Ссылки для упрощенного доступа

Егор Свиридов, жертва "разницы культур"


В декабре 2010-го недовольство тем, как расследуется убийство Егора Свиридова, вылилось в массовые беспорядки
В декабре 2010-го недовольство тем, как расследуется убийство Егора Свиридова, вылилось в массовые беспорядки
Завершено расследование драки, в которой был убит болельщик "Спартака" Егор Свиридов. Об этом заявили 30 мая в московском Следственном комитете.

Во время расследования выяснилось, что пострадавшие не выкрикивали националистических лозунгов и фанатской атрибутики на них не было. Зачинщиками признаны: Аслан Черкесов (подозреваемый в убийства Свиридова), Хасан Ибрагимов, Нариман Исмаилов, Артур Арсибиев, Акай Акаев и Рамазан Утарбиев. Смерть Егора Свиридова стала поводом для проведения массовой акции в декабре прошлого года, в ходе которой около пяти тысяч человек на Манежной площади устроили погромы.

Поводом для драки, стоившей Егору Свиридову жизни, как выяснили следователи, стала разница культур поведения. Директор информационно-аналитического центра "Сова" Александр Верховский рассуждает об этой "разнице культур":

– Не знаю, как разворачивались события именно в том случае. Но приведу пример. То, что в одной культуре считается обычной бранью, в другой расценивается как страшное оскорбление. Одни вроде просто "послали" оппонентов – а те вдруг страшно расстроились и полезли в драку. При этом первые очень удивились – почему из-за такой ерунды они в драку полезли? Вот что значит "культурное различие". Впрочем, подобное культурное различие возникает не непременно между людьми разных национальностей. Даже два совершенно одинаковых по этническому происхождению человека, вот так столкнувшись на улице, тоже могут обнаружить между собой некоторую культурную разницу. Кому-то быть посланным на три буквы – норма жизни, а кому-то – очень обидно, – отмечает Верховский.

Уголовное дело передано в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения. Затем дело направят в суд для рассмотрения по существу.

Как прореагировали на эту новость футбольные фанаты?

– Всё так, как и ожидали. Следствие показало, что никаких выкриков, никаких действий со стороны Егора и его друзей по отношению к тем людям, которые их избивали, не было. То есть следствие показало объективную картину. Но болельщики пока воспринимают это сдержанно. Конечно, ждут непосредственно суда над его убийцами, – сказал корреспонденту Радио Свобода пресс-секретарь всероссийского объединения болельщиков Иван Кузнецов.

– Болельщики не будут проводить какие-то акции?

– Сейчас пока нет никаких предпосылок к этому. То, что произошло на Манежной, было, по сути, не акцией болельщиков – это была реакция людей на беззаконие, на бездействие властей. К спорту, к болельщикам это не имеет отношения. Это уже, скорее, социальная, политическая проблема. То, о чем сейчас сообщило следствие, думаю, не подталкивает людей к каким-то активным массовым действиям…

Между тем, защита главного обвиняемого, Аслана Черкесова, настаивает на том, что его действия были превышением необходимой самообороны, а болельщики напали первыми. По мнению Александра Верховского, историю Егора Свиридова в будущем будут использовать, в первую очередь, русские националисты:

– Понятно, что если государство (в лице следствия) признало, что нападавшей стороной в этой драке были кавказские парни, то это для националистов хороший пропагандистский аргумент. Другое дело, что мне трудно сказать, насколько следствие это доказало: очень часто так и остается непонятным, кто же начинает такую драку. Вот так, слово за слово – а потом стали драться. Собственно, изначально в этом смысле показания обеих сторон совпадают. Главное, что здесь подлежало расследованию, – это сознательно или не сознательно тот парень, который стрелял, выпустил свои пули в Свиридова. Вот что действительно было предметом разногласий, а не кто драку начал.

Конечно, сейчас результаты следствия легко критиковать, потому что более-менее очевидно, что иными они и не могло быть. После всего произошедшего было бы очень странно, если бы следствие установило, что драку затеяла другая сторона… Это просто было бы большой неожиданностью, – отмечает Александр Верховский.

Насколько политически выверенное решение приняли следователи, назвав выходцев с Кавказа зачинщиками драки и добавив, что трагедия произошла не на почве межнациональной розни? На этот вопрос отвечает политолог Николай Петров:

– Власти очень серьезно относятся к тому, что произошло на Манежной площади. Думаю, нельзя говорить, что выводы следователей определены политическими соображениями, но что политические соображения здесь, безусловно, учитывались, нет сомнений. Действительно, власть оказывается в очень сложном положении. Есть русский национализм – и есть кавказский национализм. Найти такое решение, которое устроило бы обе стороны и не вызывало бы при этом нового всплеска протеста, насилия, достаточно сложно. Можно надеяться, что то, с чем Следственный комитет сейчас выходит на судебное рассмотрение дела, – достаточно выверенное решение. С одной стороны, кавказская сторона названа в качестве зачинщика. С другой – исключает обвинение по статьям, связанным с национальным экстремизмом и т. д. Это дело, к которому, естественно, приковано внимание с самых разных сторон. И власть постарается сделать все от нее зависящее, чтобы не усугубить ситуацию, – прогнозирует Николай Петров.

Драка, в результате которой погиб болельщик "Спартака" Егор Свиридов, произошла в ночь на 6 декабря 2010 года на Кронштадском бульваре в Москве. Уроженец Кабардино-Балкарии Аслан Черкесов во время потасовки выстрелил несколько раз в Егора Свиридова. В результате полученных травм тот скончался. Участников драки задержали по горячим следам, но позже по невыясненным причинам отпустили. 11 декабря на месте трагедии прошла памятная акция. Многие ее участники позже поехали в центр Москвы, где началась несанкционированная акция националистического характера, вылившаяся в погромы и столкновения с милицией.
XS
SM
MD
LG