Ссылки для упрощенного доступа

Югославия - новый старый член ООН


Программу ведет Петр Вайль. Участвуют корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Юрий Жигалкин и корреспондент Радио Свобода в Белграде Айя Куге.

Петр Вайль:

В четверг на флагштоке перед штаб-квартирой ООН в Нью-Йорке был поднят флаг новой Югославии - государства, официально принятого в среду в члены ООН. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Юрий Жигалкин:

Юрий Жигалкин:

Бурные аплодисменты в зале заседания Генеральной Ассамблеи ООН в среду, означавшие, что резолюция о приеме Югославии в члены ООН прошла без голосования, подвели итог восьми странным годам, когда Югославия Милошевича, подвергнутая остракизму ООН за ее роль в развязывании балканских войн, настаивала на том, что она продолжает быть полноправным членом организации, в числе основателей которой был и Белград. А 1992-м году, после того, как от социалистической Югославии откололись Словения, Хорватия, Босния и Македония, Генеральная Ассамблея ООН - высший орган Объединенных наций, предложила Белграду вновь вступить в ООН, как это сделали бывшие югославские республики. Правительство Милошевича отказалось, настаивая на том, что союзная Югославия является несомненным преемником СФРЮ. В ответ страны-члены ООН закрыли перед Белградом двери зала заседаний почти всех официальных органов ООН. Представитель Югославии в ООН потерял право называться "чрезвычайным и полномочным представителем" и в роли "временного поверенного" он появлялся, в основном, на заседаниях Совета Безопасности, как правило - для того, чтобы услышать критику или претензии в адрес Белграда.

Между тем, трехцветный флаг СФРЮ каждое утро поднимали на флагштоке перед штаб-квартирой ООН вместе с флагами почти 200 стран-членов организации. В среду вечером на церемонии с участием послов стран-членов Совета Безопасности и бывших югославских республик флаг социалистической Югославии был спущен в последний раз и поднят флаг новой Югославии - все те же синяя, белая и красная полосы, но без звезды в центре. Выступая на церемонии, посол США в ООН Ричард Холбрук назвал этот день историческим и для ООН, и для Балкан. Но, как и представитель ЕС, американский посол дал понять, что международное сообщество ожидает, что Югославия в роли полноправного члена Объединенных Наций будет выполнять устав организации и передаст своих граждан, подозреваемых в военных преступлениях, Международному трибуналу. Представитель президента Югославии Горан Свеланович, которого прочат в министры иностранных дел страны, ушел от прямого ответа на призывы дипломатов и говорил о том, что волнует, судя по всему, сейчас Белград больше всего - о необходимости разрешения проблем с соседями и желании как можно быстрее установить нормальные экономические связи с миром и международными финансовыми организациями. Однозначно приветствуя это событие некоторые американские наблюдатели говорят и о потенциальных проблемах, которые оно может повлечь. Вот мнение Чарльза Личенстайна - бывшего заместителя полпреда США в ООН.

Чарльз Личенстайн:

Насколько я понимаю, прием Югославии в ООН представляет из себя официальное признание политического статуса-кво, то есть, того, что в составе Союзной Республики Югославия находятся Сербия, Черногория и Косово - часть Сербии. Несмотря на то, что таким путем ООН лишь подтверждает формально признаваемую всеми данность, я подозреваю, что это может затруднить в будущем определение окончательного статуса Косово, и, можно предположить, и статуса Черногории.

Юрий Жигалкин:

Но это - лишь одно из мнений в хоре всеобщих приветствий по поводу вступления Югославии в ООН.

Петр Вайль:

Среди авторов проекта резолюции о вступлении Югославии в ООН - все 4 республики бывшей Федерации, в начале 90-х годов добившиеся независимости от Белграда. Руководства Хорватии, Словении, Боснии и Македонии не скрывают надежд на то, что теперь быстрее пойдут переговоры о правах на бывшую общую собственность. А вот в Черногории, еще остающейся в составе Югославской Федерации, решение Генеральной Ассамблеи ООН вызвало смешанную реакцию. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Белграде Айя Куге:

Айя Куге:

В Белграде прием Союзной Республики Югославии в ООН рассматривают как новое начало отношений с международным сообществом и выход из восьмилетней изоляции. Всем здесь особый оптимизм вселяет тот факт, что процедура вступления в ООН длилась меньше недели и окончилась аплодисментами. Обычные люди сегодня несколько наивно спрашивают: "Будем ли мы теперь получать помощь, и будут ли для нас открыты границы соседних государств и ЕС". Только руководство Черногории не скрывает своей разочарованности международным признанием Югославии. На минувшей неделе черногорцы сообщили, что они требуют от ООН подождать с приемом Югославии до той поры, пока Сербия и Черногория не устроят свои отношения. По идее Подгорицы, в ООН должны были вступить Черногория и Сербия по отдельности, и только потом решать вопрос, как будет выглядеть их союз. Как считают в Белграде, эта нереальная идея вызвала у сербов даже ироничную реакцию. Все СМИ цитировали предложение белградского писателя Милеты Продановича, который заявил, что, "учитывая планетарное значение крошечной Черногории, хорошо бы дать ей восемь мест в ООН - каждому из черногорских племен по одному, а может быть и постоянное место в Совете Безопасности ООН".

Однако, в последние дни отношения между Белградом и Подгорицей внешне немного сгладились. Премьер-министр Черногории Вуянович заявил, что для его республики требование иметь отдельное представительство в ООН не является непременным. Представители новых белградских властей еще больше снизили тон, предлагая после выборов в Сербии договориться о новых принципах, на которых будет построен сербско-черногорский союз двух больших, полностью самостоятельных федеральных единиц. Один из главных лидеров сербской демократической оппозиции Зоран Джинджич успокаивает черногорцев словами, что если они захотят отделиться, то у них всегда будет возможность вступить во все международные организации. Он реакцию Подгорицы объясняет психологическими причинами: "Черногория себя ведет как ревнивый старший ребенок, у которого родился младший брат - новая демократическая Сербия". По словам Джинджича, "Черногория должна понимать, что теперь пару месяцев мир будет качать демократического младенца - Сербию, а потом обоим детям придется играть вместе".

XS
SM
MD
LG