Хипстеры появились в России из скрещения невесомой советской интеллигенции и жизнерадостной европейской буржуазии. Удивительно, но, едва сформировавшись и обретя способность покупать, они выбрали международное, экологичное, сложное и свободное, что едва ли сочетается с доминирующей позицией дворовых пацанов и футбольных фанатов. Еще удивительнее другое – то, что с середины 2000-х активная гражданская позиция стала среди хипстеров не менее модной, чем айпад, кеды, пленочный фотоаппарат, Starbucks или Лондон.
Наиболее ярко закрутилась эта история вокруг сайта www.epic-hero.ru, который считается главным оппозиционным хипстерским блогом, и который читают, как поговаривают, не только Юрий Сапрыкин, но и Владислав Сурков. Трое молодых образованных парней приурочили свой первый пост к октябрьской акции Стратегии 31. По обратной реакции стало понятно – попали в точку, уловили Zeitgeist. Хипстеры не продержались долго в узких джинсах и на инди-роке, регулярные примеры правильного устройства жизни вылились в желание сделать жизнь в своей стране не хуже.
То, как много я встречаю таких людей среди собственных коллег, одногруппников в университете и случайных знакомых, поражает. Модные, перспективные и начитанные не боятся выходить на улицы и скандировать лозунги, пусть это грозит увольнением или неэстетичными синяками. И это явно не молодой рок-н-ролл, а новый сорт патриотизма. Буквально на днях мой новый знакомый, татуированный умный парень в модных кедах, сказал, что способен натвитить на 282-ю статью.
Хипстеры в России – это поколение 2.0., способное глобально мыслить и воспринимать мир не как законченный русский текст, а как мультиязычную RSS-ленту. В основной массе это творческие люди, работающие в сфере журналистики, рекламы, пиара и маркетинга и попутно получающие престижное высшее образование. У них есть деньги, и они привыкли выбирать. Они действуют и потребляют не то, что максимально доступно, а то, что глобально и красиво. Казалось бы, сформирована новая элитарная молодежная группа, которой нужно радоваться жизни, а не рисковать. Тем более, учитывая то, что не всегда понятно, когда и чем ты рискуешь, и на что в итоге нарвешься.
До появления слова «хипстер» подобные группы можно было назвать богемой или интеллигенцией. Но – они были старше и редко были способны действовать политически. Во-первых, от споров с жэком, от митингов, от критики современного мироустройства начинает болеть голова, а значит, становится тяжело читать диалоги Платона и слушать оперы Верди. Во-вторых, в условиях тоталитарного режима особенно не попротестуешь. Стремление к свободе и западному образу жизни и убежденность в том, что их невозможно достичь, приводили еще двадцать-тридцать лет назад ко внутренней эмиграции.
Иногда сложно определить, где находится грань между аполитичностью и внутренней эмиграцией. Выглядит это как уход в дзен-буддизм, как позиция «делайте, что хотите, и меня не трогайте». А чтобы вернуться из внутренней эмиграции в реальный мир и начать что-то менять, нужно услышать взрыв совсем близко к себе. На той территории, которая раньше казалась недосягаемой и неприкосновенной. В уютной, теплой и близкой зоне комфорта. Это очень личное для каждого человека событие, после которого вдруг возможно и абсолютно необходимо направить творческую энергию вовне. Вмешаться в установившийся порядок вещей – «если не мы, то кто же?». Хорошо, если для новых молодых такое потрясение заменит (хоть в небольшой степени) мода на активизм.
В реальном мире побеждает тот, кто не боится действовать. Да и в целом, играют только те, кто вышел на арену, а болельщики наблюдают – и хипстеры вспомнили этот очевидный факт.
Наиболее ярко закрутилась эта история вокруг сайта www.epic-hero.ru, который считается главным оппозиционным хипстерским блогом, и который читают, как поговаривают, не только Юрий Сапрыкин, но и Владислав Сурков. Трое молодых образованных парней приурочили свой первый пост к октябрьской акции Стратегии 31. По обратной реакции стало понятно – попали в точку, уловили Zeitgeist. Хипстеры не продержались долго в узких джинсах и на инди-роке, регулярные примеры правильного устройства жизни вылились в желание сделать жизнь в своей стране не хуже.
То, как много я встречаю таких людей среди собственных коллег, одногруппников в университете и случайных знакомых, поражает. Модные, перспективные и начитанные не боятся выходить на улицы и скандировать лозунги, пусть это грозит увольнением или неэстетичными синяками. И это явно не молодой рок-н-ролл, а новый сорт патриотизма. Буквально на днях мой новый знакомый, татуированный умный парень в модных кедах, сказал, что способен натвитить на 282-ю статью.
Хипстеры в России – это поколение 2.0., способное глобально мыслить и воспринимать мир не как законченный русский текст, а как мультиязычную RSS-ленту. В основной массе это творческие люди, работающие в сфере журналистики, рекламы, пиара и маркетинга и попутно получающие престижное высшее образование. У них есть деньги, и они привыкли выбирать. Они действуют и потребляют не то, что максимально доступно, а то, что глобально и красиво. Казалось бы, сформирована новая элитарная молодежная группа, которой нужно радоваться жизни, а не рисковать. Тем более, учитывая то, что не всегда понятно, когда и чем ты рискуешь, и на что в итоге нарвешься.
До появления слова «хипстер» подобные группы можно было назвать богемой или интеллигенцией. Но – они были старше и редко были способны действовать политически. Во-первых, от споров с жэком, от митингов, от критики современного мироустройства начинает болеть голова, а значит, становится тяжело читать диалоги Платона и слушать оперы Верди. Во-вторых, в условиях тоталитарного режима особенно не попротестуешь. Стремление к свободе и западному образу жизни и убежденность в том, что их невозможно достичь, приводили еще двадцать-тридцать лет назад ко внутренней эмиграции.
Иногда сложно определить, где находится грань между аполитичностью и внутренней эмиграцией. Выглядит это как уход в дзен-буддизм, как позиция «делайте, что хотите, и меня не трогайте». А чтобы вернуться из внутренней эмиграции в реальный мир и начать что-то менять, нужно услышать взрыв совсем близко к себе. На той территории, которая раньше казалась недосягаемой и неприкосновенной. В уютной, теплой и близкой зоне комфорта. Это очень личное для каждого человека событие, после которого вдруг возможно и абсолютно необходимо направить творческую энергию вовне. Вмешаться в установившийся порядок вещей – «если не мы, то кто же?». Хорошо, если для новых молодых такое потрясение заменит (хоть в небольшой степени) мода на активизм.
В реальном мире побеждает тот, кто не боится действовать. Да и в целом, играют только те, кто вышел на арену, а болельщики наблюдают – и хипстеры вспомнили этот очевидный факт.