Ссылки для упрощенного доступа

Новогодние программы российского телевидения


Анна Качкаева: Сегодня страна и телевидение встретят Новый год по старому стилю. Новогоднего обращения президента уже не будет, но "Карнавальную ночь" покажут и про 5 минут споют. Все, кто встречал Новый год с одним из телеканалов, или вовсе обошелся без телевизоров, сегодня смогут оценить качество телевизионного шоу и на свежую голову, или на трезвую, или убедиться, что ничего не потеряли в предыдущую новогоднюю ночь. Повторы новогодних "огоньков" начались с минувшей субботы, и сегодня свои новогодние проекты во второй раз покажут ОРТ, ТВС и РЕН-ТВ. Со мной в студии моя коллега, обозреватель журнала "Политбюро", Елена Афанасьева, и вместе с вами, уважаемые слушатели, мы подводим итоги телевизионного сопровождения новогодних и рождественских праздников. Вопрос вам - что из новогодне-рождественских программ телевидения вам особенно запомнилось? Лена, а с каким каналом вы встречали Новый год?

Елена Афанасьева: Я, как нормальный человек, встречала в семейном кругу и больше радовалась тому, как дети искали подарки, что до телевизора, то он шел фоном, я думаю, это было так практически у большинства населения нашей страны.

Анна Качкаева: А фоном что шло?

Елена Афанасьева: Вы знаете, первый канал больше шел фоном.

Анна Качкаева: Кого бы я ни спрашивала, почему-то все начинали с первого канала.

Елена Афанасьева: Я сразу вспоминаю Иру Петровскую, которая рассказывала, что в Новый год три видеомагнитофона работают на запись, я один тоже включила на запись, но в саму новогоднюю ночь видела очень мало. Но, несмотря на это, абсолютно была заметна разница в дороговизне программ первого и второго канала и всех остальных, разница подходов, и то, что в этом году уже два игрока выдержали всю ночь, а не только первые два часа Нового года, как раньше. Первые два часа - это чемпионат года по телевидению, кто выиграл рейтинг, ходит гордый и счастливый, что он выиграл. Потом устали после кризиса, если помните, продлевать, как средств стало меньше, стали продлевать новогоднюю ночь, переводя ее плавно в доброе утро в псевдопрямом эфире, и, наверное, это было правильное решение. Тогда это первый канал придумал первым, а в этом году уже и "Россия" подключилась.

Анна Качкаева: Да и судя по рейтингу, рейтинг это такая хитрая штука, которая считает проценты от всего населения страны, доля аудитории от процентов включенных в данных момент телевизоров, так вот, если говорить о рейтинге, то первый канал установил новую планку по Москве - новогоднее обращение президента смотрели 32,4 процента населения столицы, они же продолжали смотреть "Огонек" на первом канале, и рейтинг 22 процента, на "России" рейтинг 9 процентов, на ТВС, кстати, по Москве они вышли на третье место, 4,3 процента. По стране ситуация несколько иная. Здесь лидерство удерживал первый канал, затем "Россия", потом НТВ, ТВЦ и ТВС. У нас слушатель в эфире. Добрый день!

Лидия Павловна Дорожинская: Добрый день, вы меня извините, я очень нервничаю, переживаю, с вами говорит учительница английского языка Лидия Павловна Дорожинская. Присоединяюсь к словам Галины Павловны Вишневской, которая сказала, что по телевидению показывают похабель. Правильно, смотреть невозможно. Это что-то ужасное. Все классические вещи, ту же "Золушку" так испохабили, что просто я не знаю, нет слов.

Анна Качкаева: А ваши дети, возможно, внуки, они что-нибудь смотрели в эту новогоднюю ночь?

Лидия Павловна Дорожинская: Дети тоже стараются не смотреть, не смотреть эту похабель, и еще раз говорю: ура, Галина Павловна Вишневская сказала правду.

Анна Качкаева: Спасибо вам за ваше мнение. Вот, на самом деле, стало уже традицией ругать новогоднее телевидение, что бы ни показали, в общем, все это в достаточно мере где-то пошловато, где-то иногда удается, но, в общем, эта традиция, которая сохраняется уже 40 лет, и никаких новых, в общем, изысков не получается у телевидения.

Елена Афанасьева: Раньше считалось, что вообще 90 процентов населения смотрят новогодний "огонек", когда только стали мерять пиплметрами, вдруг оказалось, что это 60 где-то процентов включаются в момент курантов, а все остальные - на улице, гуляют, у друзей, в ресторанах, сейчас очень много форм и методов проведения новогодней ночи, необязательно сидеть у телевизора, как это было раньше. И мне кажется, что год от года становится явно две тенденции. Первая - то, что телевидение перестает быть доминирующим спутником встречи Нового года для человека. А второе - то, что если в какой-то момент люди радовались огромному количеству возможностей, что не только можно смотреть классический новогодний "огонек" центрального телевидения, а можно и там посмотреть, и здесь, и все разное, все интересное, и начиналась эта скачка по каналам с пультом, то уже становится понятным, что в этой скачке увидеть вообще ничего невозможно. Мне по разговорам с какими-то моими знакомыми, я все чаще замечаю, что человек выбирает один канал и на нем остается, потому что в принципе все настолько похоже...

Анна Качкаева: Да, перепели лица те же, "Нотр-Дам"...

Елена Афанасьева: Да... Ария Квазимодо лидирует, лица одни и те же. Если "Россия" гордится только тем, что у них Пугачева в эксклюзиве, как мне сказал один из руководителей канала, то ну вот, маловато для эксклюзива, а на первом - Патрисия Каас. Все остальное настолько похоже, и даже несопоставимая разница цен, во что обошелся новогодний эфир первому-второму каналу и остальным - она и то не настолько бьет в глаза. Да, в той "Золушке", которая так активно не понравилась вашей слушательнице, там чувствовалось, что это дорогой проект, там дорогие костюмы, явно недешево стоили "Все звезды", и так далее. Но кому-то может милее было слушать просто "Шумел камыш" на ТВС.

Анна Качкаева: Это, видимо, точно, тем более, что как я слышала мнения нескольких наших с вами коллег, что "Золушку", так же, как и "Ночь перед Рождеством", все-таки лучше смотреть на нетрезвую голову, потому что иначе...

Елена Афанасьева: Потому ее и поставили...

Анна Качкаева: У нас в эфире слушатель, добрый день, представьтесь пожалуйста.

Александр Северов: Добрый день, Александр Северов. Вы знаете, я последние годы практически и не смотрел эти новогодние шоу, потому что они были до отвращения как-то насильственно оптимистичны, радостны, банальны, ну, вы уже слышали об этом много, но в этом году я посмотрел ТВС, и мне вот эта программа типа "Капустника" такого...

Анна Качкаева: "Шумел камыш" она называлась

Александр Северов: Да, да. Мне очень по правде говоря понравилось, я досмотрел до конца, это было непосредственно, это действительно производило, во всяком случае, видно было, что там экспромты, все, и эти выступления со своими исполнениями были очень уместны, и даже не имеющая голоса Валерия Ильинична Новодворская - ее сольное вокальное выступление было очень к месту. Это была трогательная такая новогодняя передача. Спасибо ТВС.

Анна Качкаева: Да, это тоже одно из довольно распространенных мнений в Москве, и рейтинг это показывает.

Елена Афанасьева: Мне кажется, что просто аудитория у "Свободы" и тех, кому нравятся такого рода передачи, немножко совпадает, я думаю.

Анна Качкаева: Такие шестидесятники, которые веселятся с удовольствием... Хотя, наверное, это очень искреннее удовольствие - подпевать.

Елена Афанасьева: Мне кажется, то, что происходит в последние пару лет, в общем, замыкает круг. Потому что реклама вернулась на докризисный уровень, у нас несколько лет руководители каналов говорили, что несопоставимые цены проектов, которые тратились, например, на "Старые песни о главном", или, помните, в НТВ был "Бал в опере", тоже очень дорогой проект, и на то, что они могли потратить после кризиса. Все этих отговорок уже нет. Деньги появились, деньги можно тратить. Второе, что произошло - в тот момент, когда новогодние проекты были такими любимыми игрушками того же Константина Эрнста или тех, кто делал на других каналах, они были главной любимой игрушкой, и в нее вкладывались все силы. Потом эти люди стали руководить не только развлекательным новогодним вещанием, но и всем каналом в его совокупности, и становится очевидно, что тратить такие огромные средства на ночь, пусть важную, пусть главную в году, но всего лишь единственную - нерентабельно это. Ни один нормальный канал не может позволить себе тратить несопоставимые суммы. И дальше возникает вопрос, если деньги вернулись, если деньги теперь работают в грамотном режиме, то вопрос только в том, что нет идеи, потому что все идеи "огоньков", как бы их ни перепевали, уже исчерпаны до такого дна, до последней точки.

Анна Качкаева: Даже ностальгические воспоминания РЕН-ТВ.

Елена Афанасьева: РЕН-ТВ, и уже во всех видах, и в виде шансона, и в виде городского фольклора все каналы попробовали... Поэтому мне кажется, это вызов для телевидения, для тех, кто его делает - вызов поиска свежей идеи.

Анна Качкаева: А, может быть, и не надо ничего искать. Вот камин, например, с дровами поставить

Елена Афанасьева: Это уникальная идея, которая вызвала настолько диаметрально противоположные отклики...

Анна Качкаева: Это на НТВ, полтора часа...

Елена Афанасьева: От бурного восторга, когда звучали старые песни на фоне одной картинки, до того, что люди думали, неужели мы уже настолько пьяны, что не понимаем, что происходит.

Анна Качкаева: Мы это еще обсудим, у нас в эфире слушатель, добрый день, представьтесь пожалуйста.

Андрей Михайлович: Добрый день, меня звать Андрей Михайлович, я хотел бы уточнить, что первый канал занял первое место, видимо, в большой степени благодаря тому, что он закинул такую удочку о миллионе рублей. С ноля часов там мелькали несколько дней цифры какие-то, они давали номер телефона, вот это, видимо, и дало ему фору. А то, что у нас, так сказать, пошлость, как говорила женщина, это, по-моему, вещь, не требующая никаких доказательств или опровержений, попса у нас какая-то, понимаете, вот сейчас сказали вы, что появились деньги, так если появились деньги, то должны появиться и вокалисты, у которых голос поставлен хорошо.

Анна Качкаева: А вы с каким каналом встречали Новый год?

Андрей Михайлович: Я смотрел первый, потом перешел на РЕН-ТВ, и там, конечно, какая-то изюминка была, знаете, старые вот эти вещи были, и сразу же бросается в глаза, что там культура выше. Понимаете, каналы, особенно в Новый год они - возможность колоссальная как-то влить в душу особенно молодого, встречающего что-то такое, знаете, стоящее, достойное слова "культура".

Анна Качкаева: Спасибо вам за ваше мнение. На самом деле, вливали в душу встречающего, потому что на канале "Культура" был венский оркестр с замечательным концертом. Еще один звонок, представьтесь пожалуйста.

Татьяна Андреевна: Добрый день, меня зовут Татьяна Андреевна, я решила смотреть передачу своей любимой актрисы Жанны Болотовой, это грустно было, когда ее журналист спросил, какое самое яркое событие замечательное событие ХХ века у вас запомнилось, она сказала: "Октябрьская революция". Хотелось бы сказать: "Товарищ Болотова, побойтесь Бога. 60 миллионов человек унесла эта революция", - известно, все революции пожирают своих детей.

Анна Качкаева: Татьяна Андреевна, благодарю вас за ваше мнение, но мы сегодня говорим не о программах- портретах и не о программах исторических, а том, как телевидение помогало стране отдыхать, или не помогало, было ли оно фоном, или было отдельным удовольствием. Елена, все-таки, возвращаясь к истории с нтвшным камином - вы как отнеслись к этой затее?

Елена Афанасьева: Вы знаете, это же у них не первый месяц, по-моему, длится.

Анна Качкаева: Для тех, кто не видел, я скажу, что в кадре потрескивали дрова, ничего не происходило, на фоне елочки стоял приемник, из которого лились звуки советской и зарубежной эстрады, полтора часа это происходило.

Елена Афанасьева: Идея какой-то релаксации проводится весь этот сезон, буквально по несколько десятков минут дождь падает на мокрые яблоки, это все пытаются создатели этих роликов как-то связать, проложить ассоциации к фильмам Тарковского к каким-то связям с культурой мировой... Я не знаю, каждый воспринимает по-своему. Если НТВ считает, что это... По крайней мере, это гораздо лучше, чем в прошлом году - они поставили очень слабенький эротический фильм буквально сразу после новогодней ночи, уж лучше пусть камин потрескивает, наверное. Музыка была старая для людей, которые, в общем-то, уже могут повспоминать свою молодость, когда они бурно веселились в Новый год под эту музыку. Много ли людей осталось? Судя по рейтингу - очень мало.

Анна Качкаева: Но, тем не менее, рейтинг был даже у этой практически нетелевизионной картинки.

Елена Афанасьева: Может для кого-то, если кто-то хотел на Новый год просто фон приятный, телевидение - все равно фоном во время новогоднего застолья, и если кто-то хотел создать такой праздничный фон, возможно, они нашли какой-то выход.

Анна Качкаева: Тем более, что идея низкобюджетная. Идея это, собственно, не российская. На Западе существуют просто каналы, которые сделаны специально для того, чтобы человек отдыхал, и не только потрескивают дрова в кадрах, но и шумит прибой, и просто полет птиц показывают, поэтому в данном случае идея не нова, но просто всегда на коммерческом телевидении в ночи она выглядит странно.

Елена Афанасьева: Как вы уже сказали, не на трезвую голову было хорошо смотреть Золушку. А вот это пугало не на трезвую голову, потому что народ уже просто плохо понимал, то ли он не понимает, то ли так и задумано.

Анна Качкаева: Меня-то вообще нет, это было любопытно, но действительно точки зрения диаметрально противоположные. У нас еще один звонок, мы вас слушаем, добрый день, представьтесь пожалуйста.

Анна Николаевна: Добрый день, меня зовут Анна Николаевна. Я хотела высказать такое мнение: значит, вообще удивляет руководство всех каналов, почему они предоставляют свои телеэкраны одним и тем же лицам. Причем я хочу сказать не только о новогоднем вечере, а и о посленовогоднем утре и дне - Елена Степаненко, Петросян, Задорнов, которые на каждой неделе имеют самое лучшее время выступлений. Одни и те же певицы безголосые, которых всех называют "звездами". У нас теперь все - "звезды", только Алла Борисовна одна у нас примадонна. Но ведь это невозможно смотреть, одно и тоже, одни и те же лица, кроме Задорнова есть еще десяток хороших сатириков.

Анна Качкаева: Спасибо вам за ваше мнение. Понятно оно, собственно?

Елена Афанасьева: В общем, это мнения, которые из года в год повторяются, Но мне кажется, что хорошо, что появилась возможность выбора, ведь мы уже сказали о канале "Культура", где были совершенно другие программы, можно было смотреть их.

Анна Качкаева: И, может быть, о последней неожиданности этой ночи, я не знаю, как вы, Лена, но я наблюдала забавную вещь, нельзя ее было, к сожалению, зафиксировать, на первом канале появилась заставка со Спасской башней, я по инерции на всякий случай стала щелкать пультом, переключая восемь каналов, на которых показывали запись обращения президента, и выяснилось, что на первом канале заставка появилась секунд на 40 позже, чем на остальных, а для зрителей канала "Культура" президент начал говорить чуть раньше, может быть, секунд на 20.

Елена Афанасьева: А куранты тоже начали бить раньше, или нет?

Анна Качкаева: Вот с курантами я, к сожалению, не зафиксировала. Но это было забавно. И если считать, что Новый год приходит вместе с телевизором, наступает после обращения президента и боя курантов, то значит, в этом году он наступил в разное время. Удивительно только то, что где-то случился сбой, а большинство каналов запустило это все-таки синхронно. Удивительно, что это не произошло на гораздо большем количестве каналов, потому что их восемь. Ну а сегодня президента не будет в эфире, сегодня будут просто новогодние "огоньки", а потом страна, наконец, начнет, видимо, не отдыхать, а уже полноценно работать, а в эфир выйдут аналитики и остальные общественно политические программы.

XS
SM
MD
LG