Ссылки для упрощенного доступа

Итоги года и традиции телевизионной новогодней ночи


Анна Качкаева: Итак, добрый день, до Нового года осталось чуть больше суток, телевидение уже вовсю нас зазывает и заманивает. Все каналы обещают особенный праздник. Тем не менее, 31-го везде легендарные советские фильмы, в том числе дважды "Ирония судьбы". На шести основных каналах восемь комедий, столько же сказок, везде, кроме МУЗ ТВ и МТВ, новогоднее обращение президента, и прежде, чем пробьют куранты, около 80 процентов россиян, как, видимо, и в прошлом, и в позапрошлом году, посмотрят эту самую рейтинговую пятиминутку российского телевидения. Об итогах телевизионного года и о традиции телевизионной новогодней ночи сегодня в программе "Смотрим телевизор" мы разговариваем с известным телекритиком, обозревателем газеты "Известия" Ириной Петровской.

Итак, уважаемые слушатели, мы вам сегодня задаем вопрос, который касается уходящего года, но не телевизионного, потому что для телевидения новогодние праздники - самый пик, потому что телевизионный сезон заканчивается обычно летом, и вопрос вам: кто или что запомнилось вам в минувшем году на телеканалах?

А мы, как всегда, поговорим о тенденциях уходящего года, Ирина, как вы думаете, какие главные можно назвать?

Ирина Петровская: Если говорить о позитивных тенденциях, то вот, пожалуй, к концу года обозначилась одна, которая мне такую маленькую надежду дает на то, что развлекательность безудержная, которая характеризовала, пожалуй, прошлый сезон, все-таки немножечко теснится, немножечко уступает, и на какое-то место, пока еще, может быть, не очень большое, на ряде каналов приходит так называемое документальное направление. В частности, на первом канале появился целый такой ночной телеканал, они называют, "Новый день", где идут просветительские документальные программы очень высокого качества. Пусть пока это ночь, пусть пока это еще очень небольшое время занимает и место на первом канале, но то, что это направление появилось, мне кажется, это очень хороший симптом, что ли. Все-таки, мне кажется, что каналы, руководители каналов дозрели до понимания того, что одним развлечением зрителя не накормишь, или, точнее, уже, возможно, им его перекормили.

Анна Качкаева: А можно ли говорить, что этот год был годом сериалов - отечественных сериалов?

Ирина Петровская: Этот год был продолжением предыдущего года, потому что бум отечественного сериалостроения, если можно так сказать, пришелся, мне кажется, на предыдущий год, в этом году только развитие. Да, огромное количество сериалов. Причем, опять же, если говорить о позитивном, то это уже не кое-как сляпанные на коленке за 5 копеек с чудовищной игрой актеров, буквально самоделки и халтура режиссеров, которые подрабатывают, а все-таки уже появилось кино. Даже, когда мы будем обсуждать, и обсуждали уже сериал "Бригада" несмотря на то, что его идеология крайне сомнительна, она и вызвала поэтому такую бурную общественную дискуссию, которая до сих пор не утихает, тем не менее, все-таки это уже качественное российское кино, сериал, и это позитивный факт, так же, как и сама дискуссия.

Анна Качкаева: А что касается политического телевидения? Как вам кажется, страсти поутихли, информационные войны очевидно совершенно не беспокоили, не мучили российские телеканалы, а что с драматургией, с идеологией, с поиском национальной идеи? Вчерашние итоговые программы на меня такое странное впечатление произвели?

Ирина Петровская: Мне кажется, что политические программы - тут два направления. У Познера, скажем, если мы имеем сейчас в виду вчерашние, именно, то есть, воскресные итоговые программы - программа "Времена" все более становится не политической, а социальной. Она разбирает преимущественно проблемы социальные и социально-экономические, объясняет своим зрителям, что именно и как происходит, чего ждать нашему зрителю, нашему человеку от тех или иных шагов правительства. Второе направление - это, конечно, "Намедни", это уже все-таки попытка телевизионными средствами рассказать тоже не только о политике и не столько о политике, сколько о каких-то знаковых событиях, которые происходят с человеком и в жизни общества за неделю.

Анна Качкаева: У нас звонок, добрый день, представьтесь пожалуйста.

Слушатель: Я хотел сказать, что самое важное и запоминающееся из того, что было в прошлом году, как, впрочем, и в предыдущие - то, что между телезрителями и теми, кого приглашают на телевидение, непреодолимой стеной стоят так называемые ведущие телевизионных программ. Приглашенных людей они превращают в свои жертвы. В то время, как хотелось бы послушать то, что говорят приглашенные на телевидение, ведущие просто мешают общению с этими интересными людьми.

Анна Качкаева: Извините пожалуйста, вы не представились, как вас зовут?

Слушатель: Владимир.

Анна Качкаева: Скажите пожалуйста, вы считаете, что телевидение должно обойтись без ведущих.

Владимир: Вы знаете, ведущий нужен, но он должен понимать соотношение свое с теми, кого он приглашает. Он должен быть руководителем, но как бы оставаясь в тени и давать возможность говорить тем, кого приглашают.

Анна Качкаева:А кого вы имеете в виду?

Владимир: Например, передача, наверное, многим известная, закончившаяся, куда приглашали, ну, Марка Захарова, например.

Анна Качкаева: Что за программа? Телеканалов много, Марка Захарова зовут везде.

Владимир: Жандарев...

Анна Качкаева: А, Берман и Жандарев.

Владимир: Да, вот эта парочка, да. Но это я для примера говорю, это проблема для всех телеканалов.

Анна Качкаева: Спасибо вам за ваше мнение, неожиданное достаточно для меня мнение.

Ирина Петровская: А для меня как раз ожидаемо, мне кажется, это мнение, потому что многие ведущие, действительно, особенно работающие в жанре беседы, в жанре интервью - часто преувеличивают собственную роль. Им кажется, что они равновелики тому персонажу, который пришел к ним в гости. И это даже, может быть, сейчас то, о чем я говорю, имею в виду не столько Бермана с Жандаревым, сколько, Дмитрия Диброва, например. Он был великолепным в свое время на "Антропологии" собеседником, искренним заинтересованным, всегда эрудированным, всегда знающим о госте, может, больше, чем он сам о себе, и вдруг в какой-то момент он решил, что вот он такой же, он великий, и из-за этого происходит вот такая вот подмена. Часто человек приглашенный оказывается статистом, а ведущий одновременно и ведет, и герой программы.

Анна Качкаева: А как вам кажется, Ирина, были ли в этом году, я не говорю о телевизионном сезоне, наверное, мы подведем итоги в конце сезона телевизионного, но все-таки, в этом году были ли, на ваш взгляд, какие-то телевизионные открытия, тенденции. которые определят развитие телевидения в будущем?

Ирина Петровская: Опять же, если говорить, скажем, о реальных шоу, которые в этом году окончательно уже заняли свою нишу, то это открытие прошлого года. Другой вопрос, что нынешние реальные шоу - сейчас как раз закончились "Стань звездой", "Фабрика звезд" и "Последний герой", так вот, в этих новых реальных шоу - первые, они делались методом тыка, посадили людей за стекло, в стеклянную практически клетку и следили, как они там себя ведут. Сегодня телевидение выступает в роли такой вот феи-волшебницы, оно как бы мановением волшебной палочки превращает Золушку в прекрасную принцессу. Другой вопрос, меня чрезвычайно он мучает - что дальше будет с этими людьми.

Анна Качкаева: У нас звонок, добрый день, представьтесь пожалуйста.

Сергей: Добрый день, меня зовут Сергей. Всех с наступающим Новым Годом!

Анна Качкаева: И вас с наступающим Новым Годом!

Сергей: И если можно - две тенденции хотел бы отметить. Во-первых, появление таких передач, породистых, по уровню, я бы сказал, сравнимых с Радио Свобода, типа "Культурной революции", они благородны и аристократично смотрятся, и, с другой стороны, тенденция, которая меня несколько настораживает, давно уже - это появление, засилье передач про милицию и военных.

Анна Качкаева: Криминализацию эфира вы имеете в виду?

Сергей: Нет не криминализация, а пропаганда хороших милиционеров и очень хороших военных, которых в жизни, честно говоря, я чего-то встречал крайне мало.

Анна Качкаева: Спасибо вам за ваше мнение. Ирина, как вы считаете, правильные тенденции обозначил наш слушатель?

Ирина Петровская: Пожалуй, да. Но я, например, считаю, что если идеализировать, то уж лучше идеализировать военного или милиционера, вдруг плохой милиционер посмотрит кино про хорошего и захочет быть на него похожим. Но если иметь в виду, что, в принципе, искусство, хотя телевидение, не будем сейчас спорить, искусство, или нет, влияет на человека, определяет иногда выбор профессии, то, может, это и хороший факт. В конце концов, хоть в кино мы увидим хорошего милиционера. И это в любом случае лучше, чем увидеть отличного бандита и, наоборот, продажного, отвратительного милиционера, что мы тоже часто видим. Что касается "Культурной революции" - да, я согласна. Это вполне качественное ток-шоу.

Анна Качкаева:И вообще, канал "Культура", который просто стартовал, по-моему. такой серией фейерверков, любопытных программ.

Ирина Петровская: Да, он продолжает развиваться, причем что очень хорошо - что он учитывает вкусы очень разных категорий образованного, интеллигентного зрителя. Кому-то отменная музыка, кому-то очень серьезные разговоры об искусстве, а кому-то "Культурная революция". Причем, я опять же имею в виду образованного зрителя, только это такой более чуть...

Анна Качкаева: Глянцевый...

Ирина Петровская: Популяризация, я бы сказала. Даже не глянцевая, а именно это немножко, особенно в последнее время, не то, чтобы желтеет, но есть тенденция к облегчению разговора, приглашаются поэтому такие популярные актеры, например, которые в своем амплуа, но, к сожалению, они часто не могут вести дискуссию на должном уровне.

Анна Качкаева: У нас еще один звонок, добрый день, представьтесь пожалуйста.

Георгий Николаевич: Георгий Николаевич, Подмосковье. Спасибо вам за интересную передачу. Что меня потрясло в уходящем году - на телеканале "Культура" Александр Кушнер в прямом эфире выступал, и он о 10 годах прошедших сказал очень емко, в свое время Шекспир этот термин употреблял - оскотинивание. Он перечислил девять муз, которые из нас изгнали и на их место продвинули эту самую культурную революцию, а как сейчас Ватикан и наша РПЦ говорят - шесть похотей из семи смертных грехов, заполняют, они вроде оживляют рынок. Но Александр Кушнер сказал об этом раньше, и он опередил и брюссельские сейчас совещания, как вылечить хотя бы Европу от нашествия...

Анна Качкаева: Скажите пожалуйста, можно я вас прерву - кроме Кушнера вы в этом году еще что-нибудь видели?

Георгий Николаевич: Очень хорошие по НТВ-плюс "Дискавери Мьюзик" и "Анимал планет". Очень хорошие передачи, но их дети их смотрящие стесняются, они сейчас не модные, в них нет ничего "крутого", и практически это радости подпольные.

Анна Качкаева: Спасибо вам большое.

Ирина Петровская: Я думаю, не потому что стесняются дети или кто-то, а это радости, недоступные большинству, а не подпольные. Все-таки, НТВ-плюс - это тарелка, это абонементная плата, поэтому, я думаю, что если бы это было в открытом эфире, публика с удовольствием бы много смотрела, и Дискавери, и Мьюзик, и другие каналы, которые распространяются, к сожалению, по подписке.

Анна Качкаева: У нас звонок, добрый день, представьтесь пожалуйста.

Александр Северов: Добрый день. С Новым годом! Александр Северов, Москва.

Анна Качкаева: С Новым годом, Александр!

Александр Северов: Спасибо. Я бы хотел, для меня, во всяком случае, может, самое важное - то, что нынешнее ТВС, то есть, киселевская команда, несмотря на все передряги, трудности и прочее. сумела сохранить и свое достоинство, и свое лицо, и я абсолютно, для меня это самое главное, самый главный канал, который я смотрю. И второе - вы говорили об интервью, когда, наконец, прекратят приглашать на интервью Жириновского? Ведь это же, помимо всего прочего, скучно. Ведь ясно, он же не дает никому говорить. Это неинтересно. Он хам по натуре, а его приглашают, ну как же можно?

Анна Качкаева: Спасибо вам, Александр, за ваше мнение. Вот 10 лет Жириновский на экране, и 10 лет все говорят, но Жириновский вечен.

Ирина Петровская: Дело в том, что Жириновского пригласить - это сделать три четверти дела. Это не нужно практически больше ничего делать, готовить вопросы, думать, как построить свое интервью, и я думаю, что в этом причина. Известно, что он обязательно какую-нибудь бузу устроит, обязательно начудит, накричит, и зрителю, к сожалению, в большинстве, наверное, это нравится. И второе, что сказал наш слушатель про ТВС - я согласна, что ТВС, методом проб и ошибок, в очень длительной и тяжелой борьбе, просто на выживание, за собственное утверждение в эфире, с июня можно считать, потому что они 1 июня вышли в эфир, после перерыва, все-таки сейчас обрел лицо, и мне кажется, это лицо чем отличается от других каналов - этим же самым усилением, если можно так сказать, не по-русски, конечно, но мысль такая, что появилось очень большое количество качественных документальных программ и фильмов, которые выходят достаточно регулярно, и в рамках программы "Новый век", и Кирилла Набутова программы и фильмы. И был тут замечательный фильм в прошедшие месяцы Василия Уткина о Николае Николаевиче Озерове, и программа "Дачники", как была, так и есть, просто замечательна, и фильмы того же самого Евгения Киселева. "Однокашники" я бы тоже обязательно упомянула. И это направление, мне кажется, может стать вот такой визитной карточкой канала ТВС, потому что по части развлечений, ясное дело, лидер - ОРТ, по части сериалов, производства и показа - РТР, НТВ - информация, криминальные программы. У ТВС вот это направление осталось. И если оно будет развиваться, я думаю, ТВС получит своего устойчивого зрителя. Только не метаться, вот единственная проблема.

Анна Качкаева: В этом есть опасность, тем более, что с приходом нового руководства неизвестно, как новая метла будет мести дальше, и не попытаются ли в очередной раз изменить...

Ирина Петровская: Я тоже прочитала в своей собственной газете пару, по-моему, недель назад интервью с Григорием Кричевским, руководителем информационного вещания ТВС, и там очень как раз меня насторожила мысль, что нужен зритель молодой, который пойдет на боевики, на развлечения. Дело в том, что боевиков, развлечений и всего остального везде полно. Надо не потерять сейчас нынешнего зрителя и им дорожить, и постепенно, может быть, завоевать какие-то другие сегменты зрительской аудитории.

Анна Качкаева:Ира и, завершая первую часть нашей программы, я просто хочу спросить, на каком канале вы обычно встречаете, с каким каналом вы обычно встречаете Новый год?

Ирина Петровская: Я думаю, что для вас это та же самая проблема, это как обжорство в новогоднюю ночь, когда много всего на столе, и ты все хватаешь, и кажется, что все равно чего-то ты не попробовал. Поэтому у меня уже технология, у меня 4 видеомагнитофона будут заряжены на то, чтобы писать программы, чтобы было, что анализировать. Наверное, я начну смотреть с ОРТ, потому что я видела анонсы, они забавные, с Максимом Галкиным. А потом, скорее всего, я переключусь на программу "Наша гавань" на ТВС, которую очень люблю, и, думаю, некоторое время с ней проведу. А потом она будет дописываться, а я буду скакать по каналам и все-таки смотреть примерно, чтобы уже определить, в каком направлении новогоднюю ночь сделал каждый из каналов. Боюсь, что в принципе это все будет похоже, но для этого нужно увидеть.

Анна Качкаева:До Нового года осталось чуть больше суток. Телевидение завлекает и зазывает, все каналы обещают нам праздник особенный. Особенности национального праздника - это "голубые огоньки", "Ирония судьбы" и самая рейтинговая пятиминутка телевидения - Обращение президента к народу.

Сергей Данилочкин: Традиция поздравлять народ с голубого экрана появилась во времена Хрущева. Голосом ЦК президиума Верховного совета и Совета министров многие годы был диктор центрального телевидения Игорь Кириллов. Обращение к советскому народу длилось 10 минут. Леонид Брежнев с обращениями к народу выступал уже после появления видеозаписи. Старожилы говорят, что текст поздравления Брежнев читал с рула на обоях, потому что телесуфлера тогда не было. Борис Ельцин намеревался от телеобращения как от пережитка прошлой эпохи отказаться. Его убедили этого не делать. Содержание поменяли, время обращения сократили до 5 минут, поставили в кадр елочку. Именно из предновогоднего телеобращения страна в канун нового 2000-го года узнала, что у нее будет новый президент. Владимир Путин с начала нового тысячелетия поздравляет народ на морозе. Второй президент России для того, чтобы отличиться от прежних генсеков и президентов, записывает обращение на улице, на фоне Спасской башни Кремля, натуральных елей и искрящегося снега. Для этого на месте памятника Ленину в Кремле устанавливают четырехметровый постамент. На эти леса в последние два года и поднимается президент России, чтобы поздравить своих сограждан. Традиционное новогоднее обращение президента традиционно снимает съемочная группа первого канала.

Анна Качкаева:Этой новогодней традиции обращения власти к народу уже 40 лет. Она так же традиционна, как салат оливье и мандарины. Это нормально, что эта традиция на телевидении по-прежнему жива?

Ирина Петровская: Во всяком случае, она еще долго проживет, мне кажется, во всяком случае, она будет жива ровно столько, сколько будет жива уверенность, что все от, кстати сказать, ингредиентов салата оливье и мандаринов, до наступления собственно Нового года зависит от правителя. Потом, если говорить об истории, то, конечно. в былые времена, во времена Брежнева, например, это был единственный, может, за долгое время шанс увидеть вождя в неформальной обстановке. Ну а нынешний наш лидер на морозе, что свидетельствует, конечно, о его необыкновенной морозоустойчивости и крепости, потому что прежних, если вывести хотя бы на три минуты на мороз, потом их бы несколько месяцев лечили, так что отчасти традиция хоть и устойчива, но некоторые ее составляющие меняются и в лучшую сторону.



Анна Качкаева: Да, и картинка нарядная. Спасибо, Ирина. Вопрос вам уважаемые слушатели, что вы будете смотреть в новогоднюю ночь? А теперь немножечко истории: первый "Голубой огонек" был вовсе не новогодним. В телевизионном кафе известные советские артисты собрались 6 апреля 1962-го года. Сначала "Огонек" был еженедельной субботней программой, потом огоньки стали готовить раз в месяц, и только потом, по праздничным дням, на Шаболовку вместе с артистами съезжались лучшие люди страны. "Огонек" придумал режиссер документалист Алексей Габрилович. Еще в 1965-м году "Огонек" под названием "Сказки русского леса" получил приз "Серебряная роза" на фестивале телевизионных фильмов в Италии. Теперь правами на название "Голубой огонек" владеет государственный телеканал "Россия", но огоньки по традиции на всех каналах.

Сергей Данилочкин: На первом - стиль старых мюзиклов, гвоздики, смокинги, петлицы, горжетки, лошади, козы, харлеи, степисты цыгане, водолазы-Деды Морозы, знаменитая Белль из мюзикла Нотр-Дам, Дибров и Макаревич, переодетые и загримированные в битлов, поющая Екатерина Андреева, Яна Чурикова, Максим Галкин и Валдес Пельш. Эксклюзив - Патрисия Каас. Остальные гости - привычный джентльменский набор - "Любэ", "Иванушки", Леонтьев, Долина, Вайкули, Блестящие Витас. На первом опять немножко поиграют в ретро. Зато второго января первый снова перескажет старую сказку о главном - в эфире российско-украинский мюзикл "Золушка".

Анна Качкаева: Официально "Огонек" называется "Огонек на Шаболовке". Правда, на Шаболовке его уже давно не снимают, и все происходит в павильоне Мосфильма. Государственный "Огонек" похож на все прочие. Тот же музыкально-разговорный салат, вся разница в количестве государственных деятелей, государственно-ориентированных исполнителей. Зрители РТР увидят кавеэновские сценки с участием привычных героев голубого экрана, Жириновский подирижирует оркестром, Королева пококетничает с Лужковым, журналисты из программы Вести споют с Газмановым про эскадрон, будут ребята из "Бригады", народные частушки, Киркоров, Кобзон, Розенбаум и, разумеется, Пугачева, которая споет: "Живи спокойно, страна, я у тебя всего одна".

Сергей Данилочкин: На НТВ новый год будут встречать просто праздничным концертом, в котором уже в который раз и все те же звезды перепоют песни звезд прежних. Витас - "Все могут короли", Басков - "Белую сирень", Кобзон - "Очи черные", Долина свою "Погоду в доме", солисты мюзикла "Нотр-Дам" - свою же "Белль". На НТВ привезли изрядно постаревших музыкантов из "Бонни М". Их появление, опять же, напоминание о мелодиях и ритмах зарубежной эстрады. В поздние советские времена этот музыкальный журнал считался десертом новогодней ночи. 3 января на НТВ день героини нового времени Масяни. Мульты с ее участием будут показывать весь день.

Анна Качкаева:На ТВС будут петь застольные. в новогоднюю "Нашу гавань" на программу "Шумел камыш" заглянули Николай Карачинцев, Юрий Лужков, Михаил Горбачев, Алексей Петренко. Константин Райкин и Григорий Явлинский, опять же Витас. Главное отличие этого застолья - репертуар, песни народного застолья. те самые, которые обычно поются поколением старше 30 после третьей-четвертой рюмки. Маша Шахова танцует канкан в валенках, петь будут Евгений Киселев и Валерия Новодворская, "Ой да не вечер" споет в последний раз на ТВС Светлана Сорокина, которая с нового года станет лицом первого канала.

Сергей Данилочкин: Наконец всех, кто действительно стосковался по настоящим советским "голубым огонькам", ждут на РЕН ТВ. На этом канале - фрагменты старых "огоньков" прошлых десятилетий.

Анна Качкаева:Такой у нас репертуар телевизионный. Ирина сказала, что начнет она ночь с первого канала. А дальше все-таки куда?

Ирина Петровская: Я не ночь, я до ночи. Вот в 21.30 ясно, что я буду что-то готовить, и буду подсматривать, поскольку один из телевизоров у меня на кухне, Галкина, Максим Галкин, вот этот вот новогодний концерт, дальше я планирую, во всяком случае, поехать на ТВС в "Нашу гавань", в 23.10, попутно я хочу заехать и посмотреть, как на ТВЦ будут петь блатные песни и шансон. История, кстати, несколько лет назад, когда, по-моему, Парфенов придумал, что все наши попсовики поют оперные арии, я предложила в своем обзоре, чтобы следующее уже, поскольку все перепето, чтобы классические певцы исполняли "Мурку", например, там Галина Вишневская исполняет "Мурку" а Зураб Соткелава - "Постой паровоз, не спешите колеса". В общем, все реализуется. А уже после новогоднего обращения президента, я думаю, что буду смотреть первый канал, а иногда заглядывать на второй и везде.

Анна Качкаева: У нас звонок, добрый день, представьтесь пожалуйста, что вы будете смотреть в новогоднюю ночь?

Наталья: С наступающим, меня зовут Наталья. Скорее всего - ТВС, я никакой ностальгии не испытываю по советским "огонькам", а концерты с Газмановым и Королевой не смотрю и в другие дни. А что до поздравления, то, скорее всего, как уже десятилетие, выключу телевизор и буду слушать вас.

Анна Качкаева:Спасибо, неожиданно...

Ирина Петровская: Мы забыли, что в этом году будет еще на "Культуре" просто хорошая музыка классическая.

Наталья: Ну да, если покажут Педро Альмодовара, может, кто-нибудь.

Ирина Петровская: Альмодовара нет - я изучила программу, а вот на "Культуре" будет какой-то очень хороший концерт, я сейчас не помню, но с участием мировых звезд.

Анна Качкаева: Да, "Культура" тоже объявляет, что она просит встречать Новый год с этим каналом.

Ирина Петровская: Я просто подумала, смешно, ведь название "Голубой огонек" теперь запатентовано российским каналом, а я вспомнила, как на склоне лет, в последние годы жизни, Булат Шалвович Окуджава сказал, что он лишен теперь возможности петь свою знаменитую песню: "А шарик вернулся, а он голубой", - в силу того, что контекст изменился, поэтому запатентовано, конечно, название, но я уже видела, как в ряде анонсов это обыгрывалось, где-то простой огонек, а где-то голубой. Ассоциации, конечно, совершенно не те, которые заложены собственно в названии.

Анна Качкаева: В прошлом году был такой девизик на одном из каналов: "Бойтесь подделок". Теперь нам тщательно и очень внятно, по-моему, на "России" говорят: "Только с нами и ни с кем другим".

Ирина Петровская: Там так говорят: "В этот раз вы можете не щелкать кнопками, потому что все звезды только у нас". Я понимаю причину - Пугачева как бы такая мегазвезда, только на российском канале, и это дает основание сказать, что все звезды, потому что все остальные - ровно тот же набор на всех остальных каналах.

Анна Качкаева: Да, мне очень понравилось, что все время перечисляли - те же, те же, и Витас, через запятую.

Ирина Петровская: Но есть же еще какая-то категория довольно наивных зрителей, которые уверены, что все происходит в тот момент, когда оно происходит, и думаю, что по идее можно и немножко тронуться умом, когда ты увидишь, или одновременно, или с разницей в 5 минут одних и тех же, но на шести сразу кнопках, или пяти, как минимум.

Анна Качкаева:Ира, а как вы считаете, а почему собственно телевидение вернулось к этой 40-летней опробованной, в общем, с разными вариациями, форме "голубых огоньков"? Ведь почти 10 лет экспериментировали. Старые песни о главном пытались делать, мюзиклы, фильмы, всегда первый канал был вроде бы в числе таких законодателей мод, но в этом году...

Ирина Петровская: И НТВ.

Анна Качкаева: Да, и НТВ.

Ирина Петровская: Я думаю, что просто просчитали психологию зрителя в новогоднюю ночь. Как ни ухищряйся, как из себя не вылезешь, а все равно зритель в эту ночь телевизор воспринимает, как дополнение к столу. Это потом, когда пройдет еще две недели, на старый новый год можно более внимательно посмотреть, чего там такого наварили, напридумывали, а тут нужно, чтобы в какой-то момент всем захотелось подпеть, в какой-то момент отойти и не пожалеть о том, что ты отошел. Поэтому вот так же традиционно, как салат оливье. Как ни придумывай, а вот омары у нас не приживаются, а салат оливье - вот самое оно.

Анна Качкаева: У нас звонок, добрый день, представьтесь пожалуйста.

Слушатель: Скажите, до какой степени падения вы дошли, что рекомендуете петь блатную песню "Мурка". Что это такое?

Ирина Петровская: Мы не рекомендуем, мы шутим. Дело в том, что будем мы рекомендовать, или нет, ее так или иначе все равно споют. И если не на ТВС в "Гавани", то ее споют во время новогоднего представления на ТВЦ, поэтому мы как раз шутим, что все уже перепето, и осталось только спеть "Мурку", что и сделано, вот так вот.

Анна Качкаева:Мы вас слушаем, вы просто говорили одновременно с нами, и мы не услышали вашего мнения.

Слушатель: Кобзон правильно сказал, Иосиф, что самые лучшие песни - это советские песни. Он правильно сказал. Все остальное, что вы сейчас предлагаете, роки и попы, это все чернуха, которую смотреть нельзя и слушать.

Ирина Петровская: Ну, мы про роки и попы...

Анна Качкаева: Ничего не говорили, а во-вторых, у нас разные слушатели и зрители, и разным людям нравится разное, а телевидение, как известно, массовое средство массовой информации. Вот и такие мнения, я думаю, что тут лучше такому слушателю остаться с первым каналом.

Ирина Петровская: Или на "Культуру", например, если роки и попы не устраивают, потому что они, так или иначе, везде прорвутся.

Анна Качкаева: Нет, а советских песен, уж совсем советских нигде уж нет.

Ирина Петровская: Ой, да будут советские, будут в большом количестве, я думаю, наверняка, и "Московских окон негасимый свет" споют, и еще что-нибудь. А, кстати, забавно все-таки как кажется, что то, что устойчиво в нескольких поколениях, уже другие забывают. Я сегодня в одной газете прочитала, ужасно смеялась, что на НТВ пригласили, там написано так, "Лиза Митчелла, он приехал на один день, поучаствовал", - и я подумала: Лиз Митчелл - это же вроде женщина, вспомнила, что там в "Бонни М" был один мужчина, Боб Фарелл, насколько я помню, но в любом случае Лиз Митчелл - явно девушка, и вот молоденькая корреспондентка просто не помнит "Бонни М", видимо, на слух воспринимала, Лиз Митчелл - получился мужчиной.

Анна Качкаева: У нас еще один звонок, добрый день, представьтесь пожалуйста.

Владимир Кириллович: Меня зовут Владимир Кириллович, москвич. У меня вопрос к Ирине: почему - она специалист по телевидению, почему передача на НТВ с Савиком Шустером называется "Свобода слова", хотя там свободой слова и не пахнет, скажем?

Ирина Петровская: Во-первых, в общем, в принципе, можно назвать хоть горшком любую передачу, и независимо от того, пахнет, или не пахнет. В данном случае я не согласна, потому что там есть возможность обменяться мнениями у приглашенных людей. Может, нет свободы слова у зрителей, но им предоставляется право сказать по паре реплик. К сожалению, или может, кстати, к счастью, я не уверена, что, к сожалению, аудитория, которая присутствует в таких ток-шоу, как правило, исполняет роль массовки, но люди, приглашенные как эксперты, высказываются, в общем, довольно свободно. Я, честно говоря, не вижу особого противоречия между названием и содержанием этой программы, пригляжусь.

Анна Качкаева:Итак, что вы будете смотреть в новогоднюю ночь, этот вопрос мы задаем вам, уважаемые слушатели... А после Нового года, какие у вас, Ирина, предпочтения обычно - спать?

Ирина Петровская: Спать у меня всегда предпочтение, до Нового года, во время, и после тем более, а потом вообще, 1 января я не люблю, потому что, по идее, я сова, поздно ложусь, поздно встаю, ничего вроде бы не меняется, но все равно какое-то ощущение бесцельно прожитого первого дня нового года, где-нибудь к концу дня, как правило...

Анна Качкаева: Многие очень любят, валяясь, щелкать телевизором в этот момент.

Ирина Петровская: Я почему-то традиционно 1 января не люблю. Я думаю, что я буду искать какое-нибудь для релаксации старое кино, потому что думаю, что от концертов и песен я залезу на стенку еще во время новогодней ночи.

Анна Качкаева: Посмотрим, что еще будет 3 января, потому что НТВ обещает, что это будет такой день с Масяней.

Ирина Петровская: Может, кто-то посмотрит. Я, к сожалению, уеду, а может быть, опять же, к счастью. Поэтому, может, запишу... Ну, это такое ведь специфическое зрелище - Масяня для, что называется, продвинутой аудитории, тех, кто понимает. Из пяти, может, даже семи мультов так называемых, один, как правило, бывает более или менее удачным. Поэтому так интенсивно в течение всего дня лакомиться Масяней - не знаю, это для таких особых гурманов, наверное.

Анна Качкаева: И в заключение - у вас есть какие-то особые пожелания российскому телевидению?

Ирина Петровская: Да нет у меня особых пожеланий. А самое главное - есть они у меня, нету их - абсолютно ничего не изменится, и я знаю, что придется мне писать обзор новогоднего телевидения, и предполагаю, что, в общем, он будет мало чем отличаться от новогодних обзоров последних пяти лет. Это тоже традиция. Я думаю, может, один раз и навсегда написать такой обзор, и каждый раз в конце первой новогодней недели... Примерно, во всяком случае.

Анна Качкаева: То есть, вы полагаете, что и на будущий год будет таким же обзор? Ведь драматургия изменится, выборы у нас грядут?

Ирина Петровская: От того, что выборы гряду,т президент не перестанет выходить к народу и поздравлять его с Новым годом. От того, что грядут выборы, Филипп Киркоров, Басков и прочая компания не станет менее интенсивно выступать по телевизору на всех каналах. В конце концов, снег идет, елки, новый год, так или иначе



Анна Качкаева: И "Иронию судьбы" обязательно покажут

Ирина Петровская: "Ирония судьбы" просто в выборные годы имеет особое, дополнительное значение.

Анна Качкаева: А у вас, какой-нибудь любимый тост есть? Под телевизор?

Ирина Петровская: Нет, я вообще не большой специалист говорить тосты. Ну - " С Новым годом, с новым счастьем", - или загадывать, чтоб было не хуже, чем было в предыдущем.

Анна Качкаева: Ну, чтоб было не хуже, до будущего Нового года!

XS
SM
MD
LG