Ссылки для упрощенного доступа

Ближний Восток: "России надо быть в этом споре честным арбитром..."


Программу ведет Петр Вайль. В ней участвует корреспондент Радио Свобода Андрей Трухан, который побывал на встрече с послом Израиля в России Натаном Мероном, а также беседовал с главой российского бюро либеральной арабской газеты "Аль-Хайят" Джалалем Аль-Маштой.

Петр Вайль:

Израиль заявил, что палестинцы не выполняют соглашений, достигнутых в египетском городе Шарм аш-Шейх. Исполняющий обязанности министра иностранных дел Израиля Шломо Бен-Ами сообщил, что направил соответствующее послание всем странам, участвовавшим в саммите. Столкновения продолжаются. На Западном берегу Иордана, в районе Наблуса, палестинцы обстреляли автобус с израильскими поселенцами. Израиль в соответствии с договоренностями начал в четверг снимать блокаду с палестинских территорий. Возобновил работу международный аэропорт в Газе, закрытый две недели назад. Между тем, в четверг посол Израиля в России Натан Мерон поделился с российскими журналистами своими представлениями о ситуации на Ближнем Востоке. На встрече с ним побывал корреспондент Радио Свобода Андрей Трухан.

Андрей Трухан:

По словам Натана Мерона, нет никакого сомнения в том, что появление господина Шарона на Храмовой горе стало не причиной, но лишь поводом для хорошо спланированной и организованной палестинскими экстремистами акции насилия. Встреча в Шарм аш-Шейхе была очень важной, и ее главной и непосредственной целью было, прежде всего, прекращение эскалации насилия. Особую роль при проведении этой встречи сыграл президент США Билл Клинтон. Несмотря на то, что Россия не была на ней представлена, посол Израиля напомнил о тех активных и многообразных усилиях, которые предприняли для нормализации обстановки на Ближнем Востоке российские официальные лица - президент Владимир Путин и министр иностранных дел Игорь Иванов. Позиции Израиля и России в вопросе ближневосточного урегулирования сегодня практически совпадают. Приглашения на встречу в Шарм аш-Шейх направлял президент Египта Хосни Мубарак, и израильская сторона не имеет никакого отношения к отсутствию там России, которая, по-прежнему, остается коспонсором мирного процесса на Ближнем Востоке.

"У России благодаря ее хорошим отношениям и с израильтянами, и с палестинцами есть позитивные возможности для многообразного воздействия на ситуацию", - говорит Натан Мерон. Он убежден, что палестинская администрация во главе с Ясиром Арафатом обладает всеми возможностями для контроля над своими гражданами и вооруженными формированиями, и способна не только призывать к прекращению насилия со стороны палестинцев, но и реально добиться этого. "Авторитет Арафаата в его народе очень войск и одного его публичного обращения с призывом прекратить насилие хватило бы, чтобы насилие уменьшилось по меньшей мере на 80 процентов. Нечеткая публичная позиция главы палестинской автономии не способствует успокоению", - говорит посол Израиля в России. Он не видит альтернативы соглашению, достигнутому в Шарм аш-Шейхе, и его провал был бы серьезной бедой для обеих сторон. Существует взаимное израильско-палестинское недоверие, и его необходимо преодолевать шаг за шагом, Весьма позитивную роль на переговорах играет участие ООН, однако, возможности подключения международных миротворческих сил и прекращения эскалации насилия и возобновления мирного процесса на Ближнем Востоке Натан Мерон не видит.

"Вопрос об отделении Израиля от палестинских территорий поднимается общественностью всякий раз, когда возникает очередной кризис, и зверства палестинцев в отношении израильских солдат на прошлой неделе дали новый толчок для подобных настроений, но это - очень сложный вопрос, ведь мы живем так давно и так близко к друг другу, что наши жизненные судьбы так близко переплетены, что нам невозможно разделиться", - считает посол Израиля в России Натан Мерон.

Петр Вайль:

Андрей Трухан также беседовал с главой российского бюро либеральной арабской газеты "Аль-Хайят" со штаб-квартире в Лондоне Джалалем Аль-Маштой о возможной и реальной роли России в нынешней конфликтной ситуации на Ближнем Востоке.

Андрей Трухан:

Господин Аль-Машта, как бы вы оценили роль России в сегодняшней ситуации на Ближнем Востоке, посторонний наблюдатель, коспонсор, или есть какая-то активная деятельность российской дипломатии, которая незаметна невооруженным взглядом?

Джалаль Аль-Машта:

Формула "коспонсор" была выработана около 10 лет тому назад на мадридской конференции, и она, естественно, не срабатывает. США фактически стала единственной страной, которая активно вмешивается в этот конфликт. Россия, естественно, потеряла многие рычаги влияния - военные, политические, экономические и так далее, но я думаю, что Россия все еще имеет очень большие дипломатические возможности. Она имеет традиционные отношения с арабами, с другой стороны, она имеет обширные связи в Израиле, и России надо было бы выдвигать какие-то новые инициативы, а не быть сторонним наблюдателем. Я думаю, что после того, как в Шарм аш-Шейхе было достигнуто очень хрупкое перемирие, Россия может усилить свое участие для того, чтобы закрепить достигнутое и продвигаться дальше. Иначе Россия отстанет, может - навсегда, от ближневосточного поезда.

Андрей Трухан:

Понимает ли российская дипломатия опасность такого отставания?

Джалаль Аль-Машта:

В российском МИД как раз есть ближневосточная группа, которая прекрасно понимает: что могут сделать дипломаты, когда за ними нет опоры в виде мощной державы, в которой нет внутренних конфликтов, которая имеет сильные военно-политические и экономические позиции?.. А все этого российские дипломаты не имеют.

Андрей Трухан:

Отсутствие России в ближневосточном мирном урегулировании - осложняет оно процесс достижения взаимопонимания или нет?

Джалаль Аль-Машта:

Естественно, потому что США перестали быть арбитром, они стали в этом споре фактически стороной, связаны с Израилем стратегическим союзом и нет противовеса - арабы, палестинцы как бы стали одинокими. Не требуется от России быть на стороне той или иной группировки, а надо ей быть в этом споре честным арбитром, и в этом роль России, а возможно - и ЕС, и это - новая формула, которая сейчас вырабатывается - формула "многоспонсорства" в мирном процессе на Ближнем Востоке.

XS
SM
MD
LG