В Башкирии правозащитники требуют продолжить расследование убийства депутата Совета города Агидель Ильдара Нафикова. Общественники и семья погибшего считают, что на скамье подсудимых оказались лишь исполнители убийства, в то время как имена заказчиков даже не прозвучали в судебном заседании. Напомним, что на днях Верховный Суд Республики Башкортостан вынес приговор двоим жителям города Агидель Ринату Насирову и Вильдану Фаязову, обвиняемым в убийстве Нафикова. В ходе следствия и судебного разбирательства было доказано, что в ночь с 7 на 8 октября 2005 года Насиров и Фаязов по поручению местного криминального авторитета Алексея Чепкасова проникли в дом, где спал Нафиков, облили помещения бензином и подожгли. Депутат не смог выбраться из горящего дома и погиб в огне. Практически сразу у семьи погибшего, местной оппозиции и правозащитников возникло подозрение, что произошло заказное политическое убийство. Ильдар Нафиков был известным в городе человеком, оппозиционно настроенным к местной власти и крайне неудобным для нее политиком. Еще будучи в меньшинстве в городском Совете, Нафиков постоянно настаивал на проверке расходования бюджетных средств, выделяемых близким к власти местным предпринимателям. Неоднократно депутат обращался и в местную прокуратуру с заявлениями о проверке действий чиновников городской администрации во главе с ее руководителем Валерием Федоровым. Рассказывает житель города Агидель Рафаил Сарваров:
Рафаил Сарваров: Он до гибели написал в разные инстанции 69 депутатских запросов о финансово-хозяйственных махинациях Федорова и его окружения. Из 69 – 25 в органы прокуратуры. После каждой сессии он выпускал бюллетень и в этом бюллетене указывал – какой депутат по какому вопросу как голосовал. Народ Агидели знал, что говорится на сессии.
Артур Асафьев: На выборах в муниципальный Совет города Агидель, прошедших летом 2005 года, Ильдар Нафиков и его сторонники завоевали 10 мест из 15-ти. На первой же сессии нового созыва планировалось избрать Нафикова председателем городского Совета. Если бы это произошло, оппозиция получила бы реальные рычаги власти. В частности, от этого зависело бы последующее назначение нового главы городской администрации. Однако, сессия под разными предлогами то и дело откладывалась, а в начале октября 2005 года произошла трагедия.
Власти выказывали активную незаинтересованность в раскрытии преступления. В частности, сразу же после пожара прокурор города Рамиль Хабиров заявил, что причиной трагедии послужил неисправный электрообогреватель, и поэтому уголовное дело возбуждаться не будет.
Говорит отец погибшего, Фандавис Нафиков:
Фандавис Нафиков: Когда впоследствии я добивался проведения комплексной комиссионной пожарно-технической экспертизы, когда все проверяли эксперты – этот обогреватель оказался рабочим. Он не замкнул, он не коротил. Заключение экспертов, - четыре комиссии работало совместно! – тут не виноват обогреватель, здесь подожгли вот тут, в четырех местах, с применением легковоспламеняющихся жидкостей.
Артур Асафьев: При проведении своего расследования Нафиков-старший и его друзья сталкивались с мощным противодействием. Так, по их словам, прокурор Агидели Рамиль Хабиров и начальник милиции Радус Саляхов, лично привезли экспертное заключение из Удмуртии о бытовом характере трагедии, которое впоследствии оказалось ложным. Эти же лица оказывали давление на независимых экспертов, которые дали свое заключение о преднамеренном поджоге здания. Наконец, прокурор Агидели Хабиров несколько раз выносил постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и делал это повторно, несмотря на отмену его решений судебными инстанциями. Семье Ильдара Нафикова активно помогали уфимские правозащитники. Как шло независимое расследование рассказывает президент фонда «Международный стандарт», правозащитник Константин Потнин:
Константин Потнин: Опрашивали всех, кто каким-то образом мог что-то знать, видеть, слышать. Это убийство всколыхнуло город и люди охотно помогали, рассказывали. Мы публикации пытались осуществлять. Мало того, мы сняли специальный фильм и этот фильм везде распространяли для того, ускорить это расследование, не дать ему возможности заглохнуть.
Артур Асафьев: За пять лет семья погибшего Ильдара Нафикова, его друзья и соратники преодолели множество препятствий в попытках добиться справедливости. Они добились возбуждения уголовного дела и его перевода из Агидели в город Нефтекамск. Спустя пять лет после убийства расследование было все же завершено. 6 мая нынешнего года Верховный Суд Республики Башкортостан приговорил исполнителей преступления Рината Насирова и Вильдана Фаязова соответственно к 19 с половиной и 16 годам лишения свободы. Организатор преступления, местный криминальный авторитет Алексей Чепкасов был объявлен в федеральный розыск. Горожане встретили этот приговор со смешанными чувствами. Говорит житель города Агидель, федеральный судья в отставке Хабир Лукманов:
Хабир Лукманов: Люди говорят – жаль, только краешек зацепили. Краешек! Простые исполнители попались. А заказчики, которые предполагаются – гораздо глубже сидят. На них еще выхода нет.
Артур Асафьев: С Хабиром Лукмановым согласен и уфимский правозащитник Константин Потнин:
Константин Потнин: В суде не прозвучала версия о том, что на самом деле основой всего этого была политическая деятельность Нафикова. Адвокаты подвели к тому, что это просто бандитские нападки с целью отомстить непослушному предпринимателю.
Артур Асафьев: Жители города недовольны и тем, что должностные лица, активно мешавшие расследованию, пока что никак не наказаны. Так, бывший прокурор города Рамиль Хабиров сейчас трудится в должности следователя Бирского межрайонного отдела Следственного комитета по Республике Башкортостан. А бывший начальник милиции Агидели Радус Саляхов на днях был переведен на более престижную должность начальника отдела внутренних дел по городу Дюртюли и Дюртюлинскому району. Между тем, суд вынес частное определение в адрес Генеральной прокуратуры, МВД РФ и Следственного комитета России, где зафиксированы все противоправные действия бывшего прокурора и начальника милиции, мешавших проведению расследования. Говорит федеральный судья в отставке Хабир Лукманов:
Хабир Лукманов: Мы надеемся, что эти люди безнаказанными не останутся. На частное определение суда реагировать, наверное, будут и вышестоящие органы прокуратуры и МВД.
Артур Асафьев: Хабир Лукманов полагает, что убийство Ильдара Нафикова стало возможным из-за длительной безнаказанности местных преступных группировок, и в то же время – из-за бездействия местной власти и правоохранительных органов.
Хабир Лукманов: У нас большая бандитская группировка была, состоящая из 40 человек. Они деньги собирали на общак. На жалобы граждан, на угрозы милиция у нас не реагировала своевременно. Люди уже потеряли доверие к этим органам, больше уже не стали обращаться. Предприниматели, которые на рынке торгуют – они обложены были данью со стороны вот этих криминальных авторитетов. Они тоже платили молча. Такая ситуация, – несмотря га то, что маленький город, – произошла у нас.
Артур Асафьев: Правозащитники и семья погибшего требуют дальнейшего расследования, которое, уверены они, должно вывести на истинных заказчиков преступления. Только после этого будет возможно говорить о каком-то оздоровлении общественной атмосферы в городе.