Ссылки для упрощенного доступа

"Анфан террибль" Формулы 1


Льюиса Хэмилтон
Льюиса Хэмилтон
Победа гонщика "Ред Булл" Себастьяна Феттеля в драматической гонке в Монако была оттеснена на второй план скандалом вокруг одного из главных неудачников этапа – пилота "Макларена" Льюиса Хэмилтона.

Хэмилтон на глазах превращается из вундеркинда в "анфан террибль" Формулы 1. При этом суть проблемы в том, что как первое понятие, так и второе содержит слово "ребенок".

В прошлом сезоне Мартин Уитмарш, глава команды "Макларен", назвал Феттеля "крэш-кид" – "ребенок-авария". Возможно, ему следовало пристальнее следить за собственным подопечным.

В Монако Хэмилтон бушевал – пытаясь отыграться после неудачной квалификации и совершая отчаянные попытки обгонов в середине пелотона, он выбивал соперника, получал наказание и несся дальше – выбивать следующего. Позже он подверг критике гонщиков, стюардов этапа, в запальчивости предположил, что его столь часто вызывают на разбор полетов (пять раз за шесть этапов, ровно столько же, сколько раз выигрывал Феттель) поскольку он – "темнокожий". Затем, после, видимо, внушения в команде, бегал извиняться к стюардам за неудачную шутку. Его простили – и это, в общем, везение, поскольку, подобные шутки могут повлечь обвинения в дискредитации спорта с весьма тяжелыми последствиями. Наконец, гонщик догадался взять паузу. Теперь есть время подумать.

Бурная деятельность Хэмилтона, возможно, стоила победы его напарнику по команде Дженсону Баттону, который уверенно лидировал после редкой осечки "РБ" на пит-стопе (Феттеля не только задержали, но еще по ошибке на машину поставили более жесткий тип резины!). Но из-за столкновения, произошедшего при попытке Хэмилтона обогнать гонщика "Феррари" Фелипе Массу, на трассе появился пейс-кар. Баттон понял, что созданный им отрыв исчезнет, и решил вновь поменять резину, вернув лидерство Феттелю. Тот, напротив, решил попробовать, раз уж ему ошибочно поставили более жесткую резину, дотянуть на ней до конца этапа. Эта решение принесло ему победу, хотя не без помощи фортуны – за несколько кругов до финиша, когда ожидалась решающая битва между Феттелем на сверхизношенных шинах, Баттоном – на относительно новых – и вклинившимся между ними гонщиком "Феррари" Фернандо Алонсо на среднеизношенной резине – произошло очередное столкновение, и гонка была остановлена. Это дало возможность журналистам утверждать, что фортуна сейчас на стороне германского гонщика, и что ему пора наведаться в казино Монте Карло… А заодно и воспеть шины "Пирелли", которые придали дополнительную остроту даже Гран-при Монако, если и не увеличив здесь значительно число обгонов, то хотя бы сделав их более вероятными.
Спортивное болельщицкое опьянение по национальному признаку, вроде бы, естественная вещь, но только уж слишком легко она переходит в истерику – от поломки стульев до поисков врага. И это не помогает ни спортсменам, ни обществу

И тут снова время вернуться к человеку, которого в Формуле считают одним из главных специалистов по обгонам. Действия Хэмилтона на трассе он сам и многие его поклонники объясняют тем, что он лишь хочет создать зрелище для зрителей, что, мол, именно для этого гонщики и выходят на трассу, а иначе что останется от гонок без риска. Как далеко может увести подобная логика, каждый может судить сам (пока же можно только благодарить нынешние стандарты безопасности в Формуле 1, где даже устрашающие аварии с участием Нико Росберга, Серхио Переса и Виталия Петрова завершились для них более или менее благополучно).

Но интересно само отношение к Хэмилтону, как к особому источнику зрелищности в Ф1. Он, без сомнения, – поп-звезда Формулы. У него есть все необходимые атрибуты: каноническая легенда о детстве, согласно которой ребенком он подошел к руководителю "Макларена" Рону Деннису и сказал, что хочет выступать за эту команду, роман с американской поп-певицей Николь Шерзингер, вовлеченность в громкие скандалы вокруг "Макларена", включая "введение в заблуждение" стюардов, открытые противостояния с партнером по команде и многое другое.

Хэмилтон делает много громких заявлений – в последнее время он сравнивал себя с Айртоном Сенной, а Алонсо – с Аленом Простом (вероятно, из этого следует сделать вывод, что Феттеля в раскладах сильнейших гонщиков нет), дает понять, что считает себя быстрее Феттеля и обошел бы его, если бы ему дали равную машину, обвиняет других гонщиков в попытках ему помешать, в Монако уверяет, что выиграл бы поул, если бы не случайность. Все это можно счесть ребяческой хвастливостью. Но Хэмилтон – чемпион мира-2008, без сомнения, один из сильнейших гонщиков Формулы. Откуда берется это непрерывное самовосхваление и, как следствие, непрерывное обвинение окружающих в собственных неудачах?

Британские спортивные журналисты в статьях после Монако призывают Хэмилтона повзрослеть. Кто-то предполагает, что молодой гонщик, попав сразу в одну из сильнейших команд, неадекватно оценивает реальность (путь к титулу Алонсо, Баттона и Феттеля лежал через слабые команды). Но, возможно, тут есть и более общее объяснение.

Хэмилтон – дитя многолетних ожиданий британских болельщиков, спортивной общественности и журналистов, ожиданий реванша. К середине двухтысячных гонщики из Великобритании, столь славной своими традициями автоспорта, не становились чемпионами уже почти десятилетие (последний Кубок – 1996 год, Дэмон Хилл). Далее – тотальное доминирование Михаэля Шумахера, потом – Алонсо. И, наконец, появился Хэмилтон, дал бой, и, со второй попытки, победил, став самым молодым чемпионом мира. Можно представить, сколько надежд и любви было связано с ним. Когда на следующий год чемпионом стал Баттон, это стало еще одним подтверждением могучего возрождения британского автоспорта, но надежды многими возлагались именно на звезду Хэмилтона.

Все это уничтожил Феттель – германский гонщик из команды "компании напитков", как презрительно отозвался о "Ред Булл" Хэмилтон. Британская газета "Гардиан" написала: "В Британии есть анти-феттелевские настроения. В конце концов, именно он положил конец чемпионскому царствованию Дженсона Баттона, выиграв прошлогодний титул. И он -– человек, который мешает Хэмилтону стать многократным чемпионам мира".

Феттель отобрал у Хэмилтона все рекорды самого молодого гонщика и сейчас довольно уверенно движется ко второму титулу. Комментаторы отзываются о нем так, как не отзывались о Хэмилтоне. Для многих в Британии это выглядит реинкарнацией тотального доминирования Шумахера. Поэтому неудивительно, что Хэмилтон оказался в центре истерии, и сам ведет себя истерически.

Однако осознание силы соперника помогает в борьбе с ним, помогает понять, что нет заранее заданного преимущества, реализовать которое помешали враги или глупцы, и что истерика – плохой советчик. Нет сомнения, что Хэмилтон справится с этими "детскими" болезнями, он – превосходный гонщик.

А главная мораль относится вовсе не к нему. Спортивное болельщицкое опьянение по национальному признаку, вроде бы, естественная вещь, но только уж слишком легко она переходит в истерику – от поломки стульев до поисков врага. И это не помогает ни спортсменам, ни обществу. И это относится отнюдь не только к Великобритании.

Этот и другие материалы читайте на странице информационной программы "Время Свободы"
XS
SM
MD
LG