Ссылки для упрощенного доступа

Репортаж из ставки генерала Дустума


Аркадий Дубнов, Кундуз:

Около полутора тысяч талибов из их блокированной в Кундузе группировки только сегодня в первой половине дня сложили оружие и сдались генералу Дустуму. Это происходило в 15 километрах к западу от города у горы Ерголай. Плотно утрамбованные в кузова большегрузных "КАМАЗов" и "Уралов" со связанными за спиной руками талибы, однако, не выглядели себя чересчур мрачным и угнетенными. Многие из них явно считают себя спасенными от истребления другой группировкой Северного Альянса под командованием Амра Латифа, которая в ночь с воскресенья на понедельник атаковала кундузскую группировку с востока. Военного значения это не имело. Как утверждает в разговоре с вашим корреспондентом сам генерал Дустум, Амру Латифу нужны были автомобили талибов и их оружие, и он не хотел, чтобы они достались Дустуму. В результате атаки несколько талибов были убиты и их трупы привезли к горе Ерголай буквально сваленными в одну кучу с обмундированием оружием и личными вещами сдавшихся в плен талибов. Бойцы Дустума, а их здесь около двух тысяч, рьяно бросились разбирать эти кучи, выуживая оттуда обувь, спальные мешки, сумки, батарейки и прочее...

Талибы перед усадкой в машины выстраивались в длинную вереницу. Каждого быстро обыскивали. Их было слишком много, чтобы делать это тщательно. В результате буквально на моих глазах произошло следующее. Когда одного из пленных подсаживали в кузов, у него из-под полы длинного одеяния показался ствол. Дустумовцы бросились на него со всех сторон и вытащили спрятанный на теле укороченный "Калашников"...

Один из вереницы, услышав, как я говорю на знакомом ему языке по телефону, вдруг окликнул меня по-русски: "Эй, ты откуда"? Оказалось - чеченец, совсем молодой, лет 18. Поговорить с ним не удалось, его быстро затолкали в кузов. Сами дустумовцы обнаружили сегодня двух пакистанцев и одного араба - их отвели в сторону. Я насчитал только в первой половине дня 14 отправленных в Мазари-Шариф грузовиков, в основном с афганскими пуштунами. Дустум после дополнительной разборки намерен их отпустить домой. С наемниками обещано разобраться через суд, однако, как он сам это себе представляет - объяснить не смог. "Позже, позже", - объяснял он мне. Его джип, покрытый толстым слоем пыли, в укрытии на самой вершине горы. В лыжной шапочке, заросший черной щетиной Дустум выглядит угрожающе и постоянно отдает распоряжения по рации и двум спутниковым телефонам. Очевидно, что он чувствует себя хозяином положения. Устоз Дато - таджикский командир, воющий со своими моджахедами вместе с Дустумом - выглядит импозантнее, с окладистой бородой, с четками в руках, он молчалив, прямо здесь, на вершине горы расстилает одеяло и делает намаз. Дустума за этим занятием за те три дня, что провел рядом с ним на горе, не видел ни разу.

Тут же, на вершине развернули свои походные позиции десяток американских спецназовцев. Установлены переносные антенны, ноутбук. Один из американцев бегло общается на дари с Дустумом. Командующий американцами офицер, разумеется, без знаков отличия, удивительно похож на Ричарда Гира. Спрашиваю у него: "Какие планы у Дустума? Пойдет ли он в Кундуз после того, как окончит разоружение пленных"? "Спросите у него, он принимает здесь решения", - отвечает мой "Ричард Гир".

Сегодня генерал Дустум вместе со своими бойцами остается на вершине горы Ерголай в ожидании завтрашнего дня, когда он надеется закончить разоружение кундузской группировки талибов. После этого, куда он отправится - вернется в Мазари-Шариф или поедет в Кундуз - неизвестно.

XS
SM
MD
LG