Ссылки для упрощенного доступа

Резиденция главы Палестинской автономии Ясира Арафата будет разблокирована


Ведет программу Петр Вайль. Участвуют корреспондент Радио Свобода Виктория Мунблит и главный редактор Иракской службы Радио Свобода Камран Карадаги

Петр Вайль: Американские и британские эксперты сегодня продолжали переговоры с палестинскими представителями о реализации предложенного Соединенными Штатами плана разблокирования штаб-квартиры главы Палестинской автономии Ясира Арафата. Суть дела сводится к следующему: Израиль считает принципиальным положением арест убийц бывшего израильского министра туризма Рахавама Зееви. Палестинцы арестовали этих людей, предали суду и осудили на разные сроки заключения от одного до восемнадцати лет. По существующему между Израилем и палестинцами соглашению, таким образом, эти люди оказываются вне юрисдикции Израиля. Теперь судьба заключенных - целиком руках самих палестинцев. Израиль это положение не устаивает. В этом случае вмешался президент Соединенных Штатов Джордж Буш и предложил следующий план: охранять осужденных убийц израильского министра будут американские и британские военнослужащие. Я обратился к главному редактору Иракской службы Радио Свобода Камрану Карадаги, который пришел в нашу студию. Камран, скажите, вот этот компромисс, на который пошел Израиль и палестинцы, по-вашему, он сможет каким-то принципиальным образом продвинуть стороны к мирному процессу?

Камран Карадаги: Вряд ли. Я думаю, что это просто компромисс, как-то хотя бы выйти из нынешнего положения, потому что положение очень неестественное. С одной стороны, Соединенные Штаты хотят что-то делать, играть какую-то роль, сдвинуть что-то немножко вперед. Американская администрация и Госдепартамент считают, что Арафат до сих пор является палестинским лидером, с которым нужно иметь отношения. Но, с другой стороны, он человек не свободный, не может двигаться. И поэтому, мне кажется, что это просто решение компромиссное, чтобы хоть немножко найти какой-то выход и дать американцам возможность вести дела и переговорить с арабскими партнерами. Потому что, как известно, арабские страны, в том числе и близкие к Америке, как Египет, Иордания, Саудовская Аравия, очень давят на Соединенные Штаты, что нужно что-то делать, чтобы освободить Арафата, и так далее.

Петр Вайль: Скажите, пожалуйста, когда саудовский принц Абдулла встречался с президентом Бушем у него на ранчо в Техасе, насколько известно, обсуждался ли этот вариант с палестинскими заключенными, тогда ли он был решен?

Камран Карадаги: Это вполне возможно. Потому что мы, конечно, не знаем, они там были наедине. И, видимо, они там обсудили несколько вопросов и, возможно, какое-то решение, если не именно этот вариант, но, может быть, это толкнуло Соединенные Штаты на какой-то вариант. Мне кажется, это больше работа специалистов, не политиков и не дипломатов, а, может быть, специалисты больше пришли к такому варианту найти какой-то юридический выход из этого положения.

Петр Вайль: А, по-вашему, сейчас принципиальный шаг, принципиальный компромисс возможен или сейчас не время?

Камран Карадаги: Я думаю, сейчас не время. Я думаю, очень трудно представить, какой шаг может быть. Мне всегда думается, что как в этом районе, в регионе, как мы можем так потерять все возможности и все случаи, чтобы что-то делать. И сейчас мне кажется, что когда существуют лидеры без всякого видения на будущее, как положение изменится. Год тому назад в Кемп-Дэвиде обсудили, как создать Палестинское государство и как решить этот вопрос. А сейчас дело дошло до того, как освободить Арафата. К сожалению, это действительность этого региона.

Петр Вайль: В прямом эфире из Тель-Авива наш израильский корреспондент Виктория Мунблит. Добрый вечер, Виктория. Израиль пошел на компромисс, который предложил американский президент Джордж Буш. И теперь, если дальше так все и пойдет, то арестованные и осужденные палестинцы будут содержаться под охраной американских и британских военнослужащих, Рамалла будет разблокирована, а Ясир Арафат получит свободу передвижения. Как это решение проходило в Израиле?

Виктория Мунблит: Нелегко далось Ариэлю Шарону это решение, и боле того, нелегко предвидеть, какую цену израильский премьер-министр еще должен будет заплатить. Судя по всему, довольно высокую цену придется ему заплатить за этот зигзаг в политике, ибо весь право-национальный лагерь, лидером которого, собственно, и является Ариэль Шарон, обрушился сейчас на премьер-министра. Надо сказать, что Шарон решился на эту мощную уступку как в шахматной игре, когда жертвуют белее мелкой фигурой для того, чтобы спасти положение. Причина состояла в том, что Шарон очень рассчитывал, что если Израиль столь безропотно подчинится, я бы сказала, выполнит просьбу США, то и США, в свою очередь, поддержат Израиль в том конфликте, который сейчас разыгрывается между Израилем и ООН. По сути Шарон, пойдя на это, поставил все на карту: если США действительно поддержат сейчас Израиль в его противостоянии ООН, его нежелании впустить комиссию ООН на территорию Израиля, если не будут выполнены предварительные условия; следовательно, Шарону, скорее всего, простят это зигзаг в политике. Если же Белый дом, а пока очень похоже на то, на этот раз не станет поддерживать Израиль в противостоянии ООН, тогда Шарону, конечно же, этот зигзаг в политике не простят.

Мне хотелось бы добавить еще несколько моментов, произошедших буквально некоторое время тому назад. Прежде всего, выступил министр обороны Израиля Бениамин Бен-Элиэзер, который заявил, что, возможно, еще до окончания недели все израильские войска будут выведены с территории Палестинской автономии, в том числе, и из Мукаты, района резиденции Ясира Арафата. В это же время выступил Ясир Абед Раббо, министр пропаганды Палестинской автономии, который заявил, что Арафат не покидает пока Мукату, не покидает пока Рамаллу, поскольку опасается, что если он выедет, к примеру, в Газу, его резиденция будет немедленно занята израильскими солдатами.

Петр Вайль: Виктория, а как отреагировала русскоязычная община Израиля и ее лидеры Натан Щиранский, Авигдор Либерман и другие?

Виктория Мунблит: Авигдор Либерман отреагировал как всегда - очень жестко. Он заявил: "Шарон и Перес должны взяться за руки и отправляться домой. После того, что позволил себе Шарон, он не имеет права оставаться премьер-министром". Надо сказать, что это заявление Либермана ни у кого не вызвало удивления, во-первых, потому, что Авигдор Либерман известен своими радикальными воззрениями, а во-вторых, он известен не меньше своей приверженностью главному политическому оппоненту Ариэля Шарона, бывшему премьер-министру Бениамину Нетаньяху. Что же касается партии Щиранского, то она, как правило, идет в русле правительственной политики, и оттуда никаких критических замечаний в связи с заявлением Ариэля Широна пока не донеслось

Я бы хотела бы еще заметить, что решение Шарона, как и внезапное изменение израильской политики нельзя, как мне кажется, рассматривать в отрыве от невероятного экономического кризиса, поразившего страну и поставившего Израиль в ситуацию, когда приходится опасаться экономических санкций гораздо больше, чем, к примеру, год тому назад.

XS
SM
MD
LG