Ссылки для упрощенного доступа

ММКФ уходит в оппозиции


Кинофестиваль обещает в этом году "удивлять зрителя неожиданными ходами"
Кинофестиваль обещает в этом году "удивлять зрителя неожиданными ходами"
В Москве очень жарко, но настоящая жара для любителей кино начнется 23 июня, одновременно с открытием 33-го Московского Международного кинофестиваля. Во всех программах форума будет показано около четырехсот фильмов.

Ровно через 10 минут после начала пресс-конференции из зала удалилась одна из телевизионных групп, на ходу они разговаривали по телефону с начальством: "Ну, мы уходим, Михалкова тут нет, а за столом – какие-то маски-шоу" . "Маски-шоу" это : Кирилл Разлогов, Петр Шепотинник и знаменитый режиссер-документалист Сергей Мирошниченко – отборщики конкурсных программ ММКФ. В отсутствие президента фестиваля, им пришлось отдуваться за него и отвечать на вопрос о письме президенту и премьер-министру России группы деятелей культуры (в том числе Никиты Михалкова) с предложением создать общественный наблюдательный совет, контролирующий СМИ. Письмо многие расценили, как попытку введения цензуры, но ни о какой цензуре на ММКФ речи нет, заверил Кирилл Разлогов:

– Что касается нашей работы с президентом фестиваля, ни разу за десять лет не было ни одного цензурного вмешательства. Мне ни разу не говорили, что какой-то фильм нельзя показывать на ММКФ. В государственном масштабе проблема более глобальна, и как культуролог, а не сотрудник ММКФ, могу сказать, что ни одно государство в мире не существует без цензуры. У Фрейда есть психологическое понятие цензуры – средство самозащиты личности от тех вещей из внешнего мира, которые могут представлять опасность для его здоровья. Если государство чувствует себя сильным, оно может быть либеральным и все разрешать. Если государство по каким-то причинам чувствует, что оно ослабевает, что его контроль за событиями недостаточен, оно будет стремиться ужесточить этот контроль. Но контроль всегда есть, потому что общество защищается. В той или иной форме цензура существует во всем мире, потому что, если бы цензуры не было, то общество бы самоликвидировалось. Таков мой теоретический взгляд на это, а практически я считаю, что каждый человек имеет право поднимать любые вопросы, которые сочтет нужным.

Сергей Мирошниченко поддержал коллегу:

– Внеконкурсная программа документального кино называется у нас "Свободная мысль". И в ней были фильмы, которые Михалков отстаивал, когда посольства других стран просили их из программы убрать из-за слишком свободной мысли, которая была в них высказана. Это реальный факт, и нам пришлось улаживать этот вопрос на уровне Министерства иностранных дел. И картина была показана.

Что касается письма – я его не читал, но, как человек, который работал с разными телеканалами Великобритании и Франции, скажу: цензура присутствует в полном объеме везде. Так что, лучше этот вопрос вообще не поднимать

Конкурс этого года Петр Шепотинник охарактеризовал как " очень сильный". От себя добавим, что он еще и очень большой. В основном конкурсе семнадцать картин, из них – две российские ("Шапито-шоу" Сергея Лобана и "Сердца бумеранг" Николая Хомерики). Здесь же – фильм, снятый Вацлавом Гавелом по его собственной пьесе, которую репетировали во МХТе имени Чехова, но вышла неувязка с авторскими правами, и готовую премьеру, с Олегом Табаковым в главной роли, не выпустили в свет. 90-летний классик, японец Канэто Синдо (автор "Голого острова", лауреат Гран-при Первого ММКФИ ) представит новую картину "Открытка".

Во втором конкурсе , "Перспективах" – десять фильмов, и еще семь – в конкурсе документального кино, который по многочисленным просьбам трудящихся киноведов восстановлен в этом году в рамках ММКФ. В курс дела вводит Кирилл Разлогов:

– В этом году мы решили удивлять зрителя неожиданными ходами и оппозициями. Фестиваль открывается мировой премьерой последнего фильма из серии "Трансформеров", который называется "Темная сторона Луны". Лет десять тому назад я поехал в Голливуд и встречался там с представителями компании Warner Brothers. Я спрашивал, почему они не делают мировые премьеры в Москве. Они отвечали: "В Москве непонятно, какой будет резонанс и на это уходит очень много денег". Я наивно сказал, что мы можем как-то помочь, выделить деньги из бюджета фестиваля. Они рассмеялись: "Речь идет о сотнях миллионов долларов, и бюджет всего вашего фестиваля тут никакой роли сыграть не может".

Так вот, на 33-м ММКФ будет первая большая и действительно мировая премьера голливудской картины (фирмы Paramount), и это суперсенсация, которая мало зависит, на мой взгляд, от качества самого фильма. Это голливудский блокбастер. В противоположном углу фестиваля – в маленьком зале "Октября" в программе "Сине фантом" будет ретроспектива американского режиссера Роба Нильсена, главы американского "независимого" кино. Он покажет пять фильмов, один из них – обладатель "Золотой Камеры" в Каннах, другой – Гран-при в Санденсе. Привезет он и последний свой фильм, каким-то образом связанный с Россией. Значит, это будет противоположное крыло американского кино.

Вторая оппозиция. В конкурсе картина старейшего кинорежиссера Каэто Синдо, а в программе короткометражных картин будет показана полулюбительская лента 14-летнего режиссера, которая называется "Космические Колумбы" и представляет тот кинематограф, с которым мы будем иметь дело завтра и послезавтра.

Третья оппозиция. У нас будет "Темная сторона луны", но будет и фильм "Светлая сторона Луны". Он откроет программу "Русский след", посвящен Солженицыну, сделан итальянским режиссером. В нем очень своеобразно показаны реалии нашей жизни, что должно вызвать улыбку у российских зрителей. Связка между различными программами будет легко просматриваться

***

Добавим, что в документальном смотре будет картина "Счастливые люди. Год в тайге", снятая молодым российским режиссером Дмитрием Васюковым вместе с Вернером Херцогом. Сам Херцог, как и Вацлав Гавел, приедет в Москву.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG