Ссылки для упрощенного доступа

О проекте строительства "Иерусалимской стены"


Ведущий программы "Темы дня" Петр Вайль беседует с корреспондентом Радио Свобода в Тель-Авиве Викторией Мунблит.

Петр Вайль:

На днях власти Иерусалима предложили грандиозный, не только в техническом, но и в политическом смысле, план. Он состоит в том, чтобы построить 11-километровую стену, которая разделила бы еврейскую и арабскую части Иерусалима. По мнению авторов проекта, такая физическая преграда будет способствовать прекращению, или, по крайней мере, минимизации насилия. С другой стороны, фактически, в Иерусалиме создается анклав, в котором палестинцы могли бы провозгласить столицу собственного государства. В прямом эфире из Тель-Авива наш корреспондент Виктория Мунблит. Виктория, как комментируется, как воспринимается в Израиле этот проект "Иерусалимской стены"?

Виктория Мунблит:

Практически после каждого теракта, осуществленного в Иерусалиме, а надо отметить, что в течение последнего года среднестатистическая цифра в Израиле - 5 терактов в день, и большая их часть приходится именно на Иерусалим, так вот, практически после каждого теракта встает на повестку дня упомянутый вами вопрос. Как правило, инициатором этой темы является мэр Иерусалима Эхуд Ольмерт. Вопрос в том, как защитить жителей города от терактов и нельзя ли это сделать путем установления стены. Не раз уже поднимался вопрос о том, чтобы отделить, таким образом, западную часть города от восточной, еврейский Иерусалим от арабского.

Надо сказать, что эта идея всегда вызывает на редкость единодушное противодействие и левого, и правого лагерей израильской политики. Политики при этом говорят, что таким образом де-факто объединенный Иерусалим вновь превращается в Иерусалим разделенный. По сути, мы сами, утверждают политики, делим город на две части.

После последнего теракта в понедельник в микрорайоне Неве Яков, когда два террориста обстреляли людей, стоящих на остановке автобуса - восемь человек были ранены, девушка - сержант полиции скончалась в больнице от полученных ран, вновь встал вопрос о создании этой стены. К потрясенным жителям микрорайона Неве Яков прибыл мэр Иерусалима Эхуд Ольмерт, и сказал, что стена начнет воздвигаться в ближайшее время. На этот раз речь уже не шла о том, чтобы разделить город на арабскую и еврейскую части, а лишь о том, чтобы каким-то образом отделить именно микрорайон Неве Яков. Здесь следует пояснить, что для того, чтобы попасть в этот микрорайон из центра города, надо проехать, по сути, через две арабские деревни. Сразу после выступления мэра Иерусалима перед жителями микрорайона его слова были подвергнуты резкой критике со стороны не только политиков, но и высших полицейских чинов, которые отметили, что прецедент создания подобной стены уже существует. В частности, микрорайон Гило отделен в определенной степени от граничащей с ним Палестинской автономии стеной. Деньги на создание стены потрачены большие, однако, она никоим образом не уменьшила возможности проникновения на территорию Иерусалима палестинских террористов.

Следует отметить и еще одну деталь: действительно, мэр города властен принять подобное решение сам, однако, никогда муниципального бюджета не хватит на реализацию подобного проекта. Трудно представить себе, что какие бы то ни было структуры, в первую очередь - правительственные, согласились бы сегодня на субсидирование подобной идеи, так что обещания Эхуда Ольмерта о создании подобной стены, скорее всего, так и останутся неким моментом успокоения взбудораженных жителей города.

Петр Вайль:

Я думаю, можно добавить, что в Израиле, как известно, нет Конституции, есть Тора, Пятикнижие, в котором один из центральных пунктов - Иерусалим. Разделенный Иерусалим - уже не совсем Иерусалим. То есть это противоречит самому смыслу государства Израиль, кроме того, все-таки сооружение некоей стены в центре современного города противоречит самому духу времени, хотя события 11 сентября и показали, что разрушаться могут не только стены... В общем, сейчас время разрушения стен, а не их возведения.

XS
SM
MD
LG