, были немыслимых по нашим понятиям размеров - скорее мебель, чем мелкая утварь.
Когда в обиход вошла бумага, вес изделия стал падать, а с началом книгопечатания книга приобрела уникальное в ту пору качество: массовость. Все остальное, вплоть до вчерашнего дня - изобретение брошюровки, а затем пейпербэка - можно считать деталями. Что же изменилось сегодня?
Первое, что приходит на ум, и что еще несколько лет назад считали чуть ли не главной угрозой книгопечатанию - это CD-ROM, то есть лазерный мультимедийный диск. Опасность оказалась мнимой, и поэтому мы воздержимся от ее обсуждения. Достаточно сказать, что эта технология оказалась пригодной почти исключительно для справочных изданий. Так например, я пользуюсь Британской энциклопедией, которая умещается на одном легком диске, что не в пример удобнее полки увесистых фолиантов. Можно также приобрести в этом формате собрание сочинений Джеймса Джойса или полный корпус античной литературы, но опять же только для нужд исследователей. Для CD-ROM'ов никто не пишет и никто на них не издается.
В качестве другой угрозы некоторые наблюдатели называют Интернет. Сам по себе компьютерный экран и страница Всемирной паутины мало приспособлены к публикации масштабных произведений, но именно это им парадоксальным образом вменяли в вину. Дескать, молодое поколение приучается мыслить короткими абзацами и картинками, как в детских книжках гармошкой, а время серьезной литературы миновало. Некоторые говорят об этом с тревогой, например американский литературный критик Свен Биркертс, но кое-то - с энтузиазмом, как известный гуру Интернета Николас Нигропонти.
И тем не менее, жизнь книги продолжается. Но уже вполне очевидно, что в ее судьбе наступают разительные перемены, и эти перемены связаны с компьютером и с Интернетом.
Говоря об эволюции книги в век Интернета, следует в первую очередь упомянуть об "электронных книгах". Речь, конечно же, идет о компьютерах.
Помнится, в одной из первых передач "Седьмой континент", года три назад, мы с Александром Генисом беседовали об электронном будущем книги. Тогда я выступал с позиций скептика, отмечая, что экран компьютера в его нынешнем виде исключительно плохо приспособлен для продолжительного чтения. Кроме того, он отличается от бумажной модели еще рядом неудобств, из которых далеко не последнее - невозможность развалиться в кресле или на диване с любимым чтивом в руках.
Не было, конечно, сомнения, что все эти технические изъяны будут рано или поздно исправлены. И происходит это скорее рано, чем поздно. К концу нынешнего - началу будущего года на рынок поступают сразу три модели электронной книги. И хотя все они пока далеки от совершенства, улучшения, судя по всему, долго ждать не придется. Представим вкратце эти новинки.
Первая, под названием Rocketbook, производится калифорнийской компанией Nuvomedia и уже была представлена на Международной книжной ярмарке во Франкфурте. Она весит около шестисот граммов и представляет собой табличку с вертикальным экраном в книжную страницу. Ее емкость пока оставляет желать лучшего: четыре тысячи страниц. Можно оставлять закладки в нужных местах и даже делать пометки на полях - собственным почерком. Текст загружается из компьютера, то есть, в конечном счете, из Интернета - это могут быть свежие выпуски газет, только что опубликованные бестселлеры и так далее. Предполагаемая цена серийного выпуска - триста долларов.
Изделие фирмы EveryBook под названием Dedicated Reader - тяжеловес в этой категории, более полутора килограммов с емкостью полмиллиона страниц. Но этот вес вполне оправдан, если учесть, что у этой книги - два вертикальных экрана, и она открывается как привычный бумажный том, сразу на двух страницах. Когда вы покупаете это устройство (не пожалев, между прочим, тысячи шестисот долларов), в него уже предварительно заложены толковый словарь, словарь синонимов, автодорожный атлас ваших родных мест и Библия. Раскрыв "обложку", вы видите названия всех загруженных книг. Дальнейшая навигация осуществляется прикосновениями пальца к экрану.
Интересен способ покупки книг для Dedicated Reader. Вы подсоединяете это устройство к телефону и, набрав соответствующий номер, видите на экране полки с имеющимися в продаже книгами. Коснувшись нужного вам корешка, вы отправляете его в свою корзинку, а затем, "на выходе" из виртуального магазина, расплачиваетесь обычным для Интернета способом: кредитной картой или электронной наличностью.
Для полноты списка можно упомянуть также Softbook компании Softbook Press. По весу, цене и емкости эта книга расположена посередине между вышеназванными. Правда, как и Rocketbook, она состоит только из одной страницы.
Все перечисленные модификации книги - это специально разработанные компьютеры. К тому же, говоря о них, мы все еще имеем в виду будущее, хотя бы и самое близкое. Но эволюция книги может быть вполне наглядной и для сегодняшнего пользователя, располагающего пока лишь обычным компьютером и доступом к Интернету. Вместе с тем, со стороны автора и издателя перемены происходят весьма радикальные.
Возьмем, к примеры, англо-французское издательство Online Originals, существующее и действующее исключительно в Интернете. Оно публикует первоиздания книг, не прибегая при этом ни к бумаге, ни к краске, ни к прочим физическим материям. Эти книги чисто виртуальны. Самое интересное, что речь идет не о сообществе графоманов с выходом в Паутину, а о коммерческом предприятии.
На сайте можно найти список опубликованных произведений - их около трех десятков, художественных и нехудожественных, на английском и французском языках. Названия снабжены краткими описаниями, но этого, конечно, недостаточно, чтобы понять, с чем имеешь дело. Для более детального знакомства, на пробу, можно у каждой книги скачать пару начальных глав в текстовом формате. Не стану здесь вдаваться в литературную критику, но я увидел и прочитал достаточно, чтобы убедиться в серьезности предприятия. Некоторые из выпущенных здесь книг, как немедленно сообщают хозяева страницы, были благосклонно упомянуты на страницах книжного обозрения газеты "Таймс", одного из самых престижных в мире.
Как же, собственно, происходит купля-продажа? Вы делаете заказ и оплачиваете его - цена стандартная, по четыре фунта стерлингов за каждую книгу. Примерно через час заказ приходит по электронной почте.
Здесь издателям надо было решить типично компьютерную задачу. Дело в том, что существуют разные операционные системы, именуемые также платформами, и документ, который свободно читается в одной, для другой наверняка не подходит. Существует, тем не менее, программа Adobe Acrobat, позволяющая закодировать документ таким образом, что текст, графика и даже видеоклипы читаются на всех распространенных платформах, включая Windows, Макинтош и UNIX. Сама эта программа, так сказать электронная типография, стоит около двухсот долларов, но программа для чтения распространяется бесплатно, и ее можно скачать с сайта Adobe.
Получив заказанную книгу в таком формате, вы открываете ее в своем компьютере и видите - действительно, книгу, в цветной обложке и со страницами, которые можно перелистывать. Вот только книга эта - двумерная, как и ваш экран. Кроме того, возникает проблема чтения с экрана. Можно, конечно, отослать все на принтер, но тогда иллюзия "книги" в значительной мере исчезает - просто разрозненные печатные листы обычного формата.
Между прочим, желающие ознакомиться с изданиями Online Originals не обязаны немедленно лезть в карман. Издательство предоставляет на пробу одну из своих книг совершенно бесплатно - в модном нынче жанре исторического детектива. По особой просьбе книгу можно получить также в формате, подходящем для модного нынче карманного компьютера Palm Pilot.
Трудно судить, каково будущее подобных изданий. При всем их сравнительном неудобстве они исключительно просты в производстве и не занимают места на полках, а компьютер у вас все равно есть. Есть, однако, подозрение, что описанные выше специальные книжные компьютеры лучше приспособлены для своей роли.
Наш очерк компьютерной революции был бы неполным без упоминания о технологии print-on-demand - печатания по требованию. Простота выполнения и хранения электронного набора позволяет теперь печатать книги любым тиражом, начиная с одного экземпляра. Вы можете выбрать нужную вам книгу из представленного списка, оплатить и в кратчайшие сроки получить ее в самом что ни на есть традиционном бумажном исполнении. Правда, просмотрев такой список, я убедился, что он включает только вечнозеленые и вечно популярные сборники советов, например "Как за три часа похудеть на десять килограммов" или "Как воспитать из ребенка нобелевского лауреата". В полезных советах нуждаются все, и я - не исключение; вот только, на свою беду, я не верю в таких книжках ни единому слову - включая предлоги, союзы и знаки препинания.
В Новосибирске прошел фестиваль Интернета под названием "Интернить-98". Послушаем рассказ нашего томского корреспондента Михаила Кречмера.
Кречмер
"Интернить-98" была заявлена как "первый российский Интернет-фестиваль". Помимо слушания докладов, проведения семинаров и круглых столов ожидалось подведение итогов конкурса "Бизнес-сайт-98". Конкурс этот был объявлен заранее, по географии он тяготел к общероссийскому. Большое число представленных работ были местными, новосибирскими. В наших прошлых программах мы уже рассказывали об этом сибирском городе и местной Интернет-жизни. Ее развитию способствовало несколько обстоятельств. Безусловно то, что это один из крупнейших городов страны. Здесь, на площади в 480 квадратных километров живет полтора миллиона человек. Считается, что в Новосибирске находится треть научно-технического потенциала региона, и Академгородок с несколькими десятками НИИ не мог остаться в стороне от развития всемирной компьютерной магистрали. Кроме этого, здесь часто можно услышать о поддержке, которую оказывал и продолжает оказывать городу институт "Открытое общество". Он, кстати, стал одним из организаторов фестиваля. Как и фирма "Сиблайн - компьютерные сети".
По времени "Интернить-98" была приурочена к выставке "Сибкомпьютер" и в основном проходила в залах выставочного комплекса "Сибирской ярмарки". С нетерпением здесь ждали приезда столичных авторитетов в области Интернета. Правда приехали не все. Не суждено было в этот раз пообщаться с Алексеем Сигаловым из Санкт-Петербурга - автором "Желтых страниц" российского Интернета. Зато приехал Артемий Лебедев - один из известных "веб-менов". Его хорошо знают в Интернет-сообществе. Все, кто мог, старались попасть на проводимые московским специалистом семинары по Интернет-дизайну и рекламным технологиям в Интернете. Вообще, около двух с половиной десятков докладов и семинаров были посвящены самым разным проблемам: развитию электронной коммерции, использованию Интернета в образовании, некоммерческим Веб-проектам и отличительным особенностям Интернета от других средств массовой информации. Опытом делились руководители и представители фирм, организаторы Веб-проектов, руководители самых разных Интернет-центров.
Само понятие "фестиваль" предусматривает конкурс неких произведений искусства. И это можно считать принципиальным решением. Организаторы конкурса "Бизнес-сайт-98" изначально определили, что создание Веб-сайта - это искусство. Правда, многие специалисты в вопросе "Что первично - яйцо или курица?" сходятся во мнении: дизайн Веб-сайта с хорошим информационным наполнением улучшить проще, чем изменить в лучшую сторону информацию на грамотно оформленных Веб-страницах. Так или иначе, набирая в адресной строке своего броузера очередной адрес, мы обычно стремимся получить некую информацию. Но, безусловно, правильно поданную. Конкурс между сайтами проводился в шести номинациях: "Финансы и экономика", "Лучший корпоративный сайт", "Рекламный и выставочный бизнес", "Лучший справочно-информационный сайт" (в том числе СМИ), "Товары и услуги" "в том числе электронная коммерция); "Специальная номинация" (для сайтов, не вошедших ни в какую из вышеназванных номинаций, либо специальный приз по решению жюри).
На пресс-конференции жюри выяснилось, что на конкурс было представлено 517 заявок. Самыми популярными стали номинации "Лучший справочно-информационный сайт" - 146 и "Лучший корпоративный сайт" - 123 заявки. Здесь - и хорошо известные участники, и еще "не раскрученные" Веб-сайты, и вовсе новички. Говоря, о результатах, можно отметить, что в двух номинациях первые места не были присуждены вовсе. В остальных лучшими стали Веб-сайты "РосБизнесКонсалтинг", "Яndex" и http://www.price.ru. B специальной номинации лучшим был признан Веб-сайт Красноярского общества "Мемориал". Лучшим по итогам общественного голосования в Сети стал Веб-сайт "HackZone". O самих победителях фестиваля мы расскажем в одной из следующих передач. Кстати, многое из того, что вы сегодня слышали, можно прочесть во Всемирной паутине.
Hy и напоследок - небольшой штрих к фестивалю, прошедшему с 3-го по 6-е ноября в Новосибирске. Хотя, не знаю, можно ли "штрихом" именовать компьютер, новую разработку фирмы Apple. Ha одном из стендов в эти дни можно было увидеть iMac - новый модный компьютер калифорнийской корпорации. IMac иногда сравнивают с утюгом фирмы Rowenta за округлые формы и прозрачный корпус голубого цвета. Но обычно на этом шутки в его адрес заканчиваются. Как утверждает газета "Новые известия", к сегодняшнему дню их продано 280 тысяч штук. Причем каждый третий покупатель ранее не имел дел с компьютерами фирмы "Макинтош". Интересны и маркетинговые приемы, сопровождающие продажу новой модели: со 2-го ноября любой американец может стать владельцем iMac-a всего за 29 долларов 95 центов в месяц.